И тебя вылечат и меня вылечат как снимали

Наша любимая комедия вышла на экраны почти 46 лет назад, в сентябре 1973 года, а мы все “требуем продолжения банкета” и готовы ее пересматривать снова и снова.

Плакат

Снята комедия режиссером Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова “Иван Васильевич”.

Итак, рассмотрим некоторые факты из истории создания фильма:

  • Сценарист фильма Владлен Бахнов был соседом Гайдая по лестничной площадке, поэтому сценарий писали у режиссера дома.
  • Машина времени инженера Тимофеева была придумана и сконструирована для картины скульптором Вячеславом Почечуевым.
  • Изначально роль Ивана Грозного и управдома Бунши писали под Юрия Никулина. Но тот отказался, посчитав, что фильм, снятый по запрещенному произведению Булгакова, ляжет на полку. В фильме все таки звучит имя Никулина: эпизод, когда режиссер Якин гадает, кто из популярных в то время знаменитых актеров скрывается за маской человека, требующего от него ответа: “Ты пошто боярыню обидел, смерд?!”
  • На роль Бунши и Грозного пробовались многие известные актеры того времени: Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Владимир Этуш, потом получивший роль Шпака. Убедительнее всего вышли пробы у Юрия Яковлева. Он настолько хотел получить эту роль, что готов был даже отрезать себе челку, которая на пробах все время вылезала из-под царской шапки и страшно раздражала режиссера

-Ой, не похож, ой, халтура! Понимаешь, у того лицо было умнее! -Вот лица попрошу не касаться!

Если бы царем был Ю.Никулин, то его коллега по “Бриллиантовой руке” А.Миронов, скорее всего стал бы вором-домушником, Жоржем Милославским. Но в дуэте с Яковлевым Миронов выглядел слишком утонченным. На пробы для роли Жоржа Милославского пригласили Вячеслава Невинного, Анатолия Кузнецова, Леонида Куравлева. Последний и сыграл приятеля А.С. Шпака.

Юрий Яковлев и Леонид Куравлев

Женой изобретателя Шурика рассчитывала стать Наталья Селезнева, у которой с Шуриком в фильме “Операция Ы” получилась отличная химия. Но за роль ей пришлось побороться с двумя другими Натальями: Гундаревой и Гвоздиковой.

Наталья Селезнева

А вот Крачковскую без проб взяли играть Ульяну Андреевну, жену управдома Бунши.

Наталья Крачковская

  • “Красота-то какая! Ляпота!”

Снимать в Московском Кремле режиссеру не разрешили. Пришлось искать другую локацию. Древней Москвой стал Ростовский Кремль (город Ростов, Ярославской области). Именно здесь стрельцы брали живьем “демонов из будущего” – Жоржа Милославского и Буншу.

Ростовский Кремль

  • Погоня за демонами.

Погоня стрельцов за “гостями из будущего” была долгой, но на самом деле все происходило на одном пятачке. В кадре мелькает и нарядное крыльцо Красных палат, и Успенский собор, и крытые переходы. Они, кстати, не очень-то широкие – бегать по ним толпой было неудобно. Магия кино действует и на стену с которой прыгали стрельцы. В реальности она не очень высокая, но для массовки постелили на всякий случай сено.

  • “Замуровали, демоны!” На звоннице Ростовского Кремля Бунша, спасаясь от погони, запутался в канатах от колоколов и случайно исполнил песнь “Чижик-пыжик, где ты был”.

А когда Милославский его освобождает, то можно услышать начальные строки “Подмосковных вечеров”

  • “Звенит январская вьюга” (наверняка, вы пропели этот заголовок????). Другие эпизоды фильма снимали в Москве, в том числе и проезд милицейской машины и машины скорой помощи.

Песню “Звенит январская вьюга” снимали на набережной Ялты.

  • “За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?” В фильме ответ на этот вопрос мы слышим: “Во всяком случае не мы”. Но сначала по сценарию Милославский говорил: “Народ, батюшка, народ”. Цензура этот вариант не пропустила, пришлось фразу смягчить. На самом деле весь банкет оплачивал режиссер. Гайдай очень хотел, чтобы еда на царском столе была настоящая, а не бутафорская. Но денег в бюджете картины на такие излишества не было. Поэтому режиссер вложил свои средства. На осетра, поросенка, икру черную, красную, “заморскую, баклажанную” он потратил около 200 рублей. Огромные деньги по тем временам.
  • Ручка в подарок. Из дома Гайдай принес и другую экзотику советского времени: заграничные сигареты и ручку с голой женщиной, которую Милославский сначала украл у Шпака, а потом “подогнал” шведскому послу. Кстати, зрители в комедии так и не увидели фривольной картинки с ручки. Этот эпизод убрали.
  • “Одевайся! Царем будешь!” Роскошные кафтаны и царскую шубу шили из остатков реквизита с картины “Иван Грозный” Сергея Эйзенштейна. Модницу Зиночку одевал сам Вячеслав Зайцев. В эпоху тотального дефицита в нарядах от модельера актриса выглядела как звезда. Парик, кстати, тоже особенный. Достался ей от Любови Орловой.
  • “И тебя вылечат! И тебя тоже вылечат! И меня вылечат!” У Натальи Крачковской в фильме вообще было 5 париков. Один из них ей доставил массу неудобств. Вспомните знаменитую сцену, когда после фразы “И меня вылечат” Ульяна Андреевна снимает рыжый парик и оказывается с короткой стрижкой?

Чтобы это снять актрисе на ее длинные волосы натянули специальную шапочку, похожую на плавательную с коротким ежиком. “Головной убор” был настолько тугой, что сильно сдавливал голову. В результате лицо Н. Крачковской быстро отекало, и сниматься долго она не могла.

  • “Вы еще ответите за эти антиобщественные опыты! Хулиган!” Из-за цензуры в фильме пришлось переозвучить несколько фраз:
Читайте также:  Как вылечить головную боль беременным

– Бунша произносит, обращаясь к шведскому послу “Гитлер, капут!”, но по губам читается “Мир, дружба”.

– На допросе у милиции Иван Грозный на вопрос о месте жительства не смог сказать: “Москва, Кремль”. Пришлось ограничиться нейтральной фразой, что живет он в палатах.

– Также в фильме был эпизод, когда царь жарит котлеты на кухне у Тимофеева.

В результате всех изменений хронометраж фильма сократился на 10 минут.

  • Жена Гайдая отказалась сниматься. Свою спутницу жизни, жену Нину Гребешкову, Гайдай часто снимал в ролях второго плана. И в “Иване Васильевиче” он думал предложить ей роль царицы Марфы Васильевны. Но Нина Павловна наотрез отказалась.
  • “И знаешь, Шурик, как-то вот даже тянет устроить скандал!” Именно Нине Гребешковой мы обязаны одной из самых знаменитых фраз-цитат из фильма. Однажды, супруга пыталась завести серьезный разговор с Гайдаем, но тот отворачивался и уходил. Именно тогда она сказала легендарную фразу: “Так и тянет устроить скандал!” В комедии мы слышим это из уст жены Шурика.

Ну и напоследок: фильм является лидером советского проката 1973 года – свыше 60 миллионов зрителей.

На этом заканчиваю????

Читайте с удовольствием!????

Источник

Сложно поверить, но легендарной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в этом году исполняется 47 лет. На момент выхода она стала лидером проката: тогда в СССР ее посмотрели свыше 60 млн зрителей. Да и сейчас мы любим возвращаться к этому фильму, каждый раз раскрывая в нем все новые смыслы.

Мы в AdMe.ru решили рассказать вам о самых ярких фактах, связанных со съемочным процессом этого культового кино. Ну а в конце вас ждет приятный бонус: вы можете «подсмотреть» за реакцией современных иностранцев на советскую комедию.

  • Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которую он написал в 1936 году для театра. Однако зрители так и не увидели ее воплощение на сцене. На генеральной репетиции в Театре Сатиры присутствовали члены ЦК ВКП(б), которые запретили показ спектакля в этот же день. Само же произведение опубликовали только в 1965 году, а в 1972-м Леонид Гайдай приступил к съемке комедии.
  • Одновременно с началом работы над фильмом режиссеру поступило заманчивое предложение от Эльдара Рязанова — возглавить вместо него съемки советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Однако тот отказался.
  • Сценарий фильма создавался для Юрия Никулина. Гайдай хотел отдать ему главную роль. Однако актер, узнав о том, что картина будет сниматься по мотивам некогда запрещенной пьесы Михаила Булгакова, ответил решительным отказом, аргументировав тем, что советская цензура ни за что не допустит картину к показу.
  • Мало кто знает, что роль Жоржа Милославского могла достаться Андрею Миронову. Однако худсовет посчитал его слишком утонченным для этого героя.
  • Наверняка все помнят эпизод, в котором Жорж Милославский звонит из телефонной будки на работу Шпаку. Леониду Куравлеву никак не удавалось сымитировать женский голос. Тогда на помощь пришла Наталья Кустинская, которая и озвучила эту часть текста.

  • «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» — так должна была звучать фраза, которую произносит Леонид Куравлев. Однако актер решил сымпровизировать и добавил к ней: «Если, конечно, они у вас есть».

  • Худсовет порекомендовал сократить сцену погони милиции за Жоржем Милославским, так что в оригинальной версии фильма зритель так и не узнает, чем она закончилась. Но в 12-минутной короткометражке «Черные перчатки», стилизованной под немое кино и полностью посвященной похождениям Милославского, выяснилось, что скрыться от советской милиции вору-рецидивисту все-таки не удалось.
  • Режиссер принес из дома настоящую экзотику по тем временам — ручку с изображением обнаженной женщины. Ее Милославский украл у Шпака, а затем подарил шведскому послу. Однако по решению худсовета крупным планом эту картинку зрители так и не увидели.

  • «Все, чтo нажил непoсильным трудoм, все же пoгиблo! 3 магнитoфoна, 3 кинoкамеры заграничных, 3 пoртсигара отечественных, куртка замшевая. 3 куртки!» В этой сцене голос Владимира Этуша немного дрожит. Многие думают, что это связано с его возмущением действиями грабителей. Однако актер признавался, что просто-напросто опасался того, что овчарка, которой он все это рассказывает, может на него наброситься.

  • Интересный факт: в 2007 году ограбили квартиру Владимира Этуша, но узнав, кого обокрали, преступники вернули народному артисту большую часть имущества.

  • Из-за нападок цензуры некоторые моменты в фильме пришлось переделать или вовсе убрать. Так, например, худсовет распорядился удалить эпизод, в котором Иван Васильевич жарит котлеты. Чиновники посчитали, что это придает царю легкомысленный облик.

  • В оригинальной версии на вопрос милиции «Место жительства?» царь должен был ответить: «Москва, Кремль». Однако цензоры порекомендовали заменить на неопределенное «В палатах». Не понравилась им и фраза «Мир-дружба», которую Иван Васильевич говорит послам. Вместо нее он произносит знаменитое «Гитлер капут». Но по губам актера читается первоначальный вариант.

  • В сцене застолья лжецарь задает вопрос: «А кто платить будет?» Милославский отвечает: «Во всяком случае не мы». На самом деле ответ должен был быть таким: «Народ, батюшка, народ». Худсовет посчитал эту фразу слишком крамольной и потребовал переозвучить.
Читайте также:  Если начался кашель как вылечить
  • Леонид Гайдай хотел, чтобы вся еда на царском столе была настоящей. В бюджете не хватало средств на ее закупку, поэтому режиссер из собственного кармана выделил около ₽ 200. Правда, после окончания съемок выяснилось, что кто-то оставил на столе бутылку «Боржоми», и эпизод пришлось переснимать.
  • Наверняка многие помнят шутку про баклажанную икру. Так вот на самом деле в кадре была икра из кабачков. Кстати, некоторые историки утверждают, что это лакомство, как и сами баклажаны, в то время не было известно на Руси.
  • Во времена правления Ивана Грозного православные крестились двумя перстами. Киношный же царь, оказавшись в лифте, осеняет себя крестным знамением, сложив 3 пальца.
  • Когда лжецарь усаживается на трон, Жорж Милославский вручает ему скипетр и державу. Однако эти атрибуты власти появились уже после кончины Ивана Грозного. Кстати, в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна та же оплошность.

  • Царские одеяния были сделаны из реквизита, оставшегося со съемок «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. Модница Зиночка в исполнении Натальи Селезневой щеголяла в нарядах от Вячеслава Зайцева. А парик ей достался от Любови Орловой, которая должна была сниматься в нем в фильме «Русский сувенир».

  • Царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой практически во всех сценах смотрит в пол. Дело в том, что за несколько дней до съемок актриса пострадала в потасовке на вечеринке и получила синяк под глазом. Гримеры тщательно его заретушировали, но Маслова продолжала «скрывать улики», опуская глаза в пол. Однако этот прием только добавил очаровательности нежному образу.
  • Действия, происходящие в царских палатах, снимались в белокаменном кремле Ростова Великого.
  • Сцену проезда конницы Ивана Грозного снимали неподалеку от музея Ростовского кремля, куда на момент съемок приехала группа иностранных туристов. Леонид Гайдай вспоминал: «И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг». Кстати, все костюмы съемочная группа передала в дар музею. Сегодня экскурсоводы встречают туристов в этом облачении.
  • Эпизоды на лестничной площадке снимались в мосфильмовских павильонах. Работа над остальными сценами проводилась в Москве на улице Новокузнецкой в доме № 17. Там была квартира Шурика и магазин, куда он направился искать транзисторы для «машины времени».
  • Создание «машины времени» поручили одному конструкторскому бюро. Однако макет получился настолько громоздким, что зрители не поверили бы, что ее собрал инженер-одиночка. Тогда соорудить конструкцию предложили скульптору Вячеславу Почечуеву, который на тот момент в кинематографическом мире был известен как художник-скульптор, работавший на съемках «Руслана и Людмилы». За изготовление устройства он получил гонорар ₽ 40 и справку из бухгалтерии: «Деньги выданы за изобретение машины времени» (без кавычек).
  • Считается, что, создавая «машину времени», Почечуев вдохновлялся фильмом Гайдая «Самогонщики», поскольку во многом его «изобретение» напоминает продвинутый самогонный аппарат. Кстати, все стеклянные элементы были изготовлены неким стеклодувом с Клинского завода. Над «машиной времени» скульптор работал около 2 месяцев.
  • Известно, что практически в каждой работе Леонида Гайдая можно увидеть его супругу Нину Гребешкову. Но только не здесь. Несмотря на долгие уговоры мужа, актриса отказалась от участия в фильме. Однако в этой картине из уст Натальи Селезневой звучит фраза «Так и тянет устроить скандал» авторства Нины Гребешковой. Как-то супруга режиссера пыталась начать серьезный разговор с ним, но он разворачивался и уходил. Тогда и родилась эта фраза, которую Леонид Иович включил в фильм.
  • Михаил Пуговкин очень любил Ялту и часто приезжал туда. Так, поза вальяжно восседающего на складном стуле режиссера Якина была списана с самого актера, который именно так и отдыхал на набережной.
  • Внимательные зрители заметили, что черная кошка сопровождает практически все фильмы Леонида Гайдая.Картина «Иван Васильевич меняет профессию» не стала исключением. Режиссер полагал, что ее присутствие в кадре автоматически программирует его детище на успех.
  • Во время съемок Наталья Крачковская тяжело заболела. После полного выздоровления она вернулась к работе, однако Леонид Гайдай, увидев актрису, воскликнул: «Наташа, это невозможно смонтировать! В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла — в другой. Срочно поправляйся! Диета такая: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Через неделю вернешься». Рекомендации режиссера актрисой были соблюдены.

  • В фильме планировался эпизод с перелезанием Натальи Крачковской с одного балкона на другой. Актриса боялась высоты, однако Леонид Иович успокоил ее тем, что внизу для страховки будет подвешена люлька с людьми. Уже выполняя трюк, артистка посмотрела вниз и поняла, что никакой люльки нет, и чуть не сорвалась вниз. Данный эпизод не вошел в картину.

  • Нелегко далась Наталье Крачковской и культовая сцена со словами «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат», которую снимали аж целый день. Актриса вспоминала: «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было 2 парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку 10-летнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала». Ну а всего за время фильма актриса сменила 5 париков.
  • Песня «А не силная туча затучилася…», которую исполняют гусляры, признана историческим памятником русской литературы. Она была написана в конце XVI — начале XVII века.
  • А композиция «Поговори хоть ты со мной…», звучащая из магнитофона, на который случайно присаживается Иван Васильевич, была записана Владимиром Высоцким специально для этого фильма.
  • Изначально предполагалось, что песню «Звенит январская вьюга» будет петь София Ротару. Но ее проникновенная манера исполнения не подошла комедийному фильму. Так что Наталья Селезнева «спела» голосом Нины Бродской.
Читайте также:  Как вылечить растения от паутинного клеща
  • В 2002 году советская комедия вышла в США на DVD под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее» («Ivan Vasilievich: Back to the Future»). Здесь очевидна отсылка к ленте «Назад в будущее» режиссера Роберта Земекиса.
  • В Финляндии ее знают под сдержанным наименованием «Иван Грозный Булгакова» («Iivana Julma Bulgakov»), а в Венгрии — под оригинальным «Привет! Я царь Иван» («Halló, itt Iván cár!»). Скорее всего, так венгры перевели фразу «Очень приятно! Царь».
  • В международном рейтинге IMDb эта картина имеет довольно высокую оценку — 8,4 из 10.

Бонус

Не так давно на YouTube вышел ролик, в котором итальянцев знакомят с легендарной советской комедией. Во время просмотра эти экспрессивные зрители просто не могли сдержать слов восторга.

Смотрели ли вы фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Какие эмоции он вызывает у вас?

Источник

Фильм “Иван Васильевич меняет профессию” знают и любят все, даже дети.

Комедия, снятая Леонидом Гайдаем в 1973 г., повествует об изобретателе, который создал машину времени и смог перенести реальность в XVI век: в Московское царство эпохи Ивана Грозного. Вместе с тем сам Иоанн Васильевич оказался в златоглавой советского времени.

Процесс съемки фильма

Но далеко не все знают:

  • чьим родственником является чёрный кот изобретателя;
  • какие политические подоплёки имеет фильм;
  • что общего у великого комбинатора Бендера и вора Милославского.

Кто автор идеи?

Сама история была написана в 30-е гг. XX века Михаилом Булгаковым. Пьеса называлась “Иван Васильевич”.

Михаил Булгаков

По замыслу автора рокировка во времени также приводила героев к многочисленным комическим (комическим ли?..) ситуациям.

Но мы же знаем, что в 1936 г. произведение не могло просто так попасть в массы. Пьеса оказалась под запретом, и первая публикация состоялась лишь в 1965 г., через четверть века после смерти автора.

Бегемот и черный котёнок

1973 – это также и год первой полной публикации романа Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Гайдай использует это и показывает нам родственника знаменитого Бегемота – чёрного котёнка изобретателя Шурика. Котёнок также совершает чудеса: исчезает из полотенца и в конце фильма говорит человеческим голосом: “Чао!”

Котёнок Шурика

Комедия или сатира?

В журнале “Новейшая история России” за 2014 год вышла статья доктора исторических наук Михайловой Ирины Борисовны, где она показала: на рубеже XX-XXI вв. фильм и пьесу стали трактовать не как комедию, а как сатиру, имеющую политический подтекст.

1. Можно заметить параллель, проведенную между опричниной И. Грозного и репрессиями 30-х гг.: в пьесу и фильм вошел рассказ о холопе, который изобрел летательный аппарат. Изобретатель был подвергнут опале.

2. У управдома Бунши годами выработана практика ходить на многочисленные собрания. Товарищеский жест рукопожатия доведён до автоматизма. Помните? “Очень приятно, царь!”

3. По требованию цензоров был переозвучен эпизод, где лже-царь трапезничает и спрашивает: “А кто платить будет?” В оригинале звучало: “Народ батюшка”. Изменили на нейтральное: “Во всяком случае, не мы”.

Ирония…

Источник роскошной жизни партийной элиты тех лет не должен был звучать с экрана.

4. Колокол вызванивает мелодию “Чижика-пыжика”. Бунша запутался в верёвках.

Смешно? А не намёк ли это на запутанные отношения советского человека и религии? (Лично моё предположение)

Кадр из фильма

5. Атеиста-общественника спасает фигура Святого.

Верь- не верь, а что-то там, на небе, есть…

6. Вор наряжается в доспехи рыцаря.

Преступность противопоставлена настоящей рыцарской отваге

7. Тщательно выбритые стрельцы похожи на милиционеров.

8. Послы танцуют под “Собачий вальс”.

Обаятельные преступники

Разрабатывая пьесу, Булгаков тяготел к творчеству Ильфа и Петрова. В “Иване Васильевиче” мы слышим интонации “Золотого теленка” и “12 стульев”.

Жулик Жорж Милославский – почти родня Остапу Бендеру.

Обаятельные преступники кажутся нам почти положительными героями.

В фильмах есть яркие эпизоды, где обоих героев хочется даже уважать.

Например, когда О. Бендер хочет честным путём заполучить стул, он женится на вдовушке по-настоящему.

А Милославский запрещает лже-царю разбазаривать государственные земли.

Кадр из фильма

Каков итог?

Перемещение во времени – это словно побывка за границей, за пределами советского измерения. И за это героев ждёт наказание. Его предрекает неподражаемая Ульяна Андреевна:

“И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат”.

Вылечат всех!

Становится ясно, что великое изобретение Шурика не увидит свет, как и летательный аппарат неизвестного холопа.

Значение фильма “Иван Васильевич меняет профессию”

Как видим, комедия “Иван Васильевич меняет профессию” – фильм непростой.

Кинолента гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд…

Вам понравилась статья?

Узнали ли Вы что-то новое? Поделитесь в комментариях!

Подписывайтесь на канал и не пропустите следующие разборы)

Популярные статьи канала YouCanBlog:

Источник