Как я вылечил себе сосуды мозга

Как я вылечил себе сосуды мозга thumbnail

Страдаю постоянными давящими головными болями(виски, затылок, иногда – лоб), головокружениями, болит шея, затылок, на радужках глаз появились белые пятна(уходит пигмент из-за венозного застоя),перед глазами все время мелькают “мушки”, все увеличиваясь в количествах. Шейный остеохондроз.
Пройдены МРТ, ангиография, допплер сосудов головы и шеи показал:
Ангиоспазм (вазоспазм) сосудов мозга и шеи,
Нарушение венозного оттока.
.
Прошла курс капельниц Кавинтона и Лизина.
Пью Кавинтон таблетированный.
Изменений нет.
Начинаю отчаиваться и думать об ужасах вроде инсульта и дисциркуляторной энцифалопатии.
.
Скажите, пожалуйста, кто-то вылечил это?
Вот так, что бы повторное УЗИ показало норму?

Сен

[3798570293] – 15 мая 2017, 21:02

1.

Гость

[1706206258] – 15 мая 2017, 22:15

Это заболевание не лечится,т.к. у вас проблемые сосуды,наверное,врожденное,скорей всего.
У меня уже энцефалопатия .Очень часто мигени и головные боли.Плохая память,сонивость днем и бессонница ночью.Все делаю через силу,нет уже эмоций у меня от жизни,лицо вечно грустное.Я прохожу курс лечения раз в год у невролога,но в последние несколько лет эффекта от препаратов все меньше,Думаю,поменять врача

2.

Сен

[1270264495] – 15 мая 2017, 22:39

Гость

Это заболевание не лечится,т.к. у вас проблемые сосуды,наверное,врожденное,скорей всего.
У меня уже энцефалопатия .Очень часто мигени и головные боли.Плохая память,сонивость днем и бессонница ночью.Все делаю через силу,нет уже эмоций у меня от жизни,лицо вечно грустное.Я прохожу курс лечения раз в год у невролога,но в последние несколько лет эффекта от препаратов все меньше,Думаю,поменять врача

3.

Гостья

[2386715469] – 15 мая 2017, 23:00

Автор, вы массаж пробовали? Мне после него легче становится. Тоже шейн остеохондроз и дистония плохое кровообращение.

4.

Гость

[1829083963] – 15 мая 2017, 23:11

Автор, те же самые проблемы- сейчас пью курсом “Эскузан”. Таблетки не помогают. Эскузан- это натуральный препарат, настойка конского каштана с витаминами. Надо пить месяц 3 раза в день. Работает против венозных застоев во всех возможных местах: при варикозе, геморрое и при плохом венозном оттоке в шейном отделе. Применяют даже новорожденным. Это капли, перед употреблением взбалтывать. Рекомендуют до еды, но лучше минут через 30 после еды. На вкус не очень приятно, немного вяжет и горчит, но надо привыкнуть. На небольшое количество воды 12 капель. Остальные венотоники мне не помогли. И найдите гимнастику для шейного отдела, где щадящие упражнения. Мне понадобился год, чтобы с шеей решились проблемы.

5.

Наталия

[3312059803] – 16 мая 2017, 00:04

Согласна про венотоники. Я пью флебодию (1т утром, до еды). Давно страдала головными болями. Причин несколько, боли разного характера. Долго писать, но головы болели и у мамы, и у бабушки. Но в последние годы стало хуже, беспокоила именно давящая головная боль. Она была со мной почти ежедневно, особенно при высоком атмосферном давлении. Обследования ничего особенного не показали. Первый озвучил диагноз “венозный застой” остеопат (остеопата мне один невролог посоветовал; др просто таблетки для сосудов выписывали). После его сеансов было легче. Но недешовое это удовольствие. Но для меня это было чудо: голова не болит, например, 5 дней и никаких таблеток! А потом др врач, опытный гениколог, при планировании беременности (когда я,вскользь,озвучила “венозный застой” тоже сказала, что и гость выше. Неважно где этот застой: ноги, голова, малый таз. Надо пить венотоники. Мне прописала курс на два месяца (курсы можно часто повторять, но это у флебодии). Посоветовалась потом с неврологом ( который остеопата посоветовал) и он подтвердил про флебодию ( сказал что еще важно, что она для организма безвредна, нет побочек на др органы). После начала приема мне уже через неделю легче становится. Конечно, голова может заболеть (спазм, пмс… и т.д.). Но это реже все и решается обычной обезб. Таблеткой. А при головной боли, когда застой, такие таблетки не помогают и я ходила с головой, которую называла бедон с сырым цементом ( при любом движении все давить и стучать начинало). Еще мне шейный бандаж тот же невролог прописал. Сказал: купите самый простой, для поддержки шеи. Его одевают три-четыре раза в день, минут на 15, чтобы шею разгрузить, расслабить. Мне подобрали его по размеру в ортопедическом магазине.

6.

Таня

[2726159206] – 24 сентября 2017, 02:46

Сен

Страдаю постоянными давящими головными болями(виски, затылок, иногда – лоб), головокружениями, болит шея, затылок, на радужках глаз появились белые пятна(уходит пигмент из-за венозного застоя),перед глазами все время мелькают “мушки”, все увеличиваясь в количествах. Шейный остеохондроз.
Пройдены МРТ, ангиография, допплер сосудов головы и шеи показал:
Ангиоспазм (вазоспазм) сосудов мозга и шеи,
Нарушение венозного оттока.
.
Прошла курс капельниц Кавинтона и Лизина.
Пью Кавинтон таблетированный.
Изменений нет.
Начинаю отчаиваться и думать об ужасах вроде инсульта и дисциркуляторной энцифалопатии.
.
Скажите, пожалуйста, кто-то вылечил это?
Вот так, что бы повторное УЗИ показало норму?

7.

Гость

[45295086] – 15 ноября 2017, 19:28

Есть два средства, которые очень помогают при венозном застое и головных болях: 1) Ультразвуковой фонофорез с гидрокортизоном на область шейных позвонков, несколько сеансов – до 10. Можно с другой мазью, но эта одна из самых эффективных. Ультразвук снимает микро-отеки в шее и воспаления. Особенно после травм шеи. 2) Венотоники – детралекс (диосмин+ гесперидин) или флебодиа (диосмин) или другие лекарства с диосмином.
Еще помогает – очень медленно и аккуратно поднимать и опускать плечи при этом напрягая шею, но это уже после первых двух пунктов)

8.

Маргарита

[3758927036] – 18 декабря 2017, 14:39

Таня

Как у вас сейчас здоровье ?у меня такие же проблемы , с лета лечусь, кучу сосудистых препаратов прокололи плюс успокоительные , и мануальная терапия только все бестолку . Недавно назначили троксевазин ( таб) с бетагистином стало лучше, пока не словила ОРЗ и снова шея тянет, голову распирает и кружиться

9.

Мери

[127948179] – 24 августа 2018, 19:59

Здравствуйте.Вот прочитала про вашу проблему и решила может помогу.у моего мужа все точ в точ что вы пигите и по диагностике.точно также.очень вчера нашли наконецто отличного невролога.и он нам рассказал и назначил системки.Муж до сих пор неверит что стало легче голова неболит.капаем Лизина сэкценат .актовигин никотинку магнезию .таблетки детролекс .катена.сердолид.Вобщем вам нужно обратиться к грамотному неврологу.И это только первый этап лечения .на втором этапе врач посмотрит распросит и составит план 2 этапа лечения.потом 3 этап .и т.д.Мы надеемся что эффект будет

9.

Гость

[2029434669] – 06 ноября 2018, 01:06

Мери

Здравствуйте.Вот прочитала про вашу проблему и решила может помогу.у моего мужа все точ в точ что вы пигите и по диагностике.точно также.очень вчера нашли наконецто отличного невролога.и он нам рассказал и назначил системки.Муж до сих пор неверит что стало легче голова неболит.капаем Лизина сэкценат .актовигин никотинку магнезию .таблетки детролекс .катена.сердолид.Вобщем вам нужно обратиться к грамотному неврологу.И это только первый этап лечения .на втором этапе врач посмотрит распросит и составит план 2 этапа лечения.потом 3 этап .и т.д.Мы надеемся что эффект будет

9.

Гость

[3750487832] – 20 февраля 2019, 21:40

Гость

Здравствуйте, как сейчас у Вашего мужа дела? Все прошло?
Какие изначально симптомы у него были? Как долго? У меня просто похожая ситуация, но хорошего невролога в городе пока не смог найти

9.

Ольга в.

[46635171] – 10 марта 2019, 17:47

Гость

Так. Прочитал – … Даже говорить ничего не буду. Гоните своих убогих неврологов. Первое – вправить позвонки. Опасно и неприятно. Но…! Без исправления защемлений нефиг даже приниматься. Ищите хорошего костоправа. Далее – иголки ( расслабление мышечных спазмов). Обязательно – баночный и ударно-волновой массаж. ОЧЕНЬ больно, делать придется постоянно, колбасит неимоверно, пока организм перестраивается. Короче, по легкому не получится. Полегчает после второго-третьего курса.

Читайте также:  Как вылечить воспаленные лимфоузлы на шее в домашних

9.

Ольга в.

[46635171] – 13 марта 2019, 12:46

Сен

Страдаю постоянными давящими головными болями(виски, затылок, иногда – лоб), головокружениями, болит шея, затылок, на радужках глаз появились белые пятна(уходит пигмент из-за венозного застоя),перед глазами все время мелькают “мушки”, все увеличиваясь в количествах. Шейный остеохондроз.

Пройдены МРТ, ангиография, допплер сосудов головы и шеи показал:
Ангиоспазм (вазоспазм) сосудов мозга и шеи,
Нарушение венозного оттока.
.
Прошла курс капельниц Кавинтона и Лизина.
Пью Кавинтон таблетированный.
Изменений нет.
Начинаю отчаиваться и думать об ужасах вроде инсульта и дисциркуляторной энцифалопатии.
.
Скажите, пожалуйста, кто-то вылечил это?
Вот так, что бы повторное УЗИ показало норму?

10.

Гость

[162126157] – 02 апреля 2019, 10:04

Ольга в.

подскажите,пожалуйста, такого остеопата, у меня все эти симптомы появились именно после неудачного вправления позвонков….

11.

Николай

[1375580516] – 23 апреля 2019, 16:56

Сен

Нет, это не врожденное.
С детства – спортсменка, активистка. Что такое врачи и больницы никогда не знала.
Началось полгода назад, после травмы шеи.
Скажите, через какое время у вас развилась энцифалопатия? Какие симптомы? Прогноз? Легче становится после курса лечения? С чего у вас это все началось?

12.

Гость

[544287994] – 21 мая 2019, 19:35

Ольга в.

подскажите,пожалуйста, такого остеопата, у меня все эти симптомы появились именно после неудачного вправления позвонков….

13.

Гость

[3866936950] – 20 сентября 2019, 13:48

Что вы все несете, просто ужас, у меня тоже нашли сегодня незначительное нарушение венозного оттока, скачет ад, болит голова, страдаю всд,вы понимаете что сосудистые препараты сколько вы их не колите это либо вообще нн поможет, либо на время. Вы не глупые люди, поймите что это все из за шеи, это может быть что угодно, протрузия, грыжа, подвывих, нестабильность, остеофиты, артроз! И при каждом изминении разное лечение, к примеру: остеофиты, артроз – ударно волновая терапия, массаж, протрузии – уколы хондропротектора, физиопроцедуры, амплипульс, нестабильность – правка шеи, фиксаци, массаж, гимнастика! Сосудистые препараты применяют только для скорейшого востановления! Вы годами будете пихать пилюли и всаживать иголки в вены, но это никак не поможет. Проснитесь, алеее, идите к хорошему вкртебрологу, остеопату! В идеале ищите вертеброневролога, он и шею варавит и препараты назначит, и все что еще необходимо!

14.

Гость

[945360038] – 11 декабря 2019, 02:22

Гость

Мне тоже кажется,что после мануалов обострение начинает сильное,хотя после первого раза прям хорошо было.
Я прошла всё что можно-ноль эффекта((
Уже почти прикована к кровати, передвигаюсь только по квартире, и то недолго(

15.

Гость

[945360038] – 11 декабря 2019, 02:28

Гость

Здравствуйте! Уже 7 лет кошмара, сейчас лучше, но не проходит. Стресс, адовые круглосуточные боли, все зажато было, мануальная 1год- категорически против без расслабления мышц, шея, голова все в болезненных триггерах, курс иголок у хорошего иглотерапевта меня оживил, таблетаи горстями не помогали. После 3 курсов иголок стало лучше. Фенотропил пока не пропал с продажи помог за 3 года применения. Сейчас в шее 2протрузии, мышцы зажаты меньше, реакция на холод моментальная. Год антидепресантов амитриптиллина до 3таблеток в день- разьедает желудок но помогает от боли в шейно затылочной области. Сейчас наблюдается проблема с ЩЖ и нарушение глюкозы, что тоже влияет на головные боли и сосуды гол.мозга. мануальщик вправит а к вечеру спазмированные мышцы сожмут с новой силой так что не вздохнуть.. .. Здоровья Вам! И жизнь без стрессов!

16.

Гость

[1475511723] – 07 февраля 2020, 14:34

Сен

Нет, это не врожденное.
С детства – спортсменка, активистка. Что такое врачи и больницы никогда не знала.
Началось полгода назад, после травмы шеи.
Скажите, через какое время у вас развилась энцифалопатия? Какие симптомы? Прогноз? Легче становится после курса лечения? С чего у вас это все началось?

17.

Гость

[3190022499] – 26 марта 2020, 07:08

Гость

Мануальный терапевт.пиявки.
И….
ХИДЖАМА. !!!!!

18.

Гость

[3549369560] – 27 июня 2020, 15:02

Сен

Нет, это не врожденное.
С детства – спортсменка, активистка. Что такое врачи и больницы никогда не знала.
Началось полгода назад, после травмы шеи.
Скажите, через какое время у вас развилась энцифалопатия? Какие симптомы? Прогноз? Легче становится после курса лечения? С чего у вас это все началось?

19.

Гость

[2011363289] – 24 июля 2020, 12:35

Я вылечил но прошло 20 лет я курил и снова… Началось… Где то 12 сеансов

20.

Гость

[2549546325] – 31 июля 2020, 18:16

Гость

Я вылечил но прошло 20 лет я курил и снова… Началось… Где то 12 сеансов

21.

Гость

[3584440877] – 13 августа 2020, 03:55

Я после курса лечения почувствовала улучшение , тоже капала Кавинтон и пила назначенные лекарство, прохожу лечение у невропотолога,каждый необходимо проходит лечение

22.

Гость

[1637358691] – 19 августа 2020, 20:37

Гость

В Яокб Ярославль сделайте операцию у Грачева. У вас синдром позвоночной артерии.

23.

Гость

[1637358691] – 19 августа 2020, 20:39

Автор, удалось ли решить вам вашу проблему?

24.

Гость

[1741016540] – 10 октября 2020, 17:31

Гость

Это заболевание не лечится,т.к. у вас проблемые сосуды,наверное,врожденное,скорей всего.
У меня уже энцефалопатия .Очень часто мигени и головные боли.Плохая память,сонивость днем и бессонница ночью.Все делаю через силу,нет уже эмоций у меня от жизни,лицо вечно грустное.Я прохожу курс лечения раз в год у невролога,но в последние несколько лет эффекта от препаратов все меньше,Думаю,поменять врача

25.

Гость

[3795734206] – 28 октября 2020, 13:01

Гость

Мне тоже кажется,что после мануалов обострение начинает сильное,хотя после первого раза прям хорошо было.
Я прошла всё что можно-ноль эффекта((
Уже почти прикована к кровати, передвигаюсь только по квартире, и то недолго(

26.

leksejka

[3651722050] – 10 ноября 2020, 23:17

Гость

Он же психотерапевт. Чтоза операция?

27.

Гость

[2086935053] – 20 ноября 2020, 17:09

Мне назначали:Мидокалм по50 мг 1 т*2 р/ д; капли Эскузан 15 кап 2 р/ д на 1 мес.;Мексидол 2,0 мг в/ м 10 дней.Очень помогло!

28.

Гость

[2086935053] – 20 ноября 2020, 17:19

Гость

Что вы все несете, просто ужас, у меня тоже нашли сегодня незначительное нарушение венозного оттока, скачет ад, болит голова, страдаю всд,вы понимаете что сосудистые препараты сколько вы их не колите это либо вообще нн поможет, либо на время. Вы не глупые люди, поймите что это все из за шеи, это может быть что угодно, протрузия, грыжа, подвывих, нестабильность, остеофиты, артроз! И при каждом изминении разное лечение, к примеру: остеофиты, артроз – ударно волновая терапия, массаж, протрузии – уколы хондропротектора, физиопроцедуры, амплипульс, нестабильность – правка шеи, фиксаци, массаж, гимнастика! Сосудистые препараты применяют только для скорейшого востановления! Вы годами будете пихать пилюли и всаживать иголки в вены, но это никак не поможет. Проснитесь, алеее, идите к хорошему вкртебрологу, остеопату! В идеале ищите вертеброневролога, он и шею варавит и препараты назначит, и все что еще необходимо!

Читайте также:  Бред ревности у мужчин как вылечить

29.

Гость

[185347846] – 20 ноября 2020, 19:32

Гость

Слишком много знакомых помсле ваших ” хороших” остеопатов потом инвалидами стали

30.

Гость

[185347846] – 20 ноября 2020, 19:40

Помогло что ни будь

31.

Гость

[1915321602] – 23 ноября 2020, 19:13

Гость

Это заболевание не лечится,т.к. у вас проблемые сосуды,наверное,врожденное,скорей всего.
У меня уже энцефалопатия .Очень часто мигени и головные боли.Плохая память,сонивость днем и бессонница ночью.Все делаю через силу,нет уже эмоций у меня от жизни,лицо вечно грустное.Я прохожу курс лечения раз в год у невролога,но в последние несколько лет эффекта от препаратов все меньше,Думаю,поменять врача

32.

Гость

[4148853402] – 22 декабря 2020, 08:49

Ольга в.

подскажите,пожалуйста, такого остеопата, у меня все эти симптомы появились именно после неудачного вправления позвонков….

Внимание

Администрация сайта Woman.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах, о которых идет речь в этой ветке. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть не безопасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

33.

Гость

[3457167886] – 08 января, 19:28

Гость

Я вылечил но прошло 20 лет я курил и снова… Началось… Где то 12 сеансов

Источник

В практическом плане эта история может оказаться полезной для тех, у кого порой кружится голова. Таких людей много, и будет здорово, если они что-то для себя почерпнут. Но вообще она не о головокружениях. Она о том, как врачи долго и дорого лечат нас от недугов, которых нет. А о тех недугах, что есть, не догадываются. Почему это происходит? Я попыталась установить причину на собственном опыте.

Для начала каминг-аут. У меня время от времени кружится голова. Довольно давно уже, лет с двадцати пяти. Кружится, когда ее запрокидываешь. Или, наоборот, когда смотришь вниз. Или во сне, когда переворачиваешься на другой бок.

Накатывает такая фигня неожиданно и продолжается от нескольких дней до месяца. Постепенно голова кружиться перестает и может больше не делать этого целый год. Или два года. Или три. Никакой системы в ее поведении нет. Мне неизвестно, из-за чего она заводится и из-за чего останавливается.

Много раз я пыталась узнать, почему она кружится и чем все-таки ее лечить. Ходила к разным специалистам. Всех врачей, к которым я обращалась за свою жизнь, уже не припомнить. Но те, к кому я попадала в последние пять-шесть лет, точно были хорошими профессионалами.

Все они вели прием в государственных и коммерческих поликлиниках и медцентрах. Настоящие врачи, а не парамедики. Кого-то мне порекомендовали. К кому-то, накопив денег, я пошла сама, решив, что можно ему доверять, раз он работает в дорогом и престижном медучреждении, потому что плохого специалиста туда не возьмут.

Названий медцентров я здесь не упоминаю, чтоб не делать им рекламы-антирекламы. Но, поверьте, все они очень достойные, известные и работают в Москве много лет.

С головокружением надо идти к неврологу — это мне говорили в любой поликлинике. И терапевт тоже всегда направлял к неврологу. Поэтому я ходила к неврологам.

Неврологи очень тщательно меня обследовали. Простукивали молоточками, клали, мяли, направляли на УЗИ сосудов шеи, МРТ головного мозга и верхнего отдела позвоночника, требовали сдать всякие хитрые анализы крови.

По результатам исследований, на которые я тратила каждый раз порядка десяти тысяч, если не больше, выходило, что у меня, конечно, остеохондроз. Позвонки в шее смещены от работы на компьютере или, может быть, от родовой травмы. Из-за этого в шее зажимаются какие-то сосуды и нарушается кровоснабжение мозга. И кружится голова.

Неврологи писали ужасные диагнозы в заключениях. И какая-то энцефалопатия, и что-то васкулярное, и что-то вегетососудистое.

Я расстраивалась, конечно. «К сожалению, обратно позвонки не сдвинуть, — успокаивали добрые неврологи, — с возрастом будет хуже. Высокое давление, инсульт, вы в зоне риска. Но сейчас мы вас полечим, и вы будете чувствовать себя лучше. А вообще надо поменьше сидеть у компьютера, побольше спать, гулять, отдыхать, лечебная гимнастика и бассейн, вам очень полезно плавать».

Лечение у всех врачей было одинаковое — десять дней ходить на капельницы с какими-то укрепляющими сосуды препаратами плюс массаж, мануальный терапевт, иглоукалывание, физиотерапия и лечебная гимнастика. Или все вместе, или что-то на выбор. Но стоило оно в любом случае немалых денег.

Один раз я решила ограничиться капельницами. Голова через месяц действительно перестала кружиться, но прежде она и без капельниц переставала, так что большой веры в такое лечение у меня не осталось.

В другой раз у меня была жирная страховка, по которой оплачивались не только капельницы, но и процедуры. «Любой каприз за ваши деньги», — сказала невролог, выписывая толстую стопку направлений, и недели три я ходила в этот медцентр как на работу. Капельница, электрофорез, магниты, массаж, откручивание головы мануалом, иголки. Голова, однако, кружилась еще сильнее и перестала только после того, как мое лечение прекратилось и прошло опять около месяца.

Надо сказать, что давным-давно — лет десять, наверно, назад — я между делом рассказала про голову своей приятельнице. Она окончила в Москве медицинский институт еще в советские времена. Потом уехала за границу и работает там обычным врачом-терапевтом. «А как кружится голова — как на корабле или как на карусели?» — сразу спросила она. Я сказала, что скорее как на карусели. «Сходи к «ухогорлоносу», — посоветовала она. «Ухогорлоносом» в нашей молодости звали врача-отоларинголога. Приятельница объяснила, что голова кружится из-за кристаллов в ушах. Они у меня где-то оказались не на месте, а «ухогорлонос» их вернет куда надо элементарными манипуляциями. Они умеют, это несложно.

Таскаясь по неврологам, я иногда вспоминала этот странный совет и однажды решила ему последовать. Пошла к отоларингологу самой высшей квалификации, в платную солидную клинику с великолепной репутацией.

Вот, говорю, кружится голова. Верните мне на место кристаллы в ушах.

Отоларинголог высшей квалификации посмотрела на меня как на свалившуюся с неба дуру. Про кристаллы она и слыхом не слыхивала. «С головокружениями к неврологу. Вы зря ко мне пришли».

На этом с «ухогорлоносами» мои отношения закончились. А с неврологами продолжались вялотекущие.

***

Пару месяцев назад — в начале лета — голова у меня совершенно не кружилась. Причем не кружилась так давно, что я и думать про это забыла.

Без всякой связи с головой я решила осуществить давнюю мечту — записалась на курсы «легкого плавания», чтоб научиться плавать кролем длинные дистанции на открытой воде и переплыть в итоге Волгу в самом широком месте или даже Ла-Манш.

Вопреки уверениям неврологов в исключительной пользе плавания при остеохондрозе голова после третьего занятия начала опасно покруживаться. Я не сдавалась, продолжала обучение. Не бросать же, раз уплочено.

Отзанималась до конца курса. Но голова раскрутилась так сильно, как не раскручивалась никогда в жизни.

Хорошо она себя вела, только если смотреть прямо перед собой. Но от поворотов и наклонов вправо, влево, вверх, вниз начиналось стремительное вращение всего, что находится в поле зрения.

Спать я могла только сидя. Чтоб почистить зубы, приходилось раздеваться и залезать в ванну, потому что нагнуться к раковине было невозможно. Голова начинала кружиться так, что я в эту раковину запросто могла тюкнуться лбом. За рулем надо было глядеть только прямо, а парковаться по зеркалам, ни в коем случае не поворачивая резко голову. В общем, я была в отчаянии, если честно. Проклятая шея. Бедный мой мозг. Он же совершенно не снабжается кровью. Что делать? Опять двигать к неврологу? Но чем он поможет, если бесполезные капельницы и массаж — весь его арсенал.

Читайте также:  Как принудительно вылечить от туберкулеза

Фото: Геннадий Черкасов

В придачу к голове разболелся зуб. В стоматологии почему-то принимал врач-отоларинголог. Выйдя от стоматолога, я пошла к нему. Абсолютно непафосному специалисту. Благо не было ни очереди, ни записи. И рассказала про голову. И про кристаллы.

Диагноз был поставлен мгновенно: доброкачественное позиционное головокружение. «Вам нужно к отоневрологу, — сказал отоларинголог. — Он проделает с вами манипуляции. В Москве есть всего один специалист, который это сделает грамотно, и у него есть все необходимое оборудование. Если идти, то к нему».

И я пошла к нему. И все получилось. Три недели мучений и многолетнее ощущение угнетенности из-за «плохого кровоснабжения мозга» закончились через сорок минут.

Отоневролог надел на меня специальные очки, уложил на кушетку и стал как-то хитро и осторожно поворачивать. Сначала голова при каждом повороте нещадно кружилась. Было тошно, противно, хотелось немедленно сесть, чтоб унять вращение. Но к четвертой серии поворотов все как-то наладилось. Я переворачивалась и на левый бок, и на правый и предвкушала, как буду спать лежа — забытое счастье! — уже сегодня ночью.

***

Доброкачественное позиционное головокружение возникает из-за непорядков в вестибулярном аппарате. Остеохондроз, суженные сосуды и плохое кровоснабжение мозга с ним никак не связаны. Это все вообще из другой оперы.

Во внутреннем ухе у человека два рецептора — слуховой и вестибулярный, который непосредственно участвует в системе равновесия. Внутреннее ухо (ушной лабиринт) содержит кристаллы кальция. Они там лежат в так называемых мешочках и обеспечивают ощущение силы тяжести.

Эти кристаллы называются каналиты. Они могут разрушаться по разным причинам. Освободившиеся кристаллы могут выплывать из мешочков в полукружные каналы, заполненные жидкостью. Всего таких полукружных каналов три. Чаще всего каналиты заплывают в вертикальный канал. Но могут заплыть в любой.

Если они заплыли, изменение положения головы может вызвать сдвиг каналов, и тогда у человека появится ощущение вращения. Оно очень сильное. Продолжается меньше минуты, но вызывает тошноту, нарушение равновесия, и эти ощущения длятся часами.

Такие головокружения случаются и с детьми, и со стариками. Каких-то закономерностей, которые позволили бы указать их причину, не выявлено. По всей видимости, это особенности строения вестибулярного аппарата. Какая-то патология. Но довольно распространенная.

Вообще голова может кружиться от множества причин. Но выплывшие кристаллы — самая частая. Около 20% всех людей, страдающих головокружениями, страдают ими именно из-за того, что у них «отвязались» каналиты.

Лекарствами это не лечится. Массажами и мануалами — тоже. Выплывшие кристаллы нужно просто загнать обратно — туда, где они должны находиться. Именно это и сделал со мной отоневролог. Серией легких движений переместил выплывшие каналиты в ту область ушного лабиринта, где они не повредят системе равновесия.

Когда-нибудь они могут опять выплыть в полукружные каналы. Тогда я снова к нему пойду, и он их снова загонит на место. Поскольку это случается не часто, большой проблемы здесь нет.

***

Про интересное поведение кристаллов я написала у себя на страничке в соцсетях. Те, кто проживает в нашей стране, откликнулись комментариями типа «мой случай, дайте координаты врача, много лет грешу на сосуды и остеохондроз, травлюсь лекарствами, толку нет». Те, кто живет за рубежом, тоже удивились. Но не тому, что бывает такое головокружение, которое «чинят» манипуляциями, а тому, что в России про это мало кто знает. «У нас это делают физиотерапевты, таким манипуляциям учат на первом курсе», — написала шведка. «У меня такое же было, но меня сразу направили к ЛОРу», — написала израильтянка. «В Америке это лечится одним сеансом физиотерапии», — написала американка.

Отоневролог, который меня «чинил», рассказал, что медики сравнительно недавно узнали, что позиционное головокружение вызывается уплывшими кристаллами. Это стало известно только в 1995 году — из-за неудачной операции, проведенной канадским хирургом.

За прошедшие с тех пор 22 года зарубежная медицина «инкорпорировала» новое заболевание в свою систему медобслуживания, определив для него четкое место: как оно диагностируется, по каким симптомам, на каком этапе обследования, какими специалистами, кто лечит, кого учить лечить.

В нашей системе медобслуживания этого не произошло.

Да, многие специалисты знают про позиционное головокружение. Но многие и не знают.

Хотя если с головокружениями направляют к неврологам, неврологи-то уж обязательно должны о нем знать. И не просто знать. Оно должно быть включено в алгоритм их действий: прежде чем искать сужение сосудов и опухоль мозга, необходимо все-таки проверить, не из-за кристаллов ли у пациента кружится голова. Потому что если из-за кристаллов, тогда его нужно не по аппаратным исследованиям и капельницам гонять, а направлять к другому специалисту — отоневрологу.

Иначе система медобслуживания работает неэффективно. Пациенты не вылечиваются, а деньги тратятся огромные — и страховыми компаниями, и самими больными.

***

Кого спрашивать, почему доброкачественное позиционное головокружение у нас оказалось в подвисе? Министра здравоохранения? Но министр не может отслеживать все новости медицины и для каждой новости искать место практического приложения. Это не задача министерства. Это задача профессионального врачебного сообщества.

Для клинической практики нужны клинические рекомендации — конкретный перечень необходимых методов диагностики и лечения при определенном заболевании. На Западе такие рекомендации разрабатывают профессиональные ассоциации врачей различных специализаций. Ассоциация хирургов разрабатывает для хирургов, ассоциация терапевтов — для терапевтов, ассоциация неврологов — для неврологов. Этими клиническими рекомендациями врачи и руководствуются.

У нас все не так.

Клинических рекомендаций нет, и они не разрабатываются, и даже западные на русский язык не переводятся, хотя это было бы быстрее и проще. Прорехи в клинической практике заполняются скорее случайно, чем систематически.

«Мы лет десять всем рассказываем про доброкачественное позиционное головокружение на заседаниях Московского городского научного общества терапевтов, — сказал профессор Павел Воробьев, узнав про мои мытарства с головой. — Штука частая, людей травят бессмысленными лекарствами, а ларчик открывается просто. Да, бывают и другие причины головокружения, но обидно именно то, что большей части страдальцев можно помочь».

Московское городское научное общество терапевтов — профессиональная ассоциация. О′кей, она делает свое дело — рассказывает на заседаниях про позиционное головокружение. Но кто ее слышит? Горстка «живых» врачей, которых действительно интересует профессия. Остальным-то рассказывать бесполезно. Им нужен приказ главврача, где будет расписан алгоритм, как, когда и кого надо обследовать, чтоб обнаружить позиционное головокружение. Тогда они будут обследовать. Не будет приказа — не будут.

Такой у нас порядок — и в государственных медучреждениях, и в частных. Бюрократический. Надежный, проверенный временем.

Еще бы он работал, и было бы совсем хорошо.

***

Массаж воротниковой зоны, на который меня первым делом направляли неврологи, при позиционном головокружении, оказывается, вреден. «Будет еще хуже», — предупредил спаситель-отоневролог. Шея при таком головокружении обычно ужасно болит, да. Но она болит не из-за кривых позвонков, а из-за того, что мышцы все время пытаются удержать голову и остановить вращающуюся картинку.

И плавать тоже не полезно. Особенно кролем. Потому что положение, в котором находится тело, может спровоцировать массовый «заплыв» каналитов. Со мной, похоже, именно это и случилось. Так что Ла-Манш пока подождет.

P.S. Я прекрасно знаю, что будет после публикации этой статьи. Мне начнут звонить и писать разные люди, которым нужен отоневролог, чтоб узнать, где он принимает. Люди будут решать таким образом свои частны