Как вылечить детские травмы

Как вылечить детские травмы thumbnail

79 904

Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте и даже могут передаваться следующему поколению. Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем. О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Об авторе

Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте.

Источник

Продолжаем разговор о том, как влияют на нашу взрослую жизнь отношения с родителями и как лечить свои детские травмы.

Вот здесь было начало разговора и мы говорили о том, что бывает с нами в жизни, если нам чего-то не додали в детстве родители.

Собственно, как влияют, вроде в общих чертах разобрали. Тут, конечно, много деталей и нюансов, которые в одной статье не охватишь. Буду эту тему и дальше развивать, она неисчерпаема.

Как вылечить детские травмы

А пока давайте двигаться к практическому компоненту темы.

Допустим, выяснили мы, что родители (оба или кто-то один) не удовлетворяли наши базовые психологические потребности. Что же делать-то теперь с этим всем?..

Как лечить свои детские травмы?..

Простых решений типа «наплевать и забыть» не будет, сразу предупреждаю.

Одна из самых больших наших ошибок в этом месте – это «ампутировать» себе эту неудовлетворённую потребность. Как будто её и не было, и она нам совсем даже и не нужна.

Ведь можно же прожить, скажем, без маминой любви. Ну, не любила… так и хрен с ней, с этой любовью… такое простое решение вроде бы.

Но это ни разу не решение.

Нельзя «расхотеть» маминой или папиной любви. Нельзя, понимаете?..

И, как бы вы ни пытались отрицать у себя эту потребность, чтобы защитить себя от страданий, ничего из этого в итоге не выйдет. Заго́ните чувства вглубь, а потом всё равно бабахнет, рано или поздно.

Давайте я тогда на примере «Мама не любила» дальше на эту тему порассуждаю.

Потребность в любви матери – естественная и базовая потребность каждого человека. Но не всем эти любящие матери достаются «на раздаче». И это ничья вина, просто так случается.

И вот проблема – потребность не была удовлетворена в детстве и не может, тем более, быть удовлетворена во взрослом возрасте.

Почему не может во взрослом?..

Первое, потому что мамы, не любящие своих детей, как правило, такими и остаются до конца жизни. Изменения к лучшему тут бывают, но редко, к сожалению.

Второе, мы уже с вами знаем, что искать маминой любви в других людях – партнёрах (партнёршах), друзьях-подругах, коллегах и даже своих собственных детях тоже не пойдёт. И искомого не получим, и отношения разрушим.

Так что же нам делать?

Как это ни печально, но надо согласиться с тем, что потребность эта так и останется неудовлетворённой. Прошлого мы не изменим никогда и ни при каких условиях.

Читайте также:  Как объяснить пословицу беда вымучит беда и вылечить

И, чтобы двигаться дальше и чтобы состояться, как личность, нужно признать это своё бессилие. Не смогу я уже получить этой любви никогда и ни при каких обстоятельствах. Да, меня будут любить другие люди, но они – не мама! А мама никогда не полюбит так, как мне бы хотелось.

как лечить свои детские травмы

И вот здесь, в этой точке, за этим бессилием и невозможностью получить то, что очень нужно (на психологическом языке это называется «фрустрация») вам откроется целый ворох разных чувств, от глубокой печали до ярости. И каждое из этих чувств надо пережить и принять.

Что это значит – обнаружить в себе это чувство, понять, откуда оно и на что именно, выразить это чувство в мир (через разговор или действие). Можно это, конечно, делать в одиночестве в обнимку с любимой подушкой, но лучше, намного лучше, чтобы свидетелем этого выражения ваших чувств были люди.

Тогда обмен с миром будет более полноценным, двусторонним и своего рода «задокументированным».

Вы ему свои чувства на маму, которая вас не любила, а он вам в ответ тоже что-то. Если вы правильно выбрали людей, с кем поделиться этими чувствами, то в ответ вам придут понимание, поддержка и сочувствие.

Потому что все ваши чувства, даже очень негативные, в этот момент их выражения будут уместны и правильны. Вас обделили чем-то очень важным, и вы имеете право злиться и обижаться по этому поводу.

Если вы сможете распутать этот клубок по ниточке, от бессилия и дальше по серпантину ваших чувств, то вскоре, в своё время, вы придёте к глубокой, истинной печали.

А знаете ли вы, что именно там, на глубине нашей самой глубокой печали, которая порой может казаться такой безысходной и нескончаемой, находится благословенная точка перемен? Точка, которая, как катапульта, выбросит нас наверх из этого мрачного и тёмного колодца печали.

К сожалению, нам часто просто не дают возможности нащупать эту точку. Наша культура очень боится печали и негативных переживаний. Нас всё время подбадривают и «поддерживают»: «Не думай о плохом!», «Держи хвост пистолетом!», «Не опускай руки!»…

Как вылечить детские травмы

И этим самым не дают нам опуститься на глубину этого колодца, туда, где наша боль, печаль и отчаяние от невозможности получить что-то очень для нас важное, достигнут своего пика. И где мы получим облегчение и энергию для преодоления этого дефицита, при условии, что мы организовали себе поддержку и безопасные условия для «спуска на дно».

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы залечить свои детские раны и травмы, это признать то, что ущерб от них есть, и он никуда не денется. И честно «взглянуть в глаза» своим чувствам про это. Плакать от бессилия, злиться, обижаться и печалиться. По полной, до самого дна.

Обязательно с поддержкой (лучше профессиональной), одному с такого рода катарсисом не справиться, сразу говорю.

Можно с друзьями-подругами, конечно, но тут многое будет зависеть от того, что это за люди, и смогут ли они сопроводить вас туда, куда вам надо, и будут ли вас поддерживать. А то ведь как может случиться – нырнёте в воду вместе, а друзья вас либо наверх будут вытаскивать, не пуская на глубину, либо, наоборот, топить, образно выражаясь.

А нужно, чтобы не тянули ни туда, ни сюда, а плыли с вами рядом, подставляя вам плечо, когда это нужно вам. И чтобы вы знали, что, если вы вдруг начнёте захлёбываться на глубине, они помогут вам выплыть наверх.

Так что отнеситесь, пожалуйста, серьёзно к этому процессу и организуйте себе безопасное и поддерживающее пространство, где вы сможете окунуться в этот «омут» переживаний. Но он жизненно необходим, чтобы освободиться от тяжести непростых чувств по поводу недоданного вам родителями, и двигаться дальше в жизнь.

Но это ещё не всё.

Наш первый шаг, который мы обсуждали, — это признать, что неудовлетворённая потребность есть, никуда не исчезла и, что самое печальное, никогда не может быть удовлетворена.

Раньше в этом месте была ссылка на очень хорошее видео — фрагмент работы Тони Роббинса на одном из его выступлений с девушкой по имени Сиенна, которая злится на отца-наркомана и тоскует по его любви, которую так и не получила в детстве.

К сожалению, это видео удалено из источника, и в интернете я его не нашла. Попробую пересказать коротенько.

Тони, после недолгого исследования через вопросы, говорит Сиенне: «Ты ненавидишь себя за то, что по-прежнему любишь его (отца), несмотря ни на что?»

Да, она любит, и по-прежнему ждёт его любви и нуждается в ней. И отрицать это бессмысленно и даже опасно.

как лечить свои детские травмы

Этот незавершённый гештальт порождает много чувств, которые надо осознавать и размещать в окружающем мире.

Обсуждать (на терапии, с друзьями, на тренингах), сублимировать в творчестве (писать про это стихи, книги (помните блестящую книгу «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева? – вот как раз из этой оперы), снимать кино, писать картины и создавать скульптуры, и что угодно ещё, если это приносит вам облегчение и безопасно для мира.

А дальше, после того, как эти чувства выпущены на волю и отреагированы, нужно переходить к фазе 2. Созидательной.

В ситуации, когда у вас есть дефицит чего-либо, у вас всегда есть два пути

  1. Первый – проклинать этот чёртов дефицит, искать виноватых, которые недодали, недоглядели и упустили, объяснять им, этим децифитом, свои неудачи и неуспехи.
  2. Второй – забить на то, чего у вас нет, и опираться на то, что есть.

И тут опять Тони Роббинс был великолепен.

Он предложил девушке, имеющей вполне разумные претензии к отцу-наркоману, предъявить ему так же претензии и за всё хорошее, что он ей дал. Например, за её энергию и пробивной характер, который сформировался как раз в противостоянии с ним. Список, как вы понимаете, можно продолжить.

Звучит парадоксально, но, отнимая у нас что-то важное, родители тут же, другой рукой, дают нам что-то не менее важное и ценное.

Было масштабное исследование на Западе. Точных ссылок у меня нет, это давно было, но точно не фейк.

Наблюдали детей из семей разного социального уровня на протяжении многих лет. Выяснили, что дети из благополучных семей (где их, видимо, очень любили и хорошо заботились) в большинстве своём во взрослом возрасте оказывались примерно на том же уровне социальной успешности, что и их родители. Плюс-минус туда-сюда. В общем, предсказуемо.

А вот дети из неблагополучных семей показали удивительную картину.

Половина повторили участь своих родителей – «украл, выпил, в тюрьму». Зато вторая половина «выстрелила» намного сильнее, чем благополучные детки. Эта вторая половина добилась гораздо бо́льших успехов и, что самое важное, показала гораздо более высокий уровень удовлетворённости своей жизнью, чем их ровесники из хороших семей.

Читайте также:  Как вылечить ресницы после нарощенных

Догадываетесь, за счёт чего?..

И им не помешали тут ни то, что родители их били, не любили и фрустрировали их базовые потребности каждый день с утра до вечера.

Они, эта вторая половина, пошли по второму пути. А первая, соответственно, выбрала первый. Ну, так, кто что выбрал, тот то и получил.

Запомните, друзья мои, это золотое правило: всегда опирайтесь на то, что у вас ЕСТЬ, а не на то, чего у вас нет

Да, родители вас уже не «долюбят». Зато мир преложит вам огромный выбор разных возможностей и путей для развития и роста. Мир даст вам миллион шансов стать счастливыми и успешными. Мир пошлёт вам множество разных людей, которые будут готовы вас любить и будут давать вам то, чего у вас нет.

Как вылечить детские травмы

Так берите же это двумя руками, а не цепляйтесь за прошлое, которого не изменить!

Откройте глаза, ум и сердце навстречу тому многообразию выборов, которые вам даёт мир. Даёт всем одинаково, заметьте!

Просто, пока вы смотрите назад, в своё прошлое, вы не увидите своего настоящего и будущего. Поверните голову, друзья!

И будьте счастливы!

Post Views:
2 221

Источник

От автора: Работа с травмой (детской, биографической, дородовой, родовой) – это серьезный вызов для тандема терапевт-клиент. В статье пойдет речь о методе системной расстановки и других приёмах, которые позволяют преодолеть сложности процесса и достичь исцеления.

Как исцелить детские травмы  Системные решения

По мнению психологов, существуют следующие признаки психического здоровья:

  • любовь к самому себе и признание собственной ценности;
  • способность вступать в контакт и общаться с другими людьми;
  • уверенность в будущем и оптимизм;
  • радость жизни, способность получать наслаждение от жизни;
  • способность проявлять гибкость в поступках.

В большинстве жизненных ситуаций большинство людей, так или иначе, могут самостоятельно обеспечить себе достижение этих критериев здоровья и чувствовать себя счастливыми. Но иногда случаются и такие события, которые оказываются для человека чрезмерно тяжелыми, с которыми он сам в одиночку справиться не может. Эти события получили название – травма. Что же это такое, и что с этим делать?

Как все мы хорошо знаем, травма физического тела – перелом, растяжение, разрыв связок и мышц и т.д. происходит тогда, когда физическое воздействие на тело превышает возможности тела к сопротивлению. Причем физически тренированный человек может выдерживать намного более серьезные нагрузки без травматизации, в отличие от нетренированного.

Что такое психическая травма? По аналогии с физической травмой, это такое состояние человека, когда угрожающая опасность сильнее возможностей психики к сопротивлению, когда он не может с ней справиться. Как правило, это сопровождается чувством беспомощности и незащищенности, ощущением потери контроля, вызывает изменение восприятия себя и мира в негативную сторону. И так же, как с физической травмой, то, что для одного человека просто небольшой стресс, для другого может оказаться полным крахом основ жизни.

Процесс травмы состоит из двух фаз:

  1. Психические реакции непосредственно в момент переживания травмирующей ситуации.  
  2. Посттравматических реакций разной степени длительности

Для первой фазы характерны: тревога, страх, сверхбдительность, поиск выхода из опасной ситуации. В это время гормоны (адреналин, кортизол и др.) мобилизуют резервы организма.

Если все попытки справиться с опасностью не привели к успеху, наступает вторая фаза, происходит анестезия телесной и душевной боли (шок, обездвиженность).

Если в ситуации стресса у нас есть выбор бороться или убегать (flight or fight), в ситуации травмы остается только возможность застыть или внутренне расщепиться (freeze or fragment). Стресс приводит к мобилизации энергии, защитный механизм травмы – к демобилизации, отключению энергии и заморозке чувств.

Переживание страшной опасности становится частью опыта человека. И если бы этот трагический опыт постоянно висел перед глазами, человек не смог бы жить дальше. Поэтому психика человека в целях самозащиты задвигает травмированную часть личности подальше, в некий «бункер» или «сейф», отгораживается от боли. Такое разделение (диссоциация, расщепление) – это нормальный психический процесс защиты и приспособления к проблемным ситуациям. Поэтому человек может просто «не помнить» травмирующую ситуацию, или помнить её фрагментарно, видеть эпизоды «как в тумане», или наблюдать за происходящим, «словно со стороны». Часто происходит заморозка чувств: человек каменеет, становясь холодным, отстраненным, бесчувственным. 

И все было бы хорошо, но проблема в том, что опыт травмы никуда при этом не уходит, он остается в теле как бомба замедленного действия. Как только человек попадает в ситуацию, чем-то похожую на ситуацию травмы, этот механизм регуляции может выйти из-под контроля и образы старой травматичной ситуации снова заполнят сознание. Бывший военный, переживший опыт боев в горячих точках, может испытывать приступы паники от простого звука работы отбойного молотка или перфоратора. Кроме того, процесс «удержания опыта травмы в сейфе» требует постоянных затрат психических сил и истощают резервы энергии. Поэтому фраза «время лечит все раны» в случае психической травмы неверна.

Для травмированных людей очень важна помощь со стороны, помощь других людей. Сами они справиться с ситуацией не могут. И если сразу не помочь человеку, его травма со временем будет только усугубляться. А как на самом деле происходит? Вместо обращения за профессиональной помощью, близкие травмированного человека через некоторое время начинают избегают его, требуют прекратить бесконечные разговоры о своей беде или стыдят за неспособность справиться c травмой.

Еще одно наблюдение. Мышечный панцирь так же участвует в удержании травматического опыта «в сейфе» мышечных напряжений. География мышечных зажимов – это своеобразная карта опыта травматизации. И часто случается так, что руки хорошего массажиста размягчают мышцы, вправляют суставы, и тем самым снимают мышечную защиту, которая блокирует травматические воспоминания. Как вы думаете, что после этого происходит? Боль снова врывается в сознание, чувства страха охватывают человека, и тело, реагируя в режиме защиты, снова возвращает прежнее состояние «безопасной блокировки», мышечные зажимы возвращаются на свое прежнее место. 

Системная расстановка – эффективный метод проработки детских травм 

Ситуацию детской травмы можно рассматривать как ситуацию со следующими элементами:

  • Значимый взрослый: мать, отец, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель, сосед-недоброжелатель, любой другой более сильный человек, например «дядя милиционер», дворовый хулиган.
  • Негативный фактор: воздействие со стороны значимого взрослого (упрек, оскорбление, злоупотребление, оставление в одиночестве, насилие, безразличие, отвержение и т.д.) или бездействия в ситуации объективной угрозы для ребенка (например, во время природной катастрофы). 
  • Поврежденная часть личности («раненый, травмированный ребенок), которая занимается воспроизведением и переживанием травматического опыта (боли, страха и т.п.)
  • Выживающая часть личности (другие названия: «маска», «анестезия», «защитник», «блок»), которая помогает человеку приспособиться, адаптироваться к неблагоприятной ситуации, компенсирует её, используя разнообразные защитные механизмы.  
  • Относительно здоровая и осознанная часть личности, которая, как минимум, осознает текущую ситуацию как проблемную, и стремится к её изменению (к исцелению). Именно эта часть личности приводит человека к терапевту.   
  • Линия времени, на которой собственно и произошло когда-то травмирующее событие.
Читайте также:  Как вылечить хроническую слабость

Важнейшим условием для работы с детскими травмами является создание безопасного пространства для клиента. Помимо дистанции (он наблюдает на заместителей со стороны), элементами безопасного пространства могут быть:

  • акцент в беседе не на проблеме, а на цели (желаемом состоянии),
  • символы безопасности (система предупредительных сигналов, телохранители, «пуленепробиваемые экраны»,
  • диссоциация (например, рассказ о ситуации от третьего лица и т.д.),
  • правило «СТОП» (право на защиту своих границ),
  • насыщение клиента всеми доступными на данный момент ресурсами и др.

В частности, можно использовать технику концентрации внимания на ситуацию «здесь и сейчас». Самое простое, что можно сделать для того, чтобы клиент «вынырнул» из привычного защитного транса или транса боли, который служит анестезией – это попросить в деталях описать комнату, сравнить две ладони (свою и терапевта), совершить или обратить внимание на необычное действие.

Иногда, для того чтобы приступить непосредственно к работе с травмой в расстановке, приходится потратить несколько сессий на предварительное накопление ресурсов, обретение клиентом ресурсного состояния. В таком состоянии клиент чувствует относительно большую уверенность, спокойствие, уравновешенность. Только убедившись в том, что клиент находится в ресурсном состоянии, можно продолжать работу.

Я в системной расстановке использую следующий вариант работы с травмой.

Я начинаю с двух фигур:

1) заместитель клиента в контексте заявленной темы (проблемы) и

2) заместитель цели на линии времени.

В ходе расстановки заместитель клиента идет в точку во времени, где произошла травма и разворачивается лицом к «негативному фактору» (чаще всего, это значимый взрослый, но может быть и злая собака, природная катастрофа, хулиганы и т.д.). Клиент, который смотрит на это из безопасного пространства, понимает, что какая-то его часть («раненый ребенок») находится не в сегодняшнем дне, а в прошлом, и продолжает играть «заезженную пластинку» боли, обиды, бессильного гнева и т.д., расходуя на это энергетические ресурсы личности. Именно поэтому ему не хватает сил идти к важным целям жизни. Очень важно в этот момент внимательно отследить телесные ощущения, эмоциональные состояния как клиента, так и заместителя травмированной части. 

В ходе дальнейшей работы, ведущий дает травмированной части выразить, отреагировать негативные чувства, передать ответственность за ситуацию агрессору или взять её на себя (если это собственная ошибка).

Важно делать следующий акцент: вместо позиции «Ты – плохой, и я тебя осуждаю», лучше использовать технику «я-послания»: «Мне было тогда очень плохо, я хочу об этом сказать». В зависимости от тяжести ситуации, это делает сам клиент или проговаривает его заместитель. Такие телесные приемы как «передача тяжелого предмета», «поклон», «заземление», глубокое дыхание с акцентом на выдох на этой стадии работы могут быть весьма эффективными. Они играют роль мощного телесного подкрепления психическим процессам.

Важно дать этому процессу отреагирования эмоций столько времени, сколько необходимо. Весьма наглядным критерием освобождения от негатива является смягчение или полное снятие телесных симптомов (боль, дискомфорт, ощущение удушья, тяжести, слез, дрожи, озноба, и т.д.).

Далее необходимо насытить травмированную часть всеми доступными воображению видами ресурсов. Клиент, находясь в безопасном пространстве, в воображении или используя телесное подкрепление, может позаботиться о раненом ребенке. Он может «одарить» его подарками, заботой, поместить его в позитивный образ такой жизни, где у него есть все для счастья (любовь близких, игрушки, друзья, наряды, кушанья и т.д.).

Наглядным критерием того, что насыщение ресурсами произошло, является изменение телесных ощущений и эмоционального состояния заместителя «раненной части».  Такие расстановочные приемы как «телесный контакт», «опора под спину», «контакт глаз» – весьма эффективны. На телесном уровне ресурсное состояние «исцеленной детской части» могут проявляться в виде ощущений тепла, легкости, расслабленности, волны мурашек, покалывания, потока энергии, расправленных плеч, глубокого дыхания, прямого взгляда прямо перед собой, пружинистой энергичности во всем теле, стремлении идти вперед к цели и т.п.

Метафорически, можно сказать, что мы извлекаем из клиента травмированную часть (капсулу боли), разгружаем боль, наполняем ресурсом. Далее надо тем или иным способом интегрировать клиента с обновленной, исцеленной своей частью. Можно попросить клиента впустить её в себя целиком. Можно просто сказать этой части: «Ты теперь во мне вот такая, счастливая». Можно придумать и другие варианты.

После интеграции, происходит слияние ресурсов клиента, находящегося в безопасном пространстве с ресурсами исцеленной детской части. В большинстве случаев это очень трогательный, волнующий процесс, который сопровождается ощущением полноты, целостности, спокойствия, комфортом в теле и позитивными образами и смыслами. В таком состоянии цели клиента становятся для него более достижимыми.

Важнейшим этапом дальнейшей расстановочной работы является перепрограммирование «защитника» (выживающей части). Можно попросить клиента сказать: «Дорогая моя часть. Спасибо тебе. Ты верой и правдой служила мне много лет. Ты берегла меня от боли, служила для меня сейфом, преградой для боли. Но сегодня я нашел в себе силы с этой болью соприкоснуться и её отреагировать. Этой боли и страха больше нет. Поэтому и твоя задача тоже меняется. Вместо того, чтобы быть сейфом, который меня ограничивает, будь мне телохранителем и помощником в реализации моих новых целей.

Ведущему остается помочь клиенту поставить позитивный телесный якорь, который будет помогать клиенту воспроизводить достигнутое ресурсное состояние, и договориться с клиентом, как он будет реализовывать себя нового на поведенческом уровне, в своем окружении, в среде обитания.

Таким образом, системная расстановка в работе с травмой позволяет развернуть процесс трансформации (исцеления) травмы на всех уровнях – на уровне телесных ощущений, мыслей, чувств, образов, поведенческих действий. Кроме того системная расстановка, за счет информации из  «знающего поля» бессознательного позволяет прорабатывать детские травмы, которые были полностью или частично амнезированы.

Системная расстановка позволяет достаточно эффективно и безопасно осуществить процесс исцеления последствий детской травмы: 

  • Использование заместителей в расстановке позволяет клиенту наблюдать за ситуацией со стороны, что создает безопасную дистанцию клиента от травмирующей ситуации, позволяет не допустить повторной травматизации;
  • Целительные образы системной расстановки весьма наглядны и эффективны для выстраивания нового позитивного отношения клиента к самому себе, и новых жизненных целей.  
  • В расстановочной работе можно активно использовать телесные ощущения для контроля состояния клиента и степени его освобождения от телесных и эмоциональных блоков;
  • При необходимости клиент может перепрожить травматические ситуации под контролем ведущего, осознать их и избавиться от телесного и эмоционального негатива;
  • Ведущий, группа заместителей и наблюдателей обеспечивает клиенту необходимую эмоциональную поддержку в процессе трансформации.

Важно: процесс исцеления последствий травмы часто процесс трудоемкий. Клиенту необходимо предоставить всё необходимое время для этой работы. 

***

В центре семейного консультирования “ОЛЬВИЯ” 
расстановки каждый день! 

***

С уважением

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]

расписание моих тренингов смотрите на сайте www.karpenkov777.ru  

расписание центра “Ольвия” смотрите на сайте www.olvia-center.ru

Источник