Как вылечить детскую психологическую травму

75 958
Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте и даже могут передаваться следующему поколению. Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем. О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.
Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».
Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.
Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.
1. Техника пустого стула
Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.
Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.
2. Схематическая терапия
Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.
Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций
Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.
С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.
3. ДПДГ
Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.
В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.
Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.
Об авторе
Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте.
Источник
В.А.Серов. «Дети». 1899г.
Можно ли, следуя общим рекомендациям психологов, помочь себе справиться с эмоциональными проблемами, избавиться от детских травм?
Если эти рекомендации не выходят за рамки советов: полюбить себя, научиться ценить себя, принять себя и прочее, – нет! В них много правильных слов и мало практической пользы. Еще один совет: взять ответственность за свою жизнь на себя, – хорош, но так же трудно выполним.
В работе над собой, как и в любой работе по созданию качественного продукта, важны: умение, навыки и система. И еще для выполнения любой работы требуется время и терпение.
Остановимся на одной из наиболее частых психологических проблем: детской травме уничижения, обесценивания. Это происходит в том случае, если родители не воспринимают своего ребенка, как отдельную, самостоятельную личность. Занятые своими чувствами и проблемами, чувства и проблемы своих детей они считают мелкими, не достойными внимания.
Прежде всего обозначим механизм действия такой травмы. Она подобна
инфекции от наружной раны, которая может проникнуть в кровь, и дремать в ней до той поры, пока не представится случай атаковать ослабленный организм.
Так, например, действует вирус герпеса. До настоящего времени не найдено способов полного излечения от него. Существуют препараты, которые способны подавлять симптомы заражения вирусом, его размножение и развитие. Вирус загнан внутрь, но он не побежден. Считается, что вирус герпеса может даже быть причиной хронической усталости.
Об этом лучше знают вирусологи и иммунологи, но этот пример позволяет проиллюстрировать то, что происходит с человеком, столкнувшимся в детстве с эмоциональным отвержением.
Внешнее отвержение осталось в прошлом, но его «бациллы» проникли внутрь, и привели к самоотвержению.
В зависимости от психологической сопротивляемости человека степень самоотвержения может быть различна: от неосознанного недовольства собой до чувства собственного ничтожества.
Постоянное давление со стороны родителей ведет к созависимым отношениям.
Отверженному ребёнку трудно сформировать себя как автономную личность.
Отвергающий родитель и сам не является зрелой личностью. Для укрепления собственный позиции такой родитель неосознанно поддерживает в своем ребенке слабую часть его «я». Что же происходит с его сильной стороной, которая досталась ему при рождении? Он вынужден уступать ее доминирующему взрослому, тратя свои силы на поддержания нездоровой связки. Эта модель становится единственно усвоенной, и все последующие отношения во взрослой жизни могут складываться по той же схеме.
Детская боль может вернуться в любом возрасте. Она не покидает молодых людей, которые пытаются отделиться от родителей и занять свое место в социуме. Но у них это плохо получается.
Вопреки ожиданиям, умные, хорошо образованные ребята оказываются в арьергарде. Чувствуя в себе интеллектуальный потенциал, они тем не менее, довольствуются незначительной ролью, не претендуя на карьерный рост.
И в личной жизни им трудно выстроить ровные партнерские отношения.
Их не ценят по достоинству.
В идеале, по пути из «детской» в «семейную спальню» надо бы каждому человеку с детскими проблемами сделать остановку, и разобраться с ранее усвоенными установками, чтобы не попасть в колесо повторяющихся токсичных отношений. Провести, своего рода, психологическую диспансеризацию.
Часто у молодых людей с детскими травмами возникают проблемы с осознанием собственных границ. Что это значит?
Если у человека сформировано ощущение себя, как личности, он гармонично сосуществует с социумом. У него есть чёткое понимание границы между своим «я» и средой.
Что собой представляет коммуникация такого человека? Он устанавливает связи, общается в свое удовольствие или по мере надобности, и затем выходит из контакта. Человек «без четких границ» также вынужден контактировать с другими людьми, но у него возникают трудности с выходом из контакта. Происходит «утечка» энергии без ее возмещения.
Чтобы меньше себя травмировать такой человек начинает избегать контактов.
Это с одной стороны. С другой стороны, человек живет мечтой об идеальном личностном контакте.
В гештальт психологии используется понятие «конфлюэнция», (англ. confluence – слияние), введенное Фредериком Перлзом, основателем гештальт-терапии.
Конфлюэнция может быть как нормальной, так и патологической.
Если родители не воспринимают своих детей, как отдельных личностей,
они навязывают им отношение «стертых границ».
Малейшее проявление ребёнком обособленности рассматривается такими родителями как разрушение целостности системы и вызывает у них беспокойство и раздражение.
При этом «правила игры» устанавливают взрослые. Собственные интересы ребенка, его увлечения, желания, даже нормальные возрастные потребности воспринимаются как нарушение установленных правил и вызывают раздражение, ярость, манипуляции и насаждение чувства вины со стороны токсичных родителей.
Стараясь избежать подобных конфликтов, ребенок перестает настаивать на значимости собственных потребностей, бессознательно обесценивает их в собственных глазах. Это дает основание родителям все больше контролировать жизнь своих детей.
Такие родители долго противятся сепарации – отделению повзрослевшего ребенка, его становлению как самостоятельной и независимой личности.
Но жизнь идёт вперёд. Рано или поздно, ребенок вырастает, и выйдя из детско-родительских отношений, вступает в супружеские, или для начала: в партнерские. При этом усвоенная форма межличностного слияния переносится на новые отношения.
Ребенок, который в детстве нуждался в признании, приспособился добиваться близости принижая себя, подчеркивая значимость взрослого.
Худшее, что может произойти: если во взрослых партнёрских отношениях такой человек заранее будет готов принижать себя.
Чтобы этого не произошло, с детскими травмами надо начинать разбираться как можно раньше. Наиболее разумным выходом будет работа с психологом,
но если такой возможности нет, надо самостоятельно разобраться в себе.
Если есть возможность, поговорить с кем-то из взрослых, кто не имеет отношения к семье. Кому-то рассказать о своей жизни. Если на примете нет такого человека – написать рассказ или письмо воображаемому адресату.
При этом не уводить повествования от области чувств. Это очень важно, так как чувства оказывает более глубокое воздействие на личность, чем сами события.
Возможно болезненный опыт был получен еще в довербальном периоде. Такие травмы хорошо прорабатываются с помощью рисунков. Можно зарисовывать картинки из своих самых ранних воспоминаний или снов.
Эти воспоминания могут быть болезненными, они могут вызвать в памяти знакомое чувство вины, обиды. От этих чувств хочется отмахнуться.
Важно помнить, что психологическая травма – не вина. Человек имеет право на слабость, ранимость, несовершенство. Имеет право быть обиженным.
Несовершенство не должно мешать самодостаточности.
Справедливо утверждение, что нельзя двигаться дальше, не простив обиды.
Но простить умом, совсем не одно и то же, что избавиться от чувства обиды.
Иногда обиду необходимо проговорить. Вернуться мысленно в прошлое и позволить себе вслух высказать все, что можно было и нужно было сказать тогда. Не важно, что родители так этого и не услышат. Горькая правда в том, что они не услышат своих детей, наберись они смелости сказать о своих обидах им «глаза в глаза». Поэтому достаточно будет того, что вы сами себя услышите.
При этом родители, если они не откровенные садисты и деклассированные элементы, могут оставаться родными и любимыми людьми. Но эмоционально зависеть от них вы не обязаны.
После первого этапа: самостоятельной проработки эмоциональных травм, можно идти дальше. Опять-таки: помощь психолога не будет лишней.
Если такая возможность все еще не появилась, не лишне будут знать какие этапы еще придется пройти на пути полного освобождения.
Хорошо работает создание альтернативной «терапевтической» реальности детства. «Идеальные» отношения с «идеальной» матерью или «идеальным» отцом могут быть воссозданы в воображении. Их можно описать в форме рассказа или письма.
Далее, должно быть сформировано понятие: «нормальные отношения». Подойдут примеры из жизни, литературы, кино.
Надо позаботиться о собственной безопасности. Научиться распознавать людей, акцентировать внимание на чертах, представляющих опасность. Избегать контактов с такими людьми. Вы для них – добыча.
Важно сформировать границы собственного «я». В гештальт терапии используется такое понятие, как фигура/фон. Надо учиться отделять себя от внешнего фона. Это будет происходить в процессе познания себя.
Стараться обращать внимание на свои чувства здесь и сейчас, осознавать свои потребности. Научиться чувствовать свое тело. Поможет тренажерный зал. Усталость, боль в мышцах и последующая за этим легкость в теле, помогают осознавать себя живым человеком, а не пустым местом.
Есть еще много других способов помочь себе. Главное начать и не «опускать руки».
Проработка детских травм – это путь к личностной свободе. Главное, не бояться перемен, с ними придут и новые возможности.
«Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу», – сказал Карл Густав Юнг.
Источник
Многие из нас считают, что корень наших сегодняшних психологических проблем лежит в детстве. Очень многие школы психологии с разной степенью убежденности заявляют об этом. Психологи и психотерапевты ничтоже сумняшеся на сеансах убеждают клиентов, что только «проработав» детские травмы можно получить значимый результат. Все это так оно и есть, но как говориться – есть нюансы.
__________________________________________________________________________________________
Нажмите “палец вверх” – нам нужна ваша поддержка. Спасибо!
__________________________________________________________________________________________
Для начала обозначу две самые распространенные ошибки «работы» с детскими травмами.
Первая – это использование «справочника» «Причина – следствие в психологической практике». Это скорее всего виртуальное понятие, а не реальный справочник. В этой ситуации психолог использует «абсолютные знания», полученные из слабонаучных представлений именитых психологов прошлого. В этой системе все просто: проблемы у женщины с мужчиной – был конфликт с отцом, у мужчины с женщиной – конфликт с матерью, на коже экзема – в детстве испачкался какашками, заикается – боится сказать правду, страхи – то-то, и так далее и тому подобное. Каждая проблема, каждое слово, каждый вздох у таких «специалистов» имеет готовое решение, с которым они и начинают «работать» и работают не менее года. Сильно напоминает сонники.
Вторая часто встречаемая история – работа с реальной проблемой из детства. Например, она может выглядеть так: учительница в третьем классе отругала девочку, что та пришла не причесанная, без бантов, выглядит как бомж, поставила ученицу в угол перед всем классом, после чего девочка долго плакала, не хотела ходить в школу, испортились отношения со сверстниками и стала хуже учиться, появились страхи. Или что-то похожее или не похожее. Психологическая травма есть – есть, детская – детская, могла повлиять на будущие взаимоотношения – могла. Проработав эту травму, решим ли мы что-то в настоящем – может быть, может быть временно, а может и нет. Почему нет? Потому, что вероятнее всего эта детская психологическая травма не является ядром проблемы, ее корнем или началом.
Весь фокус в том, что событие, которое на самом деле является началом проблемы, т.е. его корнем или ядром, как правило находится в возрасте до 6 лет и в подавляющем большинстве случаев амнезировано (забыто) или изменено в воспоминаниях до неузнаваемости. События, которые мы помним, пусть даже и травматичные, являются уже промежуточными звеньями цепочки психологических расстройств.
Именно потому, что причина проблемы, а именно детская психологическая травма находится не на сознательном уровне, то и любые методики работы на сознательном уровне (беседы, аллегории, упражнения, переосмысление и т.д.) не принесут результата.
Только находясь в гипнотическом трансе человек может вспомнить начало своей психологической проблемы, потому что в трансе у человека облегчается доступ памяти к бессознательному.
Как же клиент попадает в гипнотический транс? Как в сказке – есть три пути: случайно, условно намеренно и целенаправленно.
Случайное погружение происходит у клиентов, у которых сильные переживания и сильная идеоматорная связь (связь мышления и представления с телесными реакциями) – терапевт, зацепив негативное чувство может спровоцировать самопроизвольное погружение в транс с последующим отреагированием этого чувства (катарсис).
Условно намеренно – использование практик, подразумевающих погружение человека в измененное состояние, например, дыхательные или телесные упражнения, расстановки и другие. Клиента намеренно вводят в измененное состояние и в большинстве случаев негативная эмоция прорвется наружу и будет отреагированна, т.е. произойдет тот же самый катарсис – наступит облегчение.
Целенаправленное погружение в гипнотический транс используют гипнотерапевты. Задача гипнотерапевта – добиться нужной глубины транса, необходимой для воспоминания корня проблемы. Если это происходит, то клиент обязательно испытает катарсис.
Но, наиболее продвинутые терапевты, знают, что катарсис – это только часть решения. Любую детскую травму нужно отработать по трем параметрам: Чувства – перепроживание и освобождение (катарсис) Логический вывод – клиент меняет ложный вывод, сделанный тогда на взрослое рациональное решение, выгодное для него сейчасПоведенческие реакции – принимает решение не бояться (не злиться, не переедать, не обижаться и т.д.).
И если ситуация, с которой отработал специалист действительно являлась ядром проблемы и ситуация отработана по трем направлениям, то изменения наступают сразу после сеанса. Если нет, то терапевт ищет настоящий корень и работает снова. Клиент, имевший страх высоты и испытывавший приступ паники и тошноты на мосту, отправляется сразу после сеанса на мост для проверки. Если он прошелся по нему без паники, значит терапия успешна. Ни какие рассуждения о том, что клиент теперь «понимает причину своего страха и механизмы его развития», но продолжает бояться не считаются за положительный результат.
Спасибо за терпение.
Если информация в статье вам близка – подписывайтесь на наш канал.
________________
Источник: https://hypno3.ru/childpsychtrauma
Больше информации: https://hypno3.ru/information
Источник