Как вылечить девиантное поведение

Как вылечить девиантное поведение thumbnail

Методы лечения девиантного поведения и запущенности у детей и подростков

Хотя для лечения девиантного поведения разработаны различные методы, ни один из них не может претендовать на бесспорную эффективность (Kazdin, Lewis). Причина этого, с одной стороны, в том, что у детей и подростков с таким поведением имеются различные предрасполагающие факторы; с другой стороны, у большинства пациентов встречаются не один, а несколько вариантов асоциального поведения (например, лживость, воровство и побеги из дома), требующих из-за своей комплексности комбинированных мер (Remschmidt).

Некоторые формы терапии все же оказались эффективными в отношении многих детей и подростков, что видно из таблицы ниже (по Kazdin).

В дальнейшем будут подробнее описаны только психотерапевтические методы. Их можно разделить на три группы:

1) методы, ориентированные на детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семью;

3) мероприятия, ориентированные на ближайшее окружение.

Девиантное поведение: цели и терапевтический процесс при наиболее важных методах лечения (по Kazdin)

Методы Цель Ядро психотерапии
I. Ориентированная на ребенка

Личностно-ориентированная психотерапия
Интрапсихические причины антисоциального поведения, прежде всего конфликты и аверсивные психологические процессы периода развития Первичный терапевтический инструмент — отношение к терапевту, которое позволяет приобрести корригирующий эмоциональный опыт на основе ознакомления и апробации альтернативных способов поведения
Групповая терапия Аналогично личностно-ориенти-рованной психотерапии; дополнительные факторы воздействия — самоутверждение с помощью сверстников, обратная связь и вчувствование в переживания других; терапевтическим фокусом являются также групповые мероприятия, например совместная работа членов группы и занятие ведущих позиций Отношение к терапевту и сверстникам. Групповые мероприятия помогают пациентам использовать опыт других и возможность проверить собственные взгляды и способы поведения
Поведенческая терапия Симптомами-мишенями являются специфические отклонения поведения; прямой тренинг просоциальных способов поведения Новые формы поведения прорабатываются с помощью директивного тренинга или ролевой игры, а также модификации поведенческих техник в форме моделирования и подкрепления; ситуацинно-специфический тренинг дома и в той среде, где проявляется нарушенное поведение
Проблемно-ориентированный тренинг Когнитивные процессы и способности к решению проблем как основа социальных взаимодействий Умению разрешать конфликтные ситуации обучают поэтапно, используя моделирование, директивный тренинг, повторение, ролевые игры, помощь в обучении с помощью самоинструкций или «внутреннего диалога» с целью идентификации просоциальных способов решения проблем
Фармакотерапия Биологические факторы регуляции поведения на основе эмпирических данных о роли нейромедиаторов, биологических циклов и других физиологических параметров агрессивного поведения Назначение психотропных препаратов для преодоления антисоциального поведения; применение лития и галоперидола, обладающих антиагрессивным эффектом, на ранних этапах — ингибиторов обратного захвата серотонина (например, флуоксетина)
Стационарное лечение (помещение в интернат) Применение различных методов (см. выше) при лечении в дневном или круглосуточном стационаре Различные психотерапевтические методы, отделение от семьи или привычного окружения как необходимое средство прерывания привычных интеракций
II. Семейно-ориентированная

Семейная терапия
Центром терапии является не сам пациент, а семейная система: внутрисемейные отношения, ролевые функции, организация и динамика Коммуникации, отношения и структура внутри семьи, а также процессы автономизации, проблеморешающие и договорные стратегии
Тренинг родителей Взаимодействия родители-ребенок в домашних условиях, особенно поведенческие отклонения у ребенка, которые (непроизвольно) поддерживаются или закрепляются Директивный тренинг родителей с целью изменить проблемное поведение ребенка, применение техник социального научения
III. Ориентированная на окружение

Вмешательство по месту проживания
Мероприятия и программы по месту жительства с целью стимулировать социальные навыки и удовлетворительные отношения Мероприятия поощряют просоциальное поведение и построение отношений со сверстниками; эти отношения должны быть несовместимы с антисоциальным поведением

– Также рекомендуем “Ориентированные на ребенка методы психотерапии девиантного поведения”

Оглавление темы “Психотерапия шизофрении и девиантного поведения у детей и подростков”:

  1. Семейная психотерапия шизофренических психозов у детей и подростков
  2. Индивидуальная психотерапия шизофренических психозов у детей и подростков
  3. Реабилитация детей и подростков с шизофренией
  4. Пример психотерапии и реабилитации шизофрении у ребенка
  5. Девиантное поведение и запущенность у детей и подростков – определение, причины
  6. Методы лечения девиантного поведения и запущенности у детей и подростков
  7. Ориентированные на ребенка методы психотерапии девиантного поведения
  8. Ориентированные на родителей методы психотерапии девиантного поведения
  9. Пример психотерапии девиантного поведения у детей и подростков
  10. Пример невротической делинквентности (правонарушений) у подростка

Источник

Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) – это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьезном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

индивид, который ведет себя не так как принято в социумеИз-за того, что в современном обществе существует то или иное количество людей, склонных к девиациям, за ними осуществляется социальный контроль. Под ним со стороны окружения и соответствующих структур (медицинских, правоохранительных) подразумеваются попытки исправления и наказания девианта и действия, направленные на предотвращение развития девиантного поведения.

Варианты и причины отклоняющегося поведения

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.


парень дает девушке сигарету
Психологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

  • мошенничестводеликвентное поведение; его основное отличие от общего понятия «девиантное поведение» заключается в том, что это сочетание поступков преступного характера, а также различные правонарушения (драки, мелкое воровство, мошенничество, проституция и так далее);
  • психопатологическое поведение (психические нарушения);
  • деструктивное поведение, характеризующееся негативными столкновениями интересов, конфликтами (в школе, семье, на работе);
  • патохарактерологическое поведение, базирующееся на психопатиях, искаженных ценностях, сверхценных идеях и увлечениях, а также здесь рассматриваются различные формы агрессии и саморазрушения;
  • аддиктивное (зависимое) поведение, подразумевает присутствие различных зависимостей как вариантов девиантного поведения (азартные и компьютерные игры, зависимости от психотропных веществ и ПАВ, фанатизм, секты и прочее).

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

женщина ругает дочьДевиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Проявления (симптомы)

К основным признакам, по которым можно определить девиантное поведение, относится непосредственная характеристика того или иного типа отклоняющихся от нормы действий и поступков.

Для деликвентного поведения характерно размытое представление о правовых порядках и нормах. Оно проявляется мелкими и крупными правонарушениями, сопровождается вспышками агрессии. Параллельно с этим могут существовать попытки протеста, выраженные в действиях, словах или увлечениях. На фоне подобного часто отмечается низкий социальный интеллект, присутствуют проблемы с адаптацией. Типичные симптомы – тяга к быстрому и легкому достижению удовольствия, отлынивание от учебы и низкая мотивация к работе.

отлынивание от учебыОтдельным типичным моментом для деликвентного поведения у детей и подростков выступает болезненная зависимость от матери. При этом мать воспринимается как образец идеала даже в случае каких-либо негативных действий в адрес ребенка.

Аддиктивное поведение способно проявляться как самостоятельно, так и соседствовать с вышеуказанным типом девиантного поведения. Характеризуется оно болезненными зависимостями разного типа. При этом зависимости могут проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Зависимые люди зачастую крайне плохо переносят одиночество, легко поддаются стороннему влиянию, ранимы и испытывают чувство беспомощности.

Для психопатологического поведения типичны черты того или иного психического отклонения. Здесь могут фигурировать как основные признаки, так и «продукты болезни». Примеры «продуктов болезни»: бред, галлюцинации, иллюзии, сверхценные идеи.

Деструктивная форма девиантного поведения показывает себя с помощью агрессии, направленной внутрь себя или вовне. Для этой формы могут быть типичными как некоторые проявления деликвентного поведения (вандализм, насилие), так и разные формы зависимостей, а также суицидальные склонности.

Примеры деструктивного девиантного поведения также могут включать в себя чрезмерное увлечение пирсингом и шрамированием, нанесение сознательных увечий девиантом самому себе, пищевые нарушения, вымещение злобы на окружающих людях и животных, уничтожение чужого творчества.

Патохарактерологическое поведение проявляется нарушениями личностного развития, характера. Для него типичны психопатии и иные нарушения характера.

Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.

Возможные симптомы

  1. конфликт в коллективеСложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, быстрая смена друзей и знакомых (отсутствие постоянства) или же наличие «плохих компаний».
  2. Проблемы с успеваемостью, невозможность доводить дела до конца, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности.
  3. Инфантильность. Низкий уровень контроля за хозяйственно-бытовой сферой жизни типичен для людей, у которых отмечается девиантное поведение.
  4. Склонности к страхам и фобиям, развитию невротических и депрессивных состояний.
  5. Проблемы с самооценкой. Присутствие комплексов. Может быть сильно выражена тревожность.
  6. Частые уходы из дома или попытки полностью отгородиться от контактов с другими людьми. В детском и подростковом возрасте регулярные конфликты в семье.
  7. Трудности в физическом или психическом развитии, которые могут отмечаться уже с раннего возраста.
  8. Психологические защиты и возможное импульсивное поведение.
  9. Нарушения сна, частые простудные заболевания, общая болезненность и склонность к психосоматическим реакциям.
  10. Высокий уровень агрессии, упрямства на фоне развивающегося девиантного поведения.
  11. Нетипичные увлечения, склонности, интересы. В том числе и в творчестве.

курящий подростокПоложительными симптомами девиантное поведение характеризуется при одаренности, гиперспособностях. При этом такие индивиды могут особенно остро нуждаться в социально-психологическом патронаже. А при неблагоприятных условиях, созданных окружением, у одаренных детей способны развиваться невротические состояния, нарушения в психическом или физическом развитии, «комплекс жертвы».

Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.

Контроль и коррекция

В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

визит к психологуВ ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

Медикаментозный подход

Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

Психотерапевтический подход

Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Источник

Читайте также:  Как вылечить уреаплазму парвум