Как вылечить картавость взрослому

Сейчас будет немного нестандартный пост для моего ИТшного сайта. Но вдруг кому-нибудь мой опыт будет полезен!
До 25 лет я картавил на Р и Л. Но при этом я не картавил на мягкие буквы Рь и Ль. Я настолько хорошо научился произностить буквы Р горлом, что люди меня вполне хорошо понимали, правда если не говорить такие страшные слова как ЛОР и Laravel, которые у меня звучали крайне странно:)
Я не заменял слова с Р на без Р, т.е. у меня рыба была рыбой, а не селедкой, а работа была работой, а не “делом”. При этом я пытался произнести Р, а в некоторых случаях люди просто проглатывали этот звук.
В детстве я думал, что просто не могу правильно произнести Р, я даже не догадывался, что ее нужно произносить языком, а не горлом. В подростковом возрасте пришло осознание, что я подсел на иглу “картавости” и от этого недуга так просто не избавиться. Но проблем мне это не доставляло, да и люди из моего окружения вполне нормально к этому относились.
Кстати, в школе не было логопеда, да и никто мне не говорил про картавость, пока я сам не понял.
Первые проблемы.
Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.
Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят 🙂
В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.
Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.
У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂
Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно “в теме”. Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.
Немного вводной информации от картавого со стажем.
Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.
Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да…
Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.
Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!
Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.
К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение.
С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.
Апрель 2017: забываем про горловое Р.
Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.
Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.
Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.
Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).
Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук нужно произносить.
А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.
Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить.
Забегая вперед скажу – нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)
Тяжелая артиллерия.
Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.
Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:)
Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?
Мне очень сильно помогло вот это старое видео:
На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.
Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.
Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.
Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.
Июль, август, сентябрь, октябрь – занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.
4 месяца – именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.
Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:
Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации.
Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. 🙂
Я понял одну “фишку”, тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую.
Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.
К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.
РЖ – самое тяжелое для меня.
Произнести слова ржать, жрать, корж, ржаной было сущим адом для меня. Первые два месяца занятий с логопедом я просто не мог нормально произнести звук Ж после звука Р. Хотя с ним у меня проблем не было никогда. Но к концу занятий проблема полностью исчезла. Ну еще бы, если ты два раза в неделю занимаешься с логопедом и каждый день дома. Как может быть иначе?
Самое страшное слово – маРШРутка.
Самое страшное слово для меня было – маршрутка. Это как для иностранца слово здравствуйте, которое сразу отбивает желание изучать русский язык. Все из-за РШР, которое есть в этом слове. У меня это звучало так: марш-рутка. То есть как бы слово делилось на два слова. Конкретно это слово давалось очень тяжело. Я потратил на него пол года, но оно стало нормально звучать. Правда я не тренировал специально это слово, все стало на свои места само.
Что в итоге?
Пол года занятий. Куча потраченного времени и нервов. Это минусы. Теперь плюсы – чистое произношение звука Р. Даже шепотом. Начиная с июля я говорил с людьми правильно, но ходил к логопеду. Это был важный момент и очень правильный для меня.
Я надеюсь, вам понравилась статья и вы на моем опыте сможете спланировать свой план занятий. На все вопросы я отвечаю в комментариях (быстро) и на почту mail@dimsog.ru, что медленнее. Так как я долго занимался самостоятельно и с логопедом, можно хоть самому идти логопедом работать:) Если у вас будут вопросы – спрашивайте!
Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?
Я ее произносил неправильно. Вот и все. Как оказалось, кончик языка нужно прижимать к зубам и пытаться произнести звук Л. Я на него потратил 2-3 занятия + пару недель дома для тренировки. Как говорит молодежь: это было вообще изи:)
Но ее мы тренировали точно также как и Р, никаких поблажек. Были слова с Ла, лу, ле… и с Ал, ул, ел….
P.S. когда я картавил, я практически не замечал, что некоторые люди также картавят. Я с ними был на одной волне, сейчас замечаю.
Обращение к родителям.
Уважаемые родители, если ваш ребенок картавит и вы его отправили к логопеду, но после трех занятий вы понимаете, что ничего не улучшается, не говорите ребенку про это!!! Как вообще такое можно говорить?
Черт, я несколько раз слышал (у логопеда 99% дети) от мам: сын (дочь), скорее всего у тебя ничего не получится. Мы зря ходим. Просто ты не такой как все. Ох, как мне было стыдно тогда за таких “мамаш”. По-другому, к сожалению, их не назовешь.
Ребенку 6-7-8 лет, занятия могут и месяц длиться, но результат будет. Вы же не научились говорить на русском языке за неделю? Нет? Ну а от ребенка что хотите? Наверное и дома с ним не занимаетесь, ведь логопед за 500-600 рублей должен сделать чудо! Ах, занятие раз в неделю…
А где можно послушать?
С нового года я решил не только писать на своем сайте, но и некоторые моменты записывать на видео. Послушать можно вот на этом канале:
https://www.youtube.com/channel/UCTZZ0YqDe5VaWX36hjt2G1Q/videos?view_as=subscriber
- Как я исправил ошибки Р0335 и Р0340 на автомобиле ВАЗ
- OwnTodo 1.3.0
- Как выглядит оригинальный ремень Gates K015521XS
- OwnTodo 1.2.1
- Грибы в Орловской области. Мой отчет.
Источник
Что значит «картавить»?
Картавость предполагает под собой неправильное произношение или неумение выговаривать определенные буквы в различных словах. Наиболее часто встречается проблема с произношением буквы «р», ведь она считается самой сложной в русском алфавите. Стоит отметить, что данная проблема является медицинским дефектом и по-научному называется «дислалия». Интересно, что неумение выговаривать определенные звуки отнюдь не связано с функционированием артикуляционного аппарата, в большинстве случаев люди не имеют заболеваний в этой области. При своевременном обнаружении картавости, это проблему можно легко решить. В большинстве случаев дефект устраняется еще в детском возрасте, тогда родители, обнаружив картавость в речи ребенка, обращаются к врачу-логопеду. Данный специалист разрабатывает для каждого отдельного случая ряд речевых мероприятий. Систематически выполняя их, ребенок «ставит все звуки на свои места» и дислалия постепенно проходит. Если же на проблему не обратили внимание в детском возрасте – она остается и сопровождает своего владельца порой на протяжении всей жизнь. Есть несколько причин возникновения такого недостатка. Среди них:
– укороченная уздечка. Кстати, эта особенность является самой распространенной причиной картавости. Короткая уздечка существенно ограничивает движения языка, это и влияет на качество произношения некоторых звуков;
– нарушение или недоразвитость фонематического слуха. Стоит отметить, что при данной проблеме физический слух может быть идеальным и соответствовать здоровому, а вот фонематический слух подводить. То есть человек неправильно различает звуки и соответственно, не так как нужно произносит их.
– врожденные дефекты, сформированные еще в период внутриутробного развития;
– мышечная слабость в языке. Это подразумевает недостаточную развитость мышц в языке, вследствие этого – неумение совершать необходимые языковые манипуляции;
– неумение выполнять языком целенаправленные движения;
– психологические дефекты. Дислалия имеет психологический характер, когда например, в семье есть картавый человек и ребенок, подражая взрослому, вырабатывает и в своей речи подобные дефекты;
– двуязычие в семье. Ребенок, видя общение родителей на нескольких языках, смешивает их для себя и перенимает оба сразу. Например, при смешении французского и русского языка малыш, практически в ста процентах случаев употребляет горловую «р».
К проблеме дислалии стоит подходить очень серьезно. Каждый родитель должен задумываться о том, что милая картавость в детстве не принесет ничего хорошего в зрелом возрасте. Если в детстве ребенку трудно произнести «рыба» как следует, то повзрослев, сделать это будет в тысячи раз сложнее. Все же если проблема картавости не вызвала тревогу у ваших родителей в малолетнем возрасте, не отчаивайтесь, избавиться от нее возможно. Главное, что вам потребуется – немного свободного времени и много упорства.
Избавляемся от дислалии
Заниматься с врачом-логопедом можно в любом возрасте. Если же у вас нет достаточного количества времени для посещения специалиста, делайте упражнения самостоятельно. На сегодняшний день разработан специальный комплекс упражнений, направленных на разработку мышц языка, губ и в целом, речевого аппарата, что минимизирует картавость, а со временем и вовсе избавляет от нее. Мы подобрали ряд основных упражнений, направленных на исправление звука «р».
– Ослик. По очереди улыбайтесь и складывайте губы трубочкой, при этом можно произносить звуки «и-у». Повторяйте упражнение десять раз в первую неделю занятий, далее увеличивайте количество еще на пять.
– Качели. Как можно шире откройте рот и поочередно касайтесь кончиком языка к верхнему, затем нижнему небу. Делайте движения из стороны в сторону, как при чистке зубов. Начинать следует также с десяти раз и с каждой неделей увеличивать количество упражнений на пять.
– Лопатка. Открыв широко рот, коснитесь кончиком языка к верхнему небу и удерживайте его, как можно дольше. Это упражнение как нельзя лучше помогает отследить прогресс терапии, просто каждое новое занятие засекайте время, и вы проследите, как укрепляются мышцы вашего языка.
– Лошадка. Это упражнение наверняка знакомо каждому из нас с детства. Просто приоткрыв рот, коснитесь верхнего неба и «клацайте» языком.
– Рычание. При избавлении от картавости очень важно научится правильно «вибрировать» языком. Для этого откройте рот и коснитесь кончиком языка к верхнему небу рядом с зубами, не отрывая его, произносите звук «д-д-д-д». Постепенно добавляйте звук «р», чтобы в результате получалось «рычание трактора» – «др-р-р». В этом упражнении букву «д» можно заменить на «т», кому что удобнее.
– Дэтэле. Это упражнение очень простое, делать его следует как можно чаще в течение дня. Как только выдалось свободное время, одну-две минуты без перерыва проговаривайте три звука «дэ-тэ-лэ-дэ-тэ-лэ». С каждым новым разом ускоряйте темп, в конце терапии эти звуки должны «отскакивать от зубов».
– Набор слов. Как только в вашем говоре начнет прорезаться буква «р», важно не забросить упражнения и прибавить к ним «набор слов» с этой буквой. В конце каждого сеанса 10-15 раз произносите «дротик-дрот-дрофа-дробь-дроссель-дрова-дрожь-тромб-троль-тролейбус-тросс-ведро-бедро-хитро-метро-мудро».
– Скороговорки. Одним из самых важных упражнений при «выговаривании» являются скороговорки. Именно они тренируют артикуляционный аппарат и укрепляют мышцы. Скороговорки нужно подбирать индивидуально, отталкиваясь от проблем с речью, которые у вас есть.
Этот простой набор упражнений поможет вам раз и навсегда избавиться от картавости, сделает вашу речь чистой и мелодичной. Главное правило – систематически тренировать свой артикуляционный аппарат, ведь именно от этого зависит качество вашего разговора. Кроме того, рекомендуем читателям не забывать о своих малышах, следить за их речью. Если возникают проблемы с выговариванием звуков – немедленно обращайтесь к специалисту или упражняйте речь ребенка самостоятельно. Проводить терапию можно в виде игры, так вы не только сделаете доброе дело для будущего своего чада, но и лишний раз интересно проведете время с ним.
Источник
Âñåì çäðàâñòâóéòå. Íå òîïèòå ïîñò çà ìíîãàáóêàô, âîçìîæíî, îí áóäåò êîìó-òî ïîëåçåí.
Íåêîòîðîå âðåìÿ íàçàä âûøåë ïîñò, ñîäåðæàíèå êîòîðîãî îòîçâàëîñü â ìîåé äóøå. Íåçàäîëãî äî íåãî ÿ êàê ðàç ïåðåñòàë êàðòàâèòü.
Ïàðà ÷åëîâåê äàæå ïîäïèñàëèñü íà ìåíÿ â îæèäàíèè ïîëåçíûõ ñîâåòîâ ïî èçáàâëåíèþ îò êàðòàâîñòè. Ýòî, çíàåòå ëè, áÎëüøàÿ ïðîáëåìà, ÷åì íàó÷èòüñÿ ãðàññèðîâàòü. ÈÌÕÎ. Òîãäà èíôîðìàöèè ó ìåíÿ õâàòèëî òîëüêî íà æèäåíüêèé êîììåíòàðèé, à ñåé÷àñ, ñïóñòÿ ïàðó ìåñÿöåâ, ÿ ìîãó ïðîàíàëèçèðîâàòü ðåçóëüòàòû.
Íà÷íó èçäàëåêà.
Êîãäà ìíå áûëî ïÿòü ëåò èëè ÷óòü ìåíüøå, (â äåòñêèé ñàä ÿ íå õîäèë) ìåíÿ îòïðàâèëè íà âñ¸ ëåòî ê áàáóøêå â äåðåâíþ. Âåðíåå, íà äà÷ó, íî íå ñóòü. Çäåñü âàæåí ôàêò áàáóøêè.
[Êàðòèíêà: êîãäà ó òåáÿ åñòü áóêâà “Ð”, íî îíà ó áàáóøêè â äåðåâíå]
ß òîãäà íå âûãîâàðèâàë íåñêîëüêî áóêâ è öèôð, â ÷àñòíîñòè, áóêâó “ð” è öèôðó “4”.
Áàáóøêà îò âñåãî ñåðäöà ðåøèëà ìíå ïîìî÷ü. Êîí÷èëîñü òåì, ÷òî ðîäèòåëåé, ïðèåõàâøèõ íà ïÿòíè÷íîì àâòîáóñå íàâåñòèòü ñûíà, âñòðåòèë ðàäîñòíî êàðòàâÿùèé âî âñå ñòîðîíû ìàëü÷èê.
Îòåö, êàê íàñòîÿùèé áàòÿ, çíà÷åíèÿ ýòîìó íå ïðèäàë. Ìàìà ïî âîçâðàùåíèè â ãîðîä îòâåëà ìåíÿ ê ëîãîïåäó â äåòñêóþ ïîëèêëèíèêó. Òàì ìåíÿ ìóðûæèëè áîëüøå ìåñÿöà, ñîâàëè â ðîò ïàëî÷êó è çàñòàâëÿëè äåëàòü ìîòîð÷èê.
Ïîñìîòðèòå òîëüêî, êàêîé ÷ëåí òëåí â ãëàçàõ ó ðåáåíêà.
Ìîòîð÷èê äåëàòü è ðû÷àòü, êàê äðåëü, ÿ íàó÷èëñÿ. Íî èìïëàíòèðîâàòü íîâîå çâó÷àíèå â ðå÷ü íå âûõîäèëî íèêàê.
Ïîòîì ó ìåíÿ áûëî åùå øòóêè òðè ëîãîïåäîâ. Ñ êàæäûì ìû õåðà÷èëè ìîòîð÷èê, íî äàëüøå ñäâèíóòüñÿ íå ïîëó÷àëîñü.
 îáùåì, áîëüøå äâàäöàòè ëåò ÿ êàðòàâèë. Êòî-òî ãîâîðèë, ÷òî ýòî ìèëî. Êòî-òî ãîâîðèë, ÷òî íå çàìå÷àåò. Áîã ñ íèìè. Íî òå, êòî êàðòàâèò, ìåíÿ ïîéìóò ïðåêðàñíî õîòÿ áû ïî ñëåäóþùèì ïóíêòàì:
1. Óòðîì ñëîæíî ãîâîðèòü, ãîðëî ïåðåñîõëî, è íè÷åãî, êðîìå ùåëêàíüÿ, èç íåãî íå âûäîèòü.
2. Òà æå ñàìàÿ ñèòóàöèÿ ïîä âå÷åð.
3. Êîãäà ëåæèøü íà ñïèíå, “ð” îêîí÷àòåëüíî çàïàäàåò
4. Ïðèõîäèòñÿ ïîäáèðàòü ñëîâà. Íå âñå ýòî äåëàþò, êòî-òî âîîáùå íå êîìïëåêñóåò. Ìåíÿ æå áåñèëî.
5.  øêîëå íàä òàêèìè ðæóò. Âåðíåå, ðæàëè íàäî ìíîé, íî ÿ òî÷íî íå îäèíîê.
Ïî ïîâîäó ïîñëåäíåãî ïóíêòà ïðèâåäó ïðèìåð.
Ìåíÿ íå ëþáèëà ó÷èòåëüíèöà ãåîãðàôèè. Èíà÷å îáúÿñíèòü ÿ ýòó ñèòóàöèþ íå ìîãó. Îäíèì ñîëíå÷íûì ìîðîçíûì óòðîì îíà âûçâàëà ìåíÿ îòâå÷àòü ó äîñêè î ãîðîäàõ-êóðîðòàõ Êðàñíîäàðñêîãî êðàÿ. Áåç êîììåíòàðèåâ.
Ñ âîçðàñòîì ÿ íàó÷èëñÿ ìàñêèðîâàòü êàðòàâîñòü. Íî ñòàáèëüíî, íà÷èíàÿ ëåò ñ äåñÿòè, ÿ ðàç â ïîëãîäà-ãîä ïðèíèìàëñÿ ïåðåó÷èâàòüñÿ. ×èòàë “Êàïèòàíîâ” Ãóìèëåâà âñëóõ, ðåâåë ìîòîðîì, ñêîðîãîâîðêè âñÿêèå ïîâòîðÿë, íî áåçóñïåøíî.  èòîãå çàáèâàë.
Êòî-òî êàðòàâèò ãëóõî, êòî-òî çâîíêî. Ìîè ñîâåòû â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ òåõ, êòî ãðàññèðóåò, ïðîèçíîñèò áóêâó “ð” ÿçû÷êîì, êîòîðûé áîëòàåòñÿ â ãëóáèíå ðòà è çàñòàâëÿåò ðîò áëåâàòü, åñëè ê íåìó ïðèòðîíóòüñÿ.
…Ïîñëåäíèé ïðèñòóï ïåðåó÷èâàíèÿ êàê ðàç çàñòàëà ìîÿ äåâóøêà. Íà÷àëèñü ðàçãîâîðû ïðî “ýòî ìèëî” è “ÿ ýòîãî íå çàìå÷àþ”. Ïîïûòàëñÿ îáúÿñíèòü, ÷òî êàðòàâîñòü ýòî ðåàëüíîå íåóäîáñòâî. Âðîäå áû, äàæå ïîëó÷èëîñü.
Ïîïðîñèë ó íå¸ ïîêàçàòü, êàê îíà ñàìà ïðîèçíîñèò “ð” è íà÷àë âãëÿäûâàòüñÿ åé â äåñíû.
Òóò ìåíÿ ïîñòèãëî àáñîëþòíîå îçàðåíèå: îêàçûâàåòñÿ, ïðîñòûå ñìåðòíûå íå êðóòÿò íèêàêèõ ìîòîðîâ ÿçûêîì…
…èçâèíèòå, âûðâàëîñü. Òàê âîò, îíè ïðîñòî…ãîâîðÿò ñëîâî öåëèêîì. Íå ïðåðûâàÿñü íà îòäåëüíûé Ðèòóàë Ïðàâèëüíîãî Ïðîèçíåñåíèÿ. Òî åñòü, êàê áóäòî â “ð” íåò íè÷åãî îñîáåííîãî. Äà, íå êàðòàâûå ìåíÿ ñåé÷àñ íå ïîéìóò.
Ïîýòîìó ñîâåò ïåðâûé: ïðîèçíîñèòå ïîíà÷àëó íå “ð” à ÷òî-òî âðîäå áðèòàíñêîãî âàðèàíòà ýòîé áóêâû. Äàæå íå òàê: êàê ñî÷åòàíèå “th”, ìåæäó “ç” è “â”.
Ïîïðîáóéòå è ïîéìåòå.
Ñîâåò âòîðîé: äëÿ ìåíÿ ñàìûìè ñëîæíûìè áûëè ñî÷åòàíèÿ “îðî” è “àðà, äàðàãîé!”. Åñëè íå ïîëó÷àþòñÿ îíè, à êàêàÿ-íèáóäü “òðàâà” èëè “êèðïè÷” óäàþòñÿ, íå çàáèâàéòå. Íàó÷èòåñü.
Ñîâåò òðåòèé: íå äåëàéòå ïàóçó ïåðåä òåì, êàê ïðîèçíåñòè “ð”. Áîëüøàÿ ÷àñòü ïðîáëåìû â ãîëîâå. Âû ïîäñîçíàòåëüíî ãîòîâèòåñü ïðîèçíåñòè âñå êðóòî è áåç îøèáîê, à íà âûõîäå øëÿïà, ïîòîìó ÷òî ïåðåñòàðàëèñü. Ïðîäîëæàéòå ðåïåòèðîâàòü ïî ïåðâîìó ñîâåòó.
Ñîâåò ÷åòâåðòûé: íó ÷òî, îñâîèëèñü? À òåïåðü ïîïðîáóéòå óëûáíóòüñÿ ïîøèðå, ðàçìÿòü ÿçûê âíóòðè ðòà (ïîòÿíóòüñÿ íàçàä, âïåðåä, íàèñêîñîê…) è äîáàâüòå ëåãêóþ âèáðàöèþ â ñàìîì íà÷àëå ïðîèçíåñåíèÿ âàøåãî “th”. Êîíöåíòðèðóéòå ïîòîê âîçäóõà íå ñçàäè, à ñïåðåäè, âîçëå ñàìûõ àëüâåîë. Ïîïðîáóéòå íåìíîãî ïîðû÷àòü. Çâóê äîëæåí ïîëó÷àòüñÿ ìÿãêèì, íå ðàñêàòèñòûì. Åñëè, êîãäà âû ðû÷èòå, ñëûøèòñÿ ÷òî-òî òèïà “äûð-äûð-äûð-äûð-äûð”, òî â ðå÷è íóæåí òîëüêî îäèí “äûð”. Íó, ìàêñèìóì, ïîëòîðà.
Åñëè âû âñå ñäåëàëè âåðíî, ÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ ïîëó÷èòñÿ ïðîèçíåñòè ïåðâóþ ÷åòêóþ “ð”. Ñ ýòîãî ìîìåíòà ãîâîðèòå òîëüêî òàê. Çàïèñûâàéòå ñåáÿ íà äèêòîôîí, ïîéòå ïåñíè, èùèòå â èíòåðíåòå ñòèøêè è ñêîðîãîâîðêè íà ýòó áóêâó. Ñàìîå ñëîæíîå âïåðâûå ñêàçàòü ïðàâèëüíî. À äàëüøå è õèðóðã, è êóðîðò, è àýðîïîðò ïîëó÷àòñÿ.
Ñåé÷àñ ÿ íå êàðòàâëþ âîîáùå, ïðîèçíîøó ïðàâèëüíî íà àâòîìàòå è æèâó ëó÷øå, ÷åì ðàíüøå.)
À òåïåðü î ãëàâíîì: ÷óê÷à íå ëîãîïåä. È íå çíàåò òîíêîñòåé. ×óê÷å ïîïàäàëèñü íåïðàâèëüíûå ëîãîïåäû, êîòîðûå íå ñìîãëè åãî íàó÷èòü.
Åñëè áóäóò âîïðîñû, ïîæåëàíèÿ èëè ïðî÷åå, ïèøèòå â êîììåíòàõ. Ïîñòàðàþñü îòâåòèòü áëèæå ê âå÷åðó.
Ñëåäóþùåãî ïîñòà íà ýòó òåìó ÿ íå ïëàíèðóþ, ïîýòîìó, äîðîãèå ïîäïèñ÷èêè, åñëè âû ïîëó÷èëè âñþ íóæíóþ èíôó, ìîæåòå ñìåëî îòïèñàòüñÿ. Ìàêñèìóì, ÷òî ÿ áóäó çäåñü äåëàòü, ýòî íåáîëüøîé ëè÷íûé ïîëóáëîã ñ ïðèêîëàìè îò ñëó÷àÿ ê ñëó÷àþ.)
Источник