Как вылечить сдвг у подростков
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе
Дата публикации: 9 августа, 2019
Обновлено: 5 марта, 2020
СДВГ – один из самых распространенных синдромов нарушения поведения у детей. В мире, им страдают от 8 до 10 %. Распространено мнение, что это исключительно детская болезнь, якобы, к 12-13 годам ребенок ее перерастает. Однако это не так.
СДВГ обусловлен изменениями в строении головного мозга, поэтому избавиться раз и навсегда от симптомов, без постоянной работы над собой, не получится.
Гормональный взрыв, случающийся в подростковом возрасте, на фоне дефицита йода, усиливает основные симптомы СДВГ: тревожность, сложности с концентрацией внимания. При этом заболевание проявляет новые признаки, незамеченные ранее.
Признаки СДВГ у подростков
У подростков условно выделяют два вида СДВГ в зависимости от симптомов: синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, со своими симптомами у каждого.
При этом признаки каждого вида проявляются в большом количестве.
Нельзя поставить диагноз только по одному или двум симптомам. Врачи считают, что необходимо выявить минимум 6 признаков, для того, чтобы утверждать, что ребенок не здоров.
Признаки гиперактивности у подростка:
- Забывчивость.
- Рассеянность. Из-за этого такие дети часто теряют важные мелочи: ключи, очки, сменную обувь или вещи в школе, телефоны.
- Легко отвлекаются от важной задачи.
- Невнимательность к деталям, небрежность, из-за которой допускается множество ошибок.
- Сложности с концентрацией внимания на условиях игры или задании, особенно командного.
- Не завершают начатое.
- Постоянно меняющиеся увлечения. При этом ни в одном нет значимых достижений.
- Неорганизованность.
- Постоянные опоздания.
- Стараются избегать сложных задач, требующих продолжительного сосредоточения. Не любят выполнять большие творческие задания, составлять графики и таблицы.
Уклоняются от любой деятельности, которая требует сосредоточения и продуманности. Потому что такими навыками не владеют, освоить их трудно.
Вторая разновидность заболевания – гиперактивность, подростки неконтролируемо много двигаются, импульсивны, грубы.
Этот диагноз можно ставить, если у ребенка есть минимум 6 признаков из следующего списка:
- Постоянные движения рук и ног, даже в моменты относительного покоя (например, дергает ногой во время урока или выполнения домашнего задания).
- Непоседливость, желание вскакивать и менять место дислокации в неподходящий момент.
- Тяжело заниматься работой, требующей усидчивости. Это касается как интеллектуального труда, так и физического.
- Чрезмерная болтливость. Подростку сложно молчать даже в неподходящей для разговоров ситуации.
- Привычка высказываться, не дослушав собеседника. Например, отвечать на вопрос учителя, не дослушав его до конца.
- Часто перебивает собеседников. Не слушает и не запоминает обращенную к нему информацию.
- Встревает в чужие разговоры и игры.
- Импульсивность, переходящая в обидчивость и даже агрессивность.
Эти симптомы значительно осложняют жизнь подростка, мешают ему интегрироваться в социум, достигать успехов в делах и учебе.
Интеллект у больных ребят, как правило, средний или выше среднего. Но учатся они плохо и постоянно конфликтуют с одноклассниками. Им гораздо труднее дается то, что считается простым для сверстников, им приходится постоянно контролировать свои действия, чтобы выстраивать отношения с другими людьми.
Часто следствием гиперактивности в подростковом возрасте становится депрессия.
Причины СДВГ у подростков
Причиной возникновения СДВГ у детей и в подростковом возрасте является изменения объемов некоторых отделов головного мозга. Базальные ядра и префронтальная кора у таких ребят занимают меньший объем, чем у среднестатистических. Эта аномалия проявляется из-за:
- Генетической предрасположенности. Изменения в строении мозга передаются по наследству от близких родственников.
- Образа жизни матери во время беременности. Если женщина пьет алкогольные напитки, курит, часто нервничает и питается неправильно, вынашивая плод, то шанс рождения ребенка с СДВГ резко увеличивается.
Травмы при рождении или в раннем детстве, перенесенные в первые месяцы жизни инфекции, также влияют на развитие структуры головного мозга впоследствии.
В редких случаях симптомы заболевания остаются незамеченными в детстве, активизируясь в подростковом возрасте, после полового созревания.
Кроме того, у детей с подобными изменениями, часто бывают сопутствующие проблемы, мешающие вести нормальную жизнь:
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта. Часто сопровождается повышенным беспокойством и истеричностью.
- Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
- У трети детей наблюдается оппозиционно-вызывающее или кондуктивное расстройство.
- Каждому пятому ставят еще какое-либо серьезное расстройство нервной системы или психики. Чаще всего это депрессия или биполярное расстройство.
Плохие способности к учебе при достаточно высоком уровне интеллекта.
Лечение СДВГ у подростков
Многие оставляют синдром дефицита внимания без необходимого лечения, надеясь, что с возрастом ребенок перерастёт проявления и станет «нормальным».
С годами действительно, большинство научатся контролировать проявления синдрома, однако это не значит, что симптомы пропадают. Лечение и коррекционная работа необходима ребенку для того, чтобы вписаться в социум, стать его полноценной частью.
Если у подростка наблюдаются симптомы СДВГ, врач решит, как именно лечить проблему, какие методы коррекции использовать.
Абсолютное большинство медиков считает эффективным комплексный подход, сочетающий медикаментозные, психологические и воспитательно-коррекционные меры:
- Препараты, стимуляторы и не стимулирующие средства, позволяющие активировать работу мозга, помогающие лучше держать под контролем порывы, улучшающие внимательность и память. Подобрать идеально подходящий препарат сложно. Они назначаются в зависимости от возраста, пола, веса, особенностей гормонального фона человека. Многие обладают пролонгированным действием, принимать их допускается реже, что облегчает терапию. Не доверяйте подростку самому принимать лекарства, так как из-за особенностей заболевания, он будет забывать это делать вовремя.
- Диета усиливает внимание, а также снижает нервозность. Составьте рацион так, чтобы давать больше богатой белком, сложными углеводами и полезными жирами, еды. Исключите вредные продукты, искусственного и химического происхождения.
Психотерапия – наиболее полезная часть лечения, так как хороший психотерапевт поможет ребенку разобраться с тем, что с ним происходит, понять особенности своего организма, научит с ними жить.
- Контролируйте жизнь ребенка, составьте график со списком дел и отведенным на это временем на каждый день. Приучите жить по расписанию, не откладывать дела на потом.
- Дополнительные спортивные занятия помогут обрести покой и избавиться от лишней энергии.
Подросток с СДВГ не виноват в особенностях своего характера и поведения, но он должен понимать, что они отличаются от нормы и стараться контролировать себя, работать над собой. Только так получится преодолеть проблемы, интегрироваться в общество, избежать проблем в взрослом возрасте.
Список использованной литературы
- Post hoc analyses of response rates to pharmacological treatments in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivitydisorder. Coghill DR, Newcorn JH, Chen J, Werner-Kiechle T, Banaschewski T. J Psychopharmacol. 2020 Feb 11:269881120904949. doi: 10.1177/0269881120904949.
- Комлач И.Л. Новые подходы к диагностике и терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, профилактика ранних форм девиантного поведения // Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья: материалы V Междунар. конгр., Москва, 24-27 сент. 2013 года / под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. С. 176.
- Norvilitis J.M., Fang P. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // J. Atten. 2005. Vol. 9, № 2. Р. 413-424.
- Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000. 240 с.
- Cognitive correlates of attention-deficithyperactivity disorder in children and adolescents with high intellectual ability. Cadenas M, Hartman, Faraone S, Antshel K, Borges Á, Hoogeveen L, Rommelse N. J Neurodev Disord. 2020 Feb 10;12(1):6. doi: 10.1186/s11689-020-9307-8.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме.
ДОБАВАИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей
Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.
Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.
Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.
И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.
В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.
Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.
Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.
В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.
Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.
Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.
А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.
Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.
Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.
Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.
Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.
Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.
Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.
Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).
Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.
В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.
К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).
Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:
- Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
- Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
- Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
- Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
- Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
- Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
- Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.
В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.
Источники:
ADHD Diets
Facts About ADHD
Источник
СДВГ у подростка – распространенная форма отклоняющегося поведения. Взгляды специалистов на данную патологию сильно отличаются. Некоторые психологи и психиатры считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это возрастной феномен, обусловленный естественным ходом развития нервной системы. Другие же полагают, что диагноз требует комплексной терапии.
Так что же это такое – СДВГ у подростков?
Определение понятия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологический диагноз, проявления которого не поддаются произвольному контролю со стороны больного. По МКБ-10 патология классифицируется как нейроонтогенетическое расстройство. Основными компонентами недуга являются импульсивность, слабая концентрация внимания, гиперактивность. Соответствующий диагноз врач ставит при наличии нескольких признаков СДВГ. Патология обусловлена неправильным функционированием головного мозга.
По статистическим данным, это заболевание обнаруживается у 10% детей подросткового возраста.
Причины
Основная причина развития дефицита внимания у подростков с признаками гиперактивности – это органические изменения в головном мозге. При этом недуге отмечается отставание в темпах созревания префронтальной коры и базальных ядер головного мозга. Причинами этого могут быть:
- наследственный фактор;
- употребление матерью во время беременности алкоголя и психотропных веществ;
- дефицит витаминов в рационе женщины во время беременности;
- преждевременные или стремительные роды;
- родовые травмы и падения ребенка в раннем постнатальном периоде;
- инфекционные заболевания малыша в период младенчества;
- слабое развитие познавательного интереса и когнитивных процессов;
- повышенная личностная тревожность, склонность к истеричным реакциям;
- психические отклонения и психиатрические диагнозы;
- депрессивные наклонности личности.
Симптомы
Симптомы СДВГ у подростков не такие, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте вместо двигательной расторможенности наблюдается лень, рассеянность, бестактность. Люди с этим диагнозом склонны откладывать важные дела, часто говорят первое, что приходит на ум. При этом они обидчивы и ранимы. Прочных дружеских связей у них, как правило, нет, так как приносить свои извинения за грубые высказывания в адрес собеседника они не умеют. В коллективе сверстников они часто оказываются изгоями.
Симптомы синдрома дефицита внимания у подростков усиливаются в результате гормональной перестройки организма. Юноши и девушки становятся мнительными, им сложно сконцентрироваться и самостоятельно решить простые интеллектуальные задачи.
Обострение симптоматики СДВГ в подростковом возрасте обусловлено повышением социальных ожиданий от индивида, возросшими требованиями со стороны родителей и школы. При этом ребенок демонстрирует одни и те же поведенческие реакции как дома, так и в образовательном учреждении.
Основными симптомами и признаками СДВГ у подростков являются:
- ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, создается впечатление, что он не слышит учителя, игнорирует просьбы родителей;
- отсутствие порядка и систематизации в личных вещах юноши или девушки;
- подросток часто теряет перчатки, ключи, кошелек, книги, школьные тетради, дневник;
- нетерпеливость, склонность перебивать собеседника;
- болтливость;
- суета при сборах на какое-либо мероприятие;
- совершение подростком огромного количества бесполезных движений (постукивание пальцами по столу, прыжки во время ходьбы, вращательные движения кистями рук);
- отсутствие инстинкта самосохранения и чувства опасности;
- агрессивность;
- обидчивость;
- частые опоздания;
- отсутствие стремления довести начатое дело до конца;
- отсутствие постоянного хобби;
- отказ от участия в творческих видах деятельности;
- признаки формирования различных аддикций.
Врач ставит диагноз СДВГ, если признаки патологии у подростка наблюдаются в течение 6 месяцев. Единичные признаки не рассматриваются как патологические черты. При истинном синдроме у подростка будут наблюдаться 6 и более признаков недуга.
Признаки СДВГ у юношей и девушек
По данным медицинской статистики, СДВГ чаще встречается у юношей. У девушек синдром бывает в стертой форме, в результате чего диагностировать заболевание сложно.
Еще в дошкольном и младшем школьном возрасте матери мальчишек с СДВГ замечают, что их детям трудно усидеть на одном месте, играть в спокойные игры. С поступлением в школу двигательная расторможенность приводит к слабой успеваемости и массе замечаний от учителей.
Девочки с СДВГ демонстрируют средние показатели устойчивости произвольного внимания. Конечно, они не являются отличницами в школе, но академических задолженностей не имеют. Патология у девочек-подростков проявляется в том, что они совершают нелогичные поступки, а в общении часто перескакивают с одной темы на другую.
Как проявляются разные типы СДВГ в подростковом возрасте
В медицине и клинической психологии выделяют 3 типа СДВГ:
- СДВГ, основная симптоматика которого связана с импульсивностью;
- гиперактивность, которая проявляется в немотивированной агрессии, конфликтности, девиантном поведении;
- комбинированный тип, в котором сочетаются симптомы первых двух разновидностей СДВГ.
Импульсивная форма синдрома проявляется в склонности подростка следовать сиюминутным желаниям. Из-за необдуманных поступков отношения индивида с друзьями и родственниками портятся. Частые конфликты в межличностных отношениях и отсутствие взаимопонимания с родителями приводят к тому, что юноши и девушки становятся замкнутыми, теряют веру в себя и свои силы. Малейшая неудача или замечание выводят их из себя.
Гиперактивная форма недуга проявляется в слабой концентрации произвольного внимания, небрежности при выполнении школьных заданий.
Комбинированная форма СДВГ может проявляться в виде апатии, хронической усталости, ранимости, болезненного восприятия критики, плаксивости.
Рекомендации для родителей
Если на основании результатов комплексной диагностики врачи ставят диагноз СДВГ, подростку необходима медико-психологическая помощь. Помимо медикаментозной терапии, ребенку требуется психолого-педагогическая помощь.
Подростка нужно записать на психокоррекционные занятия.
Также родителям подростка с СДВГ нужно:
- демонстрировать ребенку свою любовь к нему;
- записать ребенка в спортивную секцию;
- сходить в школу и обсудить с администрацией образовательного учреждения варианты дальнейшего обучения ребенка;
- пересмотреть режим дня школьника;
- регулярно составлять списки дел, которые ребенку нужно выполнить в течение дня;
- предложить ребенку помощь в подготовке домашнего задания;
- предусмотреть возможность непродолжительных перерывов в процессе выполнения домашнего задания;
- отказаться от авторитарных методов воспитания в семье и наказаний.
Снизить частоту негативных эмоциональных вспышек у ребенка можно с помощью особой диеты, основу которой составляют белок, сложные углеводы. Продукты химического и искусственного происхождения из рациона следует исключить.
Ошибочно полагать, что СДВГ – это патология, которая с возрастом проходит сама. Без правильно подобранного варианта лечения синдром негативно сказывается на социализации личности. При этом медикаментозную терапию должен назначать именно врач. Заниматься самолечением синдрома дефицита внимания опасно.
Заключение
У подростков с СДВГ нужно развивать навыки самоконтроля. Умение сдерживать эмоции поможет им успешно социализироваться. Основная задача родителей – помочь школьнику решить проблему, а не усугублять ее упреками и строгими наказаниями.
Психолог репетиторского центра “ВМЕСТЕ”
Источник