Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 3 ноября, 2019

Гиперактивность – патология поведения ребенка, проявляющаяся в чрезмерной активности, проблемах с концентрацией внимания. Расстройство не влияет на интеллектуальные способности, но мешает обучению, социализации в обществе.

Долгое время синдром не считался опасным и не лечился, однако с конца XX века, ученые и врачи выявили прямую закономерность между наличием гиперактивности у ребенка, отсутствием лечения и последующей социальной неустроенностью. Более 80% преступников в детстве страдали этим синдромом и не получали необходимую помощь.

Выразительно проявляется синдром с началом обучения в школе, когда ребенок каждый день вынужден общаться в коллективе, следовать строгим правилам, усваивать большие объемы информации. Современные методы терапии заметно снижают проявления, вылечивают гиперактивность у детей. Причем не только с помощью медикаментов, но и безопасными методами коррекции поведения, физиотерапией.

Проявления гиперактивности

Определяющие симптомы развития синдрома заметны с младшего дошкольного возраста. Постепенно, по мере взросления, они проявляются все более ярко, что позволяет заметить отклонения от нормы.

Типичными признаками считаются:

  • Чрезмерная двигательная активность. Ребенок не может усидеть на месте без движения. Большая часть активности бессодержательна. Дети дергают руками, ногами, перекладывают с места на место вещи, не могут долго находится в одном положении. Показательна и слишком активная речь, как правило, быстрая, непонятная.
    • Проблема с концентрацией внимания. Проявляется на занятиях: малыш не может долго заниматься одним видом деятельности. Не заканчивает задание, особенно если оно достаточно монотонное. Не усваивает новые знания или «схватывает» их поверхностно, не понимая сути. Постоянно теряет вещи, бросает игры на середине, часто меняет увлечения.
  • Импульсивность действий. Гиперактивному малышу сложно принять концепцию правил, ограничений, чужих желаний. Он не воспринимает критику. Из-за этого отношения в детском коллективе складываются не лучшим образом.

С возрастом добавляются другие симптомы, выразительнее становятся описанные выше. Нарастают проблемы, связанные с особенностями характера таких людей.

При легких проявлениях болезни, специальное лечение не требуется, достаточно психолого-педагогической корректировки поведения. Терпение требуется от родителей, которым предстоит научить ребенка контролировать особенности своего характера, обуздывать его.

Постановка диагноза

Решать, как лечить признаки гиперактивности у ребенка, особенно достигшего 7-9 лет, вправе только медик после тщательной всесторонней диагностики. С использованием инструментальных методик.

Я текстовый блок. Нажмите кнопку редактирования, чтобы изменить этот текст. Разнообразный и богатый опыт постоянный количественный рост и сфера нашей активности требуют от нас анализа позиций.

Невропатолог проводит комплексное обследование, чтобы поставить точный диагноз, исключить возможность других заболеваний. Кроме того, необходимо установить факторы, ставшие причиной синдрома, усиливающие его ежедневно.

Патология выявляется в несколько этапов:

    • При первом обращении собирается анамнез. Необходима медицинская карта пациента, история развития ребенка. Потребуются подробные, достоверные сведения о течении беременности у матери, условиях жизни, особенностях поведения начиная с первых месяцев жизни. Также проводится тестирование, разработанное Американской психиатрической ассоциацией для определения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Обследование мозга, выявление сопутствующих заболеваний. В обязательном порядке делают электроэнцефалограмму, МРТ. Необходимо исключить любые диагнозы со схожими симптомами.
  • Проводится консультация с врачами смежных специальностей, психологические тесты, позволяющие выявить степень выраженности болезни, подобрать действенные методы лечения.

По результатам исследований назначается комплексная терапия, подстраивающаяся под состояние конкретного пациента.

Методы лечения детской гиперактивности

Если диагноз подтвержден, то доктор определяет методы и приемы, позволяющие как вылечить гиперактивного ребенка, так и скорректировать поведение с учетом социальных норм.

Следует отметить, что терапия нередко начинается в достаточно взрослом возрасте, когда малыш уже находится в детском коллективе и вынужден выстраивать отношения, обучаться, то методы подбираются с учетом не только физического излечения, но и педагогической корректировки характера.

Комплексное лечение доказало свою результативность, поэтому врач назначает несколько методик:

  • ТМС (транскраникальная магнитная стимуляция). Электромагнитное поле воздействует на нейроны мозга, восстанавливая его нормальную работу. Используется только в комплексе с другими методами.
  • Крайне высокие частоты (КВЧ). Процедура КВЧ нормализует работу нервной системы, снимает излишнюю активность, восстанавливает восприимчивость нервных окончаний до нормального уровня.
  • Методика БОС (биологическая обратная связь). После восстановления работы нервной системы можно применять методику биологической обратной связи, «обучающую» мозг утраченным или не развившимся навыкам через многократное повторение определенных действий. При этом он сам может отслеживать свое состояние.
    • ЛФК – курс лечебной физкультуры назначает лечащий врач с учетом физического развития ребенка. Тренировки проводятся с опытным тренером. Дополнительно могут рекомендоваться занятия спортом. Выбираются направления, исключающие соревновательный элемент с большой аэробной составляющей.
    • Диета, изменение образа жизни. Гиперактивным детям необходим строгий режим, отказ от продуктов, оказывающих возбуждающее действие на организм.
  • Медикаментозное лечение применяется в запущенных случаях. Используются психостимуляторы, успокоительные препараты и ноотропы. При слабовыраженном синдроме медики стараются обходиться без медикаментозного воздействия на не до конца сформированный организм.
Читайте также:  Начался цистит как вылечить его
  • Психологическая коррекция. Работа с психологами – необходимая часть лечения для детей. Она помогает адаптироваться в обществе, понять, принять и научиться контролировать свои особенности, разобраться в правилах общения между людьми.

Работа предстоит сложная, потребуется серьезная и педагогическая коррекция поведения ребенка. Однако тесное сотрудничество родителей и медицинских работников поможет таким детям стать нормальными членами общества.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста

Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Причины гиперактивности

Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

  • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
  • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
  • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
  • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Симптомы СДВГ в школьном возрасте

Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

  • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
  • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
  • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
  • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
  • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
  • Ему трудно дождаться очереди.
  • У него не получается самостоятельно себя организовать.
  • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
  • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
  • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
  • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
  • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
  • Ребенок спит беспокойно, постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
  • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Какой врач лечит

Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

  • Детскому неврологу.
  • Детскому психиатру.
  • Детскому психологу.

Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

Читайте также:  Как вылечить осипший голос у ребенка в 4 года

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Как и чем лечить

Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

  1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
  2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
  3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
  4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

Советы родителям

  • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
  • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
  • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
  • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
  • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
  • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
  • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
  • Откажитесь от физического наказания.
  • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
  • Не ссорьтесь при ребенке.
  • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
  • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
  • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
  • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
  • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

Как можно вылечить гиперактивного ребенка

В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.

Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Источник

Ежедневно тысячи родителей вводят в строку поиска запрос: что делать с гиперактивным ребенком? У психологов есть практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой “проблемой”.

Понятие гиперактивности

Гиперактивность – не проблема. Гиперактивных детей нельзя называть «трудными». Но они нуждаются в максимально комфортных психологических условиях для того, чтобы успешно социализироваться и раскрыть личный потенциал.

У рассматриваемой особенности есть полное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Так как его одновременно изучают психологи, неврологи, педиатры и педагоги, встречаются альтернативные наименования. Психологи основываются на способности ребенка к мелкой моторике и ориентированию в пространстве, предпочитая термины «гиперактивность» и «повышенная двигательная активность». Неврологи определяют СДВГ как «двигательную неловкость» или «минимальные церебральные нарушения движений».

Признаки гиперактивности у ребенка

Чуть больше двадцати лет назад гиперактивность относили к разновидностям задержки психического развития, что со временем было опровергнуто. Сегодня СДВГ – это гиперклиническое расстройство. Для его диагностики необходимо, чтобы не менее 8 из 15 признаков, которые будут перечислены ниже, проявились в первые семь лет жизни ребенка и наблюдались не менее шести месяцев. Речь идет о том, что ребенок:

  • Нетерпим, непоседлив, взбудоражен.
  • Не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Отвлекается на любые раздражающие факторы. Не усваивает программу детского сада или школы.
  • С трудом дожидается своей очереди в играх.
  • Не следует заданиям в играх, провоцирует конфликты.
  • Проявляет беспокойство во время игр, стремится привлечь внимание к себе.
  • Отвечает, не стараясь дослушать вопрос и подумать. Часто дает неуместные ответы.
  • Много разговаривает, глотает окончания слов, проявляет чрезмерную общительность, непокорен.
  • Перебивает других во время разговора. Настаивает на своей правоте.
  • Через силу следует инструкциям.
  • Переключается с одного задания на другое. Забывает, отвлекается.
  • Увлекается чем-либо так, что не слышит, когда к нему обращаются.
  • Теряет вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • При передвижениях активен настолько, что не замечает препятствий.
  • Плохо спит, видит кошмары, бывает недержание мочи.
Читайте также:  Как вылечить длительный фарингит

Данные признаки гиперактивности можно легко спутать с непоседливостью, просто активным темпераментом, упрямством или непослушанием.

Признаки активного ребенка

Важно осознать, что гиперактивный ребенок поступает таким образом, потому что устроен «по-другому». Его нейронные процессы протекают иначе, выходя за общепринятые границы. У гиперактивного ребенка мозг работает циклично (5-15 минут работы и 3-7 минут восстановления). Свои особенности имеет функционал слухового анализатора, присутствуют проблемы с координацией и речью.

ВАЖНО: Диагностировать гиперактивность может только врач, основываясь на наблюдениях за пациентом, а также на результатах анализов крови, МРТ мозга и ЭЭГ.

Советы психологов родителям, которые не знают, что делать с гиперактивным ребенком

Чтобы справиться с гиперактивным ребенком, родителям нужно прислушаться к данным советам:

  • Создайте ежедневные ритуалы. Гиперактивный ребенок должен иметь строгий режим дня – от утренней зарядки до чтения сказки перед сном. Чем последовательнее вы будете, тем меньше у маленького члена семьи будет проявляться чрезмерное перевозбуждение.
  • Позаботьтесь о погоде в доме. Если в семье царит спокойная и доброжелательная атмосфера, разрушительная активность сводится к нулю. Не ссорьтесь, не устраивайте шумных торжеств, не допускайте прихода неожиданных гостей.
  • Отдайте ребенка в спортивную секцию. Еще один полезный совет психологов родителям, которые не знают, что делать с гиперактивным ребенком. Если направить бурлящую энергию малыша в позитивное русло, можно добиться колоссальных результатов. Выберите любой вид спорта. Плавание,гимнастика, футбол, единоборства, акробатика, и др.
  • Найдите «золотую середину». Не давите на гиперактивного ребенка. Психологи рекомендуют сбавить обороты, перестать предъявлять завышенные требования, совершенно исключить жестокие наказания, как и излишнюю заботу. Дети любого возраста отлично распознают слабые стороны взрослых и быстро превращаются в манипуляторов. Но слов похвалы не жалейте. Гиперактивный малыш должен осознавать, что совершает маленькие победы, когда ведет себя должным образом.
  • Оградите гиперактивного ребенка от лишних впечатлений. Психологи советуют избегать мест скопления людей, ограничивать контакты с телевизором и интернетом. Но пара добрых мультфильмов в день не повредит, ведь во время просмотра гиперактивный непоседа тренирует усидчивость.
  • Продумайте меню. Питание гиперактивных деток должно быть полезным. Минимум сладостей, колбас и магазинных полуфабрикатов, а также продуктов, содержащих искусственные добавки. Максимум овощей, фруктов, продуктов с кальцием, железом и магнием.
  • Проявите терпение. Родителям следует принять проявления гиперактивности, как особенности характера своего чада. Ребенок может не услышать с первого раза ваших просьб – сдержанно повторите несколько раз. Воздержитесь от крика, так как нетерпимость родителя плохо скажется на малыше. Лучше ласково погладьте его по голове, обнимите, посмотрите в глаза и снова повторите то, что хотели сказать.
  • Призовите на помощь музыку. Гиперактивным детям показаны спокойные позитивные мелодии, которых очень много среди классических произведений. Чаще включайте музыку и наблюдайте за тем, как реагирует маленький слушатель.
  • Обустройте уютный детский уголок. У гиперактивного малыша должно быть местечко, где он чувствует себя защищенным настолько, чтобы самостоятельно победить негативные эмоции и прийти в себя. Используйте для оформления такого уголка нейтральные цвета и любимые вещи ребенка.

Заметив первые признаки беспокойства или агрессии, переключите внимание гиперактивного ребенка на другую деятельность. На начальной стадии подобные приступы купируются легко и быстро.

Общие советы родителям гиперактивных детей

Психологи единодушно советуют родителям гиперактивных детей пересмотреть собственные взгляды на жизнь и поведение. Необходимо осознать всю глубину проблемы и то, что ребенок ни в чем не виноват. Только в этом случае подберутся правильные слова и тональность общения. Выработайте в себе терпение, разумную строгость, последовательность, доброту и мудрость. Это вполне достижимая цель, ведь безграничная любовь к ребенку у вас уже есть.

Помните, что ребенок с СДВГ не воспринимают отрицательные стимулы («нет», «нельзя», «не ходи», «не бери», «запрещаю» и т.д.), выговоры, словесные и физические наказания. Зато гиперактивные дети отлично реагируют на одобрение и похвалу. Стройте отношения на основе взаимопонимания и согласия, спокойно добивайтесь того, чтобы ребенок слушал, слышал и запоминал ваши слова.

Поддерживайте с ребенком физический контакт ежедневно – целуйте, обнимайте, прижимайте к себе, передавайте ему свою умиротворенную уверенность. Придумывайте общие развлечения, чаще гуляйте и играйте вместе, продумайте систему вознаграждений за хорошее поведение. Ребенок должен понимать, чего от вас ждать в любой ситуации (когда он послушен или нарушает правила). Со временем это даст замечательный эффект – вы сблизитесь, начнете безоговорочно доверять друг другу, а недуг постепенно сойдет на «нет».

Источник