Как можно вылечить немого

Как можно вылечить немого thumbnail

По данным Всемирной организации здравоохранения, на данный момент в мире насчитывается около 466 миллионов человек, не способных разговаривать. Обычно их немота связана с врожденной глухотой — не слыша речи взрослых людей, глухие дети попросту не могут научиться говорить. Но иногда причиной немоты является повреждение голосовых связок, в результате чего человек знает, как произносить слова, но просто не может их озвучить. Кажется, в будущем часть этих людей вновь обретут способность говорить, просто наклеив на свою шею небольшую пленку. Но технология вряд ли поможет всем до единого.

Как можно вылечить немого

Человек может разговаривать благодаря наличию гортани — участка дыхательной системы, в которой расположены органы, отвечающие за образование голоса. Перед воспроизведением какого-либо звука, голосовые связки человека сжимаются и вибрируют под напором выходящего из легких воздуха. Из этой звуковой волны, благодаря движению губ, получаются буквы, слова и предложения.

Голосообразующий аппарат

Человек с поврежденными голосовыми связками не может воспроизводить звуковую волну, то есть практически лишен голоса. В некоторых случаях они могут говорить, прижимая к своей шее так называемый голосообразующий аппарат — он заменяет собой голосовые связки и генерирует звуковые волны. У этих устройств есть два минуса: во-первых, воспроизводимые звуки сильно напоминают голос робота, а во-вторых, их нужно постоянно носить с собой и прижимать к шее каждый раз, когда нужно что-то произнести.

Как можно вылечить немого

Схема работы голосообразующего аппарата

Искусственная гортань

Китайские ученые придумали более удобную альтернативу голосообразующим аппаратам. Технология называется Wearable Artificial Graphene Throat (WAGT), что можно перевести как «носимая искусственная графеновая гортань». Она состоит из тонкой наклейки размером 1,5×3 сантиметра, на которую при помощи лазера нанесен слой графена. Это своеобразное устройство наклеивается на шею немого человека, прямо как временная детская татуировка.

Как можно вылечить немого

Схема работы искусственной гортани

Ученые не объяснили каким образом, но при попытке человека произнести слово, эта графеновая наклейка считывает движения гортани — они совершаются даже при неработающих голосовых связках. Эти данные через провода отправляются в небольшой браслет, в котором находится компьютер для генерации голоса и динамик для его воспроизведения. Этого ученые не уточняют, но, скорее всего, провода располагаются снаружи и тянутся вдоль тела к браслету. Такое решение не является идеальным, но эти провода можно спрятать под одеждой — такое устройство во всяком случае удобнее, чем обычные голосообразующие аппараты.

Это интересно: Почти весь графен, предлагающийся на коммерческом рынке, оказался подделкой

Разработчики уверяют, что при помощи этой технологии добровольцы смогли вполне отчетливо произнести слова «хорошо» и «нет». Примечательно, что их голоса были прекрасно слышны — уровень громкости достигал 75 децибел, что является нормой для человеческого голоса. Один из минусов голосообразующих аппаратов все же остался — генерируемый голос снова слишком «роботизирован».

В то, что графен способен улавливать движения гортани верится с большой охотой — ученые вообще считают, что этот материал может решить целых 5 проблем человечества. Как минимум, в будущем он может быть использован для создания медицинских датчиков для диагностирования опасных болезней.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на нашем сайте!

Источник

Глухонемота

Глухонемота, или сурдомутизм – это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи. Основные клинические проявления – глухота, немота, искажение голоса, вестибулярные и поведенческие нарушения, чрезмерно развитая мимика. Постановка диагноза основывается на данных исследования звукового восприятия, ABR-тесте, методах нейровизуализации и ДНК-диагностике. Специфическое лечение отсутствует. Реабилитационные мероприятия включают в себя слухопротезирование, изучение языка жестов и артикуляции.

Общие сведения

Существует две основные формы глухонемоты – врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии, распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% – на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.

Глухонемота

Глухонемота

Причины глухонемоты

Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Врожденные инфекции. Чаще всего это заболевания из группы TORCH-инфекций: токсоплазмоз, краснуха, цитомегалия, герпетическая инфекция, сифилис, гепатит В.
  • Генетические мутации. Глухота входит в состав более 400 генетических синдромов. Наиболее распространенными являются синдромы Ваарденбурга, Стиклера, Пендреда, Альпорта, брахио-ото-ренальный синдром, нейрофиброматоз II типа, дисплазия Мондини, болезнь Рефсума и недостаточность биотинидазы.
  • Внутриутробная интоксикация. Врожденное отсутствие слуха может вызывать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами во время вынашивания ребенка, а также контакт с химическими веществами в условиях производства.

В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:

  • Родовая травма новорожденного. Неправильно выбранный метод родоразрешения и некорректное использование акушерских пособий может привести к повреждению анатомических структур среднего и внутреннего уха, корковых центров головного мозга.
  • Поражение внутреннего уха, слухового нерва. Рецидивирующий лабиринтит, осложненное течение болезни Меньера, двухсторонний кохлеарный неврит и врожденные аномалии развития внутреннего уха могут становиться причиной нарушения функции кортиевого органа и, как следствие – глухоты.
  • Ототоксические медикаменты. Потеря слуха может выступать в роли побочного эффекта при приеме антибиотиков из групп полипептидов и полимиксинов, некоторых аминогликозидов и петлевых диуретиков.
  • Инфекционные заболевания. К глухоте может приводить перенесенный в детском возрасте цереброспинальный менингит, скарлатина, корь, брюшной тиф, сифилис, грипп, дифтерия и коклюш.
Читайте также:  Как вылечить ребенка от острицы

Патогенез

Ведущее нарушение при глухонемоте – стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины – области Вернике. Речевые центры (лобная извилина – зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение – формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.

Симптомы глухонемоты

При отсутствии прицельной диагностики слуха у новорожденного заболевание долгое время может оставаться незамеченным. На первых месяцах жизни у детей проявляется рефлекторный плач и крик за счет нормально функционирующих ЦНС и органов речевого аппарата. В норме в возрасте 6-7 месяцев ребенок начинает имитировать речь окружающих и выговаривать первые слоги («ма-ма», «па-па»), а в 1 год его словарный запас составляет порядка полноценных 10 слов. При глухонемоте подобная речевая активность полностью отсутствует, компенсаторно сильно развивается мимика. В некоторых случаях ребенок издает отдельные звуки в попытке имитировать движение губ родителей.

При приобретенной глухонемоте, возникшей у детей старше 2 лет, ребенок резко прекращает воспринимать внешние звуки – не откликается на свое имя, не реагирует на музыку и т. д. В 3-4 года дети могут предъявлять жалобы на шум в ушах или резкую потерю слуха. Одновременно искажается уже сформированная речь – она становится чрезмерно громкой или тихой, скандированной, монотонной. У некоторых детей формируется нетипичный для пола и возраста низкий или высокий тембр голоса. Выраженность вестибулярных расстройств напрямую зависит от этиопатогенетического варианта глухонемоты. Зачастую они ограничиваются плохим чувством равновесия, особенно в условиях темноты или с закрытыми глазами. В возрасте после 3 лет возникают психические нарушения – замкнутость, отчуждение, вспыльчивость и раздражительность. В редких случаях наблюдаются противоположные изменения поведения – чрезмерная веселость, коммуникабельность и подвижность.

Осложнения

Отсутствие речевой активности при глухонемоте сопровождается неправильным функционированием голосового аппарата. В дальнейшем это приводит морфологическим изменениям гортани – неполному смыканию голосовой щели, преждевременному окостенению хрящей и т. д. Это делает невозможным формирование естественного звучания речи даже на фоне ее поддержания и дальнейшего развития. Отсутствие полноценных реабилитационных мер и обучения в специализированных учреждениях делает практически невозможной полноценную адаптацию пациента в социуме.

Диагностика

Диагностика при глухонемоте заключается в исследовании звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов, изучении структуры височных и лобных отделов коры головного мозга и установлении этиологического фактора. Сложность обследования детей до 2 лет состоит в том, что распространенные тесты с использованием камертона и аудиометра непонятны для ребенка и не дают возможности получить четкие результаты. Таким образом, диагностическая программа включает:

  • Исследование звукового восприятия. Отоларинголог при осмотре пациента разговаривает с ним с разной громкостью, дает ему звучащие игрушки. Для исключения тактильных ощущений от выдыхаемого воздуха или визуального восприятия движения губ врач использует маску или лист бумаги. При глухоте у ребенка отсутствует какая-либо реакция на окружающие звуки.
  • ABR-тест. Позволяет оценить функцию проводящих нервов и слухового отдела ствола мозга. При их поражении нервный импульс из внутреннего уха не передается или не воспринимается структурами ЦНС.
  • Нейровизуализацию. КТ черепа, МРТ височных костей и МРТ головного мозга позволяют выявить структурные или воспалительные изменения в строении звукопроводящей и звуковоспринимающей систем, мозговой коры.
  • ДНК-диагностику. Изучение структуры ДНК применяется при наличии других симптомов, указывающих на развитие того или иного генетического заболевания.

Лечение глухонемоты

В большинстве случаев восстановить нормальный уровень слуха при условии уже сформировавшегося сурдомутизма невозможно. На ранних этапах прогрессирующего ухудшения звуковосприятия проводится медикаментозное или хирургическое лечение с учетом этиологических факторов. Дети с врожденной глухотой направляются в специализированные воспитательные и учебные заведения. При глухонемоте, сформировавшейся в возрасте 3-5 лет, осуществляется дальнейшее развитие речи при помощи занятий с сурдопедагогом. К реабилитационным мероприятиям относится применение слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. Эти приборы эффективны при глухоте, возникшей в результате поражения органов звукопроводящей системы или внутреннего уха.

Читайте также:  Как вылечит хронический панкреатит

Прогноз и профилактика

Прогноз при глухонемоте неблагоприятный. В подавляющем большинстве случаев потеря слуха – это проявление финальной стадии заболевания, на которой изменения уже необратимы. В дальнейшем дети проходят специальное обучение, направленное на развитие частично сформированной речи или изучение артикуляции и языка жестов. К профилактическим мероприятиям относится медико-генетическое консультирование семейных пар, планирование беременности, антенатальная охрана плода, ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые потенциально могут привести к глухоте.

Глухонемота – лечение в Москве

Источник

Запрос «Немой» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже не даёт понять знаками, что он согласен вступить с окружающими в контакт[1], при этом в принципе способность разговаривать и понимать речь окружающих у него сохранена[2]. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. Следует отличать мутизм от афазии, при которой также утрачивается способность говорить, обычно из-за какого-либо повреждения мозга. Если больной не разговаривает, но при этом у него сохранилась способность к письму, у него вероятен мутизм, но не афазия[3].

Может перетекать в логофобию и логоневроз.

Варианты мутизма[править | править код]

Выделяются следующие варианты мутизма[2]:

  • психогенный мутизм (возможно возникновение этого типа мутизма у детей в качестве острой реакции на психическую травму либо в определённых социальных ситуациях, которые вызывают страх и тревогу);
  • кататонический мутизм (при кататоническом синдроме, мутизм, обусловленный немотивированным и не имеющим внешних причин противодействием побуждению общаться);
  • истерический мутизм (обычно вызван неосознаваемым и подавленным желанием больного обратить на себя внимание окружающих людей утратой способности говорить);
  • акинетический мутизм (органический; обычно возникает при органических поражениях головного мозга: при огнестрельных ранах лобных отделов, гемангиомах мезенцефальной локализации, тромбозе базилярной артерии, опухоли в области III желудочка[4]).

Также выделяется селективный/элективный/избирательный мутизм — когда больной ведёт разговор только с избранным кругом лиц и только в определённых ситуациях. Данный тип мутизма встречается также в детском возрасте, чаще в возрасте 3 лет или с начала учёбы в школе, и проявляется в общении только с избранными лицами (чаще всего ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного)[4]. Данный тип мутизма входит в медицинские классификаторы DSM-5 и МКБ-10 как отдельный диагноз, код — F94.094.0.

Болезни, при которых проявляется мутизм[править | править код]

Мутизм является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлой психической травмы, пожара, гибели близких, как одно из поздних проявлений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и т. п. Кататонический мутизм встречается при кататонической шизофрении в связи с негативизмом. Истерический — при диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерическом расстройстве личности. Мутизм может развиваться и при неврологических заболеваниях, например при двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов, параличе голосовых связок и выраженной спастике[3].

Лечение[править | править код]

Особенности ухода за больными мутизмом заключаются в том, что медсестра должна поддерживать постоянное общение с такими пациентами, используя мимику, письмо, жестикуляцию. Беседы в сочетании со средствами, стимулирующими деятельность нервной системы, весьма полезны и полностью снимают глухоту и немоту.

Для лечения мутизма по назначению врача применяют метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 3—5 мин больному внутривенно очень медленно (1 мл/мин) вводят раствор амобарбитала до появления состояния лёгкого опьянения. Как правило, достаточно одной процедуры. Завершая процедуру, медсестра должна несколько раз в течение дня лечения заставлять больного отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

В обществе и в религии[править | править код]

Не следует относить к проявлениям мутизма известные в ряде социальных классов и в религии формы поведения, связанные с обетом молчания. Например, после некоторых психотравм, считающихся социумом постыдными, позорными (изнасилование, клеймение социальным «проклятием» «враг народа» и т. п.), социум объявляет бойкот (в иудаизме херем) провинившемуся лицу, получая впоследствии аналогичную ответную реакцию лица, или лицо само принимает такое решение самостоятельно; подобная ситуация может быть и в тех случаях, когда человек начинает считать всю свою жизнь греховной по религиозным соображениям. Результатом может быть удаление в отшельничество или монастырь с многолетним молчанием по личному или социальному решению.

См. также[править | править код]

  • Глухонемота
  • Слепоглухота
  • Глухота
  • Всероссийское общество глухих

Примечания[править | править код]

  1. М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с. — ISBN 5-98322-217-1.
  2. 1 2 Жмуров В. А. Мутизм // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  3. 1 2 Под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. Неврология: национальное руководство (неопр.). — ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 31. — ISBN 978-5-9704-1714-0.
  4. 1 2 В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.
Читайте также:  Как вылечит протрузию шейного отдела

Литература[править | править код]

  • Нервные болезни : учебник / М. Н. Пузин, А. В. Степанченко, Л. Г. Турбина и др. ; под ред. М. Н. Пузина. — М. : Медицина, 1997.

Источник

Глухонемые – не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.

немые люди

Глухота и сопутствующие ей факторы

С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, почему люди рождаются немыми. Если формулировать точно, все дети немы – разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь – вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух. И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной. Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить – есть специальные методики.

почему люди рождаются немыми

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

язык немых

Средство общения для неговорящих

Язык немых – совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае жестовая речь бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.

Первый язык жестов возник еще в 18 веке: Германия и Франция открыли сурдопедагогические центры. Базой невербальной речи стали естественные жесты, самопроизвольно возникшие в местечковых сообществах глухих.

В России первый центр был создан в 1806 году, в городе Павловске. В нем использовался опыт французских сурдопедагогов; московская школа, открытая на полвека позже, ориентировалась на наработки немцев. В результате современная российская сурдопедагогика представляет собой симбиоз этих двух школ.

Язык немых индивидуален для большинства языков и требует перевода почти так же, как и вербальная речь. Попытки создать общеземную версию провалились – точно так же, как не прижился и эсперанто.

немые люди причины

Дактильная азбука

С пальцевого обозначения букв начиналось развитие жестового языка. Первые разработки в этом плане относятся к 16 веку. Сейчас дактиль к языку не относят. Он используется как жестовый алфавит, для транскрипции незнакомых слов, имен собственных, предлогов, междометий и прочего.

Немота – не приговор

И даже более тяжелые травмы и состояния не могут стать препятствием для полноценного и насыщенного существования. Примером подобной жизненной активности может служить англичанин Стивен Хоукинг, известный астрофизик и физик‑теоретик. В расцвете творческих и физических сил у ученого начала проявляться специфическая разновидность склероза, вызвавшая паралич. А после трахеостомии, ставшей необходимой из-за тяжелого воспаления легких, он к тому же стал немым. Подвижными остаются исключительно пальцы на правой руке. Ими он и управляет специально разработанными креслом и ноутбуком, который стал его голосом. В конце концов, он оказался парализован полностью, и управляет оборудованием движением мимической мышцы – единственной, сохранившей подвижность. Такие ограничения не повергли физика в депрессию: он профессорствует в Кембридже (на должности, некогда занимаемой Ньютоном), в 2007 полетал в невесомости на особом самолете, а в 2016 стал соавтором проекта по отправке исследовательских аппаратов к звезде Альфа Центавра.

Источник