Как можно вылечить олигофрению

Как можно вылечить олигофрению thumbnail

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Группа расстройств умственного и психического развития, приводящих к синдромальным ограничениям интеллектуальных возможностей, в клинической психиатрии получила название олигофрения или слабоумие.

Для данного заболевания ВОЗ использует термин «умственная отсталость», и патология имеет код по МКБ 10 F70-F79. В следующей редакции Международной классификации заболеваний олигофрения, возможно, получит используемое зарубежными психиатрами определение – интеллектуальное расстройство развития либо интеллектуальная инвалидность.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]

Код по МКБ-10

F70-F79 Умственная отсталость

Причины олигофрении

Олигофрения – патология врожденная или приобретенная в раннем детстве. Специалисты связывают заболевание с нарушениями генного, органического и метаболического характера. Ключевые причины олигофрении можно разделить на пренатальные (эмбриональные), перинатальные (с 28 до 40 недели беременности) и постнатальные (послеродовые).

Пренатальные нарушения могут быть вызваны полученными от матери инфекциями (вирус краснухи, трепонема, токсоплазма, герпевирус, цитомегаловирус, листерии); тератогенными воздействиями на эмбрион алкоголя, наркотиков, некоторых лекарственных препаратов; интоксикациями (фенолами, пестицидами, свинцом) или повышенным уровнем радиации. Так, рубеолярная олигофрения является следствием того, что беременная в первой половине гестации переболела коревой краснухой, и эмбрион заразился от матери через кровь.

Олигофрения или слабоумие обусловлены аномалиями развития головного мозга, такими как: недостаточный размер головного мозга (микроцефалия), полное или частичное отсутствие больших полушарий мозга (гидранэнцефалия), недоразвитие извилин головного мозга (лиссэнцифалия), недоразвитие мозжечка (понтоцеребральная гипоплазия), различные формы челюстно-лицевого дизостоза (дефекты черепа). Например, при внутриутробных нарушения формирования гипофиза у плода мужского пола нарушается секреция гонадотропного гормона лютеотропина (лютеинизирующего гормона, ЛГ), который обеспечивает выработку тестостерона и формирование вторичных мужских половых признаков. В результате развивается гипогонадотропный гипогонадизм или ЛГ сцепленная олигофрения. Такая же картина наблюдается при повреждении 15-го гена, которое приводит к рождению ребенка с синдромом Прадера-Вилли. Для данного синдрома характерна не только гипофункция половых желез, но и задержка умственного развития (легкая форма олигофрении).

Часто патогенез расстройств умственного и психического развития кроется в нарушениях обмена веществ (глюкозилцерамидный липидоз, сукрозурия, латостелороз) или выработки ферментов (фенилкетонурия).

Практически неизбежна врожденная олигофрения при наличии такого генетического фактора, как перестройка структуры хромосом, ведущая к таким синдромам слабоумия, как синдромы Патау, Эдвардса, Тернера, Корнелии де Ланге и др., которые дают толчок развитию патологии еще на стадии эмбриогенеза.

В большинстве случаев наследственная олигофрения также обусловлена генетически, и одной из наиболее распространенных эндогенных причин умственной отсталости является дефект 21-й Х-хромосомы – синдром Дауна. Из-за повреждения некоторых генов может происходить дегенерация ядер гипоталамуса, и тогда проявляется синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля – разновидность наследственной олигофрении, часто наблюдающейся у близких родственников.

Послеродовая олигофрения у детей может быть следствием внутриутробного хронического недостатка кислорода и асфиксии в ходе родов, травмы головы в процессе родов, а также разрушения эритроцитов крови – гемолитической болезни новорожденных, возникающей из-за резус-конфликта во время беременности и приводящей к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

От момента появления на свет в течение первых трех лет жизни причины олигофрении включают инфекционные поражения головного мозга (бактериальный менингит, энцефалит) и его травматические повреждения, а также острый дефицит питательных веществ из-за хронического недоедания младенца.

Как утверждают психиатры, в 35-40% случаев патогенез олигофрении, в том числе и врожденной, остается невыясненным. И в такой ситуации формулировка диагноза умственного недоразвития может выглядеть как недифференцированная олигофрения.

Диагноз семейная олигофрения ставится, когда врач убеждается, что та или иная форма неполноценности умственного развития и некоторых других характерных признаков наблюдается у членов семьи, в частности, у сиблингов – родных братьев или сестер. При этом, как правило, в расчет не берется наличие или отсутствие явного повреждения мозговых структур, поскольку в клинической практике изучение морфологических церебральных аномалий проводится далеко не во всех случаях.

[12], [13], [14], [15], [16]

Симптомы олигофрении

Общепризнанные клинические симптомы олигофрении – врожденной или проявившейся с течением времени – включают:

  • задержку в развитии речевых навыков (дети начинают говорить гораздо позже принятых за норму сроков и говорят плохо – с большим количеством дефектов произношения);
  • неспособность к запоминанию;
  • ограниченность и конкретность мышления;
  • сложность обучения нормам поведения;
  • ослабленная моторика;
  • двигательные нарушения (парезы, частичные дискинезии);
  • значительная задержка овладения или неспособность к действиям по самообслуживанию (еда, умывание, одевание и т.д.);
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неадекватность или ограниченность эмоциональных реакций;
  • отсутствие поведенческих рамок и неспособность к адаптации поведения.

Специалисты отмечают, что в раннем детстве первые признаки олигофрении, в частности, незначительной степени дебильности или имбецильности, редко бывают очевидными и отчетливо могут проявиться только после 4-5 лет. Правда, у всех пациентов с синдромом Дауна аномалия черт лица; для поражающего девочек синдрома Тернера характерными внешними признаками являются маленький рост и короткие пальцы, широкая складка кожи в области шеи, расширенная грудная клетка и др. А при ЛГ сцепленной олигофрении и синдроме Прадера-Вилли уже к двухлетнему возрасту проявляются повышенный аппетит, ожирение, косоглазие, плохая координация движений.

При этом, даже когда факт плохой успеваемости, заторможенности и неадекватности налицо, необходима тщательная профессиональная оценка умственных способностей детей – чтобы отличить легкую форму дебильности от эмоционально-поведенческих (психических) расстройств.

Также необходимо учитывать, что умственная отсталость у детей вызывается большим количеством причин (включая ярко выраженные врожденные синдромы), и симптомы олигофрении проявляется не только в снижении когнитивных возможностей, но и в других психических и соматических аномалиях. Дисфункции головного мозга из-за нарушения синтеза тканевого активатора плазминогена нейросерпина проявляется такими симптомами, как эпилепсия и олигофрения. А пациенты с идиотией отключены от окружающей действительности, и ничто не привлекает их внимания, которое, как правило, полностью отсутствует. Частый симптом при данной патологии – бессмысленные однообразные движения головой или раскачивание туловища.

Кроме того, обусловленное аномалиями коры головного мозга и мозжечка отсутствие способности к осознанному поведению при выраженной степени дебильности и имбецильности приводит к эмоционально-волевым нарушениям. Это проявляется либо как гиподинамическая олигофрения (с заторможенность всех действий и апатией), либо как гипердинамическая олигофрения, при которой наблюдаются психомоторное возбуждение, усиленная жестикуляция, беспокойство, агрессивность и др.

Читайте также:  Как вылечить осипшее горло в домашних условиях за 1 день у ребенка

Психические изменения, которые происходят при олигофрении, являются стабильными и не прогрессируют, поэтому психосоматические осложнения маловероятны, и главная сложность для пациентов данной категории – отсутствие возможности полноценной адаптации в обществе.

Формы и степени олигофрении

В отечественной психиатрии различают три формы олигофрении: дебильность (дебилизм), имбецильность и идиотизм.

А в зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей выделяют три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания.

Легкая степень (МКБ 10 – F70) – дебильность: уровень интеллектуального развития (IQ) колеблется в пределах 50-69. Пациенты имеют минимальное сенсомоторное замедление; в дошкольном возрасте могут развивать навыки коммуникации, в состоянии приобрести некоторые знания, а в более позднем возрасте – и профессиональные навыки.

Средняя степень (F71-F72) – имбецильность: присутствует способность понимать чужую речь и в возрасте 5-6 лет формулировать короткие фразы;,30 внимание и память существенно ограничены, мышление примитивное, но научить чтению, письму, счету и навыкам самообслуживания можно.

Тяжелая степень (F73) – идиотизм: мышление при олигофрении данной формы практически полностью заблокировано (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлекторными актами. Такие дети заторможены и необучаемы (за исключением некоторого развития моторики), требуется постоянный уход.

Западные специалисты относят к олигофрении метаболической этиологии кретинизм, который является синдромом врожденного гипотиреоза – дефицита йода в организме. Независимо от причин недостатка йода (эндемический зоб или патологии щитовидной железы беременной, дефекты развития щитовидной железы у эмбриона и др.) врач может кодировать данную форму умственной отсталости F70-F79 с указанием этиологии – E02 (субклинический гипотиреоз).

[17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25]

Диагностика олигофрении

На сегодняшний день диагностика олигофрении проводится путем сбора подробного анамнеза (с учетом данных акушеров по протеканию беременности и сведений о заболеваниях близких родственников), общего, психологического и психометрического обследования пациентов. Это позволяет оценить их соматическое состояние, установить наличие не только физических (визуально определяемых) признаков умственной недоразвитости, определить уровень умственного развития и соответствие его средним возрастным нормам, а также выявить особенности поведения и психических реакций.

Чтобы точно определить конкретную форму олигофрении, могут потребоваться анализы (общий, биохимический и серологический анализ крови, анализ крови на сифилис и др. инфекции, анализ мочи). Для выявления генетических причин заболевания проводятся генетические тесты.

Инструментальная диагностика включает энцефалограмму, а также КТ или МРТ головного мозга (для обнаружения локальных и генерализованных черепно-мозговых дефектов и структурных церебральных нарушений). Также см. – диагностика умственной отсталости.

Для постановки диагноза «олигофрения» необходима дифференциальная диагностика. Несмотря на наличие некоторых явных признаков олигофренических состояний (в виде характерных физических дефектов) многие расстройства неврологического характера (парезы, судороги, нарушения трофики и рефлексов, эпилептиформные припадки и др.) наблюдаются при других психоневрологических патологиях. Поэтому важно не спутать олигофрению с такими заболеваниями, как шизофрения, эпилепсия, синдром Аспергера, синдром Геллера и т.д.

При отграничении от других заболеваний, дающих симптомы психической недостаточности, следует особенно учитывать то обстоятельство, что олигофрения не обнаруживает прогредиентности, проявляется с раннего детства и в большинстве случаев сопровождается соматической симптоматикой – поражениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, зрения и слуха.

[26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]

Лечение олигофрении

Если причиной умственной отсталости является гипотиреоз, резус-конфликт, фенилкетонурия, возможно этиологическое лечение олигофрении: с помощью гормональных препаратов, переливания крови младенцу, специальной безбелковой диеты. Токсоплазмоз можно лечить сульфаниламидами и Хлоридином. Но в большинстве случаев этиологического лечения, увы, не существует.

И хотя нет никаких конкретных медикаментозных средств для лечения олигофрении, пациентам с ограниченными умственными возможностями применяется симптоматическая терапия. То есть могут быть назначены лекарства для снижения интенсивности психотических расстройств – нейролептики, а также препараты для стабилизации настроения (помогающие корректировать поведение).

Так, для общего успокоения, снижения уровня тревожности, прекращения судорог и улучшения сна в психиатрической практике используют психотропные препараты-транквилизаторы: Диазепам (Седуксен, Валиум, Реланиум), Феназепам, Лоразепам (Лорафен), Перициазин (Неулептил), Хлордиазепоксид (Элениум), Хлорпротиксен (Труксал) и др. Однако кроме возможного развития зависимости от данных препаратов, негативные последствия их применения выражаются в мышечной слабости, повышенной сонливости, нарушении координации движений и речи, снижении остроты зрения. К тому же продолжительный прием всех перечисленных лекарственных средств может ухудшить внимание и память – вплоть до развития антероградной амнезии.

Чтобы стимулировать ЦНС и умственную деятельность, используют Пирацетам (Ноотропил), Мезокарб (Сиднокарб), Метилфенидата гидрохлорид (Релатин, Меридил, Центедрин). С этой же целью назначается прием витаминов В1, В12, В15.

Назначение Глутаминовой кислоты связано с тем, что она в организме преобразуется в нейромедитор – гамма-аминомасляную кислоту, которая помогает в работе мозга при умственной отсталости.

Народное лечение, к примеру, пивными дрожжами, при врожденной и наследственной олигофрении бессильно. Предлагаемое лечение травами включает регулярное употребление успокаивающего отвара или настойки корней валерианы при гипердинамической олигофрении. Также из лекарственных растений заслуживают внимания гинкго билоба и адаптоген – корень женьшеня. В женьшене содержатся гинсенозиды (панаксизиды) – стероидные гликозиды и тритерпеновые сапонины, которые симулируют синтез нуклеиновых кислот, обмен веществ и выработку ферментов, а также активизируют работу гипофиза и всей ЦНС. Гомеопатия предлагает препарат на основе женьшеня – Ginsenoside (Гинсенозид).

Одна из главных ролей в коррекции интеллектуальной недостаточности отводится когнитивно-поведенческой терапии, то есть лечебно-коррекционной педагогике. Для обучения и воспитания детей с олигофренией – в специализированных школах и школах-интернатах – используются специально разработанные методики, позволяющие адаптировать детей в обществе.

И реабилитация больных олигофренией, особенно с генетически обусловленными формами умственной патологии, заключается не столько в их лечении, сколько в обучении (по адаптированным к особенностям когнитивных способностей) программам и привитии элементарных бытовых и, по возможности, простейших трудовых навыков. Специалисты говорят, что легкие степени олигофрении у детей могут быть подкорректированы, и, несмотря на инвалидность, такие пациенты могут выполнять простейшую работу и позаботиться о себе. При средних и тяжелых формах имбецильности и при всех степенях идиотизма прогноз – полная инвалидизация и, зачастую, длительное пребывание в специализированных медучреждениях и домах инвалидов.

Профилактика олигофрении

Согласно статистике, четвертая часть дефектов умственного развития связана с хромосомными аномалиями, поэтому профилактика возможна только в отношении не врожденных патологий.

Читайте также:  Как вылечить от трипса

В период подготовки к планируемой беременности необходимо пройти полное обследование на предмет инфекций, состояния щитовидной железы, уровень гормонов. Обязательно нужно избавиться от всех очагов воспаления и подлечить имеющиеся хронические болезни. Некоторые виды умственной отсталости могут быть предотвращены с помощью генетического консультирования будущих родителей – для выявления нарушений, потенциально опасных для нормального развития эмбриона и плода.

В период беременности женщины должны состоять на диспансерном учете у акушера-гинеколога и регулярно посещать своего врача, вовремя сдавать необходимые анализы и проходить УЗИ. Разговоры о здоровом образе жизни, рациональном питании и отказе от всех вредных привычек в период планирования беременности и при вынашивании ребенка должны приобрести конкретный смысл и привести к практическим действиям.

Специалисты американского Национального института психического здоровья (NIMH), утверждают, что еще одной важной профилактической мерой является раннее выявление определенных метаболических процессов, которые приводят к умственной отсталости. Например, если в течение первого месяца жизни выявить врожденный гипотиреоз, который влияет на одного новорожденного из 4000 младенцев, родившихся в Соединенных Штатах, можно предотвратить развитие слабоумия. Если не выявить и до трехмесячного возраста не лечить, то 20% младенцев с дефицитом гормонов щитовидной железы будут умственно неполноценными. А промедление до шести месяцев превратит в дебилов 50% малышей.

По данным американского Департамента образования, в 2014 году около 11% детей школьного возраста были зачислены в классы для учащихся с различными формами олигофрении.

Источник

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% – умеренная, у 4% – тяжелая и у 1% – очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Олигофрения

Олигофрения

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Читайте также:  Как вылечить пневмонию ребенку 4 года

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Источник