Как мы вылечили зрр

Здравствуйте, уважаемые специалисты! Снова обращаюсь к Вам за помощью, надеюсь на ответы. Ребенок, мальчик, 3 года и 4 (3-го декабря 3 и 5), не говори, речь лепетная. У психиатра пока не были, у хороших спецов запись за 3-4 месяца, сейчас записались, ждём. Были на приёме у медицинского психолога, принимает в до психоневрологического диспансера. Ребёнок был возбужден, бегал по кабинету, открывал дверь, крутил замок, прыгал. Она начала давать ему сначала деревянные пазлы из 4-х кусков, он смог собрать 2 составляющие, потом попытался методом тыка, и когда не получилось, попросил у меня помощи, хотя дома он легко собирает новые пазлы из 20-ти кусков сам и из 30-ти кусков тоже с моей небольшой помощью (соединяю 4 кусочка в середине,дальше он всё сам), правда на картинку не смотрит, а подбирает по цвету как нам кажется, из 20-ти кусков собирает за 10 минут, потом дала карандаш, он два раза черканул и бросил, она мне сказала, что ребёнок неправильно держит карандаш и это нехороший признак, каждую новую игрушку она забирала, после выполнения или невыполнения задания и убирала в свой ящик, потом она достала игрушку-сортер (ребёнок любит такие игрушки) он справился почти со всеми фигурами, хотя они были маленькими и неудобными, некоторые я сама закидывала по его просьбе и я попадала со 2-гораза, после этого она её убрала, а сын стал требовать её обратно, с истерикой и топаньем ногами, естественно она не дала, он пошёл открыл ящик и достал, на моё и её нельзя не реагировал, потом удалось отвлечь его книгой, там он показал мне буквы, а я должна была ему озвучить их. Также она звала его по имени, он даже ухом не повел. К слову скажу, что в кабинете не было даже детского стола и ребёнок все задания выполнял стоя. Дома он показывал все части тела, показывал мама, папа и потом на себя,и просил, чтобы я озвучивала, показывал все части тела, некоторые буквы, цифры, геометрические фигуры, цвета. Там он не показал ничего, на контакт не шел. В её заключении ЗПРР и РАС. Пошли именно к этому врачу, т.к. её заключение ценится комиссией ПМПК. В общем приём мне не очень понравился, как то всё вяло. Слух не удалось проверить, также ждем свою запись. Пошли к дефектологу, первое занятие длилось 20 минут, на удивление она сразу же нашла с ним контакт, он 20 минут смотрел на неё не отрываясь, даже пытался за ней повторить, но получалось только открыть рот. Она дефектолог, логопед, сурдопедагог и прослушала первый курс обучения для начинающих специалистов АВА терапии. Работает по методу Новиковой-Иванцовой и использует АВА, то есть после каждого выполненного задания или частично выполненного обязательно приз, например, мыльные пузыри или юла. Игрушки сын не требует, как у психолога, хотя она их меняет каждые 3 минуты. Было 7 занятий уже, к ней бежит, сразу садится за стол и ждёт её заниматься, иногда плачет, когда она пытается вызвать у него звук, я на занятиях присутствую, он не обращает на меня внимания, хотя он очень мамин, только если она спросит типа где мама, он всегда поворачивается и смотрит на меня и начинает улыбаться. Сейчас повторяет за ней ИИИ, иногда ААА и складыват губы, когда просит сказать ооо, но звук не издает. Сейчас занимаются уже 25 минут, конечно в конце ребёнок как выжатый лимон. Она говорит, что аутизма у него нет, в глаза смотрит, задания некоторые с первого раза выполняет, не убегает, говорит, что за 25 минут занятия у ребенка аутиста обязательно будут стимы. Она говорит, что проблема вся в том, что у него нет звукоподражания и даже нет имитации движений, он выполнит,если я скажу хлопай, или руки вверх, но если я покажу без словесной подсказки он не повторит, и что его надо этому обучит, научить “учиться” и тогда возможно процесс пойдет. Я дома пытаюсь, но без словесных подсказок не получается у него .Сейчас стал лучше понимать речь, например, когда я ему говорю, чтоб пошел на кухню и налил себе сок, идет, ищет глазами сок, наливает и пьет, когда прошу выкинуть мусор в ведро или кинуть полотенце в стиральную машину или в корзину для белья, выполняет, или когда говорю бери книгу и иди на горшок, всё выполняет. Знает, где чей телефон, если мой звонит мне несет, если папы ему. Она нам даёт задания вызывать гласные, но он категорически не хочет за мной повторять, поэтому дома мы рисуем всем,чем можно, собираем пазлы, мозайку, цепляем прищепки, вставляем канцелярские кнопки в деревянный брусок, вырезаем, клеим, обводим, и играем в пальчиковые игры и т.п.. Сейчас почти всё сразу выполняет не всегда всё правильно, но повторяет, Научился целоваться, всех родственников целует и одна сотрудцица в библиотеки ему нравится, он когда уходит подставляет ей губы для поцелуя, и радостный выбегает на улицу после поцелуя, остальным посылает воздушные поцелуи, но не всем, стал жалеть, махать привет (правда машет голубям, котам, собакам, рыбам, уткам в мультиках, Лунтику на рекламных плакатах, людям мало кому) и жесту “спать”, теперь когда он не хочет уходить с площадки или торгового центра, или от бабушки и начинает истерить мы ему говорим, что он/она будет спать, он показывает жест “спать” и пальцем на улицу, что там темно, всё это мы должны озвучить, и после он успокаивается и уходит. Стал ходить на горшок, снимает трусы и идёт сам, не просится. Сейчас дефектолог учит жесту дай, сегодня он первый раз подошел и попросил рукой “дай”. Теперь, когда он смотрит телевизор и там показывают маму он всегда бежит и тычет в меня пальцем, также и папой, и с поездом, если в телевизоре поезд он бежит к своему и показывает, что у него и там поезд. Если ест картошку-фри (любимая еда) и я прошу дай маме кусочек, всегда даёт и тоже самое с папой. Играет с поездом, катает машинки, на улице играем в настарт внимание марш, приносит мяч и просит кинуть в стену, радуется, подбрасывает вверх воздушный шарик и ловит довольный, прыгает на батуте,собирает кубики в картинку, но редко когда сам играет, обычно зовёт меня с ним посидеть на полу,а сейчас он приносит игрушки к нам на кровать, чтобы мы с ним играли, любит похвалу, научился сам себя хвалить – хлопает в ладоши, хлопает мне, когда пою, кружится, танцует, если прошу, подставлять стал стул, чтобы достать, что хочет. Были в Волгограде сутки, жили на квартире, на удивление, вёл себя хорошо, и в квартире, и на прогулке по городу и в дороге. Перестал прыгать у лифтов и эскалаторов в ТЦ, теперь бежит на площадки и час бегает, играет, сам уходит почти всегда – обувает сапоги сма, правда не всегда правильно, но мы всё равно хвалим. Стал отзывается на имя, недавно я была в магазине, а муж с ним гулял на площадке и был увлечен, япришла и позвала его он поднял голову и глазами стал меня искать.И дома отзывается, иногда со второго раза. Знает слово горячее, обжогся плойкой слегка, теперь все горячее обходит стороной. Стал менее избирателен в еде, больше пробует еды. Это всё плюсы.
Минусы. Прыгает, когда что-то радостное и машет руками, я считала раз 6 он так делает в день, иногда рычит, когда сильно злится, бывает, что зарычит как нам кажется просто так. Вцепился в шапку в одну, не хочет носить другую, хотя уже холодно и та тонкая, иногда получается уговорить одеть другую, но поверх той. Метеочувствителен, особенно, когда осадки или сильный ветер, орет. Обращает внимание на детей, стал показывать, что мальчик пришёл и мама, или папа, любит, когда ребенок следом скатывается за ним с горки, смеётся. Подходит к детям, когда они играют, но нам не везёт на детей, последний раз мальчик накладывал песок в грузовик, мой подошёл и стал помогать, то его оттолкнул и сказал, что ему не надо помогать, мой обиделся расплакался и ушел, или подойдет возьмет чью-то бесхозную лопату, тут сразу появляется хозяйка резко вырывает лопату с криками моё, ребенок обижается и уходит, плачет, выходим со своими игрушками, отбирают, он уходит и плачет. И такие дети везде, то не пускают его на карусель, начинают крутить сильнее, пока я не вмешаюсь и не остановлю, то говорят это горка моя и прогоняют его, пока я не скажу, что горка общая и говорю своему ребёнку, чтоб он шел игрался, тогда он идет, и мамы стоят и смотрят и молчат. Мало мам встречаются, которые делают свои детям замечания. Как с такими детьми его можно социализировать?! Не хочет идти гулять, всё равно вывожу, тогда он плачет и мы идём домой, бывает наоборот выведу с неохотой его, а он уходить потом домой не хочет. Кусал нас больно, до крови и синяков, уговоры, слова нельзя не помогало, пока не укусила его в ответ (может это совсем непедагогично, но помогло сразу). Боится некоторых лифтов и поднимается сам на 7-й этаж, лифты обходит стороной, наш лифт правда не боится. Ненавидит чистить зубы, орёт так, как будто его режут. Всё остальное мытье рук, причесывание воспринимает нормально.
Вопрос вот в чем нам дали место в саду в обычном, группа 38 человек (!), ходят правда 25, нам даже не хватило шкафчика, будем вместе с другим мальчиком. Мы должны были пойти 1-го ноября на 2 часа и не пошли, у ребёнка на данный момент прогресс, хоть и совсем маленький, но все же есть, я боюсь, что сад будет для него стрессом и произойдет откат, к тому же в апреле будут распределять места в логопедических садах, мы планируем отдать его в такой (сейчас проходим врачей), тогда если он сейчас пойдет в обычный он там привыкнет до сентября (там посещение с 1-го сентября начинается), а в сентябре я его переведу в другой, это опять стресс. К тому же я боюсь, что в саду он начнет болеть и мы начнем пропускать занятия с логопедом, плюс сейчас хотим отдать его в бассейн (нравится вода ему, успокаивает), и опять же, если начнет болеть, мы не сможем его посещать, как нам быть, хочется услышать мнение еще специалистов форума?У нас в саду можно написать заявление, и тогда место останется за нами, вдруг если он заговорит и если нас не возьмут в логопедический сад, мы сможем ходить сюда. Я совсем запуталась, что важнее ребёнку социум или занятия с логопедом и в бассейне.. Помогите, пожалуйста, советом. Заранее спасибо.
П.С. Извините пожалуйста опять за такой большой текст, не могу я кратко писать.

Читайте также:  Как быстро вылечить лопнувший мозоль на пятке

Источник

Уважаемые родители, по просьбе одной из мама (Ванды) открываю тему, в которой вы сможете обмениваться мнениями по этой теме. Начинаю темы со статьи, которая показалась мне информативной
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Шамшуро Елена
журнал “Няня”, 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.
Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога , психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции) Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.
Массаж: Здравствуйте, пальчики!

Читайте также:  Как вылечить месячного ребенка

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2—3 раза в день с 1—2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2—3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».
(Продолжение в следующем посте)

Источник

Развитие ребенка в 3,7. От ЗПРР к ЗРР.

Уважаемые доктора, здравствуйте!
Уже второй день читаю темы, пока не нашла того, что подошло бы под наше описание. Решила создать свою. Если я ошиблась с разделом, очень прошу перенести тему.
Итак, есть мальчик, сейчас ему 3 года 7 месяцев. Он старший ребенок, есть еще младшая сестра, ей 1,10 месяцев. Благополучная семья, любящие родители. Я, мама, не работаю, по образованию педагог, занимаюсь домом и детьми в настоящий момент.
Итак, про сына. Родился на сроке 37 недель, роды вызывали, у меня был гестоз. Безводный период 10 часов, 7-8 по Апгар, вес 3460, рост 51 см. После родов ребенка забрали в детское отделение, меня отвезли в реанимацию, где я пролежала сутки, сбивали мое высокое давление. Во время родов была использована эпид. анестезия, чтобы сбить мне давление. Рожала ребенка на окситоцине. На третьи сутки у сына повысился билирубин, анализ крови показал 255 единиц. Забрали под лампу на сутки. Потом еще сутки я светила его в палате. Через двое суток фототерапии билирубин снизился незначительно, стал 230. С таким нас и выписали из роддома.
Желтушка держалась до 3 месяцев. В полтора месяца сдали анализ из вены, билирубин был 130. В 2,5 месяца две недели пропили Хофитол и к началу третьего месяца жизни ребенок побелел. Развивался по срокам в норме. Сел сам в 7 месяцев, гулил, издавал звуки, интересовался окружающим миром. Но был спокойным, малоподвижным ребенком. Пошел сам ровно в год. В 1,3 отказались от коляски, везде ходил пешком. В 1,10 уверенно поднимался и спускался сам по ступеням на 3 этаж. В это же время у меня родился второй ребенок.
Ближе к двум годам стали понимать, что речи нет. Было несколько слов, меньше 10. Ребенок очень эмоциональный, просил жестами, интонацией, часто психовал, если мы не понимали его с первого раза. После двух лет стал часто истерить, хныкать. Речи так и не было.
Мы поначалу мало внимания на это обращали, так как мой муж тоже стал поздно говорить, после 3 лет. И почти до школы у него были проблемы со звуками.
В 2,10 нашему свекру показалось, что у ребенка аутизм. Сын не говорил, не играл с детьми родственников (видел детей достаточно редко), любил играть один и в одни и те же игры. Например, мы приехали к свекру, там во дворе домик детский. Ребенок “завис”, постоянно открывал двери-выходил-закрывал двери. И обратно. И так же окна. Если туда заходили другие дети-психовал, выталкивал их. Так же посуда. Брал посудку, складывал ее в шкафы, закрывал. Открывал, вытаскивал посудку, закрывал. И так раз по 10.
Дома тоже любил так играть, откроет шкаф, положит туда что-то, закроет. И обязательно надо, чтобы кто-то комментировал это. Я или моя мама по скайпу. Мол, открыл дверь. Закрыл . Помимо этого, сын любил кататься на машинке-толокаре, мог собирать конструктор, катать машинки. Гуляем мы на детских площадках, примерно с полутора лет. То есть детей видит постоянно.
В общем, переполошились мы с аутизмом. Нашли врачей. Обследовали. Диагноз-ЗПРР. Стали заниматься с дефектологом и пить ноотропы. Пропили пантогам, кавентон, тенотен, нейромультивит, пикамилон, биотредин. В конце курса были еще уколы кортексина. Но я не стала колоть.
В общем, после 4 месяцев занятий с дефектологом, ребенок стал говорить предложениями, речь еще смазанная, мало понятная, но домашние его хорошо понимают.
На данный момент диагноз снят, стоит диагноз ЗРР. Продолжаем заниматься с логопедом. Касательно речи, есть замена “т” и “д” твердых на “г” и “к”, мягкие “д” и “т” есть (тетя, дядя, но гом-дом, покакать-покатать, сюга-сюда). Есть дизартрия, то есть во рту как бы каша. И очень быстрый темп речи. Последнее время стал заикаться, например, ААаааня, иди сюда. Или Хахахахачу….заикается на первом слоге. Если попросить повторить медленнее, повторит уже без заикания. Спешит, когда эмоции сильные. Бывает день вообще нормально, а бывает день, что заикается постоянно. Пока не пойму, от чего зависит.
Что еще беспокоит в ребенке на данный момент. Он не играет с детьми. Он играет только с младшей сестрой, но она еще маленькая и игры получаются примитивные, догонялки, бесятся в основном вместе. НА улице вместе катаются на качелях. Часто зовет ее в игры. Играет в ролевые-как будто кормит ее.
А вот с детьми на площадке не играет. Никакой инициативы. Редко, если попадется спокойный ребенок, может покатать с ним машинки. А так, играется в песочнице сам, со мной или с бабушкой. На других детей внимания не обращает. Если они берут его игрушки-не отдает, забирает обратно. При этом пользуется речью, “не трогай, это мое ведро”, “отдай, зачем взял”. Если я вмешаюсь, попрошу поделиться-поделится, если не вмешаюсь-сам почти не делится.
Еще очень любит двери. Прямо фетиш. Закрыть-открыть. Если ругаем его-обижается и убегает. Проходит время, он опять подходит-начинает открывать-закрывать. Или подходит ко мне и спрашивает разрешения. А так, если идем в ванну, не дает мне закрыть дверь, только сам. Но прям зависания нет. Переключается, если ругаем-уходит сразу.
В общем, на данный момент, имеем 2 проблемы.
Это общение. Не играется со сверстниками. И даже не пытается. (говорит мне, что не умеет говорить), может стеснительность его еще сказывается. Он очень застенчивый.
Вторая, эти двери..когда это пройдет? И вообще , что это?
И третья, речь, логопеды уверяют, что к 5 годам выправится. Но пока улучшения есть, но и проблем еще много остается.
Хотелось бы узнать, что я могу сделать как мама?
В сад не ходим и не ходили. Наша невролог отсоветовала. Ребенок очень ранимый, эмоциональный, впечатлительный.
Например, если обольется, прям трагедия. Сразу хнычет. Мы стыдим, объясняем, что не страшно. Вытерся и все. Но в след. раз все по-новой.
Боится лазать, хочет, но боится залезть высоко, просит помощи. С нашей помощью лезет, но приговаривает, что боится упасть. Хотя никогда не падал. Вообще очень осторожный ребенок.
На занятиях ведет себя хорошо.Слушается, занимается с удовольствием. Считает до 5 уверенно, до 10 с подсказкой. Но мы специально не учим. По навыкам развит по возрасту. Рисует человечка (плохо), линии, режет ножницами, красками рисует аккуратно, лепит. Понятия много-мало, близко-далеко и тд по возрасту. Все есть. Занимаюсь с ним и я , по Земцовой, книги для детей 3-4 лет. Почти все задания выполняет на отлично. Хорошая память.
Папа наш хочет видеть в сыне супермена. Уверенного, шустрого, бойкого, лидера. Но по факту все наоборот.
Я так понимаю, надо отстать от ребенка в этом плане. Дальше заниматься речью, потихоньку сводить со сверстниками (он стал играть с детьми родственников, но там дети тихие, послушные) и по возможности подбадривать его, хвалить за успехи.
Может кто из специалистов даст свой комментарий. Или совет.
Простите, что так много. Хотела описать как можно подробнее.
Еще смущает то, что ребенок мычит, когда играет один, или задумывается. Если одергиваю-он тут же замолкает. Но если забудется-опять мычит. Со стороны выглядит странно.Особенно на улице..

Читайте также:  Как вылечить грибок ногтей на ногах микозаном

Источник