Как у ребенка вылечить дисграфию у ребенка
Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.
Описание патологии
Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.
Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.
Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.
Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.
В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.
Причины возникновения
Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.
Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.
В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.
Что происходит на самом деле?
Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.
Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.
Виды
Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным. В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:
- артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;
- акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;
- аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;
- аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;
- оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.
Симптомы
Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.
Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.
Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.
Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы. Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.
У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.
Это — самая распространенная форма дисграфии.
Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.
Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.
Диагностика
Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.
Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.
Лечение
Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.
Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.
Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.
Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.
Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.
Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.
Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.
Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.
Источник
Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.
Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.
Источник: depositphotos.com
Не игнорируйте проблему
Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:
- пороки внутриутробного развития;
- родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
- тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
- опухоли головного мозга;
- задержки психического развития;
- речевые нарушения.
В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.
При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.
Будьте терпеливыми
Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:
- путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
- написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
- зеркальное отображение букв;
- перестановка слогов в словах;
- добавление в слова лишних слогов или букв;
- отсутствие в словах окончаний;
- несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
- нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.
Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.
Организуйте место учебы
Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.
Избегайте переутомления
У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.
Играйте с ребенком
Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Проговаривайте проблемные слова
Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.
Читайте вслух
Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.
Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.
Обеспечьте ребенку моральную поддержку
При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.
В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.
По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.
Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.
Видео с YouTube по теме статьи:
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей
Понятие
Что же такое дисграфия?
В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии.
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют эту проблему, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.
Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.
Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфии:
- Акустическая
- Артикуляторно-акустическая
- Оптическая
- Аграмматическая
- Дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза
Симптомы
Акустическая
Эта форма нарушения подразумевает плохое фонематическое восприятие.
Занимающийся пишет, заменяя друг другом буквы, обозначающие похожие звуки.
Например, парные согласные «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.
При акустической дисграфии нет проблем со слухом и устной речью
.
Артикуляторно-акустическая
В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков.
Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией.
Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки. Артикуляторно-акустическая встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Аграмматическая
Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая значения слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число).
Возможны также проблемы в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.
Оптическая
В данном случае малыш путает визуально похожие символы.
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате чего получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.
Связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза
Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто.
Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова.
Существуют также проблемы в определении границ предложения.
Причины отклонения
Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ?
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.
- Наследственная предрасположенность
- Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
- Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
- Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
- Отсутствие школьной готовности
- Минимальная мозговая дисфункция
- Задержка психического развития
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Общая недоразвитость речи
- Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)
Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам.
Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.
Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!
Как и за развитие их питомца в целом.
Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать проблему и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.
Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?
Как этого не сделать?
Диагностика
К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами.
Придется пройти обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?
Коррекция
Любой врач скажет Вам, что самолечением заниматься нельзя, и это действительно так.
В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.
Следует приготовиться к тому, что устранение проблемы не будет быстрым.
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от причин, вида нарушения и возраста.
Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.
Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.
Упражнения для дома
Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома.
Да,после консультации с логопедом основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.
«Лабиринт»
Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.
Графические диктанты
Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.
Конструирование знаков из элементов
Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие.
Разбирайте их и составляйте заново.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методики на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.
Кроссворды
Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.
Узнавание неполных символов
Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.
Поиск пропущенных букв
Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог.
Пусть малыш найдет ошибку и назовет правильный вариант написания слова.
Заучивание стихотворений
Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.
Играйте со словами
Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова.
Подобных приемов целое множество.
Развитие мелкой моторики
Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!
Психологический комфорт
Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.
- Поговорите с педагогами.
Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до проблем с психикой.
Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью.
При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки, а сверстники тем временем их высмеивают.
И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет. - Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения только потому что надоело или что-то не получается.
В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
Иначе срывов избежать не получится.
Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?
Что важно знать о дисграфии
- Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии.
Поскольку ребенок сначала читает, а потом пишет, то проблемы в чтении переносятся на проблемы в письме.
Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет. - Дислексия и дисграфия могут быть у взрослого человека.
Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи могут сохраниться у человека на всю жизнь.
Соответственно, и проблем ему они доставят больше. - Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом.
Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
Потребуется проявить силу воли и терпение. - Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь.
И даже не психическое расстройство.
Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно. - Почерк «дисграфика» может быть непонятным.
Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.
Группы риска
Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.
- Если он из многоязычной семьи;
- Имел ранее проблемы с речью;
- Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
- Поздно начал говорить;
- Левша, которого переучили под правшу;
- С нарушениями фонетического восприятия;
- Имеет проблемы памяти или внимания;
- Школьник с низким уровнем школьной готовности;
- Пишет так, как говорит;
- Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».
Заинтересованность
Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.
Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет писать и заниматься, то на помощь придут увлекательные игры.
С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.
Развитие психических функций
Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений.
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении проблем с речью.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).
Статистика
Статистика по дисграфии поразительна.
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.
В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.
Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.
Компенсация недоразвития
Дисграфия – не приговор
Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, чт?