Как вылечить аккумулятор фонарика

Как вылечить аккумулятор фонарика thumbnail

Отремонтированный (методом долива дистиллированной воды и первоначальной усиленной зарядки) свинцово-кислотный аккумулятор из светодиодного фонарика отработал после этого ещё почти  полгода. Дальнейшие попытки его реанимации счёл нецелесообразными и стал присматривать какой-то другой аккумулятор с учётом вольтажа, ёмкости и возможно допустимых габаритов.

Вид СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ В ФОНАРЯХ

При нынешнем-то изобилии казалось затруднений в подборе нового аккумулятора быть не должно. Но всё, что-то не устраивало. Самый желаемый  вариант – аккумулятор от мобильного телефона, не подходил по размерам. А подходящие по габаритам имели весьма неподходящую цену.

ЗАМЕНА СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ НА ПАЛЬЧИКОВЫЕ ААА

Совершенно случайно обратил внимание на батарейный отсек для четырёх аккумуляторов (или батареек) формата ААА. Попробовал поместить его во внутрь фонарика – получилось. Да и вообще, по всем возможным и даже предполагаемым параметром оказалось, что это как раз то, что и нужно. Хочешь, ставь аккумуляторы формата ААА по 1,2 вольта, а можно и подсевшие батарейки, которые в дальнейшем можно разок, другой и подзарядить.

Схема подключения фонаря

ЗАМЕНА СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ - схема

Фонарь имел от изготовителя вот такую электрическую схему. Первоначально её не трогал, но сейчас придется её менять в соответствии с задуманным способом эксплуатации. Причём изначально доработка предполагается быть выполненной  бюджетного формата и без соблюдения предлагаемых в таких случаях наворотов схемотехники. Для этого надо, определится с имеющимися в фонаре светодиодами (их вольтаж, токопотребление?). Тут два пути:

  • практический (с производством замеров)
  • теоретический (поиск по таблице с сопоставлением размеров, конфигурации, других отличительных особенностей). Выбрал второе.

Светодиоды В ФОНАРЯХ

Вообще, для этого есть полезная статья, с которой советую ознакомиться. Светодиоды фары, рабочее напряжение 2,9 – 3,3 вольта, максимально допустимое токопотребление 20 миллиампер.

Светодиоды фары, напряжение 2,9 – 3,3 вольта

Светодиоды боковой панели, рабочее напряжение, 3,0 – 3,5 вольт, максимально допустимое токопотребление 20 миллиампер.

Светодиоды рабочее напряжение проверка

Подключил фару через постоянный резистор сопротивлением 2 Ома и подстроечный резистор 0,5-20 Ом, которым и выставил допустимый ток на три параллельно соединённых светодиода в 60 мА.

Подключил светодиоды через постоянный резистор

То же самое проделал и с боковой панелью, только постоянное сопротивление  здесь 33 Ом, а подстроечником выставил общий ток светодиодов в 40 мА.

Схема доработки

Подключил LED фару через постоянный резистор - схема

Электрическая схема приняла данный вид исходя из желаемого режима работы, который заключается в том, что при любом выставленном на подстроечном резисторе сопротивлении, светоотдача фары будет иметь соотношение со светоотдачей боковой панели как 3:2. То есть свет фары всегда будет сильнее на треть.

ЗАМЕНА СВИНЦОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ В ФОНАРЯХ LED

Всё уместилось. Аккумулятор помещается в корпус без усилий, но и свободы  перемещения в нём у него нет. Нашлась подходящая «ниша» и для общего, фары и боковой панели, подстроечного резистора.

Как вылечить аккумулятор фонарика

Доступ к нему есть и при собранном фонаре, так, что при необходимости всегда можно выполнить соответствующую регулировку. 

Видео

На момент производства видеосъёмки более просторного тёмного помещения, чем ванная комната к сожалению не оказалось, но прошу принять к сведению мои заверения, что фара фонаря прекрасно работает на расстояние в 10 метров и даже более. Автор проекта – Babay iz Barnaula.

   Форум по АКБ

Источник

Форум РадиоКот :: Просмотр темы – LED-фонарик

Автор:  Mihail Rodin [ Сб сен 18, 2010 17:16:16 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
Можете выложить фотографии вашего фонарика? А вольтметр показывает 220В на выходе встроенного блока питания потому, что этот блок питания – бестрансформаторный, на гасящем конденсаторе и напряжение на нём падает только под нагрузкой.

Автор:  Frensis [ Сб сен 18, 2010 17:44:58 ]
Заголовок сообщения: 
Китайский 16 светодиодный LED-фонарик Yajia YJ-319. Кто знает данные и тип акуумулятора этого фонарика, дайте знать, пожалуйста.

Автор:  Radiobonchic [ Сб сен 18, 2010 20:05:36 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
Аккумуляторы, которые используются в таких фонариках не востанавливаются, лечится банальной заменой. напруга должна быть 3.6в(4.2в когда он заряжен)

Автор:  Frensis [ Вс сен 19, 2010 09:47:33 ]
Заголовок сообщения: 
Не может быть. Я же говорю, на башке аккумуляторной батареи имеется колпачок, под ним 2 дырки. Не зря же они. Наверняка они предназначены для пополнения уровня электролита.

Автор:  Seal [ Вс сен 19, 2010 09:52:25 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
резиновый колпачек там для того ,что-бы аккум не рванул от перезаряда, газоотводный такой клапан. На аккумах типа НКН то-же такие стоят.

Автор:  Frensis [ Вс сен 19, 2010 10:14:55 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик

Seal писал(а):

резиновый колпачек там для того ,что-бы аккум не рванул от перезаряда, газоотводный такой клапан.

Под резиновым колпачком, на этих двух дырках имеются свои круглые колпачки, причем наглухо посаженные, но плоскогубцами их взять можно. Но газ вряд ли их вытолкнет… Чето кажется мне эти круглые колпачки нужны, чтобы электролит не вытекал…

Автор:  Mihail Rodin [ Вс сен 19, 2010 13:04:16 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
При снятии этих колпачков вы рискуете обжечь руки и лицо электролитом или его парами.

Автор:  Frensis [ Сб сен 25, 2010 17:41:31 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
Кароче, люди, отзовитесь, кто занимался восстановлением аккумуляторов. Речь идет о восстановлении аккумулятора китайского фонаря Yajia YJ-319. Кароче я снял колпачки с двух дырочек. Я взял шприцем каплю раствора из аккумулятора и капнул на порошочек чайной соды: реакция протекла бурно, со вспениванием: а это означает, что произошла реакция нейтрализации, и электролит является кислотным. Это так?

P.S.: Похоже это действительно обычный свинцово-кислотный аккумулятор.

Вложения:
Комментарий к файлу: Аккумулятор типа этого
Аккумулятор.jpg [2.65 KiB]

Скачиваний: 1945

Автор:  VanLux [ Сб сен 25, 2010 19:46:37 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
Это гелевые батареи, туда электролит не заливается.

Автор:  Frensis [ Вс сен 26, 2010 13:32:39 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
Итак, я залил в обе банки аккумулятора дистилированную воду. И начал заряжать. Приблизительно 6 часов, пока чуть-чуть не закипит электролит. И вуаля…напряжение 4,1 В на аккуме. Фонарик горит. Не знаю, насколько он долго продержится. По крайней мере, у меня уже полторы сутки держит. Если не будет держать залью свежий электролит (см.ниже).
Напомню, до заливки дистилированной воды все попытки, связанные с зарядкой аккумуляторной батареи, не увенчались успехом, и напряжение было на акк.батареи около 0,5 В.
Для тех, у кого большая часть серной кислоты в процессе эксплуатации истратилась и заливка дистилированной воды с последующей зарядкой не дают эффекта или имеют очень слабый эффект, можно попробовать залить свежий электролит с последующей зарядкой.
Свежий электролит для свинцово-кислотных аккумуляторов-это разбавленная серная кислота плотностью 1,2 г/см3. Плотность концентрированной серной кислоты 1,84 г/см3. Для того, чтобы получить кислоту с плотностью 1,2, необходимо смешать 80% дистилированной воды и 20% концентрированной серной кислоты(в массовых долях). Вот и получился готовый электролит!
Внимание! При смешивании концентрированную серную кислоту необходимо лить в воду, а не наоборот!!!
После этого аккумулятор ставим на зарядку. Колпачки должны быть открыты, для испарения газов.
Внимание! Заряжать аккумуляторы допускается только на открытом воздухе либо в хорошо проветриваемых помещениях!!!
Немного зарядите, померьте напряжение. И снова поставьте на зарядку. Процесс зарядки считается законченным, когда аккум. электролит начинает слегка кипеть и пузыриться.

Автор:  TRAC [ Ср окт 27, 2010 01:04:03 ]
Заголовок сообщения: Re: LED-фонарик
насколько знаю, в гелевых аккумуляторах если они отработали свой срок (а не просто высохли) из свинца образуется сульфат свинца(както так – ниразу не химик) и увеличивается внутреннее сопротивление батареи – поидее ни электролит ни дист.вода тут уже помочь не могут

Страница 1 из 1Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
https://www.phpbb.com/

Источник

В статье «Ремонт и модернизация светодиодных фонарей» подробно рассмотрен вопрос ремонта и доработки электрических схем китайских светодиодных фонарей, замены вышедшего из строя кислотного аккумулятора аналогом.

Внешний вид светодиодного фонаря

Но есть еще один вариант замены аккумулятора при ремонте фонаря – замена его литий-ионным аккумулятором от неисправных электронных устройств. Например, сотового телефона, фотоаппарата, ноутбука или шуруповерта. Подойдут также аккумуляторы, которые уже не обеспечивают необходимую продолжительность работы устройства, но еще работоспособны.

Первый литий-ионный аккумулятор был выпущен в 1991 году японской корпорацией Sony. Номинальное напряжение одного элемента аккумулятора составляет 3,7 В. Минимально-допустимое – 2,75 В. Напряжение заряда не должно превышать 4,2 В при токе заряда от 0,1 до 1 емкости аккумулятора (С). Литий-ионные аккумуляторы практически не обладают эффектом памяти и имеют малый ток саморазряда, при комнатной температуре не более 20% за год. На текущий момент по техническим характеристикам являются самыми лучшими.

Светодиодный фонарь со вздутым аккумулятором

Ранее мне пришлось ремонтировать и модернизировать LED фонарь, в котором перегорели все светодиоды. После ремонта через несколько лет работы он перестал светить по причине выхода из строя свинцового аккумулятора. Как видно на фотографии корпус его вздулся.

Так фонарь и пылился на полке, пока не вышел из строя литий-ионный аккумулятор от фотоаппарата. Анализ показал, что в аккумуляторе отказал контроллер балансировки и заряда. Два элемента аккумулятора были в хорошем техническом состоянии, которые я и решил установить в фонарь вместо кислотного аккумулятора.

Штатное зарядное устройство фонаря для зарядки литий-ионного аккумулятора не подходило, так как оно обеспечивало постоянство тока заряда с неконтролируемым напряжением. А для литий-ионного аккумулятора при зарядке необходимо обеспечить ток зарядки величиной 0,1-1С при напряжении, не превышающем 4,2 В на один элемент.

Выбор контроллера
для зарядки литий-ионного аккумулятора

Можно изготовить контроллер самостоятельно, но в продаже, например, на Алиэкспресс, продаются готовые по цене 0,2-0,3 цента, собранные на микросхеме TP4056 или ее аналогах (ACE4054, BL4054, CX9058, CYT5026, EC49016, MCP73831, LTC4054, LC6000, LP4054, LN5060, TP4054, SGM4054, U4054, WPM4054, IT4504, PT6102, PT6181, Y1880, VS6102, HX6001, Q7051).

Внешний вид контроллера на микросхеме TP4056

На Алиэкспресс был куплен самый простой модуль контроллера, технические характеристики которого полностью удовлетворяют требованиям для зарядки литий-ионного аккумулятора, установленного в фонаре. Его внешний вид представлен на фотографии.

Электрическая схема контроллера на микросхеме TP4056

Контроллер собран по приведенной выше электрической схеме. Изменяя номинал резистора, идущего со второго вывода микросхемы на общий провод можно ограничить максимальный ток зарядки.

Выбор величины тока зарядки Li-ion аккумулятора определяется исходя из двух ограничений. Величина тока должна находиться в пределах 0,1-1 от емкости аккумулятора (принято обозначать буквой С). Например, для аккумулятора емкостью 600 мА×час ток не должен превышать 0,6 А. Следовательно, нужно, чтобы номинал токозадающего резистора составил 2 кОм (на резисторе должна стоять маркировка 202). И не превышать величины тока, который способно обеспечить зарядное устройство. Для данного случая ток должен быть более 0,6 А. Ток всегда указывается на этикетке ЗУ.

Стоит заметить, что если попутать полярность подключения аккумулятора к выходу контроллера, то чип сразу пробьется и на выводы аккумулятора начинает поступать подводимое к контроллеру напряжение, что может вывести его из строя.

После зарядки Li-ion аккумулятор от контроллера отключать не обязательно. В режиме сна или когда на контроллер не подается напряжение, он аккумулятор не разряжает.

В данной схеме контроллера не задействована функция отключения при нагреве аккумулятора выше допустимой температуры. Но ее можно включить, если вывод 1 микросхемы отсоединить от общего провода и подключить к выводу датчика температуры аккумулятора (такие есть в аккумуляторах всех сотовых телефонов).

Внешний вид контроллера на микросхеме TP4056 с защитой от переполюсовки

Если есть необходимость использовать контроллер, имеющий защиту от переполюсовки при подключении аккумулятора и короткого замыкания выхода, то можно применить контроллер, изображенный на фотографии.

Электрическая схема контроллера на микросхеме TP4056 с защитой от переполюсовки

В дополнение к микросхеме TP4056 установлена DW01A (схема защиты) и чип с двумя ключевыми полевыми транзисторами SF8205A. Время защиты составляет несколько минут при токе 3А. Остальные технические характеристики не изменились.

В фонаре аккумуляторы с контроллером соединяются с помощью пайки. Поэтому был выбран контроллер без схемы защиты, представленный в статье первым.

Установка литий-ионного аккумулятора
в LED фонарь

Прежде, чем приступать к работе нужно проверить работоспособность контроллера и аккумулятора.

Проверка контроллера перед установкой в фонарь

На контроллер можно подавать напряжение без нагрузки. В таком случае на выходе устанавливается напряжение 4,2 В и на плате светит синий светодиод. Далее нужно проверить аккумулятор, подключив его к выходу контроллера и зарядив полностью. Во время зарядки будет светить красный светодиод, а когда аккумулятор зарядится – синий.

Целесообразно после зарядки провести ходовые испытания аккумулятора, подключить его вместо кислотного и посмотреть сколько времени просветит фонарь. У меня проработал 10 часов и продолжал светить. Больше не стал ждать, так как этого времени для моих задач вполне достаточно.

Новая электрическая схема LED фонаря

На следующем шаге разрабатывается новая электрическая принципиальная схема фонаря. Отрицательный провод является общим для всех узлов и аккумулятора. В левом положении переключателя SA1 общий его контакт соединяет аккумулятор с положительным выводом контроллера. При соединении среднего вывода с выводом 3 напряжение подается на плату узкого луча, а с выводом 4 на планку светодиодов рассеянного света.

Электрическая схема модернизированного фонаря

Переключатель типа тумблер SA2 служит для выбора аккумулятора, от которого будут работать светодиоды. Так как в наличии имелось два аккумулятора, то решил в фонарь установить оба. На вопрос о допустимости параллельного включения литий-ионных аккумуляторов без специального контроллера однозначного ответа нет. Поэтому я решил пойти проверенным путем и предусмотрел возможность подключать аккумуляторы по отдельности.

Отдельное подключение каждого аккумулятора позволило не только обеспечить их работу и зарядку в оптимальных условиях, но и в процессе эксплуатации фонаря знать сколько времени он еще проработает. Зная сколько времени хватило для работы от одного аккумулятора, будет известно, сколько еще сможет просветить фонарь.

В дополнение, если выйдет из строя один из аккумуляторов, то это не приведет к потере работоспособности фонаря. Два отдельных блока светодиодов и два аккумулятора гарантируют, что вы никогда не останетесь в темноте.

Сборка фонаря на литий-ионном аккумуляторе

Теперь все подготовлено и можно приступать к модернизации фонаря – переделке его схемы для работы с литий-ионным аккумулятором.

Светодиодный фонарь в разобранном виде с удаленными проводами

Сначала от переключателя отпаиваются все провода и удаляется прежняя плата зарядного устройства.

Тумблер, установленный в корпусе светодиодного фонаря

В корпусе модернизируемого фонаря имелся отсек, предназначенный для короткого сетевого шнура, который закрывается откидной планкой со светодиодами рассеянного света. В него и был выведен рычаг тумблера SA2 выбора аккумулятора.

Полоски скотча для фиксации аккумулятора

Для фиксации аккумуляторов был использован двухсторонний скотч, в виде двух полосок. Закрепить аккумуляторы можно и с помощью силикона.

Контроллер и аккумулятор установленные в фонарь

Перед закреплением аккумуляторов и платы контроллера к ним были предварительно припаяны паяльником провода требуемой длины. В связи с тем, что два аккумулятора в одной половинке корпуса фонаря удобно не размещались, установил их по одному в каждой половинке корпуса. Плата контроллера к корпусу была закреплена с помощью двух винтов с гайками М2.

При припайке проводов к выводам аккумулятору нужно соблюдать осторожность, чтобы свободные концы проводов случайно не соприкоснулись и не закоротили его выводы.

Светодиодный фонарь в разобранном виде с выполненным монтажом проводов

На фото показан фонарь после окончания монтажа. Осталось проверить его работу узлов и собирать.

Проверка зарядки аккумулятора фонаря с помощью USB тестера

Измерять ток зарядки включением амперметра в разрыв цепи после контроллера невозможно, так как внутреннее сопротивление прибора большое и результаты измерения будут не верными. У меня в наличии имеется USB тестер, с помощью которого можно узнать напряжение, подаваемое с зарядного устройства, текущий ток заряда, время заряда и емкость энергии, которую принял аккумулятор. Тестер показал, что контроллер заряжает аккумулятор током 0,42 А. Следовательно, контроллер заряжает аккумулятор нормально.

Цвет свечения индикаторов зарядки аккумулятора не виден

После сборки фонаря оказалось, что его красный корпус не пропускает свет синего цвета и узнать об окончании зарядки невозможно.

Свечение индикатора желтым цветом во время зарядки аккумуляторов фонаря

Пришлось фонарь разобрать и в зоне расположения индикаторных светодиодов сделать щелевое отверстие.

Свечение индикатора синим цветом после окончания зарядки аккумуляторов фонаря

Теперь, когда аккумулятор зарядился, хорошо стало видно свечение светодиода синего цвета.

О выборе литий-ионного аккумулятора для фонаря

Для модернизации фонаря подойдет любой литий-ионный аккумулятор в независимости от материала, из которого изготовлен его положительный электрод и форм-фактора (формы и геометрических размеров). Емкость аккумулятора (выражается в А×час) тоже не имеет значения, просто чем она больше, тем дольше будет светить фонарь.

Следует заметить, что если в фонарь устанавливается аккумулятор, бывший в употреблении длительное время, то его фактическая емкость, как правило, значительно меньше, чем указано на его этикетке.

Проверить целесообразность установки старого аккумулятора в фонарь можно измерив его емкость при зарядке, что потребует наличие измерительных приборов, хотя бы USB тестера. Или зарядить аккумулятор полностью, подключить его к плате светодиодов фонаря и проверить достаточность времени его работы.

В случае, если аккумулятор оказался недостаточным по емкости, то придется приобрести новый. Наиболее подходящим для фонаря является популярный Li-ion аккумулятор типа 18650.

О встроенной схеме защиты в Li-ion аккумуляторах

Встречаются литий-ионные аккумуляторы, в которые встроена плата схемы защиты (PCB – power control board) от короткого замыкания , перезаряда и глубокого разряда. Такая защита в обязательном порядке устанавливается в аккумуляторы дорогостоящей аппаратуры, например, сотовые телефоны, фотоаппараты, ноутбуки.

Плата защиты круглой формы может быть установлена и на торце пальчикового аккумулятора. В таком случае аккумулятор несколько длиннее и на его корпусе имеется надпись «Protected».

Внешний вид аккумулятора сотового телефона со снятой крышкой

На фотографии показан вскрытый корпус аккумулятора сотового телефона. В нем имеется печатная плата схема защиты. При использовании для установки в фонарь аккумулятора от сотового телефона эта схема будет служить дополнительной защитой, поэтому, если она исправна, то ее удалять не следует.

Припаивать провода, соблюдая полярность, нужно к крайним контактам, рядом с которыми нанесена маркировка полярности.

Внешний вид платы защиты аккумулятора сотового телефона

Схема защиты, в отличии от контроллера, не ограничивает ток зарядки, а только защищает аккумулятор. В этом и заключается отличие этих узлов.

Как восстановить Li-ion аккумулятор
после глубокого разряда

Если Li-ion аккумулятор быстро заряжается и разряжается, то значит он исчерпал свой ресурс и восстановлению не подлежит.

Если в аккумуляторе нет схемы защиты и напряжение на его выводах равно нулю, то аккумулятор тоже восстановлению не подлежит.

Если в аккумулятор встроена схема защиты и он не принимает заряд, а напряжение на его выводах равно нулю, то его можно попробовать восстановить.

Причина такого поведения может быть глубокий разряд в результате длительного хранения аккумулятора в разряженном состоянии. Если напряжение на выводах банки становится меньше 2,8 В, то система защиты расценивает это как внутреннее короткое замыкание и для безопасности блокирует возможность его зарядки.

Восстановление глубоко разряженного аккумулятора сотового телефона

Чтобы разобраться в причине, нужно вольтметром измерять напряжение на выводах аккумулятора. Если величина менее 2,8 В, то подать с контроллера, соблюдая полярность, напряжение 4,2 В непосредственно на выводы аккумулятора. Схему защиты от аккумулятора отключать не нужно, для нее это безопасно.

Если ток зарядки пошел, то нужно, минут через десять, отключить контроллер от аккумулятора и опять измерять напряжение на его выводах. Если оно стало более 2,8 В, то попробовать зарядку через схему защиты. В случае, если напряжение близко к нулю и не увеличивается, то аккумулятор неисправен и дальнейшей эксплуатации не подлежит. Если напряжение увеличилось, но не достигло 2,8 В, то продолжить зарядку на прямую.

Если через схему защиты аккумулятор стал заряжаться, значит она исправна. В противном случае схему нужно удалить. Для применения аккумулятора для фонаря схема защиты не обязательна.

Таким несложным способом можно протестировать LI-ion аккумулятор и в случае возможности, восстановить его работоспособность.

Заключение

Замена кислотного аккумулятора в светодиодном фонаре литий-ионным позволяет решить главный вопрос – работоспособность фонаря в течении длительного времени при редком его использовании, так как саморазряд аккумулятора не превышает 2% его емкости в месяц.

В дополнение, при наличии литий-ионного аккумулятора от любого вышедшего из строя электронного устройства, можно сэкономить и фонарь станет на много легче.

Андрей 16.11.2020

Здравствуйте.
Прочитал статью “Модернизация светодиодного фонаря. Как заменить свинцовый аккумулятор литий-ионным”.
Заменил аккумулятор на литий-ионный. Использовал контроллер, имеющий защиту от переполюсовки при подключении аккумулятора и короткого замыкания выхода. В режиме сна контроллер разряжает аккумулятор (ток 0,02 А). Подскажите это нормально или нет. Если нет, какая причина?

Александр

Здравствуйте, Андрей!
Ток потребления платой защиты при отключённой нагрузке должен быть равен нулю. На практике же он составляет не более несколько микроампер. Специально измерял в своем фонаре и наушниках, в которые устанавливал литиевые аккумуляторы. Амперметр показал ноль.
Таким образом ток потреблять может схема фонаря или контроллер зарядки. Для проверки нужно полностью отключить все от платы, кроме аккумулятора.
Если ток потребления останется прежним, значит неисправна плата контроллера и подлежит замене.

Источник

Читайте также:  Как можно вылечить кашель и насморк за 2 дня