Как вылечить больного крестьянина

Как вылечить больного крестьянина thumbnail

Что лечили высушенными пчелиными матками? Что такое «живой огонь» и как его использовали? И что такого отвратительного было достаточно, чтобы буквально отпугнуть болезнь? Русские крестьяне знали!

Русские крестьяне не имели доступа к профессиональной медицинской помощи до 19-го века, когда появились первые государственные больницы в России. Но даже после этого крестьяне чаще пользовались помощью местных знахарей. Они исцелялись травами, заклинаниями и невообразимыми дикими методами, которые мы рассмотрим ниже. , Крестьяне верили, что болезни исходят от злых духов, поэтому их мог лечить знахарь , а не врач, который ничего не знал о «духовном царстве» болезней, которые поселились в больного.

Фото из свободного доступа сети Интернет

Вот что русские крестьяне использовали:

1. Масло из красного кирпича — от переломов

Это считалось лучшим лекарством от переломов костей. Хорошо высушенный красный кирпич с задней части печи был измельчен в ступке и нагрет на сковороде. После охлаждения порошок смешивали с растительным маслом, кипятили и затем процеживали через ткань, а готовое зелье наносили на сломанную конечность.

2. Сушеные пчелиные матки, живые лягушки, ушная сера — против укусов.

На случай если кто-то был укушен бешеной собакой, то добывалась пчелиная матка, сушилась и измельчалась в порошок. Половина этого была съесть, а другую половину наносили на укус. В случае укуса ядовитой змеи область укуса должна была быть смазана ушной серой, а все тело следовало покрыть свежей смолой. Другим лекарством были живые лягушки, которых нужно было прикладывать к укусу.

Фото из свободного доступа сети Интернет

3. Моча и навоз — против всего

Моча использовалась при ожогах и открытых ранах, детская моча считалась наиболее мощной. Она использовалась для промывания глаз от ночной слепоты. И также использовали фекалии и навоз в качестве лечебных зельев. Считалось, что они имели магическое действие. Сухие человеческие экскременты использовали против кошек. Считалось, что сушеный воробьиный помет полезен против бородавок и сыпи. Коровье или собачьи испражнения нужно было наносить при ноющих зубах или деснах.

Ванны с навозом были еще одним способом лечения. В них снимали жар, избавлялись от кожных заболеваний и болезней суставов. Вот как один доктор описал крестьян, выполняющих эту процедуру: «Большая бочка заполнена овсяной мякотью, конским навозом, солью и кипящей водой. Затем пациента помещают внутрь, накрывают одеялами, а торчит только голова. Через 3-4 часа больного кладут на плиту, тепло одевают, и он выпивает стакан водки с настойкой перца ». Та же процедура может быть выполнена для больных детей. Врач пишет: «Часто в навозе тонули дети , но знахари всегда говорили, что« злые духи их забрали »».

Фото из свободного доступа сети Интернет

4. Что-то от мертвых чтобы «напугать» болезнь

Вера в болезни как злых духов заставляла крестьян также полагать, что эти духи могут быть отпугнуты и изгнаны чем-то действительно отвратительным. Именно поэтому в качестве лекарств и методов использовались самые нечистые и отвратительные вещи от мертвых людей или животных.

Этнограф из Псковской области писал, как крестьянин использовал части мертвой коровы, чтобы исцелить себя. Он был болен чахоткой. Следуя совету колдуньи-знахарки, он покрыл свое тело шкурой от недавно умершей коровы и едва мог дышать, пока колдунья произносила заклинания над ним.

Крестьяне даже верили, что почва, взятая из могилы, может иметь целебные свойства. Чтобы излечить лихорадку, «могильную почву» нужно было добывать тайно, чтобы никто не видел. Затем его клали в тканевый пакет и вешали на шею больного.

Фото из свободного доступа сети Интернет

5. «Живой огонь» – против лихорадки и инфекций

Славяне верили в целительную силу огня — это убеждение, сохранившееся с языческих времен. Они считали, что лучший огонь это живой огонь и его можно получить, только от трение дров друг о друга. В случае любой массовой эпидемии (например, холеры, брюшного тифа и т. д.) крестьяне проводили в своих деревнях какой-то массовый обряд: они собирались на площади, приносили два больших сухих бревна и начинали тереть их друг о друга. Огонь появлялся нескоро, поэтому работали по очереди. Свечи, палки, осколки, зажженные от этого огня, были затем перенесены в отдельные дома. Предположительно он использовался для лечения лихорадки: вся семья перепрыгивала через костер, зажженный от «живого огня». Некоторые инфекции, например рожа, или воспалительные заболевания также «излечивались» «живым огнем».

6. Дождевая вода и роса — против беременности и слепоты

Наиболее «исцеляющей» формой воды была утренняя роса или первые капли утреннего дождя, которые собирали с листьев садовых растений. Мытье в этой воде, как полагали знахари , могло предотвратить беременность.

Промывание лица водой от первого таяния снега весной излечит одну из «всех болезней». Лесная роса, как полагали крестьяне, также способна излечить слепоту — но лучше всего собирать лесную росу до восхода солнца, а еще лучше в ночь на Ивана Купала.

И, конечно, считалось, что вода из «святых» источников и колодцев обладает сверхъестественными качествами, но с одним важным условием: не разговаривать ни с кем по дороге к колодцу, не отвечать на любые вопросы, потому что это злой дух, пытается поговорить с вами, чтобы отвлечь.

Как бы странно ни звучали эти «рецепты», очень часто они «работали» из-за огромной силы самовнушения (самогипноза). Многие современные клинические исследования подтверждают, что часто пациенты, которым давали лекарства плацебо вместо настоящих, тем не менее излечивались. Так что, возможно, самогипноз является причиной, по которой все эти фантастические целебные зелья «работали». При этом русские крестьяне имели очень хорошую иммунную систему: они жили на природе и ели только натуральные продукты — в отличие от нас.

Друзья, всем спасибо за прочтение!

Если вам понравилось, то поддержите молодой канал!

Ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь, чтобы не пропустить что-то интересное.

Источник

Болезни древности были ужасным испытанием для всего человечества. Спрятаться от них было невозможно, как и вылечить. После страшных эпидемий оставались в живых лишь немногие, и объяснить эту странность лекари того времени не могли. Вместе с чумой на протяжении многих веков по странам шагали столь же смертельные болезни — холера, тиф, сибирская язва и, конечно, черная оспа.

Читайте также:  Чем и как можно вылечить зубную боль

Что такое натуральная оспа?

Сегодня по-прежнему существуют и чума, и холера, и тиф, но они теперь излечимы, а при своевременной медицинской помощи смертность при этих инфекциях низкая, умирают только те пациенты, которых не начали лечить вовремя. Некоторые опасные болезни считаются контролируемыми — как сибирская язва, другие побежденными – как натуральная оспа. Последний случай этой болезни был зарегистрирован в 1978 году, после чего через несколько лет специалисты Всемирной организации здравоохранения объявили, что инфекция уничтожена.

Натуральная оспа — очень заразная вирусная инфекция. Передавалось заболевание воздушно-капельным путем, а также при прикосновении к коже больного человека. Классическими симптомами оспы были следующие: тяжелое общее состояние и боли во всем теле, высокая температура, появление по всей поверхности кожи оспин. Язвочки покрывали всю кожу и слизистые оболочки (в том числе внутренних органов), больной человек выглядел устрашающе. Если наступало выздоровление, на месте язвочек образовывались уродующие рубцы.

Но задолго до этого оспа на протяжении многих веков уносила сотни тысяч жизней. Оспу называют древнейшей инфекцией, «древнее, чем самые первые документы». В первых четких медицинских описаниях оспы, датированных VI веком, становится понятно, что она была известна всегда. В средние века и ближе к нашему времени оспа была настолько распространена, что считалась обыкновенной, повсеместно существующей болезнью! Эпидемии наблюдались в Европе каждые 5-7 лет, смертность была очень высокой, а выздоровевшие нередко оставались инвалидами, так, половина всех слепых в те времена потеряли зрение именно из-за оспы.

Долгое время, до начала XVIII века, оспу считали незаразным заболеванием, а ее развитие связывали с разными причинами — с «кипением крови», «расщеплением жидкости организма» и другими. И если от чумы бежали, как только появлялись первые случаи, то от оспы бежать было просто некуда! Она была распространена буквально везде — в городской и сельской местности, среди богатых и бедных, среди взрослых и детей.

Когда стало понятно, что черная оспа – «болезнь заразительная», стали проводиться профилактические мероприятия. В Европе появились «оспенные дома», куда помещали заболевших, в городах устраивали карантины, умерших хоронили быстро и в строго отведенных местах — то есть делали все то же, что и во время эпидемий чумы. К сожалению, мероприятия никак не снижали смертность от оспы, и как лечить больных тоже никто не знал.

Однако врачи, наблюдавшие за больными, отмечали, что иногда оспа протекает в легкой форме и не приводит к смерти. И тот факт, что оспой нельзя было переболеть второй раз, вселял надежду.

Еще до открытия возбудителя натуральной оспы, до создания противооспенной вакцины и ее массового применения (к концу XVIII века) были популярны своеобразные народные методы прививания:

  • в Западной Европе в средние века «покупали оспу»: к больному ребенку приводили здорового, чтобы он заразился и переболел;
  • в России крестьяне практиковали тот же метод, но также втирали содержимое оспин от больного в носовую полость здорового человека;
  • на Украине в деревнях прививали детей следующим образом: от человека с легкой формой оспы брали какой-нибудь биологический материал (кровь, слюну, соскобы оспин), пропитывали им ткань («оспенная материя») и прикладывали к разным частям тела.

После такой «прививки» множество детей и взрослых заболевало и умирало, но многие таким образом были спасены, так как переносили оспу в легкой форме и выздоравливали.

Факты о натуральной оспе

  • Сегодня вспышек натуральной оспы не наблюдается ни в одной стране мира.
  • Ликвидация оспы стала возможной благодаря массовой вакцинации.
  • В лечении оспы в XX веке применялись противовирусные препараты, а также средства, которые позволяли уменьшить симптомы заболевания.
  • Сегодня вирус натуральной оспы существует только в двух лабораториях в мире.
  • Возникновение болезни естественным природным путем невозможно.
  • «Ветрянка», или ветряная оспа, – не ослабленная или измененная вариация натуральной оспы (это распространенный миф среди родителей маленьких детей), а отдельное заболевание, которые вызывается вирусом другого типа. Болезнь не опасна и протекает легко, после чего формируется иммунитет.

Фото из общедоступных источников

Источник

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Как вылечить больного крестьянина

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов

Читайте также:  Цистит у собак как вылечить

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Как вылечить больного крестьянина

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Как вылечить больного крестьянина

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Читайте также:  Как вылечить острый пиелонефрит

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Как вылечить больного крестьянина

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Как вылечить больного крестьянина

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Источник