Как вылечить быструю речь

Как вылечить быструю речь thumbnail

Консультация с элементами практикума

” Ускоренная речь и методика ее исправления”

Некоторые дети говорят так быстро, что трудно понять их. Такой ускоренный темп речи без своевременного логопедического вмешательства может остаться на всю жизнь.
           Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.
По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 — 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
          Быстрая невнятная речь (тахилалия, баттаризм) может быть у детей из семей, где есть быстро и нормально говорящие лица. Некоторые авторы считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма и значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием.
         Куршев В. А. (1967) наблюдал 8 детей, которые не контактировали в момент развития быстрой речи с быстро говорящими родителями и были в окружении медленно говорящих, и все-таки стали говорить быстро. Этот факт указывает на связь этого дефекта речи с наследственностью. Автор считает, что быстрый темп речи обусловлен быстрым темпом мышления, и что тахилалия — мыслительно-речевое нарушение.

                                       ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
          Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. D. Weiss (1950) считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.
          М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.
Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения (В. М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959). В. М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.
          Различают: чистые формы тахилалии, функциональную тахилалию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Флоренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966); параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим симптомокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими расстройствами (В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская).
            

                     КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ.
      

            Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battarismus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumultus Sermonis, Brudeln, Balbutiement, Praeceps, Tachiphemia и др.
           В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне патологически ускоренной речи.
           Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.
           А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с его нарушениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоответствием между желанием говорить и речемоторной возможностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. 
           М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме того, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.
          Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.
          Механизм баттаризма и анатомо-физиологических позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.
          С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову.         Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. 
            Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к своеобразным формам синтаксических аграмматизмов или к расстройствам речи органического порядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.
Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.
Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.
           Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.
            Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

                                                 Методика исправления


          Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоренного темпа речи применяется комплексный метод.

                                              Он состоит из ряда направлений:
1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).
2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).
3. Специальные виды лечебной физкультуры.
4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).
Продолжительность занятий 9 — 10 мес.
             Вся указанная работа проводится обязательно в коллективной форме, пусть небольшой, но группой. Ю. А. Флоренская подчеркивала, что коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость.
            На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).
            На первых порах детям бывает очень трудно выдерживать такой непривычный для них замедленный темп речи. Для этой цели логопед должен «задавать» нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.
            На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т. д. 
Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи. После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.
          При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает каждую фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.
          После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.

Выполнила: учитель-логопед Любарская Наталья Викторовна

Читайте также:  Как можно вылечить кисту печени народными средствами

Источник

А вы знали, что быстрая и невнятная речь, а так же быстрое и невнятное чтение может стать причиной безграмотности на письме.

Явным показателем слабости речевых мышц и артикуляционного аппарата является приоткрытый /открытый рот у ребёнка.

Явным показателем слабости речевых мышц и артикуляционного аппарата является приоткрытый /открытый рот у ребёнка.

Явным показателем слабости речевых мышц и артикуляционного аппарата является приоткрытый /открытый рот у ребёнка.

Явным показателем слабости речевых мышц и артикуляционного аппарата является приоткрытый /открытый рот у ребёнка.

Слабые речевые мышцы
как причина проблем в чтении и письме

Причиной невнятной и быстрой устной речи и такого же чтения является слабая артикуляция. Так происходит потому, что у ребёнка просто слабые мышцы речевого аппарата, которые далее провоцируют нарушение и несформированность регуляторных механизмов деятельности, базовым из которых является способность остановиться-переключиться. Именно эта способность определяет насколько чёткой, разборчивой и понятной будет устная речь ребёнка, его техника чтения и насколько высок будет его уровень грамотности на письме.

Надо понять, что у здоровых, интеллектуально развитых детей без нарушений звукопроизношения именно слабые мышцы артикуляционного аппарата затрудняют чтение вслух, а чтение про себя не способствует повышению грамотности на письме. И таким образом ребёнок попадает в замкнутую цепочку проблем: слабые мышцы не позволяют ребёнку вслух читать, не формируют у него правильную моторику слова. И в итоге получается, что ребёнок имеет проблемы и в чтении, и в письме. А причиной является слабость артикуляционного аппарата, быстрая и невнятная речь.

Что делать?

Что надо сделать, чтобы улучшить работу артикуляционного аппарата у здорового, интеллектуально развитого ребёнка? Его надо развивать, и при этом потребуется формирование у ребёнка моторной дисциплины. Сразу надо понимать, что у ребёнка не будет желания этим заниматься, потому что надо будет напрягаться. Но…

Читайте также:  Как я вылечил баланит

Если это будут делать и другие, то будет делать и ребёнок!
Родителям надо знать, что у ребёнка, у которого уже имеются трудности артикуляции, вызванные слабостью речевой мускулатуры, упражнения на развитие артикуляционного аппарата могут вызвать отрицательные эмоции, негатив, капризы. И это нормально для такого ребёнка. В такой ситуации ни в коем случае нельзя уговаривать и заставлять ребёнка, потому что понятны причины его отказа. Просто нужно понимать, что один он делать ничего не будет. А вот вместе с мамой или с другими детьми вполне он может проявить интерес к упражнениям.

Ещё один момент, на который нужно обратить внимание – если у ребёнка нет нарушений звукопроизношения, но ярко выражена слабость артикуляционного аппарата, то нет надобности бежать на занятия к логопеду. Потому что развивать артикуляционный аппарат можно и нужно самостоятельно в семье, регулярно обращая внимание на чёткое артикулирование и произношение не только у ребёнка, но и у других членов семьи.

У ребёнка постоянно открытый рот

В данной статье разбираем ситуацию, когда у ребёнка постоянно открыт или приоткрыт рот по причине слабости мышц нижней челюсти. Это достаточно частое явление в наше время. И в этом нет ничего удивительного.

Современные дети практически не жуют твёрдую пищу, не грызут яблоки и орехи, редко пережёвывают нужное количество раз, чтобы прожевать пищу. Поэтому и не тренируется нижняя челюсть. Из-за своей слабости мышцы нижней челюсти и не могут держать рот закрытым.

Рот ребёнка должен быть всегда закрыт. Фото из интернета, которое наглядно показывает нормальное закрытие рта у ребёнка в процессе учебной или творческой работы за столом.

В чём важность этого навыка – держать рот закрытым?

В том, что это доступная бесплатная и суперэффективная тренировка нижней челюсти, от силы развития которой зависит чёткость артикулирования, чёткость произношения и способность переключаться. Именно этими качествами артикуляционного аппарата обеспечивается чёткая красивая и плавная речь ребёнка, а далее и техника чтения вслух и грамотного письма.

Читайте также:  Как ребенку вылечить тонкие волосы

Упражнение “улыбка – трубочка” эффективно тренирует переключаемость артикуляционного аппарата и его выносливость к чёткому артикулированию.

Данное упражнение не требует ничего, кроме того, чтобы начать его делать и выполнять регулярно, пока не будут заметны чёткие артикуляции при произношении звуков «о», «у», «и».

Картинка из интернета.

Картинка из интернета.

Как понять маме и самому ребёнку, что есть эффект от упражнения? Легко! Потому что первое проявление эффективности данного упражнения будет в более чёткой, разборчивой и понятной устной речи.

Это сразу слышно – ребёнок стал чётче говорить, более разборчиво читать. Как только будут проявлены первые изменения в речи и чтении ребёнка, обязательно надо его похвалить, сказать ребёнку, что его речь стала более понятная, комфортная для восприятия и понимания. Ребёнка стало просто более приятно слушать. Это первый показатель, который отмечают мамы учеников Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.

Преодолевая трудности

Ученики Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые активно практикуют данное упражнение в самостоятельной работе, знают, как себя поддержать. Хотите узнать, тогда оставляйте своё сообщение понравилась ли вам статья и интересно ли узнать о том, как ученики Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе поддерживают себя при выполнении столь простого на первый взгляд упражнения.

Источник