Как вылечить дефекты речи

Как вылечить дефекты речи thumbnail

Дефекты речи – разновидности и способы исправления

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

нарушения речи

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Как вылечить дефекты речи

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков. Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки. Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо голосовых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Как вылечить дефекты речи

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Читайте также:  Как вылечить язвенный колит отзывы

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. Как улучшить дикцию читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

Источник

Как вылечить дефекты речи

Дата публикации: 25.02.2018

Дата проверки статьи: 10.12.2019

Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.

У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.

Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:

  • внутриутробными патологиями, которые проявляются от 4 до 16 недели беременности;
  • эндокринными и вирусными заболеваниями, которая перенесла мать во время вынашивания будущего ребёнка;
  • родовыми травмами и асфиксией — нарушением дыхания и спровоцированным этим кислородным голоданием мозга;
  • болезнями, которые ребёнок переносит в первые годы жизни, например, менинго-энцефалитами, инфекционно-вирусными заболеваниями и даже серьёзными желудочно-кишечными расстройствами;
  • травмами головы, которые сопровождались сотрясением мозга;
  • генетической предрасположенностью, наличием случаев нарушений в семейном анамнезе.

Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.

Типы нарушений работы голосового аппарата

Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:

Дизартрия

Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.

Заикание

Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.

Дислалия

Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:

  • физиологической — нормальным явлением в детском возрасте, которое проходит само по себе;
  • аудиогенной — связанной с дефектом слуха, при котором пациент не может распознать звук;
  • функциональной — развивающейся из физиологической при отсутствии помощи логопеда.

Афазия

Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:

  • афазия Брока — развивается при поражении двигательного речевого центра;
  • сенсорная — возникает при проблемах в левой височной доле мозга;
  • кондуктивная — связана с поражением соединений в фронтальной и височной долях.

Методы диагностики

В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.

Читайте также:  Как вылечить здоровье hdd

К какому врачу обратиться

Если речевые нарушения обусловлены поражениями головного мозга, обратитесь к неврологу. Физиологические дефекты артикуляционного аппарата устраняет хирург. Расстройства речевой функции у детей лечит логопед, а у пожилых людей — психиатр, невролог.

Лечение нарушений речи

В клинике ЦМРТ подбирают стратегию лечения, в зависимости от конкретного расстройства. Например, заикание лечат у логопеда, который проводит специальные занятия и обучает родителей домашней терапии. При дизартрии занятия у логопеда дополняют медикаментозными препаратами, физиотерапевтическими процедурами, лечебными ваннами, иглоукалыванием. При афазии курс лечения направлен как на коррекцию речи, так и на устранение причины проблемы и может быть медикаментозным или хирургическим.

Прогноз и возможные осложнения зависят от вида нарушения:

  • дизартрия преимущественно хорошо поддается коррекции, проблему можно устранить полностью, но в тяжёлых случаях возможно только частичное улучшение произношения звуков;
  • заикание опасно нарушениями социализации: ребёнок может избегать общения, ощущать свою неполноценность, стать пугливым и раздражительным;
  • дислалия поддается полному излечению, особенно при выявлении и начале коррекции в дошкольном возрасте;
  • афазия хорошо поддается коррекции в раннем детском возрасте, сложнее всего лечить акустико-гностическое нарушение в возрасте 5-7 лет, которое чревато потерей речи.

Профилактика нарушений голоса

У детей. Будущей матери стоит ответственно подойти к планированию беременности: отказаться от вредных привычек, вылечить хронические болезни еще до зачатия. Во время вынашивания ребёнка стоит поддерживать иммунитет и избегать любых заболеваний.

Во взрослом возрасте. Чтобы не допустить проблем с речью у взрослых пациентов, важно выполнять меры профилактики против инсульта — следить за давлением, при необходимости принимать лекарства от гипертензии, избавиться от лишнего веса, отказаться от вредных привычек. Также стоит регулярно проходить плановые осмотры у онколога.

Отзывы пациентов

Точность диагностики и качественное обслуживание — главные приоритеты нашей работы. Мы ценим каждый отзыв, который оставляют нам наши пациенты.

Источник

Дефект речи — это отсутствие способности верного произношения звуков во время разговора. Возникает в результате неправильной работы речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются следующие дефекты речи: заикание, картавость и шепелявость. Есть и другие, более серьезные виды нарушений: дизартрия, ринолалия, алалия — на них остановимся более подробно чуть ниже.

Дефект речи

При наличии подобного недуга человеку нужно обратиться к специалисту: логопеду или дефектологу. Исправить дефекты речи — их прямая обязанность и главная задача.

Причины дефектов речи

Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.

У взрослых:У детей:
  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • физическая или психологическая травма;
  • контузия;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционное заболевание;
  • глухота.
  • стресс или сильный испуг;
  • травма;
  • расстройство неврологического характера;
  • ДЦП или нарушение работы ЦНС;
  • инфекционное заболевание;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • глухота;
  • наследственность.

Условно их можно разделить на

  • физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
  • неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).

Виды дефектов речи

Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.

Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:

  1. Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  2. Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  3. Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  4. Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
  5. Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  6. Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  7. Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  8. Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.
Читайте также:  Как вылечить спину боли в ноге

Речевые дефекты у детей

Наиболее активно речь ребенка развивается в период с 2,5 до 5 лет. В норме к трем годам ребенок должен уметь говорить связными предложениями. В 4 года его словарный запас обычно превышает 800-1000 слов.

В раннем возрасте (до 3 лет) шепелявость и картавость считаются естественными дефектами, т.к. артикуляционный аппарат развит еще не полностью. Для устранения этих явлений родителям следует ненавязчиво поправлять речь ребенка, проговаривать с ним верное произнесение звуков и слов.

Нарушение речи у детей

Для правильной постановки речи малыша, взрослые должны говорить с ним четкими, верно-построенными предложениями. Слова должны произноситься отчетливо, внятно. Не стоит поощрять “забавное” коверкание слов малыша, иначе привычка говорить неправильно закрепится надолго. Также ребенок может специально копировать неверное произношение, если у кого-то из близких есть речевой дефект.

Важно! Дислалия, которая часто встречается у малышей, в норме должна пройти до возраста 3-4 лет. Если ребенку скоро исполнится 5, а он до сих пор путает звуки, то следует обратиться к специалисту.

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

На занятии с логопедомЛогопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Скороговорка
Скороговорка

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

Избавление от речевых дефектов

Нарушение речи у взрослых

Проблемы с речью у взрослых, как правило, возникают по двум видам причин:

  • физиологические (травма, контузия, перенесенное заболевание) или
  • психологические (стресс, волнение, испуг).

В первом случае, при неправильной работе речевого аппарата, человеку требуется медицинская помощь: хирургическое вмешательство, услуги отоларинголога.

Дефект речи у взрослых

Важно! При проблемах воспроизведения связанных с нервным расстройством прежде всего стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Избавиться от дефектов речи можно в процессе комплексной работы специалистов, в том числе и логопеда, который поможет наладить произношение, после того, как будет устранена первичная причина нарушения.

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Кадр из фильма Король говорит Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Заключение

Чем раньше будет обнаружен речевой дефект, тем легче его будет исправить. Главное — как можно скорее обратиться к врачу. Возможно, взрослому или ребенку потребуется комплексное лечение, но важно понимать что для устранения такого недуга потребуется время, строгое следование заданиям от специалиста и приложение собственных усилий для получения наилучшего результата.

Источник