Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет thumbnail

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Дисграфия у детей: чем могут помочь родители?Источник: depositphotos.com

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

Читайте также:  Как вылечить рахит у эублефара

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Что такое дисграфия и как она проявляется у детей?

Упорные ошибки детей при письме многие родители расценивают так, что «не дается чаду грамота», или несовершенство современной системы образования. Однако очень часто причина ошибок при графическом воспроизведении родного языка заключается в дисграфии.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Описание патологии

Дисграфией называется нарушение процесса письма. Оно чаще всего сопряжено с неадекватной работой определенных психических функций, которые принимают участие в обеспечении письменного процесса. Дети с дисграфией упорно пишут с типичными и постоянными ошибками.

Дисграфия является очень распространенной проблемой дошкольного и младшего школьного возраста, например, в той или иной форме и степени нарушение письма фиксируется примерно у 53% второклассников, у 38% учеников средних классов, примерно у 19% детей из старших классов в общей образовательной школе.

Специалисты связывают такой высокий процент дисграфии у детей школьного возраста с тем, что в 1 класс почти половина вчерашних детсадовцев приходит с нарушениями развития речи, которые не благоволят нормальному овладению письменной грамотой.

Дисграфия — частичное нарушение письма. Если у ребенка, вообще, не получается освоить письмо, то говорят об аграфии.

В большинстве случаев (97-99%) нарушения при письме связаны с нарушениями чтения.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Причины возникновения

Если ребенок плохо пишет, то у него почти всегда есть проблемы с устной речью — нарушено произношение каких-то звуков, фонематический слух, с грамматическим и лексическим строем речи, к тому же речь его плохо связана. Именно поэтому специалисты считают, что в основе дисграфии лежат нарушения все тех же психических процессов, которые регистрируются и при дислалии, дизартрии и задержке психоречевого развития.

Основная причина может крыться в недоразвитии участков головного мозга, в их поражении. Случиться это может и в период внутриутробного развития, и в момент родов, и после них в любое время. Патологическая беременность мамы, наличие родовых травм, гипоксия, воспалительные недуги мозга, а также травмы черепа и мозга — все это способно вызвать неправильное обеспечение психических процессов, которые в ответе за речь, письмо и чтение.

В большей мере подвержены патологии ребята из билингвальных семей, где принято писать и говорить на двух и более языках. Свой отпечаток может наложить и семейное воспитание — если взрослые говорят неразборчиво, невнятно, то вероятность, что у ребенка будут проблемы с чтением и письмом существенно повышается. Иногда мамы и папы сами «роют яму» своему чаду, несмотря на предупреждения педиатров — слишком ранее обучение грамоте не способствует эффективному и правильному ее освоению.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Что происходит на самом деле?

Написание слов родного языка — очень сложный процесс, который делают возможным самые разные анализаторы головного мозга. В письме участвуют мышцы, которые двигают глаза, речеслуховой аппарат, зрение, слух. Успешное написание слов — это последовательная смена действий, при которой все начинается с распознавания звука, соотношения его с определенной буквой, вспоминание начертания буквы и воспроизведение ее на бумаге.

Чем лучше у ребенка развита речь, тем легче ему будет в процессе освоения письменной грамоты. Процессы, которые и формируют написание в тетради буквы или слова, должны завершиться в норме к окончанию детского сада. Если эти процессы в головном мозге протекают с ошибкой, то и корковый контроль над письмом как таковым уменьшается.

Особенно хорошо это заметно на детях-левшах, которых родители или учителя стремятся переделать в правшу, запрещая им писать более удобной и лучше контролируемой левой ручкой.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Виды

Все зависит от того, какой именно из психомоторных процессов оказывается нарушенным. В зависимости от этого выделяют несколько видов дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая — форма нарушения, связанная с нарушением артикуляции, произношения звуков и фонематического слуха;
Читайте также:  Как народным средством вылечить жировики на теле

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

  • акустическая — встречается у детей, которые не могут распознавать фонемы;

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

  • аналитическая — у ребенка не сформированы или нарушены процессы языкового анализа;

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

  • аграмматическая — связанная со слабым развитием лексики и грамматики в устной речи;

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

  • оптическая – при ней у ребенка не сформированы зрительные пространственные представления.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Симптомы

Определить у детей дисграфию можно по характерной симптоматике, при которой в письме преобладают одни и же устойчивые и возвращающиеся ошибки, которые никоим образом не взаимосвязаны с тем, что чадо не знает правил языка. Типичными специалисты считают подмену сходных по написанию букв — вместо «щ» ребенок пишет «ш», вместо «в» – «д» и так далее. Сюда же относят грубые пропуски букв в слогах или слогов в слове, а также написание лишних букв, которых в слове быть не должно в принципе. Есть сложности с написанием слитных и раздельных слов, слова в предложении не согласованы.

Дети с дисграфией пишут очень медленно, даже если им уже 10 или 11 лет, у них отвратительный почерк, который разобрать зачастую неспособны они и сами. Литеры хаотичны, часто у них разный наклон, высота, они могут меняться по этим характеристикам.

Диагноз не принято выставлять слишком рано, пока чадо не изучит технику письма, то есть до 8 с половиной лет рассуждать о присутствии дисграфии у мальчика или девочки нет никакого смысла.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Если ребенок и пишет, и говорит слова неправильно, то имеется в виду наличие артикуляционно-акустической формы. Если ребенок говорит правильно, а пишет с ошибкой, это может быть признаком акустической формы патологии.

У ребят с нарушенным речевым анализом есть большие проблемы с разделением слов на слоги, а предложений — на отдельные слова. При этом на письме могут встречаться лишние буквы, отсутствовать окончания, может быть слитное написание с предлогами и раздельное, когда встречаются приставки.

Это — самая распространенная форма дисграфии.

Аграмматическая форма проявляется неправильным использованием падежей, рода, числа, искажением смыслового согласования слов в составе одного предложения. При оптической дисграфии нередко ребята меняют одни буквы на другие, похожие по написанию.

Дети с любым типом патологии хуже учатся, у них менее развито мышление, логика, память, они быстрее утомляются и часто не могут сосредоточиться.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Диагностика

Чтобы исправить проблему, нужно разобраться в особенностях и причинах. Первым делом нужно обратиться к неврологу, а затем посетить окулиста. Иногда есть потребность и в посещении сурдолога, чтобы проверить слух ребенка. Обязательно логопедическое обследование.

Логопед проверит тексты, написанные ребенком, поговорит с ним и выяснит, как обстоят дела с развитием речи в целом. Логопедическое заключение выносится после того, как специалист установит типичность ошибок школьника.

Лечение

Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.

Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.

Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.

Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.

Считается, что снижать балл за логопедические ошибки несправедливо.

Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.

Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.

Как вылечить дисграфию у ребенка 8 лет

Источник

Лечение и коррекция дисграфии

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Читайте также:  Как самостоятельно вылечить кишечник

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии – что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме – это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

Советы родителям детей, страдающих дисграфией

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.


Здравствуйте. Подскажите пожалуйста!

Куда можно обратиться в Беларуси, чтобы исправить дисграфию? Сыну 8 лет.
(1)

Татьяна   18 января 2020 года

Ответить


Здравствуйте, у моего сына дисграфия ему 8 лет как можно помочь?

Скажете пожалуйста, заранее спасибо!
(1)

Наргиза   30 октября 2018 года

Ответить


Я подозреваю, что у моей дочки дисграфия.

Как можно выявить?
(3)

Марина   24 сентября 2018 года

Ответить


Здравствуйте! Моему внуку исполнится в июле 12 лет.

У него дислалия и дисграфия. Что он пишет вообще не понять. С каждым годом почерк ухудшается, ошибки делает даже там, где их сделать невозможно….
(2)

Нелли   30 июня 2018 года

Ответить


Здравствуйте. Моему сыну 10 лет.

Закончили 3 класс с 3 по русскому языку. Учитель не может понять, почему у него не получается вытянуть этот предмет на хорошую оценку. Материал он усваивает на…
(1)

Наталья   2 июня 2018 года

Ответить

Источник