Как вылечить дисграфию у ребенка
Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.
Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.
Источник: depositphotos.com
Не игнорируйте проблему
Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:
- пороки внутриутробного развития;
- родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
- тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
- опухоли головного мозга;
- задержки психического развития;
- речевые нарушения.
В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.
При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.
Будьте терпеливыми
Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:
- путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
- написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
- зеркальное отображение букв;
- перестановка слогов в словах;
- добавление в слова лишних слогов или букв;
- отсутствие в словах окончаний;
- несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
- нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.
Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.
Организуйте место учебы
Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.
Избегайте переутомления
У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.
Играйте с ребенком
Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Проговаривайте проблемные слова
Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.
Читайте вслух
Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.
Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.
Обеспечьте ребенку моральную поддержку
При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.
В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.
По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.
Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.
Видео с YouTube по теме статьи:
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Здравствуйте!
Вы сталкивались когда-либо со следующей ситуацией?
Проверяем тетради ребенка по письму и замечаем – огромное количество ошибок.
Это не обязательно признак лености или неграмотности, потому что существует такое нарушение письменной речи и психических функций мозга, как дисграфия у детей
Понятие
Что же такое дисграфия?
В одной из предыдущих статей мы затрагивали тему дислексии.
Там же было сказано, что это похожие нарушения развития, и они почти всегда пересекаются, но не всегда сопровождают друг друга.
В России более тридцати процентов учеников младшей школы имеют эту проблему, поэтому нарушение распространенное и очень важно научиться распознавать его, понимать его причины и знать, как помочь детям с такой проблемой.
Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором малыш делает очевидные ошибки при письме и которое требует логопедической коррекции.
Подобно дислексии, дисграфия имеет несколько форм, у каждого из которых свои признаки, а если быть точнее – свои типы ошибок, допускаемых детьми.
Можно выделить следующие формы дисграфии:
- Акустическая
- Артикуляторно-акустическая
- Оптическая
- Аграмматическая
- Дисграфия, связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза
Симптомы
Акустическая
Эта форма нарушения подразумевает плохое фонематическое восприятие.
Занимающийся пишет, заменяя друг другом буквы, обозначающие похожие звуки.
Например, парные согласные «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.
При акустической дисграфии нет проблем со слухом и устной речью
.
Артикуляторно-акустическая
В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков.
Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией.
Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки. Артикуляторно-акустическая встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Аграмматическая
Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием речи.
Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая значения слов.
Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число).
Возможны также проблемы в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность).
Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.
Оптическая
В данном случае малыш путает визуально похожие символы.
Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате чего получаются как существующие, как и не существующие знаки.
Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот.
Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.
Связанная с недоразвитием языкового анализа и синтеза
Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто.
Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет.
Также школьник может путать, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова.
Существуют также проблемы в определении границ предложения.
Причины отклонения
Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ?
Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.
- Наследственная предрасположенность
- Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
- Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
- Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
- Отсутствие школьной готовности
- Минимальная мозговая дисфункция
- Задержка психического развития
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Общая недоразвитость речи
- Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)
Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам.
Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее.
Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением.
Ответственность за коррекцию нарушения лежит, конечно, на специалистах, но в первую очередь – на родителях!
Как и за развитие их питомца в целом.
Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать проблему и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.
Но можно ли перепутать дисграфию и другие нарушения развития?
Как этого не сделать?
Диагностика
К сожалению, Вы не сможете поставить диагноз своему малышу сами.
Придется пройти обследование у ряда специалистов, среди них: невролог, окулист, отоларинголог, логопед и психоневролог (последние, собственно, ставят окончательный диагноз).
Каждый из врачей проверяет, нет ли у обследуемого проблем со здоровьем, которые могут привести к нарушению процесса письма, помимо дисграфии.
Предположим, что диагноз уже поставлен.
Главный вопрос, который стоит перед нами теперь, — как бороться с дисграфией у ребенка ?
Коррекция
Любой врач скажет Вам, что самолечением заниматься нельзя, и это действительно так.
В основном, с дисграфией работает логопед, но могут также и нейропсихолог, и психотерапевт, и педагог-психолог.
Следует приготовиться к тому, что устранение проблемы не будет быстрым.
Коррекционная программа выстраивается в зависимости от причин, вида нарушения и возраста.
Чем он старше, тем сложнее проводить коррекцию.
Если присутствует органическая причина дисграфии, то будет назначено ее лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое и так далее).
Будут проводиться различные упражнения с логопедом.
Некоторые из них Вы сможете самостоятельно применить и позаниматься с ребенком дома, таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.
Упражнения для дома
Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома.
Да,после консультации с логопедом основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке.
Ниже приводятся упражнения для коррекции.
Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься.
Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.
«Лабиринт»
Требуется пройти лабиринт, проведя на листе непрерывную линию, не отрывая руки и не поворачивая лабиринт.
Графические диктанты
Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку.
Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.
Конструирование знаков из элементов
Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее.
Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие.
Разбирайте их и составляйте заново.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методики на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.
Кроссворды
Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.
Узнавание неполных символов
Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью.
Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает.
Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков.
Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.
Поиск пропущенных букв
Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог.
Пусть малыш найдет ошибку и назовет правильный вариант написания слова.
Заучивание стихотворений
Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь.
В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.
Играйте со словами
Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания.
Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова.
Подобных приемов целое множество.
Развитие мелкой моторики
Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой.
Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями.
Включите фантазию – и у Вас все получится.
Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!
Психологический комфорт
Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера.
Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.
- Поговорите с педагогами.
Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно.
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением.
Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием.
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки.
Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до проблем с психикой.
Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью.
При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки, а сверстники тем временем их высмеивают.
И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день.
Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет. - Заряжайте своё чадо только позитивной энергией.
Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом.
Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения только потому что надоело или что-то не получается.
В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру.
Иначе срывов избежать не получится.
Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери.
Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди.
Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?
Что важно знать о дисграфии
- Дисграфия является наиболее вероятным последствием дислексии.
Поскольку ребенок сначала читает, а потом пишет, то проблемы в чтении переносятся на проблемы в письме.
Он сначала неправильно читает, а затем и неправильно пишет. - Дислексия и дисграфия могут быть у взрослого человека.
Если у него не провести коррекционную работу вовремя, то эти нарушения речи могут сохраниться у человека на всю жизнь.
Соответственно, и проблем ему они доставят больше. - Иногда коррекция дисграфии является длительным процессом.
Родителям нужны быть готовыми к тому, что порой коррекция дисграфии, дислексии и других сопутствующих нарушений речи может занять не один месяц или даже не один год,а несколько лет
Потребуется проявить силу воли и терпение. - Если у Вас возникает вопросы как лечить дисграфию, то дисграфия – не болезнь.
И даже не психическое расстройство.
Это лишь нарушение речевого развития, связанное с работой головного мозга.
Поэтому будет некорректно в данном случае употреблять слова «лечение», «больной», «болезнь» и прочие.
Однако считать, что это «само пройдет», тоже неуместно. - Почерк «дисграфика» может быть непонятным.
Нередко это связано с нарушением двигательных и зрительных анализаторов, поэтому ребенок, страдающий от этого, может писать неразборчиво, криво.
Группы риска
Существуют определенные группы риска для детей, у которых может появиться дисграфия.
- Если он из многоязычной семьи;
- Имел ранее проблемы с речью;
- Левша или амбидекстр (человек, для которого левая и правая рука равнозначны);
- Поздно начал говорить;
- Левша, которого переучили под правшу;
- С нарушениями фонетического восприятия;
- Имеет проблемы памяти или внимания;
- Школьник с низким уровнем школьной готовности;
- Пишет так, как говорит;
- Допускает небольшое количество ошибок, присущих «дисграфику».
Заинтересованность
Заинтересовать ребенка помогут игры.Особенно это относится если дисграфия у детей дошкольного возраста.
Если ребенок не хочет корректировать нарушение, не хочет писать и заниматься, то на помощь придут увлекательные игры.
С вашей поддержкой коррекция дисграфии превратится из непосильного труда в досуг.
Развитие психических функций
Развитие психических функций может помочь в профилактике речевых нарушений.
Занятия для развития мелкой и крупной моторики, внимания, памяти, мышления, интеллекта, фонематического слуха, музыкального слуха, пространственного восприятия, эмоционально-волевых качеств и прочего – это то, что принесет огромную пользу в предупреждении проблем с речью.
Помимо этого, развивать психику ребенка само по себе полезно всегда и в любом возрасте (даже когда он уже далеко не ребенок).
Статистика
Статистика по дисграфии поразительна.
Согласно исследованиям, приблизительно у половины учащихся 2 класса выявляется дисграфия.
В обычной школе этот показатель равен почти сорока процентам.
Связано это с тем, что около половины первоклассников имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР), что мешает ребенку стать грамотным.
Компенсация недоразвития
Дисграфия – не приговор
Разумеется, нарушение корректируется. Но стоит также отметить, что некоторые люди выделяют своеобразное преимущество дисграфии.
Дело в том, что человеческий головной мозг обладает компенсаторными возможностями.
Это значит, что он может любое недоразвитие компенсировать чем-то другим.
То есть, если нарушена какая-либо способность мозга, то другая может быть развитой даже слишком хорошо. Этот факт и определенная «статистика» могут быть основанием для мифа о том, что дисграфия (наравне с дислексией) – это «болезнь гениев».
Действительно, мы можем наблюдать, что многие гении страдали этим отклонением.
В их числе Альберт Эйнштейн, Ганс Кристиан Андерсен, Томас Алва Эдисон, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Джон Кеннеди, Владимир Маяковский, Стив Джобс и многие другие.
Почерк Леонардо
Существует такое понятие, как «почерк Леонардо».
При оптической дисграфии имеет место быть явление отзеркаливания.
Если ребенок амбидекстр (напомню, это человек, который способен равнозначно использовать и левую, и правую руку), то он может писать справа налево (левой рукой) и/или его строчки идут снизу-вверх.
Разве это не удивительно?
Несмотря на все сложности, среди амбидекстров встречается много талантливых и гениальных людей.
Именно поэтому явление отзеркаленного письма назвали в честь Леонардо да Винчи – амбидекстра, который также имел дисграфию и писал заметки в дневник левой рукой справа налево.
В заключении посмотрите видео
Пусть Ваши дети будут здоровы и счастливы! Подписывайтесь на мой блог, делитесь с друзьями и ждите обновлений!
С уважением,
Анастасия
Источник