Как вылечить дислексию у ребенка

Как вылечить дислексию у ребенка thumbnail

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Как хорошо уметь читать…

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?

  • Что же это такое – дислексия?
  • Дислексия – все дело в мозге
  • Как понять, что твой ребенок – дислексик?

    • Определяем дислексию у дошкольника
    • Определяем дислексию у первоклассника
  • К какому специалисту обратиться, чтобы диагностировать дислексию
  • Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

    • Упражнения для ребенка с дисфонезией
    • Упражнения для ребенка с дисграфией
    • Упражнения для ребенка с дисэйдезией

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

Понятие дислексия достаточно широко. Оно включает в себя:

  • дисфонезию – неспособность соотнести написание и звучания слова (при этом человек понимает смысл написанного слова, опознавая его как картинку, но не соотносит отдельные знаки со звуками);

  • дисэйдезию – неспособность воспринимать написанные буквы, составляющие слово, как единое целое (при этом человек отлично читает по буквам, но не может составить из них слово).

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Часто у ребенка проявляется весь «букет» симптомов, поэтому в практике западной медицины все их считают проявлением одной проблемы – дислексии. Российские специалисты предпочитают рассматривать их как связанные, но самостоятельные диагнозы.

” Важно: дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Однако не стоит рассчитывать, что дислексия сама по себе свидетельствует о каких-то необыкновенных талантах. Сегодня нет никаких доказательств, что дети-дислексики способнее своих сверстников. Но родители пытаются помочь им реализоваться в тех сферах, где неумение читать не препятствует карьерному росту, –  так что среди звезд Голливуда есть множество актеров, испытывающих проблемы с чтением.

Дислексики Голливуда: Том Круз, Киану Ривз, Орландо Блум. Квентин Тарантино умеет читать, зато страдает дискалькулией (по его признанию, он до шестого класса даже не мог узнавать время по часам), а Кира Найтли стала лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией.

Дислексия – все дело в мозге

Понятию «дислексия» уже более 130 лет: его впервые использовал немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году, столкнувшись с интеллектуально полноценным мальчиком, который, несмотря на усилия преподавателей, не мог читать. Довольно долго (почти 50 лет) врачи были уверены, что все дело – в глазах (ведь впервые тему дислексии поднял офтальмолог). Предполагали, что у больных каким-то загадочным образом нарушается визуальное восприятие, и они попросту не видят написанный текст.

” Сейчас медики уверенно заявляют: зрение и дислексия – вещи не связанные.

Сегодня дислексию объясняют нейрологическими причинами. Наиболее популярна следующая версия: сопоставление того, что мы видим и слышим, происходит за счет левой средней височной извилины (у правшей). У дислексиков активность этой зоны и плотность мозговой ткани в ней снижена.

” Но что вызывает нейрологические проблемы? Вероятно, эта особенность имеет генетические причины. Известно, что среди однояйцевых близнецов вероятность двойной дислексии достигает 70%, в то время как у братьев и сестер – не более 40%.

С другой стороны, очевидно, что проблема дислексии связана с нашей алфавитной системой. Известно, что среди англоязычных детей число тех, кто испытывает затруднения с чтением, достигает 15%. Маленьких итальянцев и немцев дислексия встречается реже – ученые связывают это с тем, что в итальянском и немецком меньше различий между написанием и звучанием слова. А вот среди китайских детей дислексиков всего 2%. Вероятно, это связано с тем, что при начертании иероглифа штрих за штрихом задействованы иные зоны мозга, чем у европейцев. Есть версия, что система написания «один иероглиф – одна картинка – одно слово» вообще легче воспринимается дислексиками, во всяком случае, известны примеры, когда англоязычные дети-дислексики, изучавшие китайский язык, читали и писали по-китайски без затруднений.

Этот факт внушает родителям детей-дислексиков надежду: многочисленные методики обучения дислексиков чтению, к сожалению, крайне редко используемые в обычных школах, действительно работают!

Не все знают, но Стив Джобс, настоящий мессия современного мира гаджетов, был дислексиком – он так и не научился толком читать. Что еще удивительнее, дислексиком, скорее всего, был и поэт Владимир Маяковский, испытывавший большие затруднения с чтением! Что ж, возможно именно эта особенность позволила ему подарить миру особый поэтический язык, которым восхищаются и которому подражают до сих пор.

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

Читайте также:  Как вылечить косолапость у детей

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Помните фрагмент из книги Николая Носова «Приключений Незнайки и его друзей», где поэт Цветик учит его сочинять стихи?

– Ну, скажи рифму на слово «палка».

– Селедка, – ответил Незнайка.

– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково…

Вот приблизительно так рассуждает и будущий дислексик!

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

Дислексия и дисграфия у ребенка. Как диагностировать дислексию. Как научить читать ребенка с дислексией. Дислексия - болезнь или особенность?Не болезнь, а особенность

Хотя на протяжении статьи мы пару раз употребили слово «диагноз», дислексия – это не болезнь, а особенность развития. Однако прежде чем обращаться к коррекционной педагогике, проверьте, не упустили ли вы что-то важное.

Проверьте зрение. Малыши с врожденными особенностями зрения просто не знают, что мир выглядит для большинства людей по-другому. Если в быту они как-то приспосабливаются к требованиям взрослых, то чтение может стать для них непосильной задачей.

Проверьте слух. Полную глухоту и вы, и врачи, разумеется, обнаружите сразу, а вот снижение слуха ребенок может в быту успешно компенсировать. А для формирования навыков чтения это может стать серьезным препятствием.

Обратитесь к неврологу. Быть может, вашему ребенку трудно сосредоточить внимание на интеллектуальной задаче, скучно заниматься в школьном классе, у него синдром гиперактивности. Именно этот врач (вместе с логопедом или дефектологом) может определить, что ребенок – дислексик.

Мой ребенок – дислексик. Чем я могу ему помочь?

Прежде всего – выполнять все рекомендации невропатолога и логопеда. Мы же, в свою очередь, посоветуем несколько простых игровых упражнений, которые пойдут на пользу развитию ребенка.

Упражнения для ребенка с дисфонезией

«Первый звук»

Назовите простое слово и предложите ребенку определить первый, второй, последний звук.

«Ловец слов»

Вы перечисляете несвязаные слова, а ребенок подает сигнал каждый раз, когда слышит оговоренное заранее слово.

«Начинается на…»

Придумать как можно больше слов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву.

«Сколько звуков»

Попросите ребенка посчитать звуки в простых словах, где нет мягких гласных, удвоений и других сложностей, которые могут сбить его с толку: нос, рот, рука, корова…

Упражнения для ребенка с дисграфией

«Цепочка слов»

Хорошо известная игра, где нужно превратить одно слово в другое (например, муху в слона), меняя буквы по одной.

Читайте также:  Как вылечить неврологию у детей

«Словесное лото»

Из карточек с половинками слов нужно составлять целые.

«На первый-второй рассчитайся!»

Предложите ребенку читать в тексте каждое второе, третье, пятое слово.

Упражнения для ребенка с дисэйдезией

«Узнай предмет»

На картинке ребенок должен узнать предмет по контуру.

«Найди десять отличий»

Необходимо найти отличия на двух похожих рисунках – такие задания часто встречаются в детских журналах.

«Верное слово»

Среди нескольких вариантов написания слов (в которых вы намеренно допустили ошибки) найти правильный.

Если у вашего ребенка проблемы с чтением – не ругайте его, не позволяйте ни ему, ни окружающим усомниться в его уме и способностях. Он не глуп, не ленив, не хочет вас разозлить. Он просто особенный!

1.05.2018

Подготовила Анна Первушина

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko

людей с расстройствами аутичного спектра очень много, есть те кто узнают во взрослом возрасте о своих особенностях , он все равно адаптируется если уже посещает школу и может учиться.

Как вылечить дислексию у ребенка

llazy, спасибо вам огромное! Вы оказались правы

Сводили ребенка к неврологу, мама все-все описала. Невролог протестировала на аутизм (не ADOS, я так поняла просто вопросы маме задавала), результату напряглась и отправила к психиатру.

Плюс, как выяснилось, со стороны ЖКТ тоже проблемы есть, что я так понимаю тоже типично для РАС.

Диагноза еще нет, но я так понимаю ребенок все таки в спектре. Потому как были неожиданные вопросы невролога, на которые был положительный ответ, но на которые мы не обращали внимание, думали это в пределах нормы. Например, называл меня мама, моего мужа папа. Очень долго путал род в словах (да и сейчас бывает) . Да много чего. Спасибо вам, что задали вектор, надеюсь с правильным диагнозом удастся скорректировать мальчишку, на мой (непрофессиональный конечно же) взгляд у него хорошие шансы.

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko

ADOS ставят в центре НГУ, два человека наблюдают за ребенком час, дают задания. задают вопросы. Они могут оценить какие компоненты внимания у ребенка нарушены и дать рекомендации как с этим работать.

При аутизме есть задержка в проведении импульса по нервному волокну и это мешает человеку социализироваться. Он не успевает распознавать эмоции с лица собеседника и реагировать адекватно и не успевает усваивать информацию на слух. Либо может делать что-то одно. Или слушать или отвечать.

Здесь тоже какая-то задержка у части чувствительных анализаторов, хотя ребенок социализирован.

У него слова которые он слышит не преобразуются в символы. Он читает вслух, но не понимает текст – это дислексия. Но соотносит образ мамы с начертанием символов и когда хочет рассказать о маме письменно пишет.

У него “иероглифическое” представление о письменности – один символ – один образ.

И считает как древние люди. Скорее всего пересчитывает пальцы. Что научиться считать до ста ему нужно какие-то объекты материальные пересчитывать.

Я дочь учила считать – ступени лестницы очень высокой пересчитывали. Их там больше сорока – перцептивное чувство развито, она ногами считала ступеньки и они становились цифрами ряда.

Как вылечить дислексию у ребенка

llazy, спасибо большое. Я далека от темы, но ребенку помочь хочется. Попробую уговорить маму на тестирование. Его тоже нейропсихолог проводит? Нашла контакты Боброва, буду настаивать на диагностике у него.

Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:

Кстати, всегда считала что фонематический слух у него нарушен. Потому что прошу назвать по буквам слово Мама к примеру, он начинает говорить какие угодно буквы, но не те что нужно.

Но тогда как он пишет? Ведь чтобы написать слово МАМА нужно понимать, что оно состоит из букв М-А-М-А.

Или я что-то неправильно понимаю и это разные процессы?

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko писал(а):
llazy, ну вот аутизма точно у него нет. Очень общительный парень, никаких признаков нет и не было раньше.


Аутизм это не общительность, вот это вот “не говорит, в глаза не смотрит”, это клише.

Расстройства аутичного спектра это как раз нарушения функциональной структуры головного мозга. Они разной степени выраженности. Не все страдают нарушением социализации. Есть гиперобщительные дети с Аспергером. Есть очень общительные дети без дифференциально диагностированного синдрома с неким нарушением интеллекта.

Вот это сосчитать до двадцати не могу, а два по десять могу.

Очень необычное отклонение.

Необычность нарушений привлекает внимание. Если бы было постгипоксичекое нарушение структуры анализаторов – оно бы просто умерло. Он не мог бы интерпретировать символы потому что нарушен фонематический слух. Или не может распознавать визуально, для него что Я что Р – все едино.

У него не выпали каналы анализа информации – они перепутаны.

Читайте также:  Как вылечить вывих пальца на ноге

Как вылечить дислексию у ребенка

llazy, ну вот аутизма точно у него нет. Очень общительный парень, никаких признаков нет и не было раньше.

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko

Дефектолог или нейропсихолог нужен, логопеды чуть-чуть другой профиль.

Неврологи тоже разные. У ребенка неправильно сформированы связи в ассертивных полях, это врожденное. Можно тестировать его на аутизм по методике ADOS и скорее всего будет этот диагноз как сопутствующее.

Как вылечить дислексию у ребенка

К неврологу записались, с ближайшее время сходят. Но у невролога он наблюдается, раз в год точно посещают. Он что-то новое должен увидеть? Или ему на эту проблему указать нужно, чтобы что-то новое прописал?

Родина-мать, спасибо! Я думала по Доману малыши только обучаются. А где вообще искать группы, где занимаются с такими детками? Мама дома точно заниматься не будет, мне нужно найти занятия где-то неподалеку (Мочище, Родники, Пашино). По логопедам поспрашивать, кто занимается по этой методике? Или не логопеды это?

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko, я бы обратилась к неврологу сначала в центр Кругозор. Центр занимается проблемами речи и всем, с ней связанным.

Как вылечить дислексию у ребенка

Milko, имхо к нейропсихологу хорошему идти, сходите к Боброву, я бы как минимум 2-3 специалиста посетила и мнение их услышала

Дислексия очень разная бывает, мой не читал, но писать мог, пока не начали по Домену заниматься, сейчас русский лучше чем математика идет, два класса дублировал, сейчас седьмой, сматематикой швахен

Как вылечить дислексию у ребенка

Девочки, нужен ваш совет.

Дано – мальчик 8 лет. СДВГ, ЗРР и ЗПР. Интеллект сохранен полностью. Учится в специнтернате речевом, в этом году второй раз в первый класс пошел (это у него по программе так рекомендовано).

По речи прогресс хороший, до нормы еще далеко, но уже понятно почти все что говорит.

Считает устно хорошо, складывает, вычитает в пределах сотен даже.

НО. Посчитать по порядку может только до десяти. То есть, если ему задать пример 5+7, он ответит двенадцать. А если считать нужно до двадцати, то считает 2 раза до десяти. Говорит не умею Как так не пойму.

Дальше интересней. Читать не умеет, совсем. Буквы даже не узнает, хотя учит их второй год. Цифры тоже не узнает. Но вчера выяснила, что при этом писать он умеет! Причем неплохо так пишет, печатными, но вполне прилично.

То есть я говорю – напиши “я тебя люблю”. Он пишет. Через минуту я ему пишу на другом листе слово “Люблю”. Он прочитать не может. Вообще.

Что это может быть? Я считала, что при дислексии и читать и писать не может. А тут такое ощущение, что связь Мозг-рука есть, а вот связи Глаз-Мозг нету. Что с этим делать? К кому идти? В интернате хорошие специалисты, но по всей видимости в этой проблеме они не помогут, раз за год с лишним не смогли хоть немного скорректировать.

Родина-мать

как я свами согласна про пмпк

Как вылечить дислексию у ребенка

llazy

Спасибо Вам большое за ответ

Как вылечить дислексию у ребенка

Девочки, добрый день. Подскажите как справляются ваши детки с дистанционным обучением?

У нас домашка то сложно давалась. А сейчас ещё все темы на самоизучение отдали.. в 3 классе сын учится

Как вылечить дислексию у ребенка

MusjaS писал(а):
Здравствуйте.Подскажите, пожалуйста,как научить дочку 7 лет ,1 класс,чувствовать,понимать время.Для нее ,что 15 минут прошло,что 2 часа равнозначно.


Часы с таймером. Песочные часы. Когда ребенок занимается.

Часы с циферблатом и секундной и минутной стрелками обязательно должны быть в доме и не одни.

Время должно быть наглядно и осязаемо. Не ждать мгновенного результата.

Код:
https://www.scholastic.com/teachers/articles/teaching-content/ages-stages-how-children-develop-sense-time/

на английском но гугл переведет. Если у ребенка задержка развития или он развивается неравномерно – опирайтесь на советы для дошкольников.

В России лучше всего о тайм-менеджменте получалось писать у Глеба Архангельского, есть бесплатные кники в сети – но это для высокоорганизованных взрослых. Вам придется прочитать и научиться самостоятельно внутреннему хронометражу – а потом передать эти знания ребенку.

Как правило если ребенок раскрыт на взрослого, эмоционально откликается на него, то благодаря феномену направленного внимания можно передать любые навыки любому ребенку с относительно сохранной корой. Вопрос времени сколько вы можете провести его вместе.

Источник