Как вылечить дисморфофобию самостоятельно

Как вылечить дисморфофобию самостоятельно thumbnail

Содержание статьи:

  1. Описание и развитие
  2. Основные причины
  3. Признаки наличия
  4. Как избавиться
    • Общие советы
    • Психологические методы
    • Медикаментозное лечение

Дисморфофобия — это страх несовершенства своей внешности. Человек, страдающий такой фобией, находится в постоянном напряжении из-за страха не соответствовать определенным требованиям. Причем чаще всего эти требования являются завышенными и придуманы самим дисморфофобом.

Описание и механизм развития дисморфофобии

Девушка с синдромом дисморфофобии

Такое состояние психики, как дисморфофобия, можно назвать «синдромом несоответствия идеалу». Человек с такой позицией сам создает себе определенный идеал, стандарт, с которым постоянно себя сравнивает и которому постоянно проигрывает. Он уверен, что только добившись полного соответствия со своим идолом он будет счастлив и успешен. А до этого он изгой, его все не любят.

Он считает, что все его недостатки на виду и постоянно обсуждаются окружающими. Это заставляет дисморфофоба находиться в постоянном напряжении. Он сосредотачивается на самосовершенствовании, начиная от банальных диет, длительных укладок и нанесений макияжа до пластических операций.

Еще одной характерной чертой развития страха несовершенства является зацикленность. Такой человек не только изводит своими проблемами окружающих, но и самого себя. Он тратит массу времени и денег на устранение одного недостатка и, справившись с ним, сразу находит в себе следующий. И так превращает свою жизнь в замкнутый круг.

Особенно опасна в этом плане пластика, которая может «затянуть» дисморфофоба не хуже наркотиков. Если же сил и средств на кардинальные изменения внешности нет, убежденный в своем полном «несовершенстве» человек становится замкнутым и необщительным.

Такая жизненная позиция неизбежно затрагивает и личную жизнь. Чаще всего дисморфофобы уверены в том, что из-за своих проблем с внешностью они просто не могут быть любимыми — их просто невозможно любить (с таким носом, грудью, губами, ногами и т.д.). И переубедить их довольно сложно. Поэтому даже если у них завязываются отношения, то партнеру приходится нелегко.

Основные причины развития дисморфофобии

Девушка перед зеркалом

Решающий фактор, который мешает дисморфофобу жить — недостаток во внешности. Это может быть лишний вес, неправильная форма носа, глаз, величина груди, длина ног, рост, состояние кожи и т.д. Ощущение своего несовершенства есть практически у любого человека, и большинство людей научилось жить с ним, в отличие от тех, для кого оно становится навязчивой идеей и перерастает в фобию.

Такой трансформации способствуют следующие факторы:

  • Реальные физические недостатки (большие родинки или родимые пятна на лице и видимых частях тела, карликовость или гигантизм, ожирение, рубцы, косоглазие и т.д.);
  • Мнимые «уродства» (внушаемые или придуманные несовершенства фигуры, внешности, параметров и веса тела);
  • Психические заболевания (навязчивые и психопатические состояния, шизофрения).

Возникновению страха несовершенной внешности наиболее подвержены подростки. Их еще не установившаяся психика в тандеме с гормональными «бурями» и зависимостью от чужого мнения дает благодатную почву для развития массы комплексов и фобий, в том числе и дисморфофобии.

Психологи выделили следующие причины дисморфофобии у подростков:

  1. Упущения родителей в воспитании ребенка. Именно неправильное поведение родителей и родственников может значительно усложнить жизнь подростка. Критика, акцентирование внимания на внешних недостатках ребенка еще больше усугубляет подростковые комплексы и помогает перерасти им в фобию.
  2. Окружение. Если в коллективе (школе или компании), где постоянно находится подросток, есть определенные «стандарты» в отношении внешности, и он им не соответствует, ребенку сложно чувствовать себя уверенно, особенно когда окружающие его дети не стесняются ему напоминать об этом. Предметом для насмешек могут стать брекеты, очки, цвет волос, высыпания на коже, вес. Не менее жестко могут приниматься национальные или расовые отличия — по цвету кожи, волос, разрезу глаз.
  3. Трансформация. Не все дети пубертатного возраста могут спокойно воспринимать изменения своего тела в процессе взросления. Осознавая важность быть привлекательными для противоположного пола, подростки очень остро переносят любые проблемы с лицом (угревую сыпь, прыщи, величину носа, а девочки — и губ). Для девушек в этот период поводом для чрезмерного беспокойства становится вес, величина груди, наличие волос на теле. Мальчики начинают переживать по поводу того же лишнего веса или недостатка мышечной массы, развития вторичных половых признаков.
  4. Травмы. Чувствовать себя ущербным подростка может заставить пережитая психологическая или физическая травма, которая оставляет видимый след на теле (переломы, шрамы, дефекты) или в душе (изнасилования, издевательства).
  5. Особенности характера. Серьезному восприятию своих недостатков больше подвержены люди с определенными чертами характера — робкие, неуверенные в себе, а также невротики, перфекционисты, интроверты и чутко реагирующие на критику.
  6. Внушение через средства массовой информации и интернет. Свою лепту в развитие фобий по отношению к внешнему виду вносят телевизионные программы (реалити-шоу, рекламы, передачи, посвященные «перевоплощениям»). Еще больше опасности для самооценки подростка таят социальные сети, пестрящие фото идеальных девушек и парней.

Навязчивые идеи относительно своего несовершенства могут наблюдаться и у взрослых, состоявшихся личностей. Здесь причины во многом схожи с подростковыми, поскольку часто переходят из пубертата во взрослую жизнь. Дисморфофобия может появиться вследствие уже указанных психических заболеваний, психологических или физических травм, воздействия окружения, у женщин — из-за изменения внешности после родов.

Признаки наличия дисморфофобии у человека

Маскировка дефектов макияжем

Проявления страха несовершенства могут быть разными и зависеть от значимости, величины и места размещения дефекта. Однако ряд шаблонных признаков все же можно выделить.

Читайте также:  Как вылечить долгий кашель у подростка

Основные симптомы дисморфофобии:

  • Навязчивые идеи по поводу того, что «дефект» становится все более заметным. Родинка или шрам увеличивается, волосы на голове выпадают, а на теле — становятся гуще, сыпь распространяется на все лицо, талия или бедра «растут» и т.д.
  • Маскировка недостатка с помощью косметики (кожа), средств для укладки (волосы), одежды (фигура, тело). Дисморфофобы проводят часы перед зеркалом, нанося макияж, укладывая волосы или подбирая одежду.
  • Постоянный контроль своей внешности с помощью зеркал и любых отражающих поверхностей. Люди, страдающие этой фобией, используют любую возможность проконтролировать состояние своей маскировки — на улице, на работе, в магазине, чтобы никто не увидел так тщательно скрываемого «недостатка». Бывает и наоборот, когда они сознательно избегают зеркал.
  • Боязнь фотографирования. Зачастую человека со страхом несовершенства внешности невозможно уговорить сфотографироваться, особенно спонтанно. Причина здесь проста — он не хочет, чтобы его «уродство» было увековечено на фото. А если он и согласится, то только при условии наличия достаточного времени для подготовки и работы с профессиональным фотографом. То есть под определенными ракурсом и освещением, которые бы максимально скрыли его уже замаскированный «недостаток».
  • Чрезмерное увлечение совершенствованием своей внешности (диетами, спортом, косметическими процедурами, пластическими вмешательствами). Навязчивый поиск новых способов устранить свой «дефект».
  • Низкая самооценка.
  • Проблемы с общением, в личных отношениях, в учебе, на работе из-за невозможности сосредоточиться на чем-то, кроме своих «недостатков». Отдалению от общества способствует также ощущение, что окружающие видят эти «недостатки» и постоянно их обсуждают.
  • Постоянное выспрашивание о своем «дефекте» у близких, сравнение себя со своими идолами в их присутствии.
  • Склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками.
  • Повышенная тревожность, склонность к паническим атакам и депрессивным состояниям.
  • Нежелание выходить на улицу днем, когда «недостаток» будет более заметен.

Важно! Вовремя не распознанный и не скорректированный синдром дисморфофобии может привести к серьезным психическим последствиям, вплоть до суицида.

Как избавиться от дисморфофобии

Вполне логично, что способы борьбы с фобией дефекта внешности психологического характера и психической патологией будут кардинально разными. В первом случае можно попробовать справиться с проблемой самостоятельно. Во втором же без помощи психиатра не обойтись. Поэтому успешное лечение дисморфофобии невозможно без правильно установленной причины, которую может выявить только специалист.

Общие советы о том, как справиться с дисморфофобией

Занятия спортом

Если причина возникновения фобии реальна и объективна, а проявления не заходят за пределы разумного, можно убрать ее следующими способами:

  1. Хирургическое вмешательство. Такие дефекты, как действительно крупные родинки, бородавки или шрамы на открытых участках тела, можно «нейтрализовать» пластической операцией.
  2. Уходовые процедуры. Любые проблемы с зубами, кожей, волосами (в том числе на теле) сегодня можно решить с привлечением соответствующего специалиста. Современные стоматологические и косметологические клиники имеют достаточно оборудования и специальных средств, которые могут сделать зубы белыми и ровными, кожу — чистой, а волосы — здоровыми и блестящими.
  3. Занятия спортом. Физические нагрузки в сочетании с правильно подобранной диетой — лучший рецепт для решения проблем с весом и формами.
  4. Смена имиджа. Главная задача идеального имиджа — эффектно подчеркнуть достоинства и мягко скрыть недостатки. Поэтому перемены в стиле одежды, прическе, макияже, цвете волос также можно рассматривать в качестве действенного способа, как избавиться от дисморфофобии самостоятельно.
  5. Изменение окружения. Отличным поводом начать жизнь с нового листа для дисморфофоба может стать переезд на новое место жительства, смена работы или учебного заведения.

Важно! Подростковые страхи по поводу внешности можно предупредить, если корректно относиться к нему и его отношению к себе. Объяснять все, что происходит с его телом во время гормональной перестройки. И позиционировать важность естественности и индивидуальности, а не искусственно созданной фотошопом или пластикой красоты.

Психологические методы лечения дисморфофобии

У психолога

Если страх несоответствия внешности идеальной уже набрал обороты и проявляется серьезными симптомами, нужно вспомнить, что эта фобия является психологической проблемой. И обратиться за помощью к психологу, который и определит, как лечить дисморфофобию в вашем конкретном случае.

Первостепенной задачей терапии этого страха является изменение полюса социальной самооценки больного — с негативного на позитивный, примирение его со своими недостатками (мнимыми или реальными). Это могут быть уже описанные способы преодоления страха несовершенства с помощью хирургических вмешательств, физических нагрузок и диет, изменений имиджа и окружения.

Также психолог может сориентировать на смену приоритетов — с внешности на внутренние качества и достижения. То есть поставить свои реальные возможности (ум, талант, успешность) выше мнимых внешних качеств.

Методики работы с дисморфофобами, которые используют психологи: личные сеансы, работа в группах, гипноз, нейро-лингвистическое программирование. Наиболее распространенные методы — гипносуггестивная терапия (гипнотическое внушение нужной установки) и КПТ (когнитивно-поведенческая психотерапия). Последняя подразумевает работу с пациентом в несколько этапов с целью научить его жить со своим «недостатком», не скрывая его.

В самых тяжелых случаях, когда фобия является проявлением психического заболевания, лечение будет проводить уже специалист психиатрического профиля.

Это интересно! Многие специалисты категорически против пластических операций у больных с данной фобией. Считается, что такая коррекция внешности только усугубляет состояние дисморфофоба — он найдет в себе новый недостаток, который нужно будет исправлять. В некоторых странах такая психологическая проблема является противопоказанием к проведению пластических операций.

Читайте также:  Как быстро вылечить орз и насморк

Медикаментозное лечение дисморфофобии

Медикаменты для лечения дисморфофобии

Есть практика применения в борьбе с тревожностью и навязчивыми идеями по поводу несовершенства внешности медикаментозных препаратов. Для этого используют лекарственные средства из группы антидепрессантов и транквилизаторов.

Целью их назначения является снятие депрессивного настроения, плаксивости или ослабление выраженных эмоционально-напряженных состояний. Однако и по поводу медикаментозного лечения мнения специалистов расходятся.

Одни исследования показывают неэффективность и нецелесообразность применения антидепрессантов, более того, опасность, поскольку у людей с такой патологией возникает быстрое привыкание и зависимость от них. Другие же настаивают на том, что правильно подобранный препарат и его доза в сочетании с психотерапией дают хорошие результаты. В любом случае верным остается то, что назначать медикаментозное лечение должен только врач.

Как избавиться от дисморфофобии — смотрите на видео:

Дисморфофобия не кажется опасным или смертельным заболеванием. Однако она может значительно усложнить жизнь и даже подтолкнуть к самоубийству. Поэтому оставлять ее без внимания опасно, как и самостоятельно лечить.

Источник

×àñòü 1. Ïåðåñòðîéêà ìèðîâîñïðèÿòèÿ

Áðîñüòå îòñòðàíåííûé è áåñïðèñòðàñòíûé âçãëÿä íà òî, êàê âû âîñïðèíèìàåòå ñâîþ âíåøíîñòü. Ñ äèñìîðôîôîáèåé ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî ñïðàâèòüñÿ, åñëè íå îñîçíàòü ñóòü îäîëåâàþùèõ âàñ ìûñëåé. Ïîêà âû íå âûÿâèòå ýòè ìûñëè è íå èçìåíèòå èõ, îíè ïî-ïðåæíåìó áóäóò ïîäàâëÿòü âàñ, äàæå åñëè âû ïîïûòàåòåñü èçìåíèòü ñâîå ïîâåäåíèå.

Ñòðàäàþùèå äèñìîðôîôîáèåé ÷àñòî äåëàþò ñëåäóþùèå óìîçàêëþ÷åíèÿ î ñâîåé âíåøíîñòè:

“Åñëè ëþäè óâèäÿò, êàê ÿ âûãëÿæó íà ñàìîì äåëå, îíè èñïûòàþò îòâðàùåíèå”.

“Åñëè ÿ çàìå÷àþ ïðîáëåìó, çíà÷èò, îíà âèäíà è âñåì îñòàëüíûì”.

“Ñòîèò ìíå ñíèçèòü ñâîè ñòàíäàðòû, è ïîëîæåíèå óõóäøèòñÿ”.

“Åñëè ÿ íå áóäó âûãëÿäåòü èäåàëüíî, íèêòî íèêîãäà íå ïîëþáèò ìåíÿ”.

“ß äîáüþñü óñïåõà â æèçíè, åñëè áóäó âûãëÿäåòü ïðèâëåêàòåëüíî”.

“Åñëè ÿ âûãëÿæó íåïðèâëåêàòåëüíî, òî íè÷åãî íå ñòîþ êàê ëè÷íîñòü”.

2. Ïðèó÷èòå ñâîé ðàçóì ê ïîëîæèòåëüíîé ñàìîîöåíêå â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ. Êàê ïðàâèëî, ñòðàäàþùèå äèñìîðôîôîáèåé ïåðåîöåíèâàþò âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî îêðóæàþùèå îòðèöàòåëüíî âîñïðèìóò èõ âíåøíèé âèä, íåäîîöåíèâàþò ñâîþ ñïîñîáíîñòü ñïðàâèòüñÿ ñ ïîäîáíîé ñèòóàöèåé, åñëè îíà äåéñòâèòåëüíî âîçíèêíåò, è èãíîðèðóþò ëþáóþ èíôîðìàöèþ, êîòîðàÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî äåëà ñîâñåì íå òàê ïëîõè, êàê èì ïðåäñòàâëÿåòñÿ. Ýòè îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè ìîæíî îòêîððåêòèðîâàòü, åñëè ó÷åñòü, ÷òî îíè îòíîñÿòñÿ ê ðàñïðîñòðàíåííûì çàáëóæäåíèÿì.

Ê ïðèìåðó, åñëè âû ïðèñóòñòâóåòå íà îáùåñòâåííîì ìåðîïðèÿòèè, îáðàòèòå âíèìàíèå íà òî, êàê ìàëî ëþäåé íåãàòèâíî îòîçâàëîñü î âàøåì âíåøíåì âèäå, â òî âðåìÿ êàê ïðàêòè÷åñêè âñå ðàäû âàñ âèäåòü è äåëàþò âàì êîìïëèìåíòû.

3. Ïîäóìàéòå î äðóãèõ ïóòÿõ, êîòîðûå ïîìîãëè áû âàì ïðàâèëüíî äóìàòü î ñâîåì âíåøíåì âèäå. Õîòÿ ýòî è íåïðîñòî, ïîïðîáóéòå âûñòóïèòü â ðîëè àäâîêàòà äüÿâîëà è áðîñèòü âûçîâ ñâîèì óáåæäåíèÿì. Áåñïðèñòðàñòíî ïîäóìàéòå î òîì, êàêîãî ìíåíèÿ î âàñ äðóãèå ëþäè, è êàêèå êà÷åñòâà îíè ó÷èòûâàþò ïîìèìî âíåøíîñòè — ýòî ïîìîæåò âàì ïåðåñìîòðåòü ñâîå îòíîøåíèå ê ñîáñòâåííîìó âíåøíåìó âèäó.

Åñëè âû ïîëàãàåòå, ÷òî âíåøíîñòü îïðåäåëÿåò âàøó öåííîñòü êàê ëè÷íîñòè, íàïîìíèòå ñåáå î òîì, êàêèå êà÷åñòâà âû ñàìè öåíèòå â ëþäÿõ. Îòìåòüòå, ÷òî ýòè êà÷åñòâà íå çàâèñÿò îò âíåøíåãî âèäà, è ÷òî âû ñàìè ïðè îöåíêå ëþäåé ñòàâèòå âíåøíîñòü äàëåêî íå íà ïåðâîå ìåñòî.

4. Ñîñðåäîòî÷üòåñü íà òîì, ÷òî âû èìååòå. Ïðèâû÷êà ê ñðàâíåíèþ (íàïðèìåð, “ß âûãëÿæó ëó÷øå èëè õóæå, ÷åì __?”) ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ãëàâíûõ ïðè÷èí ðàçâèòèÿ íåîáîñíîâàííûõ îæèäàíèé. Âíèìàòåëüíî ðàññìîòðèòå ñâîè êà÷åñòâà è õàðàêòåðíûå ÷åðòû, ÷òîáû íå îæèäàòü ÷åãî-ëèáî, ÷òî íå ïðèñóùå âàì.

Ýòî îñîáåííî òðóäíî, åñëè ó÷åñòü òîò ôàêò, ÷òî ìíîãèå ëþäè ñ äèñìîðôîôîáèåé ÷àñòî ïîëó÷àþò óâåðåíèÿ â òîì, ÷òî ó íèõ íîðìàëüíàÿ âíåøíîñòü, îäíàêî îíè, êàê ïðàâèëî, íå ïðèñëóøèâàþòñÿ ê íèì.

×àñòü 2. Èçìåíåíèå ïîâåäåíèÿ

Ñîñòàâüòå ñïèñîê ñâîèõ ðèòóàëüíûõ äåéñòâèé è ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ñâÿçàíû ñ âàøèì âíåøíèì âèäîì. Åñëè âû íå âûÿñíèòå äî êîíöà òî, êàê âû ðåàãèðóåòå â îòâåò íà íàâÿç÷èâûå ìûñëè î ñâîåé âíåøíîñòè, âàì âðÿä ëè óäàñòñÿ èçìåíèòü ñâîå ïîâåäåíèå. Ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïèòü ê êîððåêòèðîâêå ïîâåäåíèÿ, êîòîðàÿ çà÷àñòóþ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîâîëüíî áîëåçíåííûé ïðîöåññ, çàïèøèòå ñâÿçàííûå ñ ðàññòðîéñòâîì ðåãóëÿðíûå äåéñòâèÿ è ïîñòóïêè è òî, íàñêîëüêî ÷àñòî âû ñîâåðøàåòå èõ. Çàïèñûâàéòå ëèøü ÷àñòî ñîâåðøàåìûå äåéñòâèÿ, êîòîðûå îêàçûâàþò âëèÿíèå íà âàøó ïîâñåäíåâíóþ æèçíü (îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè, ðàáîòó, ó÷åáó, ëè÷íûå äåëà).

×àñòî äèñìîðôîôîáèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ñëåäóþùèìè ïðèâû÷êàìè:

Âû ïðîâåðÿåòå ñâîé âíåøíèé âèä â ðàçëè÷íûõ îòðàæàþùèõ ïîâåðõíîñòÿõ.

Íàâÿç÷èâûå ïðèêîñíîâåíèÿ ïàëüöàìè ê êîæå.

Âû ÷àñòî ïîäðåçàåòå èëè ïðè÷åñûâàåòå âîëîñû â ïîïûòêàõ óëó÷øèòü ïðè÷åñêó.

Î÷èùàåòå êîæó â ñòðåìëåíèè ñäåëàòü åå áîëåå ãëàäêîé.

Ñðàâíèâàåòå ñâîé âíåøíèé âèä ñ ìîäåëÿìè â æóðíàëàõ èëè ïðîõîæèìè íà óëèöå.

×àñòî ðàçãîâàðèâàåòå ñ îêðóæàþùèìè î ñâîåì âíåøíåì âèäå.

Ïûòàåòåñü ñêðûòü äåôåêò èëè îòâëå÷ü îò íåãî âíèìàíèå.

2. Âûÿâèòå âëèÿþùèå íà âàñ òðèããåðû. Õàðàêòåðíûå äëÿ äèñìîðôîôîáèè íàâÿç÷èâûå ìûñëè è äåéñòâèÿ ìîãóò ïðîâîöèðîâàòüñÿ îïðåäåëåííûìè ñèòóàöèÿìè, ëþäüìè, ïðåäìåòàìè è âîñïîìèíàíèÿìè. Ïðîàíàëèçèðóéòå ìîìåíòû, êîãäà âàñ îäîëåâàþò íàâÿç÷èâûå ìûñëè è ïîáóæäåíèÿ. Âî-ïåðâûõ, ïîñòàðàéòåñü âûÿâèòü, ÷åãî âàì ñëåäóåò èçáåãàòü. Âî-âòîðûõ, îïðåäåëèòå çàêîíîìåðíîñòè, êîòîðûå ïîçâîëÿò âàì äîáðàòüñÿ äî ïðè÷èí ñâîèõ ñòðàõîâ è ïðåäñòàâëåíèé, ñâÿçàííûõ ñ äèñìîðôîôîáèåé.

Читайте также:  Как в домашних условиях вылечить синяки на лице в домашних условиях

Áóäüòå îñìîòðèòåëüíû ïðè ïîïûòêàõ èñïîëüçîâàòü çíàíèå òðèããåðîâ è îáðàùàéòå âíèìàíèå íà èíòåíñèâíîñòü ðàññòðîéñòâà. Åñëè äèñìîðôîôîáèÿ íàñòîëüêî ñèëüíà, ÷òî äîñàæäàåò âàì ïîñòîÿííî, èëè âû âîîáùå ïðèêîâàíû ê äîìó, òî ñëèøêîì ðèñêîâàííî áóäåò ïûòàòüñÿ âûÿñíèòü êîðíè ïðîáëåìû.  ýòîì ñëó÷àå ëó÷øå ïðîñòî äåðæàòüñÿ ïîäàëüøå îò òðèããåðîâ è ïðåäîòâðàùàòü îñëîæíåíèÿ.

3. Ñîçäàéòå ðåàëüíûå ñèòóàöèè, â êîòîðûõ âàøè ïðåäñòàâëåíèÿ ïîäâåðãíóòñÿ èñïûòàíèþ. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñïîñîáîâ óñòðîèòü ïðîâåðêó ñàìîìó ñåáå, è áîëüøèíñòâî èç íèõ ïðåäïîëàãàþò ñîâåðøåíèå ÷åãî-òî íåóäîáíîãî è ïóãàþùåãî ñ òî÷êè çðåíèÿ îáóñëîâëåííûõ äèñìîðôîôîáèåé ïðåäñòàâëåíèé è ïðèâû÷åê. Òàêîå èñïûòàíèå ïîìîæåò âàì ïîíÿòü, ÷òî “óæàñíîå” ïîâåäåíèå íà ñàìîì äåëå íå íàñòîëüêî ñòðàøíî, êàê âû ïîëàãàëè. Áîëåå òîãî, âû îñîçíàåòå ýôåìåðíîñòü âàøèõ âîîáðàæàåìûõ äåôåêòîâ.

Íàïðèìåð, åñëè äåâóøêà îáåñïîêîåíà, ÷òî ó íåå íåäîñòàòî÷íî ïëîñêèé æèâîò, îíà ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïóáëèêå â îáëåãàþùåé ôóòáîëêå è ïîñìîòðåòü, ìíîãèå ëè äåéñòâèòåëüíî íà÷íóò ãëàçåòü íà åå æèâîò. Âû âîî÷èþ óáåäèòåñü â íåñîîòâåòñòâèè ìåæäó òåì, ÷òî âèäèòå âû è ÷òî âèäÿò äðóãèå, è ýòî ïîìîæåò âàì èçìåíèòü ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ.

Ïîìíèòå î òîì, ÷òî öåëü äàííîãî óïðàæíåíèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ïîòðÿñòè âàñ äî ãëóáèíû äóøè. Ïîýòîìó ïðèãîòîâüòåñü ê çíà÷èòåëüíîìó íàïðÿæåíèþ è ñòðåññó. Áîëüøèíñòâî ïñèõîòåðàïåâòîâ ñ÷èòàþò, ÷òî ïîäîáíûé ñèëüíûé ñòðåññ ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëå÷åáíîãî ïðîöåññà

4. Ïðèäåðæèâàéòåñü óñòàíîâëåííîãî ðàñïîðÿäêà äíÿ. Ñîáëþäåíèå òâåðäîãî ðàñïîðÿäêà, îñîáåííî ïî óòðàì, êîãäà âû íà÷èíàåòå ñâîé íîâûé äåíü, ïîìîæåò âàì èçáåæàòü èçëèøíåé òðåâîãè è ïðîáëåì âûáîðà. Ïîìíèòå î òîì, ÷òî îáûäåííûå âåùè è äåëà ìîãóò ïðèíîñèòü ðàäîñòü: íàïðèìåð, íàñëàäèòåñü óòðåííåé ÷àøå÷êîé êîôå, à çàòåì íå ñïåøà ïîëåéòå êîìíàòíûå ðàñòåíèÿ.

5. Áîëüøå çàáîòüòåñü î ñåáå. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñïîñîáîâ óëó÷øèòü îòíîøåíèå ê ñàìîìó ñåáå, êîòîðûå ïîìîãóò òàêæå ñïðàâèòüñÿ ñ äèñìîðôîôîáèåé. ×òîáû äîêàçàòü ñåáå, ÷òî âû äîñòîéíû âíèìàíèÿ, è ïîâûñèòü èíòåðåñ ê æèçíè, ïîïðîáóéòå ñëåäóþùåå:

Õîðîøî ïèòàéòåñü.

Áîëüøå îòäûõàéòå.

Çàéìèòåñü íîâûì õîááè (ñàäîâîäñòâîì, êóëèíàðèåé è òîìó ïîäîáíûì).

Çàïèøèòåñü â êàêîé-ëèáî êðóæîê èëè êëóá ïî èíòåðåñàì.

6. Âåäèòå áîëåå àêòèâíûé îáðàç æèçíè. Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü è óïðàæíåíèÿ ïîìîãóò âàì ñïðàâèòüñÿ ñî ìíîãèìè ñèìïòîìàìè äèñìîðôîôîáèè, â òîì ÷èñëå ñ äåïðåññèåé, ñòðåññîì è òðåâîãîé. Ãóëÿéòå, áåãàéòå, ïëàâàéòå, ðàáîòàéòå â ñàäó èëè çàíèìàéòåñü åùå ÷åì-ëèáî, ÷òî âàì íðàâèòñÿ.

7. Çàâåäèòå äíåâíèê. Âû ñìîæåòå äîâåðÿòü åìó ñâîè ñòðàõè, ãíåâ è äðóãèå ýìîöèè. Íàáëþäåíèå çà êàëåéäîñêîïîì ñâîèõ ÷óâñòâ è íàñòðîåíèé ïîìîæåò âàì áîëüøå óçíàòü î ñåáå è òåõ ïðåäñòàâëåíèÿõ, êîòîðûå âû ñòðåìèòåñü ïðåîäîëåòü.

×àñòü 3. Ïîääåðæêà îêðóæàþùèõ è ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîìîùü

Ïîäåëèòåñü ñâîåé èñòîðèåé ñ îáùåñòâîì ïîäîáíûõ âàì ëþäåé, à òàêæå ñ áëèçêèìè äðóçüÿìè è ðîäñòâåííèêàìè. Ïîñêîëüêó äèñìîðôîôîáèÿ ÷àñòî ñîïðîâîæäàåòñÿ ÷óâñòâîì ñòûäà, îòâðàùåíèÿ è òðåâîãè, èçîëÿöèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ áàðüåðîâ íà ïóòè ê ïðåîäîëåíèþ ýòîãî ðàññòðîéñòâà

Åñëè âû îòêðîåòåñü îêðóæàþùèì, òî ìîæåò îêàçàòüñÿ, ÷òî ïîääåðæêó âàì îêàæóò íå òå äðóçüÿ, êîòîðûå ïðèâûêëè äåëèòü ñ âàìè óñïåõè, à òîò, êòî âîñïðèíèìàåò âàñ òàêèì, êàê âû åñòü, ñî âñåìè äîñòîèíñòâàìè è íåäîñòàòêàìè. Õîðîøåíüêî ïîäóìàéòå, ïðåæäå ÷åì îòêðûòüñÿ êîìó-ëèáî, è âûáåðèòå äåéñòâèòåëüíî áëèçêîãî âàì ÷åëîâåêà, à íå òîãî, ÷üè ïîõâàëû ëüñòÿò âàì.

Ó÷òèòå, ÷òî ñîîáùåñòâî ëþäåé ñî ñõîæèìè ïðîáëåìàìè íå ïîìîæåò âàì, åñëè òàì ïðèíÿòî ïîòàêàòü äðóã äðóãó è æàëîâàòüñÿ íà âíåøíèé âèä. Èäåÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ðàçäåëÿòü ñõîæèå ÷óâñòâà, à íå îöåíêè, ñóæäåíèÿ è ïðåäñòàâëåíèÿ. Åñëè âû çàìåòèëè, ÷òî ó÷àñòíèêè ÷àñòî îáñóæäàþò ñâîé âíåøíèé âèä, à íå ïóòè ïðåîäîëåíèÿ ðàññòðîéñòâà, ïîäóìàéòå åùå ðàç, ñòîèò ëè ïðèñîåäèíÿòüñÿ ê òàêîé ãðóïïå.

2. Âûÿâèòå ãëóáèííûå ñîöèàëüíûå ïðè÷èíû, êîòîðûå ëåæàò â îñíîâå äèñìîðôîôîáèè. Êîíå÷íî, äèñìîðôîôîáèåé ñòðàäàþò îòäåëüíûå ëþäè, íî ïî÷åìó èìåííî â íàøåì îáùåñòâå è â íàøå âðåìÿ? Ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê ôîðìå, ðàçìåðàì è õàðàêòåðíûì îñîáåííîñòÿì ñâîåãî òåëà íåëüçÿ ðàññìàòðèâàòü îòäåëüíî îò ñîöèàëüíîãî êîíòåêñòà. Çíàíèå î òîì, ïî÷åìó è êàê ðàçâèâàëèñü ñîâðåìåííûå ñòàíäàðòû âíåøíåãî âèäà ïîìîæåò âàì âûÿâèòü ñîöèàëüíûå êîðíè âàøèõ íàâÿç÷èâûõ ìûñëåé, ÷òî ïîçâîëèò îáðåñòè óâåðåííîñòü â ñåáå è èçáàâèòüñÿ îò ñàìîáè÷åâàíèÿ, áåñêîíå÷íûõ ñîìíåíèé è ÷óâñòâà ñòûäà.

Ýòîò ïðîäâèíóòûé ìåòîä ïðåîäîëåíèÿ äèñìîðôîôîáèè õîðîøî ïîäõîäèò òåì, êòî èíòåðåñóåòñÿ ñîöèàëüíûìè ìåõàíèçìàìè. Ó÷òèòå, ÷òî â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ çíàíèå î ñîöèàëüíûõ èñòîêàõ ïðîáëåìû ìîæåò ïðèâåñòè ê îòðèöàíèþ åå ñèìïòîìîâ, ÷òî çàòîðìîçèò ëå÷åíèå.

3. Îáðàòèòåñü çà ïîìîùüþ ê ñïåöèàëèñòó ïî ïñèõè÷åñêîìó çäîðîâüþ. Ïñèõîëîã èëè ïñèõîòåðàïåâò ñ îïûòîì ëå÷åíèÿ äèñìîðôîôîáèè èëè ïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé (îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîãî ðàññòðîéñòâà, ðàññòðîéñòâ ïèùåâîãî ïîâåäåíèÿ è òàê äàëåå) ïîìîæåò âàì ïðåîäîëåòü ñèìïòîìû äèñìîðôîôîáèè è íàìíîãî óâåëè÷èò ýôôåêòèâíîñòü ïðåäïðèíèìàåìûõ âàìè óñèëèé. Ïîèùèòå â Èíòåðíåòå êëèíèêè, â êîòîðûõ çàíèìàþòñÿ ëå÷åíèåì ïîäîáíûõ ðàññòðîéñòâ.

Âïîëíå âåðîÿòíî, ÷òî ïñèõîëîã ïîðåêîìåíäóåò âàì êîìáèíàöèþ êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîé òåðàïèè è ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ. ×àùå âñåãî ïðè äèñìîðôîôîáèè íàçíà÷àþò ñåëåêòèâíûå èíãèáèòîðû îáðàòíîãî çàõâàòà ñåðîòîíèíà (ÑÈÎÇÑ). Ýòè ïðåïàðàòû èñïîëüçóþòñÿ òàêæå äëÿ ëå÷åíèÿ äåïðåññèè, òðåâîãè è îáñåññèâíî-êîìïóëüñèâíîãî ðàññòðîéñòâà

Ñîâåòû

Ïîñòàðàéòåñü óñòîÿòü ïåðåä èñêóøåíèåì ñäåëàòü ïëàñòè÷åñêóþ îïåðàöèþ. Ïðè äèñìîðôîôîáèè ïðîáëåìà çàêëþ÷àåòñÿ íå â òîì, êàê âû âûãëÿäèòå, à â òîì, ÷òî âû äóìàåòå î ñâîåì âíåøíåì âèäå. Ïîýòîìó ïëàñòè÷åñêàÿ îïåðàöèÿ âðÿä ëè èçáàâèò âàñ îò ñèìïòîìîâ äèñìîðôîôîáèè.

Äèñìîðôîôîáèÿ èìååò ðàçëè÷íûå ôîðìû. Ïðè èñïîëüçîâàíèè íåïàòåíòîâàííûõ (íå îäîáðåííûõ âàøèì âðà÷îì) ìåòîäîâ ñëåäóåò ó÷èòûâàòü, ÷òî îíè ìîãóò õîðîøî ïîäõîäèòü îäíèì ëþäÿì è ïðèíîñèòü âðåä äðóãèì.

Источник