Как вылечить духовную болезнь

Как вылечить духовную болезнь thumbnail

Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль –
серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного,
а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни
праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни
если не побеждаются правильным к ним отношением, то
перестают определять собой течение жизни. Так как
по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое
собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не
усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею
Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за
возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема,
которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, –
болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое
болезнь с духовной точки зрения?

– Болезнь –
это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный
Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену,
который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и
увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя
в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все,
кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что
в раю болезней не было. Болезнь появилась после
грехопадения человека. И, собственно говоря, и
следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще
некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное
явление), и у него начинается туберкулез или даже рак
горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек
пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в
пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно
наглядные примеры явных результатов греха.

Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И
то выражение, которое люди часто употребляют: «Что
посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь
относится к болезни.

Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети
рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто
бывает, что грех сделали их родители.

– И дети отвечают за грехи
родителей?

– Да. Дети отвечают за грехи родителей.

Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают
что-то доброе или само наследство какое-то, то это
естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только
одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают
и другое.

Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева
согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь
изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже
раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель –
первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая
связь между духовным и физическим состоянием человека. А
болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.

Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто
тот орган, который связан с каким-то грехом. От
чревоугодия, например, пищеварение страдает, от
раздражительности, от резкости сердце страдает…
Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От
всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или
же инсульты…

– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что
человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например
если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает,
допустим, обиды, а носит их в себе,
переживает…

– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия
греха бывают разного характера. Как мы уже заметили,
бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а
случается и так, что он получает эти последствия от
родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого
человека и часть последствий греха несет на себе.

– А в каких случаях так бывает?

– Известен всем старец Паисий.
Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть
его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал
взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не
говорят этого, но это происходит. Это зависит от того,
насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда
молятся за других – это дело святое, очень хорошее.
Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить
которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все
грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что
нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в
болезнях, в скорбях.

Связь греха и болезни
прямо указана в Евангелии

Сказано: «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам,
ниже по грехом нашим воздал нам есть» (Пс. 102: 10).
А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии.
Приносят Спасителю расслабленного… А
расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит?
«Прощаются тебе грехи твои», а потом:
«Встань и ходи». Когда ему стали говорить:
«Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он
ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет
власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2:
5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы
знали, что болезнь и грех между собой связаны.

Другой пример – расслабленный при
Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5:
1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого
отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9:
14–31). Господь говорит: «А когда это с ним
случилось?» – «С детства». А есть
объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь
и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он
беснуется?» – «Ты уж помоги, если
возможно». – «Всё возможно
верующим». – «Верую, Господи. Помоги
моему неверию».

Инфекция, боли
телесные, температура… – это проявления
болезни. Но причина-то глубже

Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону
болезни по большей части забывают. Начинают
лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая
болезнь – по своему происхождению имеет истоки,
корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое
ощущение боли, чувственное – или же температура, еще
какие-то явления – это проявления болезни. Но
причина-то глубже. Господь выбирает первую причину –
духовную. А дальше идет другая причина – телесная,
но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть
затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не
в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение.
Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.
В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.

– Батюшка, когда человек заболевает,
особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в
чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много
людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о
том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к
болезни готовить?

– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у
них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом
поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого,
собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь:
«А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь,
причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..»
Это важно, какой род жизни ведет человек.

И начинается постепенно исправление жизни. Человек
начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с
Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше
того, есть прекрасное изречение одного врача, еще
дореволюционного, который на вопрос: «В чем
заключается здоровье человека?» – ответил:
«В спокойствии духовном и телесном».

А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну,
конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в
иммунитете, в операционном вмешательстве или
сопротивляемости организма… Но самое главное
– в духе.

Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и
безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью
выздоравливали.

Люди, начинающие
вести жизнь христианскую, начинают и
выздоравливать

Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с
душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор
психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную
вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам
Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и
выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я
свидетельствую как врач».

Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много
учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним
лет.

В болезни две стороны – душевная и телесная, и
четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот
так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому
что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю
сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и
думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком
много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что
если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.

Читайте также:  Что такое пролежни и как вылечить

Есть замечательные слова у святителя
Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее
состояние князя Лазаря, израненного, истекающего
кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев
завет». «Обескровленное, изможденное тело
князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как
обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа
о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.

«У кого чего болит, тот о том и говорит». А
меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря –
высокий, а есть более простой и довольно такой земной.
Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие
таблеток – очень сложная вещь. И вообще о
современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там
лечат, насколько калечат – есть тоже такое
выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю,
многим о нем известно. Две группы больных, одним давали
пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые
были уверены, что их лечат, эффект от приема этих
«препаратов» в обеих группах был примерно
одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от
доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете.
Человек падает духом – организм перестает бороться.
А медицина только может помочь. Больше того, даже сама
медицина говорит: не навреди – есть такой
медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам
организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за
человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А
помочь ему можно. Так и когда организм страждет.

Отец Иоанн
(Крестьянкин) писал: «Надо углубить свою духовную
жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от
телесной боли»

Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и
что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь.
А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не
«когда то?» да «когда это?» Есть
замечательное слово отца Иоанна
(Крестьянкина): «Если человеку дана телесная
болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки
и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же
время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение
отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не
прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а
противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто
скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы
Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые,
мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о
помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».

Вот это важно – «научиться не прислушиваться к
боли». Об этом говорил и святитель Николай
(Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.

– А как научиться не прислушиваться к своей
боли?

– Бывает и невольное – шоковое –
состояние, когда внимание человека сосредоточено на том,
что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое.
Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли.
Другой пример – война. Люди в каких условиях были!
Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.

Все и идет так, как человек к этому относится, насколько
он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя
жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет
жалко… У святителя Димитрия
Ростовского есть замечательный пример – история
о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и,
когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло,
он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить
снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать
переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня
отвлекло».

Так что не надо думать о том, что болит.

Помню, однажды зуб болел – не очень приятное
состояние. Так я про себя стал конструировать одну
установку. Я конструктор.

– Строили в уме?

– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.

Протоиерей Валериан Кречетов
Протоиерей Валериан Кречетов


Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого
что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы
напомнить другую: «В здоровом теле –
здоровый дух». Как бы вы ее
прокомментировали?

– Это как раз не совсем правильное выражение, но его
часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит
Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение
так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был
здоровый дух». Слово «стремиться»
предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не
бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что
чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот
здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы
прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших
болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот
здоровый дух и помогал им болезни переносить.

– Этим же можно объяснить, почему некоторые
святые переносили очень тяжелые заболевания.

– Вот именно. И они еще более укреплялись духом.
Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в
это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие
операции без анестезии делали.

– И монах спокойно беседовал?!

– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней
мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас
с вами уже шла речь.

– Батюшка, часто болезнь подрывает у
человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как
быть в таких случаях?

– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе
уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем
печальный пример апостола Петра,
который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы,
трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть
уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не
прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец,
а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту
истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше
бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не
знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие
обстоятельства представятся.

– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках
быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень
серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам,
экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это
чревато?

– Во-первых, «все средства хороши для
достижения цели» – это не христианский
принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но
лишь бы избавиться от чего-то» может привести к
страшному результату. Есть печальный пример в истории
нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались
справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды
правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с
диаволом, но против коммунистов». Это тот самый
вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось
– потому что с диаволом. Тем более что святитель
Тихон не благословил братоубийственной войны. И если
«с кем попало, лишь бы только избавиться»,
этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё
равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что
бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от
какой-то болезни или обстоятельств.

Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы
сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы
веруете?» – «Уверую, если у меня все
получится», – отвечает. Так это то же самое,
как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть
своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо
говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

Если болен,
предпринимать что-то нужно. Что и как? Всё делать с
молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как

А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у
разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда
это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только
даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту,
который обращается к нему, – расстройство душевное и
телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно
что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием,
чтобы Господь указал как.

– Отец Валериан, благодарю вас за ваши
ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не
последняя.

Читайте также:  Как вылечить крыжовник от

– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно
насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все
больные. И потому это та проблема, о которой необходимо
думать чуть ли не с младенчества.

– Спасибо вам.

Источник

Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль – серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного, а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни если не побеждаются правильным к ним отношением, то перестают определять собой течение жизни. Так как по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

Как вылечить духовную болезнь

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.

– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема, которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, – болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое болезнь с духовной точки зрения?

– Болезнь – это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену, который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все, кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что в раю болезней не было. Болезнь появилась после грехопадения человека. И, собственно говоря, и следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное явление), и у него начинается туберкулез или даже рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно наглядные примеры явных результатов греха.

Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И то выражение, которое люди часто употребляют: «Что посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь относится к болезни.

Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто бывает, что грех сделали их родители.

– И дети отвечают за грехи родителей?

– Да. Дети отвечают за грехи родителей.

Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают что-то доброе или само наследство какое-то, то это естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают и другое.

Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель – первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая связь между духовным и физическим состоянием человека. А болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.

Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто тот орган, который связан с каким-то грехом. От чревоугодия, например, пищеварение страдает, от раздражительности, от резкости сердце страдает… Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или же инсульты…

– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает, допустим, обиды, а носит их в себе, переживает…

– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия греха бывают разного характера. Как мы уже заметили, бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а случается и так, что он получает эти последствия от родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого человека и часть последствий греха несет на себе.

– А в каких случаях так бывает?

– Известен всем старец Паисий. Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не говорят этого, но это происходит. Это зависит от того, насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда молятся за других – это дело святое, очень хорошее. Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в болезнях, в скорбях.

Сказано: «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны.

Другой пример – расслабленный при Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию».

Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?

– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого, собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь: «А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь, причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..» Это важно, какой род жизни ведет человек.

И начинается постепенно исправление жизни. Человек начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше того, есть прекрасное изречение одного врача, еще дореволюционного, который на вопрос: «В чем заключается здоровье человека?» – ответил: «В спокойствии духовном и телесном».

А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну, конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в иммунитете, в операционном вмешательстве или сопротивляемости организма… Но самое главное – в духе.

Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью выздоравливали.

Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я свидетельствую как врач».

Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним лет.

В болезни две стороны – душевная и телесная, и четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.

Читайте также:  Почему когда глушишь двигатель он детонирует как вылечить ваз 2106

Есть замечательные слова у святителя Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее состояние князя Лазаря, израненного, истекающего кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев завет». «Обескровленное, изможденное тело князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.

«У кого чего болит, тот о том и говорит». А меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря – высокий, а есть более простой и довольно такой земной. Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие таблеток – очень сложная вещь. И вообще о современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там лечат, насколько калечат – есть тоже такое выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю, многим о нем известно. Две группы больных, одним давали пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые были уверены, что их лечат, эффект от приема этих «препаратов» в обеих группах был примерно одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете. Человек падает духом – организм перестает бороться. А медицина только может помочь. Больше того, даже сама медицина говорит: не навреди – есть такой медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А помочь ему можно. Так и когда организм страждет.

Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь. А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не «когда то?» да «когда это?» Есть замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина): «Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые, мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».

Вот это важно – «научиться не прислушиваться к боли». Об этом говорил и святитель Николай (Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.

– А как научиться не прислушиваться к своей боли?

– Бывает и невольное – шоковое – состояние, когда внимание человека сосредоточено на том, что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое. Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли. Другой пример – война. Люди в каких условиях были! Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.

Все и идет так, как человек к этому относится, насколько он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет жалко… У святителя Димитрия Ростовского есть замечательный пример – история о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и, когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло, он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня отвлекло».

Так что не надо думать о том, что болит.

Помню, однажды зуб болел – не очень приятное состояние. Так я про себя стал конструировать одну установку. Я конструктор.

– Строили в уме?

– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.

– Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы напомнить другую: «В здоровом теле – здоровый дух». Как бы вы ее прокомментировали?

– Это как раз не совсем правильное выражение, но его часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Слово «стремиться» предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот здоровый дух и помогал им болезни переносить.

– Этим же можно объяснить, почему некоторые святые переносили очень тяжелые заболевания.

– Вот именно. И они еще более укреплялись духом. Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие операции без анестезии делали.

– И монах спокойно беседовал?!

– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас с вами уже шла речь.

– Батюшка, часто болезнь подрывает у человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как быть в таких случаях?

– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем печальный пример апостола Петра, который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы, трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец, а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие обстоятельства представятся.

– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам, экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это чревато?

– Во-первых, «все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но лишь бы избавиться от чего-то» может привести к страшному результату. Есть печальный пример в истории нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с диаволом, но против коммунистов». Это тот самый вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось – потому что с диаволом. Тем более что святитель Тихон не благословил братоубийственной войны. И если «с кем попало, лишь бы только избавиться», этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от какой-то болезни или обстоятельств.

Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы веруете?» – «Уверую, если у меня все получится», – отвечает. Так это то же самое, как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту, который обращается к нему, – расстройство душевное и телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как.

– Отец Валериан, благодарю вас за ваши ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не последняя.

– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все больные. И потому это та проблема, о которой необходимо думать чуть ли не с младенчества.

– Спасибо вам.

С протоиереем Валерианом Кречетовым

беседовал Никита Филатов

Православие.Ru

Источник