Как вылечить душевную болезнь

Как вылечить душевную болезнь thumbnail

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных иску­ше­ний. Что пишут те, кто на опыте знал, как обре­сти пси­хо­ло­ги­че­ское здоровье?

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский (1829–1908)

Лече­ние душев­ных болез­ней (стра­стей) совер­шенно отлично от лече­ния телес­ных болез­ней. В телес­ных болез­нях надо оста­но­виться на болезни, полас­кать боль­ное место мяг­кими сред­ствами, теп­лою водою, теп­лыми при­пар­ками и пр., а в болез­нях душев­ных не так: напала на тебя болезнь — не оста­нав­ли­вайся на ней вни­ма­нием, отнюдь не лас­кая ее, не потвор­ствуй ей, не грей ее, а бей, рас­пи­най ее, делай совер­шенно про­тив­ное тому, чего она просит.

Пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский (1866–1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непре­станно пре­бы­вает в Боге и бывает зело покойна.

Иеро­мо­нах Петр (Сере­гин) (1895–1982)

Часто бывает так, что и при хоро­шей мате­ри­аль­ной обес­пе­чен­но­сти и при доб­рых отно­ше­ниях к нам ближ­них наших сердце наше гло­жут грехи и стра­сти, как лютые змеи. А если при­бе­гаем к духовно-нрав­ствен­ным сред­ствам, изжи­ваем гор­дость и пре­воз­но­ше­ние и осво­бож­да­емся от тще­сла­вия, зави­сти и гнева, неудо­воль­ствия и порож­да­ю­щих их похо­тей плоти; внут­рен­няя жизнь наша под воз­дей­ствием бла­го­дати Божией очи­ща­ется от раз­дра­жи­тель­но­сти, боязни и гре­хов­ной тре­воги, и мир Божий осе­няет нашу душу мы ощу­щаем радость о Господе.

Цепи греха осла­бе­вают, а неко­то­рые спа­дают совсем, и чув­ствуем себя вполне счаст­ли­выми, в пол­ноте жизни, несмотря на раз­лич­ные внеш­ние мате­ри­аль­ные и про­чие мир­ские условия.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (1724–1783)

Писа­ние Свя­тое есть духов­ная аптека, в кото­рой бла­го­у­троб­ный Отец Небес­ный раз­лич­ные ради нас сокрыл вра­че­ва­ния. Мно­го­раз­лич­ные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому тре­буем мно­го­раз­лич­ного вра­чев­ства, что все в Свя­том Писа­нии нахо­дим. Там с помо­щью Духа Свя­того, гово­рив­шего через про­ро­ков и апо­сто­лов, оты­щет вся­кий вра­че­ва­ние немо­щам своим: печаль­ный — уте­ше­ние, сомне­ва­ю­щийся — разум и утвер­жде­ние, невежда — настав­ле­ние и позна­ние. Там сокро­вен совет недо­уме­ва­ю­щим, и незна­ю­щим разум, и печаль­ным утешение.

Ста­рец Паи­сий Свя­то­го­рец (1924–1994)

Если у чело­века есть свое­во­лие, само­уве­рен­ность и само­уго­жде­ние, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет стра­дать посто­янно. Он запу­ты­ва­ется, свя­зы­вает себя по рукам и ногам, у него воз­ни­кают про­блемы. Чтобы найти свой путь, он дол­жен рас­крыть свое сердце какому-то духов­нику и сми­ренно попро­сить его о помощи. Однако неко­то­рые вме­сто духов­ника идут к пси­хи­атру. Если пси­хи­атр ока­жется веру­ю­щим, то он при­ве­дет их к духов­нику. А неве­ру­ю­щий пси­хи­атр огра­ни­чится тем, что даст им какие-нибудь таб­летки. Однако сами по себе таб­летки про­блемы не решают.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (1724–1783)

Начи­на­ю­щий веро­вать может быть упо­доб­лен немощ­ному, кото­рый, видя свою неис­це­ли­мую болезнь, желает и ищет искус­ного врача. Так греш­ник, видя через закон свою гре­хов­ную немощь, от кото­рой своей силой никак не может осво­бо­диться, желает и ищет врача, кото­рый бы смог его от той немощи освободить.

Схи­мо­нах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или без­бо­жием или гре­хом, кто может его вос­кре­сить? Слово Божие, кото­рое есть жизнь. Заблу­дился ли кто во тьме ереси или в пути раз­вра­щен­ной жизни, кто может его про­све­тить или на путь спа­се­ния обра­тить? Слово Божие, кото­рое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исце­ле­ние. Жесток ли серд­цем? Слово Божие его умяг­чает. Греш­ник ли отча­яв­шийся? Слово Божие вле­чет его на пока­я­ние. Удру­чен­ный ли скор­бями или иску­ше­ни­ями? Слово Божие есть его уте­ше­ние и вра­зум­ле­ние и укрепление.

Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (1783–1867)

Ничто столько не нужно чело­веку, как вера. От нее зави­сит не только бла­жен­ство буду­щей жизни, но и бла­го­по­лу­чие насто­я­щей жизни.

Врач Сер­гей Апрак­син (XIX-XX вв.)

Бед­ный чело­век! Вме­сто того, чтобы ска­зать ему: “вду­майся в при­чины твоей нерв­но­сти, наполни верою и упо­ва­нием на Бога свою душев­ную пустоту, выра­бо­тай дру­гое отно­ше­ние к жизни со всеми ее горе­стями и радо­стями”, ему гово­рят: “ты болен, иди и лечись”, и вот несчаст­ный бежит или едет к док­то­рам, у них искать спа­се­ния от сво­его душев­ного недуга.

Здесь вопрос реша­ется по боль­шей части очень про­сто: про­из­но­сится слово “нев­ра­сте­ния”, все­объ­ем­лю­щее слово, хотя ничего опре­де­лен­ного не выра­жа­ю­щее (а боль­ной думает, что поняли его болезнь), и начи­на­ется обыч­ное лечение…

Так про­хо­дит обык­но­венно несколько лет (а ино­гда и вся жизнь), пока, нако­нец, изму­чен­ный чело­век не пой­мет, что нерв­ное “не могу”, под вли­я­нием раз­лич­ного рода фак­то­ров легко пре­вра­ща­ется самим чело­ве­ком в “могу”…

Самый раз­дра­жи­тель­ный чело­век, застиг­ну­тый во время семей­ной сцены, напри­мер, посто­рон­ним, мало зна­ко­мым чело­ве­ком, быстро сдер­жи­вает себя, пре­вра­щает “не могу” в “могу”. Не тер­пя­щий воз­ра­же­ний от своих под­чи­нен­ных вслед­ствие нерв­но­сти — изоб­ра­жает из себя крот­кого агнца, когда его самого про­би­рает началь­ство. Сло­вом, раз­лич­ного рода воз­дей­ствие: стыд перед людьми, опа­се­ние за свое слу­жеб­ное поло­же­ние, страст­ная любовь и дру­гие фак­торы легко пре­вра­щают нерв­ное “не могу” в “могу”.

Зна­чит, в нас самих все­гда есть тот рычаг, кото­рым мы готовы себя пере­вер­нуть, только надо захо­теть им вос­поль­зо­ваться и не выпус­кать его из рук. И вот когда изму­чен­ный веч­ным лече­нием и всеми дру­гими непри­ят­ными послед­стви­ями сво­его недуга чело­век пой­мет это, пой­мет, что сред­ство про­тив нерв­но­сти в нем самом, а не в тех мно­го­чис­лен­ных пузырь­ках, кото­рые он прежде опу­сто­шал в изоби­лии и без пользы, только тогда, бро­сив вся­кое лече­ние, он нако­нец дости­гает с помо­щью Божией мало-помалу или пол­ного, или, по край­ней мере, отно­си­тель­ного, но зато проч­ного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слиш­ком много забо­тимся о раз­ви­тии внеш­них чувств от зре­ния до вкуса и слиш­ком мало о раз­ви­тии умо­зре­ния, кото­рое названо в молит­вах “очи мыс­лен­ные”, “ум и очи сер­деч­ные, яже ко спа­се­нию”. Эти “очи” даны чело­веку Богом для позна­ния вели­ких истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отно­ше­ние к жизни самое невоз­мож­ное, конечно, более всего вино­вато наше вос­пи­та­ние, но каж­дый взрос­лый чело­век может пере­вос­пи­тать себя и выра­бо­тать пра­виль­ный хри­сти­ан­ский взгляд на жизнь, если будет поль­зо­ваться сред­ствами, ука­зан­ными для этого Цер­ко­вью. Из средств этих самым глав­ным явля­ется молитва. Совсем неве­ру­ю­щих мало, боль­шин­ство мало­вер­ных, вот с этим-то зер­ном веры при­сту­пите к молитве, и вы скоро почув­ству­ете, что это зерно нач­нет про­би­ваться, через неко­то­рое время оно уже даст росток, из кото­рого с тече­нием вре­мени вырас­тет могу­чее дерево. Под сенью этого дерева легко и при­ятно будет отды­хать от тяже­лого зноя чело­ве­че­ских стра­стей и от бури житей­ских непо­год, а в свое время пожнете и плод.

Читайте также:  Как вылечить перфорированную барабанную перепонку

Нач­ните только молиться, и вера сама при­дет к вам, а если она была слаба, то укре­пится и мало-помалу, посте­пенно изме­нится отно­ше­ние к жизни. Молитва будет отвле­кать вас хоть на время от обыч­ных житей­ских мыс­лей и инте­ре­сов, при­вле­чет ум к небес­ному, заста­вит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заста­вит вас мно­гое почув­ство­вать и с помо­щью бла­го­дати Божией изме­нит ваш преж­ний образ мыс­лей, уко­ре­нит веру и стрем­ле­ние к хри­сти­ан­скому иде­алу. Исце­ляя от тяж­кого и печаль­ного по своим послед­ствиям духов­ного недуга мало­ве­рия, молитва, соеди­нен­ная со стро­гим под­чи­не­нием цер­ков­ному режиму, может нам очень помочь и при телес­ных неду­гах. Мы видели, насколько полезна молитва, соеди­нен­ная с упо­ва­нием и верой в Бога при неко­то­рых нерв­ных состо­я­ниях, в основе кото­рых лежит душев­ная пустота и сла­бость воли…

Жизнь ука­зы­вает нам мно­го­чис­лен­ные при­меры, где чело­век нерв­ный, несколько лет лечив­шийся без вся­кого резуль­тата, быстро дости­гает пол­ного или, по край­ней мере, отно­си­тель­ного, но зато проч­ного выздо­ров­ле­ния после того, как обра­ща­ется к Богу и начи­нает жить по пра­ви­лам Церкви. Я, по край­ней мере, знаю несколько таких при­ме­ров, думаю, что и вся­кому дру­гому известно их немало. И при дру­гих нерв­ных неду­гах зна­че­ние выше­при­ве­ден­ных фак­то­ров нема­ло­важно. Возь­мем, напри­мер, пре­сло­ву­тое моз­го­вое пере­утом­ле­ние, кото­рому отво­дится совре­мен­ной меди­ци­ной вид­ное место в ряду про­чих при­чин совре­мен­ной нерв­но­сти. Ока­зы­ва­ется, что уси­лен­ная работа сама по себе редко вызы­вает стой­кую нерв­ную болезнь, а опасна только тогда, когда соеди­ня­ется с поро­ком и стра­стями человеческими…

Вот что по этому поводу гово­рит проф. Штрюм­пель: “…Мы видим поэтому, что к исто­ще­нию нерв­ной системы, состав­ля­е­мому сущ­ность нев­ра­сте­нии, ведет глав­ным обра­зом умствен­ная работа людей, сопро­вож­да­ю­ща­яся вол­не­ни­ями страха и надежд, умствен­ное напря­же­ние поли­тика, посто­янно вол­ну­ю­ще­гося страст­ной борь­бой пар­тий, нако­нец, уси­лия ума тех худож­ни­ков и уче­ных, неуто­ми­мое често­лю­бие кото­рых побуж­дает их не отста­вать от конкуренции”.

Отсюда сле­дует, что вера и про­ис­те­ка­ю­щее из нее отно­ше­ние к жизни, к богат­ству, славе, често­лю­бию и про­чему явля­ется и здесь могу­чим про­фи­лак­ти­че­ским средством…

Луч­шим пре­ду­пре­жда­ю­щим сред­ством явля­ется вос­пи­та­ние моло­дого поко­ле­ния на строго рели­ги­озно-нрав­ствен­ных нача­лах. Глав­ную задачу вос­пи­та­ния (в семье и школе) должно состав­лять стрем­ле­ние вос­пи­тать в душе ребенка страх Божий и истин­ную любовь к Богу.

При раз­вив­шейся же болезни луч­шим сред­ством явля­ется молитва. Необ­хо­димо каж­до­дневно молиться утром, вече­ром, читая утрен­нее и вечер­нее пра­вило, хотя бы в несколько сокра­щен­ном виде, со вни­ма­нием, ста­ра­ясь вни­кать в смысл каж­дого слова.

Кроме того, читать каж­до­дневно те избран­ные места из Еван­ге­лия и Апо­стола, кото­рые чита­ются в соот­вет­ству­ю­щий день за цер­ков­ной служ­бой. Не пре­не­бре­гать обще­ствен­ным бого­слу­же­нием, а посе­щать храм Божий, по край­ней мере, в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни (все­нощ­ная и обедня), выби­рая при этом тот храм, где служба бла­го­леп­нее, а глав­ное, где читают раз­бор­чиво и слу­жат не торопясь.

Говеть, по край­ней мере, раз в год. Соблю­дать посты и все про­чие поста­нов­ле­ния Церкви, памя­туя, что созданы они вели­кими людьми, пони­мав­шими при­роду чело­века гораздо лучше, чем самые выда­ю­щи­еся совре­мен­ные муд­рецы. Всеми иными спо­со­бами: раз­мыш­ле­нием, душе­спа­си­тель­ной бесе­дой, чте­нием тво­ре­ний вели­ких Отцов Церкви ста­раться укре­пить в себе веру, вос­пи­тать в душе своей созна­ние всей кра­соты хри­сти­ан­ского иде­ала и выра­бо­тать хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к жиз­нен­ным явлениям…

Помните, что в пер­вое время такой жизни в вас непре­менно с боль­шей или мень­шей силой откро­ется вто­рой источ­ник мысли, мысли дур­ной, про­ти­во­ре­ча­щей, соблаз­ня­ю­щей, созда­ю­щей целый ряд извест­ного рода “иску­ше­ний”. Не надо под­да­ваться сему, но молиться настой­чиво, с надеж­дой и тер­пе­нием, памя­туя сле­ду­ю­щие слова Спа­си­теля из притчи о непра­вед­ном судии: “Слы­шите, что гово­рит судья непра­вед­ный. Бог ли не защи­тит избран­ных своих, вопи­ю­щих к Нему день и ночь, хотя мед­лит защи­щать их”.

Источник

От редакции: «Душевная болезнь потому и зовется такой, что физически человек чувствует себя нормально, но его душа – эмоции и разум – выходит из-под контроля. Истории тех, кто побывал «в комнате с белым потолком и правом на надежду» и смог вернуться обратно, читай ниже».

Из письма Оксаны, 27

Это произошло со мной год назад. Что-то где-то сдвинулось и сначала понемножку, а потом все больше и больше мною стали овладевать навязчивые мысли, идеи, страхи. Я смотрела на людей, и у меня было такое ощущение, что и они всё это понимают, но не говорят вслух. На каком-то этапе я пришла к выводу, что для меня единственный выход – это самоубийство. Не то чтобы я хотела этого, просто не видела иного выхода, мне казалось, что во мне гнездится какое-то вселенское зло, которое крайне опасно для людей. То есть в те дни я действительно была на волоске от смерти. Останавливал меня элементарный страх, неумение это сделать, ну и то, что это вроде как считается грехом. Позже у меня начались и галлюцинации. Помню, что видела и слышала странные вещи: мужчина сидит на корточках под деревом с камерой, парень стреляет из окна из ружья, по радио мат и нецензурщина и т.п. Потом помню, как мама говорит мне: “Ты умрешь”, хотя она утверждала впоследствии, что такого не говорила. Сейчас мне трудно понять, как я, в общем-то, очень разумный, рассудительный человек, могла вообще поверить во весь этот бред, что я сама же себе и внушила. В последние дни перед больницей я искала встреч с людьми, которых всегда любила, которым доверяла. Вот мы сидим с другом в кафе, обед, я отодвигаю от себя тарелку (есть не хотела, вообще насколько помню, тогда ничего не ела). Он мне что-то говорит, спрашивает, а я даже не понимаю суть вопроса. Грудь сдавливает чудовищное чувство тревоги, кажется, что сердце сейчас разорвется. Произношу какие-то отрывочные фразы и сбиваюсь, не могу договорить, не могу выстроить предложение! Невероятно, но все это время практически до последнего дня я продолжала исправно ходить на работу. Только теперь я, всегда такой ответственный, грамотный работник, не могла доделать до конца ни одного порученного дела, не могла ответить на элементарный вопрос. Конечно, окружающие видели, что со мной что-то не так. Вопросы: “Ты влюбилась?”, “Ты не беременна?”, “Ты не на наркотиках?”, “Может быть тебе надо уйти в отпуск?”. Да кстати хочу сразу сказать тем, кто думает, что такое бывает от наркотиков или алкоголя, что наркотики я никогда не принимала, не курю, и пью вообще очень редко и мало. В конце концов, когда до всех моих как-то одновременно дошло, что дело совсем плохо, меня просто взяли за руку и отвели к врачу. Действие ли это таблеток или разговоров со мной – мне теперь уже трудно судить, но я действительно выздоравливала. Галлюцинации у меня прошли вообще достаточно быстро, а мысли… Мне трудно было поверить, что я действительно так заблуждалась, и что все мои идеи, все мои теории были лишь плодом нездоровой фантазии. Окончательное выздоровление я отношу к тому времени, когда меня впервые отпустили домой (на выходные), и перед сном ко мне зашла мама, и мы проговорили целый час. Но правда что-то осталась, какая-то повышенная мнительность, я придавала слишком много значения всяким мелочам, воспринимая их как приметы, знак свыше. В общем, отголоски моей болезни, но со временем и это прошло. Выписали же меня только через три месяца. Многие из тех, кто лежал вместе со мной, воспринимали психбольницу как тюрьму. Меня же нисколько не напрягало это вынужденное ограничение свободы, постоянный контроль, обращение медсестер и т.п. Для меня самое страшное – это то, что ты постоянно, изо дня в день находишься под действием психотропных таблеток. Что такое психотропные таблетки и как они действуют на человека, можно узнать, только попробовав это на себе. Я никогда даже не предполагала, что таблетки могут ТАК действовать. И находилась в постоянном ужасе, ведь у меня все это было впервые и я не знала, стану ли я снова такой как прежде или такой и останусь: этот ненормальный, остановившийся взгляд, какая-то дикая слабость: говорить тяжело, руки, ноги устают моментально, не вникнуть ни во что: невозможно ни непосидуха» — таким смешным словом у нас называлась повышенная двигательная активность, читать, ни смотреть телевизор. Эта «невозможность долго стоять или сидеть на одном месте, состояние совсем не смешное, а очень мучительное. Постоянно хочется спать, при этом ночью просыпаешься через каждые два часа и лежишь без сна. Мои знакомые, те, кто в курсе, где я лечилась, как-то избегают со мной разговаривать на эту тему. Может быть им это неинтересно, может быть, думают, что мне тяжело это вспоминать. На самом деле нисколько – мне это все очень интересно. 

История Оксаны показывает, как на самом деле непрост, неоднозначен и главное – непредсказуем в своих проявлениях (в том числе, и патологических) наш внутренний мир. Специалисты часто сравнивают психику с айсбергом, у которого лишь небольшая часть — сознательный разум — находится над водой, а вся огромная многотонная глыба скрыта в темных глубинах бессознательного. Как и в случае кораблекрушения, встреча с этой невидимой и неосязаемой «горой» часто происходит в самый неожиданный момент, становясь поистине катастрофической. Описанный пример тяжелой психической декомпенсации (предполагать более конкретные диагнозы в таких случаях не принято) собственно и выражает собой такого рода драматическую встречу с бессознательным. Дальше приходится «из двух зол выбирать меньшее» и, в конечном итоге, хорошо все то, что хорошо заканчивается. Каким бы неприятным на отдельных этапах лечения не было действие «психотропных таблеток», их временные побочные действия — ничто по сравнению с ужасом душевной катастрофы и спасением от нее. Я думаю, что именно эту, к сожалению, часто расходящуюся с общественным мнением истину психиатрической практики ясно иллюстрирует данный случай.

Читайте также:  Как народными средствами вылечить сухой кашель у ребенка в домашних условиях

Из письма Анны, 20

Помню, это случилось со мной во время зимней сессии. Я тогда прогуляла почти весь семестр, и пришлось в спешке наверстывать упущенное. Еще к тому же была на первом курсе – а нагрузка в нашем вузе та еще. Лишний раз не посачкуешь, к тому же мне нельзя было оставлять хвосты – иначе бы меня перевели на платное отделение, а этого бюджет нашей семьи бы не выдержал просто. Материал был неподъемный, прямо скажем. Но я уже поставила себе цель его осилить. Сдать нужно было пять экзаменов, сидела дома безвылазно, мама готовила еду и приносила ее в мою комнату, иногда говоря, что надо бы сходить на улицу проветриться. Но чем ближе был день экзамена, тем большую тревогу я ощущала, это был настоящий кошмар: ты садишься читать в шесть утра и не замечаешь, как проходит день. Постепенно тревога нарастает и превращается в панику – ты видишь, что просто ничего не успеваешь, что из пятидесяти билетов, выучила только десять – и тебе становится по-настоящему страшно. Перед первым экзаменом я еще спала по три часа – и сдала его, на «четверку», второй был намного сложнее – и времени на подготовку было всего три дня, я перестала спать, и у меня пропал аппетит, я пила только кофе и энергетик, потом у меня просто началась тошнота от него. Мне стали мерещиться формулы, которые говорит какой-то голос, почему-то мне казалось, что это голос Циолковского, не знаю, почему именно его. Мне казалось, что это он. Родители потом рассказывали, что забеспокоились, когда я начала ходить по дому и говорить бессвязные слова, солить чай и пить его, как ни в чем ни бывало. На их вопросы я просто не реагировала. Как меня привезли в больницу – не помню, единственное, что я почувствовала в ней — безумно сильный запах лекарств. Я не понимала, почему почти никто со мной не разговаривал, просто смотрели на меня — и все. Или говорили что-то абсолютно не в тему. Про больницу помню какое-то жуткое количество таблеток, после которого чувствуешь себя как под наркозом – никаких мыслей, даже физически тяжело просто ходить, стоять, все время ощущаешь себя сонным. Там часто с остальными устраивали так называемые «группы». Мы говорили о своем состоянии, о том, что будем делать, когда вернемся домой. Какой-то там у нас был актив, назначали людей, кто будет ухаживать за животными, кто будет будить по утрам все отделение, кто по утрам проводит зарядку. Потом через три недели меня перевели на другие таблетки, стали отпускать домой, в институте я взяла академотпуск. И больше уже не разговаривала сама с собой. На самом деле, даже вспоминать об этом не хочется. 

Случай Анны достаточно типичен и распространен среди людей с чрезмерной требовательностью к себе, самокритичностью, повышенным чувством вины и ответственности. Здесь вряд ли идет речь о психическом заболевании, скорее — о том, что принято называть нервным срывом. Совпадение сразу нескольких основных причин – личностных особенностей (гиперответственность), психоэмоционального истощения (экзаменационный стресс), высокой психологической значимости ситуации (ни в коем случае нельзя провалить сессию) и физического дисбаланса (недостаток сна, питания и активности при избытке кофе и «энергетиков») — закономерно вызвало психическое расстройство. Не будь хотя бы одного из перечисленных факторов, не возникло бы и данного нарушения. Подобного рода «срывы» возникают тогда, когда характер человека и внешние обстоятельства подходят как ключ к замку. Хорошо, что Анну лечили не только медикаментозно, но и «устраивали так называемые группы». В таких случаях психологические тренинги особенно необходимы и эффективны.

Читайте также:  Как я вылечила аллергию за 1 неделю

Из письма  Ольги, 24

Меня положили в психиатрическую больницу после того, как я попыталась свести счеты с жизнью после разрыва отношений со своим бывшим любимым, с которым мы встречались около пяти лет. Конечно, бросил он меня. Неделю я после этого как будто не жила, я ходила в институт, на работу – знакомые и родители говорили, что все образуется. Но внутри меня была такая боль, ничто не радовало и не вызывало интереса. Я просто не видела смысла жить. Без него его не было! У меня было такое ощущение, что я смотрю на все сквозь мутное зеркало, я звонила ему, умоляла вернуться, но он уже даже перестал брать трубку. Смысла в своем существовании я не видела – с ним я действительно была счастлива, а без него все стало чужим, серым. Как-то я пришла домой – пыталась ему дозвониться, он не брал трубку, мне было действительно больно, даже физически, и я решила покончить с этой болью. Мама нашла меня на полу в комнате без сознания. Я выпила больше десяти таблеток снотворного… Не скажу, что сразу вспомнила, что случилось – помню, что лежала в палате еще с тремя девушками. Моральная боль еще не прошла, но все это благополучно заглушалось лекарствами, которые мне давали в больнице. И еще я видела, что за мной особенно внимательно наблюдали. Три раза в неделю со мной проводили беседу врачи, мне показалось, что остальные больные в отделении были абсолютно нормальными, просто в какой-то момент не смогли справиться со своими проблемами. Каждый день назначались дежурные из тех, кто должен был кормить рыбок, поливать цветы или украшать палату – но, в том состоянии, в каком я пребывала – мне это не было в большую радость. Через несколько недель я уже с большим воодушевлением принимала пищу и общалась со своими соседками, с некоторыми даже подружилась. Мне уже хотелось домой, тем более что родители и подруги приезжали ко мне, полные идей и в хорошем настроении. Через два месяца меня выписали домой, повторить опыт попытку покончить с жизнью что-то не хочется совсем. И еще я поняла, что не стоит искать смысл свой жизни в других – нужно просто жить, ведь это может и закончиться. 

Суицидальные попытки в подобных ситуациях достаточно распространены и носят, как правило, неосознанно демонстративный характер. Нужно как-то выразить всю боль от непризнания значимым человеком своей исключительности, от возможного предпочтения им другой женщины и выплеснуть упрек в лицо обидчику. Само выражение «меня бросили» подразумевает, что человек уже заведомо мыслится как МОЙ — не располагающий собственной свободой выбора. Тогда естественно будет наказать его за такое вероломное нарушение прав собственности, представив виновником своей чуть ли не физической боли и даже самоубийства. Очевидно ведь, что нельзя бросить того, кто к себе не привязывает, не делает другого человека зависимым от своих чувств, кто искренне любит и желает любимому безотносительного счастья, ценя его как абсолютно свободную и независимую личность. Впрочем, такой любовью люди обычно не пренебрегают, не предпочитают ей что-то иное. На мой взгляд, в таких случаях помещение в психиатрическую клинику имеет не только лечебный, но и воспитательный характер. По заключительной части письма мы видим, как у Ольги в душе происходит целительная для нее переоценка ценностей и расстановка новых — более зрелых приоритетов.

Что делать, если в этих историях ты узнала себя? 

Старайся, что есть сил, осознавать происходящее, и главное – осознавать СЕБЯ в происходящем! Любое состояние, эмоционально воспринимаемое как дискомфортное и неблагополучное, неизменно является проявлением психического, психологического, психосоматического, возрастного или экзистенциального (относящегося к смыслу существования) кризиса. Это очень популярное сейчас слово в переводе с греческого (krisis) буквально означает – «суд».

Смотри на кризис, как на период перемен, — время, специально установленное для разграничения существенных и несущественных целей, истинных и ложных представлений, инфантильных и зрелых установок. Как на период выбора путей и средств для дальнейшего существования, можно сказать — формирования нового стиля жизни тогда, когда прежний «стиль» себя исчерпал.

Активно ищи пути и средства, чтобы с успехом проделать непростую работу по переоценке внутренних ценностей и раскрытию психологических истин, касающихся самой себя. Тогда выйдешь из кризиса не просто психически здоровой, но в полной мере обновленной – более счастливой и социально успешной. Если нет – последствия могут быть самыми драматичными.

Используй в своих интересах целую армию психиатров, психоаналитиков, психотерапевтов, психологов, работающих как индивидуально, так и с группами. Они существуют не ради «своего удовольствия», а специально для того, чтобы помочь тебе выстоять в этой внутренней борьбе, совершенно избежать которой не дано никому.

Не будь беспечной и не строй ложных иллюзий о благоденствии, не основанном на интеллектуальной и эмоциональной зрелости, не доверяй шарлатанам, обещающим счастье или чудо исцеления без личных усилий.

Имей в виду, что психологический (также и социальный, экономический или финансовый) кризис нельзя избежать, но его можно и нужно ИСПОЛЬЗОВАТЬ для приобретения новых более совершенных качеств души и личности в полном соответствии с принципом – «То, что гусеница считает смертью, Творец называет бабочкой».

Источник