Как вылечить онр у ребенка

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Читайте также:  Как вылечить ногу которую подвернули

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Логопедическое обследование при ОНР

На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи – способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Читайте также:  Как вылечить шпоры на пальце в домашних условиях

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Прогноз и профилактика ОНР

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

Источник

В настоящие время родители часто сталкиваются с такой проблемой, как нарушение речи. Зачастую такое общее недоразвитие наблюдается у детей дошкольного возраста. Логопеды и психологи все чаще диагностируют у маленьких пациентов ОНР 3 уровня. Чтобы справиться с такой проблемой, необходимо знать основные причины возникновения и признаки нарушения. Немаловажными являются и методы борьбы с ним.

Особенности лечения ОНР

Лечение ОНР проводится по различным методикам. Курс лечения напрямую зависит от степени нарушения речи. Сегодня выделяют четыре уровня ОНР:

  1. Первый уровень. У пациента полностью отсутствует связная речь. В таком случае малыш общается с помощью простых звуков или лепета. При этом он активно жестикулирует.
  2. Второй уровень. На такой стадии наблюдается развитие начальной речи. При этом речевой запас остается довольно бедным и ребенок делает частые ошибки при произношении слов. Максимально, что он может сделать, это произнести предложение, которое состоит из 3 слов, не более.
  3. Третий уровень. Ребенок составляет предложение, но смысловая или звуковая нагрузка остается недостаточной.
  4. Четвертый уровень. Легкая форма общего недоразвития речи. Дети разговаривают нормально, если сравнивать со сверстниками. Единственное, что можно заметить, – сложности в построении и произношении длинных фраз.

В каждом случае лечение будет проводиться по определенной методике. Основной задачей будет установить причину возникновения нарушения, а также устранить последствия. В процессе работы с ребенком акцентируется внимание на новые слова и особенности их произношения. Важно также донести малышу значение слов. Широко используются музыкальные упражнения для детей с диагнозом ОНР.

Разновидности методик лечения ОНР

При обнаружении проблем с речью малыш проходит логопедическое обследование. В результате определяют психическое, неврологическое и соматическое состояние пациента. К диагностированию проблемы залучается не только логопед, но и психолог, и коррекционный педагог.

На основе полученных результатов обследования назначается лечебно-педагогичный комплекс, который часто проводят в специальных учреждениях. Комплекс состоит из двух частей: лечебно-оздоровительная и коррекционно-воспалительная. В процессе комплексного лечения специалисты ставят перед собой такие задачи:

  • оздоровить и укрепить нервную систему;
  • устранить патологические проявления;
  • укрепить физическое здоровье пациентов.

В зависимости от причин возникновения общего недоразвития речи, лечение проводится с использованием таких методик:

  1. общегигиенические мероприятия;
  2. лечение с помощью медикаментозных препаратов;
  3. изотерапия для детей с ОНР;
  4. лечебная физкультура;
  5. физиотерапия;
  6. лечебная ритмика;
  7. психотерапия;
  8. закаливание и водные процедуры;
  9. массаж.

К общегигиеническим мероприятиям относят создание оптимальных условий для обучения и развития пациента. Это касается организации режима дня, составление рациона питания и нормализации сна. Физические упражнения, дыхательная гимнастика для детей с ОНР и трудовые занятия благоприятно влияют на состояние и улучшают их психологическое здоровье. В результате речь развивается более активно. Особой популярностью пользуются игры для детей с ОНР.

Медикаментозный метод предполагает индивидуальную и укрепляющую терапию. В последнем случае лечение назначается всем пациентам. Оно заключается в нормализации количества поливитаминов, кальция, гематогена, глюкозы и фосфора. Для этого используют определенные группы препаратов. Курс медикаментозной терапии может длиться на протяжении 2 месяцев.

Читайте также:  Как вылечить уха гной

Коррекционные мероприятия

Как уже говорилось, каждый случай индивидуален. Поэтому лечение может отличаться. При назначении терапии учитывается общее состояние ребенка, а также уровень развития речи. При 3 уровне нарушения часто назначаются коррекционные мероприятия.

В ходе сеансов развивают навыки формирования связной мысли. Также после коррекции наблюдается:

  • по лексико-грамматическим характеристикам качество речи значительно улучшается;
  • произношение слов звучит намного лучше;
  • наблюдается усовершенствование слухового отражения поизношенных слов;
  • упрощается изучение основных грамматических аспектов языка.

Чтобы провести коррекцию речи, достаточно регулярного проведения занятий с логопедом на протяжении определенного времени. В сложных случаях лечение проходит в специальных заведениях. В зависимости от сложности случая, коррекция может длиться до 2 лет. Метод более эффективен, когда проблема была установлена в раннем возрасте, особенно часто при этом используется игротерапия в работе с детьми ОНР.

Нет никаких противопоказаний к проведению коррекционных мероприятий. Поэтому их применяют для всех детей, которые страдают от общего недоразвития речи. Такие малыши отличаются рассеянным вниманием и концентрацией.

Упражнения для лечения ОНР

Лечение ОНР проводится под пристальным контролем логопеда. Также к работе залучаются психолог и педагоги. Но, чтобы закрепить результат, специалисты рекомендуют выполнять некоторые упражнения в домашних условиях. Это позволит значительно быстрее развить активность речи и ее осознание, формирование сложных фраз, а также их звукопроизношение.

На консультации логопед демонстрирует родителям, какие именно упражнения нужно делать с ребенком. При этом учитывается сложность случая и основные рекомендации к терапии.

Так, в процессе лечения используются такие упражнения для детей с ОНР:

  1. Выговаривать труднопроизносимые слова нараспев, не спеша и протяжно. При этом ребенок должен отчетливо слышать звуки и легко повторять их. В такой манере должны говорить все члены семьи. Это повысит эффективность упражнений.
  2. Изучать слова разных тематических групп по изображениям. Ребенку показывают картинки с домашними животными и называют их. После этого он должен повторить эти слова. Таким образом, ребенок постепенно знакомится с окружающим миром. Также используют рассказы для пересказа для дошкольников с ОНР.
  3. Произношение грамматических форм различных слов.
  4. Сказкотерапия с детьми с ОНР используется с раннего возраста.

Важно! На самом деле таких упражнений очень много. Помимо этого, логопед предоставляет перечень тематической литературы, в которой есть множество приемов, как развить речь у ребенка.

Учитывая тот факт, что речь идет о детях, не стоит исключать игры для малышей с ОНР. Существует большое количество методик, которые позволяют корректировать речь в игровой форме. Сегодня особой популярностью пользуются компьютерные игры для детей с ОНР. Они доступны и понятливы для дошкольников любого возраста.

Профилактика

Прежде всего, стоит отметить, что лечению легче поддается ОНР 3 степени, чем ОНР 2. Поэтому важно вовремя диагностировать заболевание. Процесс улучшения речи длится на протяжении определенного количества времени. При этом важно расширить словарный запас, изменить речевые привычки и сформировать правильное произношение слов и фраз. Здесь широко используют различные методы, в том числе и песочную терапию для детей с ОНР.

Профилактика направлена на то, чтобы устранить неблагоприятные условия, которые приводят к нарушениям. Чтобы обеспечить гармоничное развитие речи, необходимо следовать некоторым правилам и рекомендациям:

  1. особое внимание обратить на развитие навыков коммуникации;
  2. укрепить иммунитет и снизить риск возникновения инфекционных заболеваний;
  3. всеми силами уберечь ребенка от черепно-мозговых травм;
  4. с раннего возраста стимулировать речевую активность.

Такие правила используют при коррекции общего недоразвития речи. Это позволит повысить эффективность лечения. Но не менее важным является своевременное выявление отклонения и начало лечения.

При этом не нужно делать все самостоятельно. Лечение ОНР должны проводить специалисты. В домашних условиях родители могут проводить специальные упражнения, такие, как дидактические игры для детей с ОНР. Но это необходимо делать под пристальным контролем логопеда и психиатра.

Источник