Как вылечить от православия

Как вылечить от православия thumbnail

С такими людьми нужно общаться крайне осторожно.

Как утверждают верующие, у них есть некие чувства, которые отвечают за их веру в сверхъестественное. Если их как-то спровоцировать, на нас может вылиться все, чему учила данного homo библия.

Ну или, как минимум, лекция о существование бога. А оно нам нужно?
Конечно, здравомыслящих людей не волнует древнееврейский фольклор, поэтому дам несколько советов, как же не спровоцировать это явление.

К таким людям нужно относиться очень бережно. Оберегать от всевозможных раздражителей.
Первое, что нужно делать, оказавшись с таким человеком наедине, – показать свое миролюбие и доброту. Не повышать голос, говорить ласково и осторожно. Сглаживать углы на не удобных вопросах.

Стоит ли упоминать, что ни в коем случае, не нужно интересоваться у религиозного человека его верой. Вы можете с чем то не согласиться и ему это может не понравиться. Дальнейшие действия предсказать будет крайне сложно. Лучше обходите такие темы стороной и берегите их особые чувства.

Это совет о том, как общаться со случайными людьми, но как быть, если у близких родственников появились эти чувства?

Да, с такими людьми очень трудно жить. Перевоспитать родителей кажется невозможным, а когда речь заходит о существовании какого – либо бога, лучше убрать подальше колющие, режущие, а так же тупые и тяжелые предметы.

После предъявления пары аргументов и не увидев веры в ваших глазах, истинный православный, согласно учениям, может повести себя крайне неадекватно, по меркам светского общества.

Поэтому спорить об этом не следует. Предложи верующему доказать, что он на самом деле является верующим.

Походы в свободное время в храмы, ежедневное исполнение каких – либо обрядов – не делают его верующим.

Нужно узнать, когда в последний раз верующий занимался благотворительностью? Кому из неимущих подарил свою квартиру? Раздал свою одежду, машину или телефон? Сколько прокаженных облобызал и собирается ли отправиться в какую – нибудь Африку, проповедовать там свою религию? Скорее всего, такой вопрос поставит его в ступор.

Еще один способ – замкнуться в себе и оборвать все контакты с ним.

Закрыться в своем мирке и заниматься любимым делом, не обращая внимание на нападки верующих родственников. Такой способ крайне болезненный, как для вас самих (если инфицируемые верой являются ваши родители), так и для них.

Знание – твое оружие!

Самый действенный и разумный метод требует нехилой выдержки и хирургической точности в исполнении. Заключается в перевоспитании близких.

Прочтите, что такое обессивно – компульсивое расстройство личности и что такое индуцированный психоз.

В этих психологических заболеваниях вы четко увидите симптомы и будете крайне озадачены, так как ваши родственники действительно подвержены этим расстройствам.

Наука даст оружие и знание, но, на сегодняшний день, такие расстройства являются украшением личности и бороться с ними придется своими силами.

Первое. Забыть о здравом смысле и логике.

Не вступайте в дискуссии, не приводите никаких доводов против. Больные их не услышат, так как считают себя здоровыми людьми.

Второе. Придется поиграть в игру “юный психиатр”.

Если будете последовательны и осторожны, то, с большей вероятностью, одержите верх над заболеванием. Спасете, в первую очередь себя, от гнета религии и вылечите родных.

Нужно суметь противопоставить два важнейших интереса в их головах. Знайте, что они хотят воспитать и быть примером и авторитетом для вас. Хотят в вашу голову впихнуть свою картину мира, передать опыт и знания. Это здоровое желание помочь детям. Будем апеллировать к этим чувствам.

Придется признаться, что вы хотите слушаться и впитывать жизненный опыт, но не можете этого сделать,так  как считаете, что они не в себе.

А доказательства их отклонений – ежедневная долбежка головой в пол, картинки на иконостасах и собирание прочих ритуальных атрибутов. Навязчивые мысли и психозы в спорах о существовании бога.

Каждое слово нужно воспринимать максимально критично и иронично, ссылаясь на реальные отклонения. Например, “ну что с тебя взять, ты же верующий”.

И вот когда встанет вопрос ребром: либо игра в религию, либо реальная помощь своим детям в познание мира? Тогда, может быть, у них в головах что – то заскрипит и получится сложить 2+2.

Может тогда они поймут, что для них важнее – авторитет в глазах ребенка или навязчивые мысли.

Но вы должны помнить – это тонкая и сложная игра. Вы должны быть крайне осторожны в своих действиях. Помните, оберегайте православных родственников от сильных и резких потрясений.

С нами знания и здравый смысл, а значит за нами будущее.

Удачи!

Источник

Предание и психиатрия: как вылечиться от православия?

Вениамин ЗАТЕЙКИН

Недавно мне попался любопытный тест. На логику. Там примеры разбираются на основе смешных, выдуманных существ или действий. Например:

«Если облить уузку водой, она испортится сразу же. Эта уузка не испорчена. Сейчас я оболью ее водой:

  • не надо обижать уузку;
  • уузка испортится;
  • уузка не испортится».

А на следующий день увидел статью в блоге Предания.ру c похожей логикой. Этот сайт, по-моему, вырывается в лидеры по количеству  антицерковных публикаций.

Неправильный мёд

Статья называется «Исповедь будущей прихожанки». Человек рассказывает о своем тяжелом пути. Человек делал нечто и оказался в определенном состоянии. Обычно такое высказывание воспринимается логикой как «по причине того, что человек делал это, он оказался в таком состоянии». И далее следует: «если будешь делать так же, окажешься в таком же состоянии». В нашем случае напрашивается именно такая взаимосвязь.

И выводы: будешь строго соблюдать церковные правила – получишь психическое расстройство и исковеркаешь себе жизнь. Другими словами, не нужно следовать правилам Церкви. А если Церковь настаивает на их соблюдении, то это – неправильная Церковь. Соответственно — там неправильный «мёд». И нужно или выйти из нее и найти себе правильную, или переделать эту так, чтобы она стала правильной.

Но на самом деле, логика вывернута наизнанку. Не так очевидна причинно-следственная связь.

Нарубили дров

Во-первых, можно задаться вопросом: а что делал, каким был человек до того? «Первый психиатрический диагноз – фобический невроз – мне был поставлен в мои 12 лет». Болезнь – это серьезно. И печально. Особенно – психическая болезнь.

Но откуда вдруг такие обобщения: «Невротизировано почти поголовно всё население»? Ложное, ни на чем не основанное обобщение. Очевидно, что психическая болезнь началась до Крещения и воцерковления, раз таинство совершено в 16 лет. Тогда логическая связь между церковной жизнью и тяжелым психическим расстройством представляется не такой очевидной.

Во-вторых, можно попробовать выяснить: как он это делал? Если человек утверждает: «Я рубил дрова и отрубил себе палец». Так может – он неправильно дрова рубил? Есть такая русская пословица про то, что можно и лоб расшибить. Но это же не значит, что не нужно молиться.

Кроме этого, автор немного говорит о том. Причащалась еженедельно или чаще, например. Никогда не пропускала службы. Ревность, возможно, была излишняя, не по разуму. Возможно – попался неопытный духовник, или даже «младостарец». Слова автора, что свобода – опасный дар, и человеку лучше вручить его духовному руководителю, наводят на такую мысль. Хотя батюшки, вроде бы, совершенно правильно наставляли, что не надо дерзать «самостоятельно, своим умом и сердцем понимать Писание… наше грешное око может вычитать там не то и понять не так». В чем здесь проблема? Вполне традиционная для Православной Церкви мысль.

Читайте также:  Как вылечит стоматит в дом условиях

Досвадебный грех

О перспективных, с точки зрения клинической психиатрии, священниках: «А потом меня вылечили. А ещё в больничной церкви я увидела совсем «другое» православие. Все трое больничных отцов и сами тоже были врачами. И ещё – они были здоровыми людьми».

Что же инкриминируется «нездоровым» священникам? Кажется, вот что: они говорят о том, что секс до свадьбы – грех. Они настаивают на том, что перед Причастием взрослый здоровый человек должен прочитать каноны и последование. Хуже того, такой «нездоровый» батюшка «изнемогает под бременем ответственности за спасение вверившихся ему душ». Да еще и за нас переживает наши грехи и слабости: «Благословляя из чисто человеческого сострадания вкушать в пост молочное, он бы посмотрел на вас так, что вы бы перестали есть совсем, лишь бы не мучить человека, которого вы почти убили своей просьбой».

Кажется, слава Богу, я за 20 с лишним лет в Церкви, встречал почти исключительно только таких, «нездоровых» священников. Я называю их – хорошими священниками. Похоже, их до сих пор большинство.

Радостные больные

Читаем далее: «Мне не жаль тех, кто «расцерковился», мне не жаль тех, кто разочаровался – и тех, и других рано жалеть. Мне жаль тех, кто мучается до сих пор, считая, что так и должно быть».
«Это комментарии здоровых людей, которые, следуя воле Провидения, никогда не сталкивались с подобным на своём духовном пути. А потому что им незачем. Они здоровы. Но больных – в разы больше».

Если под больными понимается воцерковленные люди, которые соблюдают посты, исповедуются перед Причастием, доверяют (не безоговорочно, конечно) слову священника, то слава Богу, что таких «больных» в разы больше. Я не знаю, в какой храм ходила автор. Но я смотрю вокруг себя в в церкви – как-то не видно, чтобы все поголовно мучались. Наоборот, в большинстве своём – люди радостные, добрые, хорошие. Улыбаются. Хоть и больные, конечно.

Церковь – лечебница. В ней как раз и место больным. А здоровые те, кто лишь по природной осторожности не прыгает в постель к каждому, кто понравился – им и так хорошо. У них и так много всего. «Живая жизнь, живые люди, разные мнения, истории, стечения обстоятельств, путешествия, искусство, первые изданные книги, много-много всего».

Дудочка и кувшинчик

Правда, немного диссонируют с этими другие слова: «Я хочу захотеть жить духовной и, в частности, церковной жизнью». Не понимаю – зачем. Если и так всё хорошо? Или всё-таки нехорошо? Чего-то важного не хватает?

Но проблема, очевидно, в том, что «здоровые» люди не хотят отказываться от всех этих «много всего». Им нужно «и дудочку, и кувшинчик». Чтобы и в своё удовольствие жить, не потерять ничего из этого «много всего», и при этом жить духовной и церковной жизнью. И клад найти – и участок не продавать. И драгоценную жемчужину хорошо бы, и остальные – тоже нельзя отдать.

С поиском другой «церкви» — нет вопросов. Мы в свободной стране, как говорится. А вот с переделкой этой Церкви под себя, под нужды «здоровых» – есть. Дело в том, что все эти правила, посты, исповеди – это не какое-то случайно (как многие утверждают — недавно) приобретённое свойство. Это органически присущее Православной Церкви.

Борьба со страстями, покаяние, снисхождение к грехам других, но требовательность и самоосуждение по отношению к своим грехам, отказ от удовольствий – это всё самые что ни на есть характерные признаки нашей Церкви. И, рассуждая логически, если признавать, что только в ней Истина, то, значит, нужно принять Церковь и все её характерные свойства.

Неуютный Шмеман

Протоиерей Александр Шмеман писал в своих дневниках о том, как он не любит уют русского храма, русское благочестие. Но, по-моему, когда сильно любят кого-то, то любят и всё с ним связанное. Становятся дороги даже вещи любимого человека. Тем более – его манеры, привычки, особенности. И я не понимаю, как можно говорить: «я люблю тебя, но ненавижу, как ты картавишь, терпеть не могу твою манеру одеваться, раздражает, когда ты напеваешь себе под нос, и причёска твоя меня бесит».

Думаю, что убрать из Церкви всё то, что стало частью Предания – просто невозможно. Ибо это будет уже какая-то другая «церковь». «Какое христианство: общеевангельское какое-то или в самом деле православное, с верой в икону Иверской Божией Матери, в мощи св. Сергия, в проповеди Тихона Задонского и Филарета, в прозорливость и святую жизнь некоторых и ныне живущих монахов?» — писал Константин Леонтьев.

И мне вслед за ним хочется воскликнуть: оставьте нам наше Православие! С его бородатыми попами, позолоченными иконостасами, крестными ходами, молебнами, крашеными яйцами и многодневными постами. Попытайтесь понять и полюбить нашу Церковь. Только не часть её, которая вам симпатична, а всю. Не выдуманную, какую-то идеальную, а настоящую, земную, воинствующую. Ту, которую Бог создал. Ту, которую врата ада не одолеют, где — спасение.

53 3

Источник

Все мы, увы, болеем. И для многих из нас боль – серьезное испытание и нашего терпения, и нашего душевного, а подчас и духовного устроения. Но примеры из жизни праведников убеждают: даже неизлечимые и тяжелые болезни если не побеждаются правильным к ним отношением, то перестают определять собой течение жизни. Так как по-христиански относиться к болезни и боли? И что такое собственно болезнь? И без чего ее не преодолеть и не усмирить? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

Как вылечить от православия

В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.

– Отец Валериан, здравствуйте. Спасибо за возможность встретиться с вами, задать вам вопросы. Тема, которую мы хотели бы сегодня с вами обсудить, – болезни и их преодоление. И первый вопрос: что такое болезнь с духовной точки зрения?

– Болезнь – это следствие греха. В раю болезней не было. Преподобный Евфросин (есть среди святых такой повар) своему игумену, который желал узнать, есть ли кто из них спасшийся, и увидел в раю его, дал три райских яблока, и игумен, придя в себя, эти яблоки разделил и раздал всем братиям, и все, кто болел, стали здоровыми. Это один из примеров того, что в раю болезней не было. Болезнь появилась после грехопадения человека. И, собственно говоря, и следствие-то греха – это болезнь. Вот пример проще некуда: человек курит (это сейчас очень распространенное явление), и у него начинается туберкулез или даже рак горла, рак легких, закупорка сосудов… Человек пьянствует – цирроз печени, помутнение сознания, а в пьяном сознании и увечья всевозможные. Такие довольно наглядные примеры явных результатов греха.

Всё, что происходит в мире, имеет некую причинную связь. И то выражение, которое люди часто употребляют: «Что посеешь, то и пожнешь», – в первую очередь относится к болезни.

Правда, конечно, можно возразить на это: а когда дети рождаются больными, они что греховного сделали? Но часто бывает, что грех сделали их родители.

– И дети отвечают за грехи родителей?

– Да. Дети отвечают за грехи родителей.

Почему-то у нас считают так: когда по наследству получают что-то доброе или само наследство какое-то, то это естественно. Увы, было бы несправедливо, если бы только одно хорошее, а плохого бы не было. К несчастью, получают и другое.

Читайте также:  Вросший ноготь с гноем как вылечить

Есть в Библии пример страшный. Когда Адам и Ева согрешили, были даже в некотором ропоте на Бога и Господь изгнал их из рая, у них появился сын Каин. Когда они уже раскаялись, стали сокрушаться, родился Авель – первый мученик. Эти примеры говорят о том, что есть прямая связь между духовным и физическим состоянием человека. А болезнь ведь бывает и телесная, и душевная тоже.

Больше того, есть даже такое мнение, что страдает часто тот орган, который связан с каким-то грехом. От чревоугодия, например, пищеварение страдает, от раздражительности, от резкости сердце страдает… Откуда инфаркты? – Раздраженный человек. От всевозможных мыслей – или помрачение сознания, или же инсульты…

– Батюшка, но инфаркты бывают и от того, что человек долго в себе какой-то негатив вынашивает, например если случился конфликт с близкими людьми. Не высказывает, допустим, обиды, а носит их в себе, переживает…

– И так бывает, да. Всё дело в том, что следствия греха бывают разного характера. Как мы уже заметили, бывает, что сам человек пожинает следствия своего греха, а случается и так, что он получает эти последствия от родителей. А бывает, что он соприкасается с грехом другого человека и часть последствий греха несет на себе.

– А в каких случаях так бывает?

– Известен всем старец Паисий. Он молился за всех. А когда молимся за другого, то часть его болезней берем на себя. Так отец Паисий даже предлагал взять эти болезни. Он об этом говорил. А иногда люди не говорят этого, но это происходит. Это зависит от того, насколько они искренне стараются человеку помочь. Когда молятся за других – это дело святое, очень хорошее. Но нужно иметь в виду, что часть того бремени, облегчить которое у другого мы просим, на нас ляжет. Господь все грехи на Себя принял, а мы только малую часть того, что нам следовало бы потерпеть за грехи, принимаем – в болезнях, в скорбях.

Сказано: «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал нам есть» (Пс. 102: 10). А связь греха и болезни прямо указана в Евангелии. Приносят Спасителю расслабленного… А расслабленность – это инсульт. Что Господь говорит? «Прощаются тебе грехи твои», а потом: «Встань и ходи». Когда ему стали говорить: «Как это – грехи прощаешь? Кто ты?» Он ответил: «Чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (ср.: Мк. 2: 5–11). Поэтому Он и сказал так. Но еще и чтобы знали, что болезнь и грех между собой связаны.

Другой пример – расслабленный при Овчей купели, которого исцелил Спаситель (см.: Ин. 5: 1–14). А потом сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Более того. Вспомним, когда приводят ко Христу бесноватого отрока, у которого была тяжелая болезнь (см.: Мк. 9: 14–31). Господь говорит: «А когда это с ним случилось?» – «С детства». А есть объяснение, что такое случается за неверие, потому Господь и сказал: «Он же ребенок еще. Чего же он беснуется?» – «Ты уж помоги, если возможно». – «Всё возможно верующим». – «Верую, Господи. Помоги моему неверию».

Он не верил. Беда вся в том, что у нас как раз эту сторону болезни по большей части забывают. Начинают лечить-лечить-лечить, но болезнь – даже физическая болезнь – по своему происхождению имеет истоки, корни духовные. Инфекция, боли телесные – физическое ощущение боли, чувственное – или же температура, еще какие-то явления – это проявления болезни. Но причина-то глубже. Господь выбирает первую причину – духовную. А дальше идет другая причина – телесная, но тоже основная. А у нас убирают симптомы, то есть затыкают рот болезни, чтобы она не кричала, что человек не в порядке, сбивают температуру, но это не есть лечение. Повторю: болезнь напрямую связана с грехом.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Батюшка, когда человек заболевает, особенно если болезнь серьезная, он начинает как-то и в чем-то себя ограничивать. К вам приходит очень много людей. Не могли бы вы рассказать какую-нибудь историю о том, как болезнь меняет людей? И вообще как себя надо к болезни готовить?

– Во-первых, люди, пришедшие в храм, потому что у них серьезное заболевание, обращаясь к Богу, таким образом поворачиваются к духовной стороне жизни. С этого, собственно, и начинаешь обычно беседу с ними. Спрашиваешь: «А вы в церковь-то ходите? Исповедуетесь, причащаетесь? А вы семейный? А венчаный живете?..» Это важно, какой род жизни ведет человек.

И начинается постепенно исправление жизни. Человек начинает чаще ходить в храм, причащаться. И очищается с Божией помощью от греха и начинает выздоравливать. Больше того, есть прекрасное изречение одного врача, еще дореволюционного, который на вопрос: «В чем заключается здоровье человека?» – ответил: «В спокойствии духовном и телесном».

А выздоравливание… Тут вопрос непростой. Ну, конечно, дело и в искусстве врача, в лекарствах, в иммунитете, в операционном вмешательстве или сопротивляемости организма… Но самое главное – в духе.

Вот потому часто уже списанные с точки зрения медицины и безнадежные больные начинали выздоравливать и полностью выздоравливали.

Это уже, конечно, психиатрия, душа. Напрямую все связано с душой. Я знавал Дмитрия Евгеньевича Мелехова, профессор психиатрии, беседовал с ним, и он мне сказал интересную вещь: «Все люди, которые приступают к Таинствам Церкви, начинают вести жизнь христианскую, они начинают и выздоравливать и полностью выздоравливают. Это я свидетельствую как врач».

Это точка зрения специалиста, авторитета. У него много учеников, сейчас уже состарившихся, которым по 90 с лишним лет.

В болезни две стороны – душевная и телесная, и четкую грань провести между телом и душой невозможно, вот так прямо, резко. Да обычно так и не ставят вопрос, потому что болезнь часто связана с состоянием души. Я говорю сейчас о восприятии болезни. И вот человек все думает и думает о ней, что-то пытается сделать… И слишком много уделяет внимания этой стороне, забывая о том, что если что-то послано, значит, какой-то смысл в этом есть.

Есть замечательные слова у святителя Николая (Велимировича). Он описывает тяжелейшее состояние князя Лазаря, израненного, истекающего кровью… Изможденное тело. Это в книге «Царев завет». «Обескровленное, изможденное тело князя держалось жизнью совершенно живой души, ибо, как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем особо-то не помышляет». Вот какая связь.

«У кого чего болит, тот о том и говорит». А меньше нужно говорить. Пример князя Лазаря – высокий, а есть более простой и довольно такой земной. Люди, когда лечатся, таблетки глотают. Воздействие таблеток – очень сложная вещь. И вообще о современных лекарствах сложно говорить. Насколько они там лечат, насколько калечат – есть тоже такое выражение. Так вот, проводился эксперимент – думаю, многим о нем известно. Две группы больных, одним давали пустышки-конфетки, другим таблетки. И поскольку первые были уверены, что их лечат, эффект от приема этих «препаратов» в обеих группах был примерно одинаковый. Так что все зависит от настроя мысленного, от доброго или злого духа. Это очень важно, понимаете. Человек падает духом – организм перестает бороться. А медицина только может помочь. Больше того, даже сама медицина говорит: не навреди – есть такой медицинский принцип. А что уж о помощи говорить, если сам организм не борется. Это как и в духовной жизни, где за человека ничего не сделать. Он должен сам что-то делать. А помочь ему можно. Так и когда организм страждет.

Читайте также:  Как вылечить аллергию у сфинкса

Скажут: вот батюшка говорит-говорит, а у меня болит! Ну и что, что болит. Поболит-поболит и перестанет когда-нибудь. А когда? Нужно ждать. Болезнь – это ожидание, а не «когда то?» да «когда это?» Есть замечательное слово отца Иоанна (Крестьянкина): «Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать всё время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не имеет этого, то пусть молится, чтобы Господь дал на это силы. Молитвой лечатся и более тяжелые, мучительные, душевные страдания. Молитва – зов о помощи к Тому, Кто зовет к Себе через страдания».

Вот это важно – «научиться не прислушиваться к боли». Об этом говорил и святитель Николай (Велимирович). А это бывает с человеком и невольно.

– А как научиться не прислушиваться к своей боли?

– Бывает и невольное – шоковое – состояние, когда внимание человека сосредоточено на том, что произошло. Автокатастрофа, авария, что-то такое. Человек занят тем, что происходит, и не замечает боли. Другой пример – война. Люди в каких условиях были! Полные лазареты больных… Условия не то, что сейчас.

Все и идет так, как человек к этому относится, насколько он внимательно и сосредоточенно следит за болью. А он себя жалеет или жалуется всем, так что самому себя станет жалко… У святителя Димитрия Ростовского есть замечательный пример – история о том, как случилась какая-то беда с одним человеком, и, когда к нему пришли и стали расспрашивать, что произошло, он ответил: «Уже все прошло. Что я буду себя мучить снова. Я не буду рассказывать, чтобы снова не начать переживать. Лучше мне что-нибудь расскажите, чтобы меня отвлекло».

Так что не надо думать о том, что болит.

Помню, однажды зуб болел – не очень приятное состояние. Так я про себя стал конструировать одну установку. Я конструктор.

– Строили в уме?

– Да. И не думал о том, что болит. И прошло.

– Отец Валериан, вы вспомнили пословицу: «У кого что болит, тот о том и говорит». А я хотел бы напомнить другую: «В здоровом теле – здоровый дух». Как бы вы ее прокомментировали?

– Это как раз не совсем правильное выражение, но его часто у нас именно так употребляют. Оно принадлежит Ювеналу. Это римский мыслитель. И звучит его изречение так: «Нужно стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Слово «стремиться» предполагает, что в здоровом теле здорового духа часто не бывает. И это, кстати, сказано не про болезни. Потому что чаще бывает в нездоровом теле здоровый дух, и этот здоровый дух помогает переносить болезнь. Почему мы прославляем святого Пимена, других людей, претерпевших болезни? Потому что у них был здоровый дух. И этот здоровый дух и помогал им болезни переносить.

– Этим же можно объяснить, почему некоторые святые переносили очень тяжелые заболевания.

– Вот именно. И они еще более укреплялись духом. Есть такой пример: одному монаху ампутировали ногу, а он в это время вел духовную беседу. Это было тогда, когда такие операции без анестезии делали.

– И монах спокойно беседовал?!

– Ну, насколько спокойно, трудно сказать. По крайней мере, он отвлекался от боли. Еще пример того, о чем у нас с вами уже шла речь.

– Батюшка, часто болезнь подрывает у человека уверенность в себе, приводит его в отчаяние. Как быть в таких случаях?

– Вы правильно сказали: уверенность в себе. В себе уверенности не особо-то и должно быть. И мы имеем печальный пример апостола Петра, который был уверен в себе, был предупрежден, но, увы, трижды отрекся. В себе уверен!.. В себе не положено быть уверенным. Ни в себе, ни в других. Потому что человек не прочен. Всяк человек – ложь. Не потому, что он лжец, а потому, что он сам не знает, что еще наделает. Народ эту истину шутливо выразил: «Не хвались горох, что лучше бобов: намокнешь – и сам лопнешь». Ты не знаешь, что натворишь, когда в твоей жизни соответствующие обстоятельства представятся.

– Батюшка, не могу не спросить вас о поисках быстрых «решений»: люди, столкнувшись с очень серьезными болезнями, обращаются за помощью к колдунам, экстрасенсам и прочим шарлатанам. Чем это чревато?

– Во-первых, «все средства хороши для достижения цели» – это не христианский принцип. Такое вот «всё равно, каким способом, но лишь бы избавиться от чего-то» может привести к страшному результату. Есть печальный пример в истории нашей страны. Это белогвардейцы, которые пытались справиться с той властью, что взяла в свои руки бразды правления. Некоторые из них говорили так: «Хоть с диаволом, но против коммунистов». Это тот самый вариант, о котором вы спрашиваете. И ничего не получилось – потому что с диаволом. Тем более что святитель Тихон не благословил братоубийственной войны. И если «с кем попало, лишь бы только избавиться», этак можно и Родину предать. Некоторые предавали, им всё равно было, с кем идти. Это печальный пример того, что бывает, когда человек любыми способами готов избавиться от какой-то болезни или обстоятельств.

Как-то ко мне пришла девушка, у которой были проблемы сердечного характера. Спрашиваю ее: «Вы веруете?» – «Уверую, если у меня все получится», – отвечает. Так это то же самое, как некоторые продавали душу диаволу, чтобы достигнуть своей цели. И это недопустимо. Об этом очень хорошо говорил отец Иоанн (Крестьянкин).

А эти экстрасенсы, необычные явления, которые есть у разных людей, и образования-то не имеющих… Откуда это всё? Так-то оно так вроде бы и так… но только даст обладателю этих способностей гордыню. А пациенту, который обращается к нему, – расстройство душевное и телесное. Но, конечно, если болен, предпринимать нужно что-то. Что и как? Всё делать с молитвой. И с желанием, чтобы Господь указал как.

– Отец Валериан, благодарю вас за ваши ответы и советы. Надеемся, что эта встреча не последняя.

– Тем более что вопрос болезней сейчас особенно насущный. Сейчас, по-моему, здоровых почти нет. Все больные. И потому это та проблема, о которой необходимо думать чуть ли не с младенчества.

– Спасибо вам.

С протоиереем Валерианом Кречетовым

беседовал Никита Филатов

Православие.Ru

Источник