Как вылечить ребенка от чувства страха

Как вылечить ребенка от чувства страха thumbnail

Страхи вызывают ухудшение работы мозговых центров, снижение внимания, негативно влияют на социальную адаптацию и разрушают неустановившуюся детскую психику. Могут проявляться в невротических реакциях (вспышки агрессии, плаксивость, гиперактивность и другие нарушения поведения) и психосоматических заболеваниях (психогенный энурез, астма, заикание, аллергия). Если детские страхи своевременно не устранить, они могут развиться в устойчивые тревожно-фобические расстройства и остаться на всю жизнь.

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания. При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей. Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения. Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил. В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

Работа с тревожным ребенком

Существует немало проверенных способов, как избавить ребенка от страхов:

  • игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия;
  • гипнотерапия;
  • прием медикаментов;
  • мышечная релаксация.

Вы можете обратиться за помощью к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, или сами изучить техники и работать с ребенком самостоятельно.

Как помочь ребенку преодолеть страх и тревожность методом мышечной релаксации?

Используйте следующие упражнения.

  1. «Драка». Помогает расслабить мышцы лица и рук, снять излишнюю агрессию. Нужно предложить малышу игру. Он поссорился с другом и готовится к драке: принял бойцовскую позу, сжал ручки в кулачки, затаил дыхание. А потом задумался: «А может драться с лучшим другом — плохая идея?» — разжал кулаки, выдохнул и расслабился.
  2. «Штанга». Помогает снять напряжение с мышц спины. Игра в спортсменов-тяжелоатлетов с поднятием воображаемой штанги.
  3. «Танцующие руки». Поднимающая настроение и высвобождающая подавленные чувства игра. На пол кладутся большие листы белой бумаги и выбираются на вкус ребенка мелки. Малыш ложится на спину так, чтобы его руки находились на бумаге. Включается музыка и кроха двигает руками в такт музыке, оставляя цветные следы на листах.

Попробуйте игры на телесный контакт («рисунок на спине», «дрозды», «руки танцуют»), массаж или просто растирание тела. Еще один способ снятия нервного напряжения, который понравится малышу — раскрашивание лица красками. Можно использовать мамину косметику.

Как помочь ребенку справиться со страхами с помощью сказкотерапии?

Придумайте историю, описывающую предмет страха ребенка, и сочините счастливый конец. Можете даже разыграть целый спектакль, используя игрушки малыша. Отождествляя себя с героем сказки, который вначале боится, но затем мужественно справляется со злодеями и чудовищами, ребенок приобретает уверенность в своих силах.

Читайте также:  Как вылечить недержание мочи у женщин в домашних

Игротерапия в борьбе с детскими страхами

Игра является ведущим психотерапевтическим методом в работе с детьми дошкольного возраста. Ролевые игры пробуждают активность и инициативность в ребенке, помогают приобрести навыки общения, способствуют развитию самостоятельности и умения контролировать эмоции.

Если малыш боится медицинского персонала, поиграйте в больницу. Обязательно дайте ему возможность побыть в роли врача. Если у ребенка страх темноты — поиграйте в смелых разведчиков. В какой-то момент кроха должен получить задание сходить на разведку в затемненное помещение и найти там спрятанную игрушку. После выполнения миссии храбрецу выдается медаль за отвагу.

Арт-терапия в коррекции детских страхов

Поскольку образное мышление является ведущим в дошкольном возрасте, малышу куда проще изобразить свой страх на бумаге, чем описать его словесно. Конкретизация страха в виде рисунка помогает избавиться от неопределенности и дать выход своим негативным чувствам.

Арт-терапия дает возможность безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и смоделировать выход из сложившейся ситуации. Можно предложить ребенку способ на выбор:

  • уничтожить «зло» (скомкать, порвать, сжечь рисунок);
  • дорисовать защитный объект;
  • добавить забавные детали, придав чудовищу смешной и нелепый вид;
  • приручить объект, например, подарить чудовищу цветочек и заставить его улыбаться, накормить собаку сосиской;
  • нарисовать рядом большого себя.

Как убрать страх у ребенка с помощью медикаментов?

Фармакологическое лечение страхов у детей имеет второстепенное значение. Малышу могут назначить ноотропы (Пикамилон, Фенибут) — вещества, способствующие укреплению нервной системы и повышению умственной и физической выносливости при высоких нагрузках в школе. Транквилизаторы (Атаракс, Феназепам) чаще назначают для успокоения гиперактивных детей. Но они лишь снимают физические симптомы приступа паники, но не справляются с самим страхом.

Даже перед приемом ноотропных препаратов, которые продаются без рецепта, лучше сначала проконсультироваться с психиатром. Он подберет подходящее средство и правильную дозировку.

Как помочь ребенку избавиться от страхов с помощью гипноза

Устранение детских страхов требует времени и терпения со стороны родителей. При современном образе жизни не всегда есть возможность уделить достаточное количество внимания малышу, чтобы полностью развеять его страхи. В современной психотерапии есть методы, помогающие быстро избавиться от тревоги и фобий как взрослым, так и детям. Это гипнотерапия. Всего 5 сеансов со специалистом, и нервное напряжение и страх уходят.

Советы психолога, как избавить ребенка от страхов

От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским страхам, какими бы беспочвенными они не казались. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость.

Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета страха, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его страха.

Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение. Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде. Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой.

Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.

Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными. В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту. Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.

Источник

Чувство страха сопровождает человека в течение всей жизни.

Страхи могут предупредить нас об опасности и уберечь от опрометчивых поступков. Человек испытывает чувство страха, когда видит мчащиеся по дороге машины. Именно это чувство останавливает его от того, чтобы выйти на проезжую часть дороги в неположенном месте.

Читайте также:  Как вылечить невралгию в пояснице

Но в то же время страхи могут не позволить нам совершить те или иные поступки и заставляют нас переживать сильные эмоции, которые приносят нам вред. Например: “Я никогда не сяду за руль, потому что боюсь аварий.”

???? Какие же основные причины появления чувства страха?

— присутствие непосредственной угрозы;

— отсутствие того, что обеспечивает безопасность.

Наличие страхов у ребенка не является отклонением в психике. В процессе взросления ребенка одни страхи проходят, их заменяют новые, которые со временем тоже исчезают.

Процесс преодоления страхов является составной частью взросления ребенка. Но если по каким-либо причинам отдельные страхи остаются и начинают расти, овладевая полностью сознанием ребенка, мешая ему развиваться, учиться, общаться с людьми, то необходимо помочь ребенку преодолеть их.

Если этого не сделать, то страхи могут перерасти в неврозы и более серьезные заболевания. Невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства.

???? Как помочь ребенку преодолеть свои страхи?

Ни в коем случае нельзя ругать и наказывать ребенка за его страхи, называть его “трусишкой” и “боякой”, говорить “Какой же ты глупенький! Тут совсем нечего бояться”.

Говоря так, вы обесцениваете чувства своего ребенка. Такими действиями вы добьетесь только того, что ребенок перестанет вам доверять, а его страх еще более глубоко проникнет в сознание ребенка.

Надо объяснить ребенку, что испытывать чувство страха – это абсолютно естественно, ничего стыдного в этом нет, что все люди испытывают это чувство. Постарайтесь искренне принять все то, что испытывает ребенок и поверить в то, что ему действительно очень страшно!

Ребенок должен почувствовать, что вы понимаете его переживания и готовы всегда прийти ему на помощь. Когда рядом есть человек, который понимает твои чувства, то гораздо легче справиться со своими эмоциями.

Уделяйте ребенку больше времени, обнимайте его, целуйте, говорите о том, как сильно вы его любите и всегда готовы защитить, сажайте ребенка на колени, разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза.

Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о том, как вы сами в детстве преодолели свои страхи. Это поможет ребенку осознать, что не он один испытывает эти чувства, что он тоже может справиться со своим страхом и стать отважным.

Больше читайте хороших добрых книжек со счастливым концом.

Откажитесь от просмотра с ребенком передач с трагическим сюжетом, страшных мультфильмов и фильмов.

Чтобы занять свободное время у ребенка, найдите для него дополнительное занятие или увлечение. Это может быть спорт, рисование, пение, плавание. Там ребенок сможет выплескивать свою энергию, общаться со сверстниками, узнавать что-то новое.

Попросите ребенка рассказать о том, как выглядит его страх, есть ли у него руки, ноги, голова, хвост. А потом пусть ребенок все это нарисует. После нарисованного монстра можно порвать, сжечь, то есть уничтожить любым придуманным вами способом. А можно нарисовать ему смешную рожицу, веселый костюм или шикарные усы, то есть превратить страшный рисунок в смешной. Это поможет ребенку взглянуть на ситуацию с другой стороны.

Придумайте вместе с ребенком сказку, в которой он является главным героем, бесстрашно сражается с монстром-страхом и побеждает его. А потом может быть даже становится его другом.

Можно еще с помощью игры проиграть ситуацию, которая вызывает у ребенка стресс. В игре можно прожить стрессовую ситуацию в воображаемой реальности, правильно отреагировать на нее и таким образом освободиться от негативных эмоций.

✏️ Напишите, а чего боится Ваш ребёнок?

Источник

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.

Детские страхи.

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Читайте также:  Как чем вылечить конъюнктивит

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:

Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма: испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям:

«Что делать, если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.

Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Источник