Как вылечить ребенка от зависимости к интернету

“Дочь постоянно в телефоне, устала бороться. Что делать?”  “Мой 13-летний сын целыми днями играет с планшетом, отказывается что-либо делать дома, грубит и скандалит, если прошу выключить гаджет. Прошу совета, помогите!”

Как отучить подростка от смартфона? Можно ли наказать ребёнка, забрав телефон? Как преодолеть зависимость детей от гаджетов? Этим вопросом задаются многие родители. В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, чем опасна телефонная зависимость подростков и как справиться с этой проблемой. 

Что делать, если подросток постоянно залипает в телефоне?

Гаджет-зависимость у подростков

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.? Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?

Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z.  У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:

  • повышенная лабильность в получении и добывании информации;
  • разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из  поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. В идеале информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще  искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков,  так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума. Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.

Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года. Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов.  Масштабные исследования на территории Росси не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной “гаджетизации” детей и подростков.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?  

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше – максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8 сек), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте основные способности мозга с помощью инновационного онлайн теста

Читайте также:  Как вылечить сильный кашель за одну ночь

Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что частое использование гаджетов уменьшает количества серого вещества в мозге. В эксперименте участвовали 75 человек, которые должны были ответить, как сильно они зависят от различных медиа-устройств, начиная от мобильных телефонов и компьютеров и заканчивая телевизором (кроме того, в опросник были включены также печатные издания). Результаты опроса совместили с результатами МРТ мозга, и оказалось, что у тех, кто больше всего пользуется медиа-электроникой, меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. 

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна.  Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления в т.ч. и ночью – сразу, как только проснутся.  Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Согласно исследованию, проведённому в 2012-2015 годах в США, число подростков, которые спят меньше 7 часов в сутки, увеличилось на 22%.

Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность. Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению  циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице. Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.  

Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий. Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых. Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям вплоть до серьезной потери зрения), и тем больше утомлён наш глаз.

Чем опасна зависимость от гаджетов

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Если добавить к этому повсеместную доступность жирной и калорийной пищи, то опасность возникновения ожирения становиться очень ощутимой.  Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний. Опрос Monitoring the Future показал, что подростки, которые проводят больше среднего времени за “экранной” деятельностью, с большей вероятностью несчастливы, а те, которые больше занимаются “неэкранной” деятельностью – счастливы.

Опасность социально-психологическая заключается  в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток. Благодаря анонимности в социальных сетях и интернете в целом, общение там в основном идёт инкогнито.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам и пр.

Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра. Агрессивная реклама в интернете, гиперссылки, рассылки, навязывание контента,  может привести к просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.

К сожалению, наших детей и подростков не учат грамотному поведению в интернет-пространстве так же, как учат переходить улицу, правилам дорожного движения, поведению в лифте и пр. Интернет и жизнь онлайн прочно вошли в нашу жизнь, и подросткам нужно знать правила поведения там так же, как  и правила поведения в обычной жизни. Необдуманно размещённая фотография личного или интимного содержания, необдуманный пост или комментарий легко могут привести в шантажу автора. Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах.

Доверчивые дети, и дети, особенно зависимые от общения,  могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как “группы смерти“. В этих группах дети играют в некие “игры”, в которых им “куратор” даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую заводит очень далеко.

Способность мыслить критически – это то, что спасёт вашего ребенка в данной ситуации. Как развить критическое мышление? Объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос – зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать? И  много-много других вопросов. Главное – уметь анализировать поступающую информацию и задавать вопросы – возможно, неудобные для “кураторов” и лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.

Можно ли отучить подростка от гаджета?

Читайте также:  Как самой вылечить остеохондроз

Отучить подростка от гаджета: ошибки родителей

Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием подростков и гаджетов.  Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от гаджетов, – это запрет на взаимодействия подростка и гаджетов. Родители лишают ребенка гаджета, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают подростку никакой альтернативы. Можно ли наказать подростка за чрезмерное увлечение гаджетами, отобрав у него телефон или планшет?

Путь в корне неверный. Подросток найдёт способ использования гаджетов (просмотр контента совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка гаджетов родителей и их использование). Родители не понимают, что многие из подростков научились пользоваться смартфонами и планшетами раньше, чем научились ходить и говорить, и для них гаджет – такая же часть мира, как для их родителей, например, телевидение, радио или книги. Для ребёнка большая часть общения с внешним миром происходит именно через гаджет, и забрав его у ребёнка, вы по факту лишаете ребенка общения, изолируете его от общества.

Можно ли избежать гаджет-зависимости и как это сделать?

Так можно ли избежать зависимости от гаджета?  Ответ, на мой взгляд, очевиден – избежать гаджетов невозможно. А вот минимизировать возникновение зависимости от них и их воздействие – можно. Используйте гаджеты в качестве помощников!

Для начала родителям нужно понять, что гаджеты в жизни их ребёнка -такое же естественное  явление, как телевидение или радио в мире родителей. Подростки практически “родились со смартфонами в руках”. Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. Учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира.  Подростки болезненно отреагируют на запрет гаджета, но на аргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.

Предложите ребёнку обучающие программы, которые можно проходить онлайн, используя гаджет. Покажите ему возможности персональных когнитивных онлайн тренировок, повышающих внимание и развивающих интеллект. На сайте СogniFit (“КогниФит”) вы найдёте множество игр, способных увлечь как ребёнка, так и подростка.

Существует огромная разница между обычными онлайн играми и играми для ума, эффективность которых доказана научным путём. Только такие игры действительно помогут развить ваши когнитивные способности. Результативность игр CogniFit подтверждена экспертами и независимыми научными исследованиями.

Также вы можете предложить подростку пройти когнитивные тесты, для выявления своих сильных и ослабленных когнитивных сторон, и когнитивные стимуляции для усиления способностей, нуждающихся в улучшении. Тренировки развлекут подростка, одновременно тренируя его мозг, и снизят ваше внутренне напряжение от мыслей, что ребёнок бесцельно зависает в интернете. Постоянные тренировки на виртуальных тренажёрах существенно повышают интеллектуальные способности и облегчают усвоение информации в оффлайне.

Тренируйте когнитивные способности с помощью персональной онлайн тренировки

Также можно использовать приложения с дополненной реальностью для обучения специализированным дисциплинам. Например, существует множество приложений с дополненной реальностью для будущих врачей. Эти приложения помогают изучить анатомию человека, животного и любого органа в дополненной виртуальной реальности.

Как отвлечь ребёнка от гаджета? Советы родителям

Но как же отвлечь ребенка от гаджета? Неужели они теперь все будут некими существами с гаджетами у глаз? Конечно нет. Но если вы хотите оторвать ребёнка от гаджета, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником и пр. , с которым ребенок будет общаться.  Итак, что можно предложить на замену гаджетам?

конструкторы. Сейчас в продаже есть множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы.

наборы для постройки домов, печей, замков и пр. – из кирпичей и брёвнышек. Развивают мелкую моторику и воображение.

настольные игры. Да, да!!! Но только с увлечёнными игроками, которые заменят общение в онлайне.

наборы для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей. Станьте творцами и ценителями прекрасного вместе со своим ребёнком!
Подводя краткий итог: гаджеты – не враги, гаджеты – не друзья. Они – часть мира ваших детей. Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку, и вы увидите, что общение с гаджетом станет меньше. Подростки поколения Z по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.

Читайте также:  Как вылечить рак онкология

Источник

Сегодня дети практически с пеленок знакомы с компьютерами и смартфонами, и осваивают их задолго до того, как научиться читать и хорошо разговаривать. С одной стороны это хорошо, ведь компьютер открывает безграничные возможности для учебы и познания окружающего мира. Но с другой стороны, неконтролируемое времяпрепровождение за компьютером и неограниченный доступ к интернету и играм приводит к развитию тяжелой зависимости, а порой и к нарушениям развития.

Компьютерная и интернет-зависимость – распространенное расстройство психики у детей в наши дни. Вместо объективной, и порой рутинной реальности компьютерный мир предлагает несуществующие сказочные страны, сверхвозможности и полную безнаказанность любых действий. Особенно опасно это явление для маленьких детей – компьютерная зависимость дошкольников сопровождается нарушением восприятия и понимания того, то хорошо, а что плохо. У подростков же интернет и игры являются способом сбежать от реальности и от проблем в период гормонального всплеска, когда восприятие любой неприятности становится острее, а переживания – болезненнее.

Диагностика компьютерной зависимости у подростков и детей

Компьютерная и интернет зависимость у подростков и детей имеет целый ряд признаков, по которым родитель может определить, что ситуация принимает опасный поворот и требуется вмешательства специалиста:

  • Ребенок не соблюдает временных рамок использования компьютера, и даже по истечении оговоренного времени не может оторваться от игры;
  • Домашние дела, порученные ребенку (например, мытье посуды, уборка в комнате, выгул домашних питомцев), отходят на задний план из-за желания подольше посидеть за компьютером;
  • Игра или серфинг в интернете становятся для ребенка важнее, чем встречи с друзьями и общение с близкими;
  • Естественные нужды не могут заставить ребенка оторваться от интернета, и он пользуется планшетом/телефоном даже в ванной комнате и за едой;
  • Ребенок постоянно находится в поиске способа выйти в сеть, и если забрать у него компьютер, он тут же возьмется за планшет или телефон;
  • Ребенок постоянно общается в сети даже с друзьями, живущими в соседних квартирах или дворах;
  • Учеба и оценки теряют свое значение, ребенок забывает про домашние задания, становится рассеянным и неряшливым;
  • Попытка лишить ребенка компьютера вызывает вспышки агрессии, апатию, состояние раздражительности и нервозности;
  • Без компьютера ребенок не знает, чем себя занять – ни одна другая вещь его не интересует;
  • На любые вопросы о том, чем ребенок занят в сети, ответом служит раздражение, молчание, негатив и даже агрессия;

Компьютерная зависимость: рекомендации родителям

Чтобы предотвратить развитие зависимости от компьютера у детей и подростков, мы рекомендуем:

  • Уделять ребенку больше внимания, проявлять любовь и заботу – особенно это важно для детей, у которых не ладятся отношения со сверстниками. Ощущение того, что они нужны и любимы, поможет им устоять перед соблазном сбежать от реальности в киберпространство;
  • Подавать ребенку правильный пример. Если дома родители практически не общаются межу собой, ребенок перенимает эту модель поведения. Проводите больше времени вместе, интересуйтесь делами и проблемами друг друга, выказывайте поддержку и желание помочь и, самое главное, не проводите все свободное время в гаджетах. Просто покажите ребенку, что жизнь интересна и без интернета;
  • Приучите ребенка ценить и правильно планировать время, поощряйте его собранность и организованность;
  • Избегайте насилия и скандалов в семье – это самые частые причины побега ребенка от реальности, в которой ему плохо и страшно;
  • Помогайте ребенку преодолевать комплексы. Неуверенные в себе дети чаще подвержены зависимости от компьютера;
  • Не давите на ребенка и не ругайте его за то, что он стремится быть все время в сети. Поговорите с ним и узнайте, почему ему некомфортно в реальном мире, что его беспокоит, что пугает и расстраивает, а затем попытайтесь вместе решить эти проблемы.

Компьютерная зависимость у подростков и дошкольников: куда обратиться

Если простой тест на компьютерную зависимость (например, попытка отвлечь ребенка от сети) приводит к проявлению агрессии и самостоятельно разрешить ситуацию не получается, лучше обратиться к специалисту.

Опытный психоаналитик выяснит, какие проблемы беспокоят ребенка, проведут с ним беседы и помогут победить зависимость. Если простые сеансы общения не помогут, психолог может предложить гипноз – во многих случаях аккуратные психоустановки могут раз и навсегда решить проблему с киберзависимостью, однако стоит учитывать, что не все люди поддаются гипнозу. Также врач может предложить медикаментозное лечение – чаще всего этот метод используется при наличии сопутствующих расстройств (депрессии, тревожных состояний и т.д.).

Антидепрессанты и седативные препараты помогут искоренить источник проблемы – болезненное состояние подавленности и страха, заставляющее ребенка искать выход в компьютерном мире.

Источник