Как вылечить сенсорная алалия

Как вылечить сенсорная алалия thumbnail

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Читайте также:  Как вылечить евстахиит форум

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Читайте также:  Как вылечить гайморит при домашних условиях

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Источник

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность. Диагностика основывается на обследовании устной речи и высших психических функций. Логопедическая работа направлена на коррекцию рецептивной и экспрессивной речи. По показаниям проводится терапия ноотропами, физиотерапия.

Общие сведения

Сенсомоторная алалия ‒ смешанная форма речевой патологии, сочетающая элементы моторной и сенсорной алалии. В современной логопедии относится к тяжелым патологиям речи, поскольку затрагивает все уровни речевой организации. В детской популяции различные виды алалии выявляются у 1% дошкольников. Поскольку все виды речи имеют тесную взаимосвязь, у моторных алаликов часто вторично нарушается восприятие и понимание речи, а у сенсорных – собственная речь. При сенсомоторной алалии может преобладать речедвигательная или фонематическая недостаточность.

Сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия

Причины

К сенсомоторной алалии приводят органические повреждения корковых отделов слухоречевого и речедвигательного анализаторов и их проводящих путей доминантного по речи (чаще левого) полушария. Патологические изменения происходят на стадии внутриутробного развития или в раннем детском возрасте (до 3 лет). Непосредственными этиофакторами сенсорно-моторной алалии могут выступать:

  • Пренатальное неблагополучие. Эта группа причин включает различные негативные воздействия на плод. К ним относятся гестационные осложнения (токсикоз, иммунологическая несовместимость, фетоплацентарная недостаточность), болезни (пороки сердца, эндокринопатии, TORCH-инфекции) и вредные привычки беременной (никотиновая или наркотическая зависимость), внешние воздействия (вибрация, облучение).
  • Натальные повреждения. В ходе родов чаще происходит травматическое или гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС. В этот период опасны ЧМТ, многократное или тугое обвитие пуповиной, инструментальные акушерские вмешательства (щипцовые роды).
  • Перинатальные поражения. Подразумевают сочетанное вредоносное воздействие, воздействующее как внутриутробно, так и в первые дни после рождения (например, гипоксия плода, родовая травма и тяжелая неонатальная желтуха).
  • Постнатальные заболевания. Болезни раннего возраста (особенно на первом году жизни), протекающие с церебральными осложнениями или истощающие ребенка, также могут явиться причиной сенсомоторной алалии. Наиболее значимые из них: травмы головы, нейроинфекции, мозговые опухоли, гипотрофия, рахит.

Факторы риска

Определенные условия сами по себе не вызывают речевой недостаточности, но потенцируют влияние биологических причин. Такими факторами риска речевого недоразвития могут послужить:

  • наследственная отягощенность (наличие алалии в детстве у отца или матери);
  • неблагополучные социальные условия (госпитальный синдром, педагогическая запущенность, конфликтные отношения в семье);
  • билингвизм (как фактор, потенциально способствующий развитию алалии, является предметом дискуссий).

Некоторые исследователи считают, что не бывает «чистых форм алалии (только импрессивной или только экспрессивной). Все виды алалии носят смешанный характер с различной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.

Патогенез

Различные патогенные влияния приводят к повреждению нейронов моторных и сенсорных центров речи (постцентральной, премоторной, верхней височной коры и дугообразного пучка), а также проводящих путей, обеспечивающих межполушарные связи (мозолистое тело). При этом нервные клетки остаются функционально незрелыми, их возбудимость снижена, передача нервных импульсов нарушена. Возникает слуховая агнозия, орально-артикуляционная апраксия.

При сенсомоторной алалии грубо нарушается речевой онтогенез, недоразвитие охватывает всю речевую систему: страдает произносительный компонент, понимание речи, словарный запас, навык построения фразы. Ребенок не овладевает языковыми навыками в нормативные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с первично нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.

Симптомы сенсомоторной алалии

Смешанная алалия диагностируется у детей старше 3-х лет, у которых речь отсутствует изначально. Ведущие симптомы – стойкое непонимание чужой речи и отсутствие собственной речевой продукции. В анамнезе отмечается позднее формирование речевых реакций: гуления, лепета, первых слов. С раннего возраста ребенок не реагирует на неречевые звуки, голос матери, свое имя.

Импрессивный словарь не сформирован: дошкольник не знает названия предметов, не показывает их на картинке, не выполняет элементарные вербальные инструкции. Характерна неустойчивость слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлекаемость на различные внешние стимулы. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекает прослушивание аудокниг, чтение и рассказывание сказок. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.

Читайте также:  Как можно вылечить молочницу у мужчины и женщины

Речевая активность либо отсутствует полностью, либо имеет лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и нечленораздельное повторение слов нестойкое, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Вследствие трудностей с поиском правильных кинестезий при повторах слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогонаполняемости.

Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивное, иногда имеет аутистические черты (склонность к уединению, стереотипным действиям, вспышкам агрессии). Отмечается неловкость движений, нарушения координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисовании, аппликации, одевании, застегивании пуговиц). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков происходит медленно.

Осложнения

Дефицитарное речевое развитие не обеспечивает ребенку необходимого общения с близкими и сверстниками, должной социализации. В результате этого развиваются личностные нарушения: проблемы с поведением, особенности эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность), вторичная ЗПР. В школе учащиеся с сенсомоторной алалией имеют значительные трудности при овладении навыками письма, чтения. Обучение осуществляется по коррекционной программе, но даже ее усвоение дается с трудом.

Диагностика

Сенсомоторная алалия часто маскируется под нарушения слуха и различные формы общего дизонтогенеза, поэтому представляет определенные сложности для диагностики. Только мультидисциплинарный подход позволяет правильно определить проблему и выстроить грамотный коррекционный маршрут:

  1. Консультация детского невролога. На первичном приеме изучаются перинатальные факторы риска, психомоторное развитие ребенка, актуальный неврологический статус. По показаниям назначается инструментальная диагностика: ЭЭГ, УЗИ сосудов головы и шеи, Rg краниовертебрального перехода, церебральная МРТ.
  2. Консультация детского отоларинголога. Позволяет оценить состояние физического слуха и исключить его снижение. С этой целью проводится регистрация аудиограммы, акустических стволовых ВП. При необходимости ребенка консультирует сурдолог.
  3. Консультация нейропсихолога. В рамках нейропсихологического подхода выявляется дефицитарность слухоречевой памяти и внимания, артикуляционная апраксия, слуховая агнозия. Исследуются особенности моторной, поведенческой, волевой сферы. Определяются сохранные психические ресурсы для выстраивания коррекционной работы.
  4. Консультация логопеда. В процессе диагностики устной речи оценивается структура и симптоматика речевой недостаточности. При сенсомоторной алалии определяется несформированность экспрессивной (разговорной) и рецептивной речи: ребенок не понимает смысла сказанного, затрудняется повторить услышанное. В качестве компенсаторного средства может использоваться мимико-жестикуляторная речь.

Дифференциальная диагностика

На этапе диагностики необходимо исключить темповую задержку речевого развития, сенсоневральную и кондуктивную тугоухость, расстройства аутистического спектра, олигофрению. Иногда верный диагноз можно установить только при динамическом наблюдении ребенка, для чего требуется неоднократное посещение специалистов.

Коррекция сенсомоторной алалии

Медицинское лечение

В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).

Логопедическая коррекция

Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.

С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.

Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.

Прогноз и профилактика

Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.

Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.

Источник