Как вылечить травмы детства

Как вылечить травмы детства thumbnail

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Текст:Николай ПроценкоИсточник фотографий:Getty Images

Источник

От автора: Работа с травмой (детской, биографической, дородовой, родовой) – это серьезный вызов для тандема терапевт-клиент. В статье пойдет речь о методе системной расстановки и других приёмах, которые позволяют преодолеть сложности процесса и достичь исцеления.

Как исцелить детские травмы  Системные решения

По мнению психологов, существуют следующие признаки психического здоровья:

  • любовь к самому себе и признание собственной ценности;
  • способность вступать в контакт и общаться с другими людьми;
  • уверенность в будущем и оптимизм;
  • радость жизни, способность получать наслаждение от жизни;
  • способность проявлять гибкость в поступках.

В большинстве жизненных ситуаций большинство людей, так или иначе, могут самостоятельно обеспечить себе достижение этих критериев здоровья и чувствовать себя счастливыми. Но иногда случаются и такие события, которые оказываются для человека чрезмерно тяжелыми, с которыми он сам в одиночку справиться не может. Эти события получили название – травма. Что же это такое, и что с этим делать?

Как все мы хорошо знаем, травма физического тела – перелом, растяжение, разрыв связок и мышц и т.д. происходит тогда, когда физическое воздействие на тело превышает возможности тела к сопротивлению. Причем физически тренированный человек может выдерживать намного более серьезные нагрузки без травматизации, в отличие от нетренированного.

Что такое психическая травма? По аналогии с физической травмой, это такое состояние человека, когда угрожающая опасность сильнее возможностей психики к сопротивлению, когда он не может с ней справиться. Как правило, это сопровождается чувством беспомощности и незащищенности, ощущением потери контроля, вызывает изменение восприятия себя и мира в негативную сторону. И так же, как с физической травмой, то, что для одного человека просто небольшой стресс, для другого может оказаться полным крахом основ жизни.

Процесс травмы состоит из двух фаз:

  1. Психические реакции непосредственно в момент переживания травмирующей ситуации.  
  2. Посттравматических реакций разной степени длительности

Для первой фазы характерны: тревога, страх, сверхбдительность, поиск выхода из опасной ситуации. В это время гормоны (адреналин, кортизол и др.) мобилизуют резервы организма.

Если все попытки справиться с опасностью не привели к успеху, наступает вторая фаза, происходит анестезия телесной и душевной боли (шок, обездвиженность).

Если в ситуации стресса у нас есть выбор бороться или убегать (flight or fight), в ситуации травмы остается только возможность застыть или внутренне расщепиться (freeze or fragment). Стресс приводит к мобилизации энергии, защитный механизм травмы – к демобилизации, отключению энергии и заморозке чувств.

Переживание страшной опасности становится частью опыта человека. И если бы этот трагический опыт постоянно висел перед глазами, человек не смог бы жить дальше. Поэтому психика человека в целях самозащиты задвигает травмированную часть личности подальше, в некий «бункер» или «сейф», отгораживается от боли. Такое разделение (диссоциация, расщепление) – это нормальный психический процесс защиты и приспособления к проблемным ситуациям. Поэтому человек может просто «не помнить» травмирующую ситуацию, или помнить её фрагментарно, видеть эпизоды «как в тумане», или наблюдать за происходящим, «словно со стороны». Часто происходит заморозка чувств: человек каменеет, становясь холодным, отстраненным, бесчувственным. 

И все было бы хорошо, но проблема в том, что опыт травмы никуда при этом не уходит, он остается в теле как бомба замедленного действия. Как только человек попадает в ситуацию, чем-то похожую на ситуацию травмы, этот механизм регуляции может выйти из-под контроля и образы старой травматичной ситуации снова заполнят сознание. Бывший военный, переживший опыт боев в горячих точках, может испытывать приступы паники от простого звука работы отбойного молотка или перфоратора. Кроме того, процесс «удержания опыта травмы в сейфе» требует постоянных затрат психических сил и истощают резервы энергии. Поэтому фраза «время лечит все раны» в случае психической травмы неверна.

Читайте также:  Как можно вылечить чири в домашних условиях

Для травмированных людей очень важна помощь со стороны, помощь других людей. Сами они справиться с ситуацией не могут. И если сразу не помочь человеку, его травма со временем будет только усугубляться. А как на самом деле происходит? Вместо обращения за профессиональной помощью, близкие травмированного человека через некоторое время начинают избегают его, требуют прекратить бесконечные разговоры о своей беде или стыдят за неспособность справиться c травмой.

Еще одно наблюдение. Мышечный панцирь так же участвует в удержании травматического опыта «в сейфе» мышечных напряжений. География мышечных зажимов – это своеобразная карта опыта травматизации. И часто случается так, что руки хорошего массажиста размягчают мышцы, вправляют суставы, и тем самым снимают мышечную защиту, которая блокирует травматические воспоминания. Как вы думаете, что после этого происходит? Боль снова врывается в сознание, чувства страха охватывают человека, и тело, реагируя в режиме защиты, снова возвращает прежнее состояние «безопасной блокировки», мышечные зажимы возвращаются на свое прежнее место. 

Системная расстановка – эффективный метод проработки детских травм 

Ситуацию детской травмы можно рассматривать как ситуацию со следующими элементами:

  • Значимый взрослый: мать, отец, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель, сосед-недоброжелатель, любой другой более сильный человек, например «дядя милиционер», дворовый хулиган.
  • Негативный фактор: воздействие со стороны значимого взрослого (упрек, оскорбление, злоупотребление, оставление в одиночестве, насилие, безразличие, отвержение и т.д.) или бездействия в ситуации объективной угрозы для ребенка (например, во время природной катастрофы). 
  • Поврежденная часть личности («раненый, травмированный ребенок), которая занимается воспроизведением и переживанием травматического опыта (боли, страха и т.п.)
  • Выживающая часть личности (другие названия: «маска», «анестезия», «защитник», «блок»), которая помогает человеку приспособиться, адаптироваться к неблагоприятной ситуации, компенсирует её, используя разнообразные защитные механизмы.  
  • Относительно здоровая и осознанная часть личности, которая, как минимум, осознает текущую ситуацию как проблемную, и стремится к её изменению (к исцелению). Именно эта часть личности приводит человека к терапевту.   
  • Линия времени, на которой собственно и произошло когда-то травмирующее событие.

Важнейшим условием для работы с детскими травмами является создание безопасного пространства для клиента. Помимо дистанции (он наблюдает на заместителей со стороны), элементами безопасного пространства могут быть:

  • акцент в беседе не на проблеме, а на цели (желаемом состоянии),
  • символы безопасности (система предупредительных сигналов, телохранители, «пуленепробиваемые экраны»,
  • диссоциация (например, рассказ о ситуации от третьего лица и т.д.),
  • правило «СТОП» (право на защиту своих границ),
  • насыщение клиента всеми доступными на данный момент ресурсами и др.

В частности, можно использовать технику концентрации внимания на ситуацию «здесь и сейчас». Самое простое, что можно сделать для того, чтобы клиент «вынырнул» из привычного защитного транса или транса боли, который служит анестезией – это попросить в деталях описать комнату, сравнить две ладони (свою и терапевта), совершить или обратить внимание на необычное действие.

Иногда, для того чтобы приступить непосредственно к работе с травмой в расстановке, приходится потратить несколько сессий на предварительное накопление ресурсов, обретение клиентом ресурсного состояния. В таком состоянии клиент чувствует относительно большую уверенность, спокойствие, уравновешенность. Только убедившись в том, что клиент находится в ресурсном состоянии, можно продолжать работу.

Я в системной расстановке использую следующий вариант работы с травмой.

Я начинаю с двух фигур:

1) заместитель клиента в контексте заявленной темы (проблемы) и

2) заместитель цели на линии времени.

В ходе расстановки заместитель клиента идет в точку во времени, где произошла травма и разворачивается лицом к «негативному фактору» (чаще всего, это значимый взрослый, но может быть и злая собака, природная катастрофа, хулиганы и т.д.). Клиент, который смотрит на это из безопасного пространства, понимает, что какая-то его часть («раненый ребенок») находится не в сегодняшнем дне, а в прошлом, и продолжает играть «заезженную пластинку» боли, обиды, бессильного гнева и т.д., расходуя на это энергетические ресурсы личности. Именно поэтому ему не хватает сил идти к важным целям жизни. Очень важно в этот момент внимательно отследить телесные ощущения, эмоциональные состояния как клиента, так и заместителя травмированной части. 

В ходе дальнейшей работы, ведущий дает травмированной части выразить, отреагировать негативные чувства, передать ответственность за ситуацию агрессору или взять её на себя (если это собственная ошибка).

Важно делать следующий акцент: вместо позиции «Ты – плохой, и я тебя осуждаю», лучше использовать технику «я-послания»: «Мне было тогда очень плохо, я хочу об этом сказать». В зависимости от тяжести ситуации, это делает сам клиент или проговаривает его заместитель. Такие телесные приемы как «передача тяжелого предмета», «поклон», «заземление», глубокое дыхание с акцентом на выдох на этой стадии работы могут быть весьма эффективными. Они играют роль мощного телесного подкрепления психическим процессам.

Важно дать этому процессу отреагирования эмоций столько времени, сколько необходимо. Весьма наглядным критерием освобождения от негатива является смягчение или полное снятие телесных симптомов (боль, дискомфорт, ощущение удушья, тяжести, слез, дрожи, озноба, и т.д.).

Далее необходимо насытить травмированную часть всеми доступными воображению видами ресурсов. Клиент, находясь в безопасном пространстве, в воображении или используя телесное подкрепление, может позаботиться о раненом ребенке. Он может «одарить» его подарками, заботой, поместить его в позитивный образ такой жизни, где у него есть все для счастья (любовь близких, игрушки, друзья, наряды, кушанья и т.д.).

Наглядным критерием того, что насыщение ресурсами произошло, является изменение телесных ощущений и эмоционального состояния заместителя «раненной части».  Такие расстановочные приемы как «телесный контакт», «опора под спину», «контакт глаз» – весьма эффективны. На телесном уровне ресурсное состояние «исцеленной детской части» могут проявляться в виде ощущений тепла, легкости, расслабленности, волны мурашек, покалывания, потока энергии, расправленных плеч, глубокого дыхания, прямого взгляда прямо перед собой, пружинистой энергичности во всем теле, стремлении идти вперед к цели и т.п.

Метафорически, можно сказать, что мы извлекаем из клиента травмированную часть (капсулу боли), разгружаем боль, наполняем ресурсом. Далее надо тем или иным способом интегрировать клиента с обновленной, исцеленной своей частью. Можно попросить клиента впустить её в себя целиком. Можно просто сказать этой части: «Ты теперь во мне вот такая, счастливая». Можно придумать и другие варианты.

После интеграции, происходит слияние ресурсов клиента, находящегося в безопасном пространстве с ресурсами исцеленной детской части. В большинстве случаев это очень трогательный, волнующий процесс, который сопровождается ощущением полноты, целостности, спокойствия, комфортом в теле и позитивными образами и смыслами. В таком состоянии цели клиента становятся для него более достижимыми.

Важнейшим этапом дальнейшей расстановочной работы является перепрограммирование «защитника» (выживающей части). Можно попросить клиента сказать: «Дорогая моя часть. Спасибо тебе. Ты верой и правдой служила мне много лет. Ты берегла меня от боли, служила для меня сейфом, преградой для боли. Но сегодня я нашел в себе силы с этой болью соприкоснуться и её отреагировать. Этой боли и страха больше нет. Поэтому и твоя задача тоже меняется. Вместо того, чтобы быть сейфом, который меня ограничивает, будь мне телохранителем и помощником в реализации моих новых целей.

Читайте также:  Как быстро вылечит стоматит у взрослого

Ведущему остается помочь клиенту поставить позитивный телесный якорь, который будет помогать клиенту воспроизводить достигнутое ресурсное состояние, и договориться с клиентом, как он будет реализовывать себя нового на поведенческом уровне, в своем окружении, в среде обитания.

Таким образом, системная расстановка в работе с травмой позволяет развернуть процесс трансформации (исцеления) травмы на всех уровнях – на уровне телесных ощущений, мыслей, чувств, образов, поведенческих действий. Кроме того системная расстановка, за счет информации из  «знающего поля» бессознательного позволяет прорабатывать детские травмы, которые были полностью или частично амнезированы.

Системная расстановка позволяет достаточно эффективно и безопасно осуществить процесс исцеления последствий детской травмы: 

  • Использование заместителей в расстановке позволяет клиенту наблюдать за ситуацией со стороны, что создает безопасную дистанцию клиента от травмирующей ситуации, позволяет не допустить повторной травматизации;
  • Целительные образы системной расстановки весьма наглядны и эффективны для выстраивания нового позитивного отношения клиента к самому себе, и новых жизненных целей.  
  • В расстановочной работе можно активно использовать телесные ощущения для контроля состояния клиента и степени его освобождения от телесных и эмоциональных блоков;
  • При необходимости клиент может перепрожить травматические ситуации под контролем ведущего, осознать их и избавиться от телесного и эмоционального негатива;
  • Ведущий, группа заместителей и наблюдателей обеспечивает клиенту необходимую эмоциональную поддержку в процессе трансформации.

Важно: процесс исцеления последствий травмы часто процесс трудоемкий. Клиенту необходимо предоставить всё необходимое время для этой работы. 

***

В центре семейного консультирования “ОЛЬВИЯ” 
расстановки каждый день! 

***

С уважением

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]

расписание моих тренингов смотрите на сайте www.karpenkov777.ru  

расписание центра “Ольвия” смотрите на сайте www.olvia-center.ru

Источник

Психологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события.

Серьезные психотравмы лучше всего корректировать со специалистом сразу после их возникновения или при первой возможности, даже если прошел десяток лет. Непроработанные психотравмы откладывают неприятные отпечатки на психике, поведении и состоянии человека: от застенчивости и депрессивности до агрессивности и деструктивного поведения.

Причины детских психотравм

Насильственные действия со стороны взрослых

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

  1. Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
  2. Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
  3. Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
  4. Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
  5. Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
  6. Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.

Виды психотравм

Травма отвержения

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

  1. Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
  2. Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
  3. Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
  4. Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
  5. Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.

В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.

Симптомы психологической травмы

У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.

Психологические симптомы

замкнутость ребенка

Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

  • резкие скачки настроения;
  • чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
  • тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
  • ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
  • растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
  • замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.

Физиологические симптомы

нарушение сна у ребенка

Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.

  • нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
  • учащенное сердцебиение
  • повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
  • мышечное напряжение;
  • суетливость в поведении.

При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.

Читайте также:  Как вылечить ломкость волос отзывы

Последствия психологических травм

Последствия психологических травм

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Стадии переживания психотравмы

Гнев ребенка

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.

Чем опасны детские психологические травмы

сложности детской социализации

Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.

Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.

Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.

Как родители могут помочь ребенку

помощь родителей в психотравме ребенка

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

арт-терапия для детей

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму

Техника пустого стула

Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.

  • Техника пустого стула. Психотерапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле напротив него сидит значимый для него человек, с которым связаны психотравмирующие события. Так человек может высказать свои эмоции и чувства, тем самым поработав с собственной травмой. Ему также предлагается сесть на этот пустой стул и побыть тем самым человеком, ответить на свои вопросы от его лица, попытаться объяснить свое поведение. Эта техника помогает человеку заново пережить все события, но под контролем психотерапевта, который вовремя сможет направить течение ситуации в менее травмирующее русло.
  • Схематическая терапия. С помощью таких методов, как диалоги, ролевые игры, ведение дневников и обучение поведенческим навыкам психотерапевт изменяет схему восприятия человеком самого себя, помогает преодолеть страхи и корректирует стремление пациента к избеганию неприятных ситуаций.
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз. Это специальная техника, помогающая избавиться от привычной реакции пациента на психотравму. Суть метода заключается в том, что человек, наблюдая глазами за некоторыми движущимися предметами, пытается сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, связанных с травмой. При этом включается работа обоих полушарий головного мозга одновременно, в результате чего болезненные воспоминания становятся менее травмирующими.

Мои советы

Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стра