Как вылечить управление автотранспортом

 Д.И.Трухан, д.м.н., проф., Л.Ю. Трухан, к.м.н., Омская государственная медицинская академия 

Журнал «Российские аптеки» № 4-2010

Вряд ли кто-то оспорит, что лучшее средство борьбы с ДТП – их профилактика. Какое отношение к этому имеют аптеки и фармспециалисты? Далеко не последнее. Целый ряд лекарственных средств (ЛС), в т.ч. безрецептурных, может негативно влиять на внимание человека, приводить к снижению быстроты психических и двигательных реакций. Зная круг таких лекарств, «первостольник» в процессе консультирования может предотвратить риски, которые они таят для пациентов, управляющих транспортом.

Нестероидные противовоспалительные препараты

Наш обзор мы начнем с группы лекарств, которые являются одними из самых назначаемых во всем мире. Среди побочных эффектов таких представителей нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), как кетопрофен, декскетопрофен, кеторолак, лорноксикам, нимесулид, напроксен и мелоксикам, отмечаются головокружение и сонливость, вследствие чего при их приеме следует воздержаться от вождения автомобиля и занятий другими потенциально опасными видами деятельности. Снижение скорости психических и двигательных реакций возможно и в период лечения диклофенаком, а также комбинированным препаратом Амбене, содержащим фенилбутазон. Более строгие инструкции даны в отношении индометацина и ибупрофена – на фоне их применения следует избегать всех занятий, требующих повышенного внимания, быстрых психических и двигательных реакций.

Выше мы уже назвали мелоксикам среди ЛС, провоцирующих головокружения и сонливость. Добавим, что при широком применении этого НПВП были отмечены и такие нежелательные явления, как нечеткость зрения, спутанность сознания, нарушение ориентации, связь которых с приемом препарата расценивалась как возможная. Очевидно, что указанные эффекты управление автомобилем никак не улучшают.

Анальгетики и триптаны

Большинство ЛС, используемых для борьбы с головной и зубной болью, являются комбинированными препаратами, в состав которых входят компоненты, действующие на ЦНС и потому способные снижать скорость психомоторных реакций пациента, управляющего автотранспортом. Примером может служить популярное обезболивающее Пенталгин, которое, наряду с парацетамолом и анальгином (Пенталгин-ICN) или напроксеном (Пенталгин H) содержит сразу 3 «нейротропных» ЛС – кофеин, кодеин и фенобарбитал. Вследствие этого перед началом приема этого средства необходима оценка индивидуальной переносимости автомобилистом указанных компонентов. А вот в инструкции к аналогичным по составу препаратам Седальгин-нео и Седал-М и вовсе рекомендовано воздержаться от управления транспортом. 

Не следует применять во время выполнения работы, требующей повышенного внимания и быстроты психомоторных реакций, и такой анальгетик, как Темпалгин: причина – наличие в его составе транквилизатора темпидона.

Из-за опасности развития сонливости, водителям транспортных средств с осторожностью следует применять многокомпонентные обезболивающие, в состав которых входят наркотический анальгетик кодеин, H1-гистаминоблокаторы хлорфенамин, фенирамин, прометазин (см. Памятку). Проявлять осмотрительность нужно и при фармакотерапии мигрени: самой болезни, а также приему триптанов, используемых для ее лечения (Имигран, Зомиг, Релпакс, Нарамиг), могут сопутствовать та же сонливость или головокружение.

Противомикробные препараты

К лекарствам из «группы риска» для водителей автотранспорта относится и множество препаратов, используемых в лечении инфекционных заболеваний. Среди антибиотиков особого внимания заслуживают фторхинолоны. Например, избегать занятий, требующих бдительности и расторопности, необходимо при применении офлоксацина, ципрофлоксацина и моксифлоксацина. Другие препараты этой группы – ломефлоксацин, норфлоксацин, пефлоксацин – могут вызвать головокружение и нарушение внимания, поэтому вопрос о возможности занятий потенциально опасными видами деятельности во время их приема следует решать только после установления индивидуальной реакции пациента на эти препараты.

В свою очередь, при приеме гемифлоксацина иногда отмечаются нарушения зрения (диплопия, изменение цветовосприятия), снижение слуха; все это также диктует необходимость индивидуального теста на переносимость ЛС.

Наконец, левофлоксацин, помимо головокружения, притупления внимания и оптических расстройств, способен вызывать скованность и сонливость. Это тоже ограничивает его применение у автомобилистов.

«Опасные для дорожного движения» лекарства есть и среди противопротозойных средств. От занятий, требующих повышенного внимания и скорости психомоторных реакций, следует воздерживаться при приеме тинидазола. С осторожностью у автомобилистов применяется и метронидазол, поскольку при лечении этим препаратом существует риск развития головокружений, нарушений сознания, атаксии, шума в ушах, расстройств слуха.

Читайте также:  Дистония кто вылечил и как

Разную степень риска для водителей таят и некоторые противогрибковые препарата. Строгие ограничения на вождение транспорта имеют место при применении гризеофульвина. На фоне приема кетоконазола у отдельных пациентов могут отмечаться головокружения, светобоязнь, парестезии; при лечении этим ЛС требуется персонализированный подход к решению вопроса о допустимости управления машиной.

Индивидуальная оценка реакции пациента на препарат для решения вопроса о его «автобезопасности» необходима и при использовании итраконазола, поскольку среди нежелательных эффектов этого средства есть головокружения и периферические нейропатии.

Антигистаминные препараты

Мы уже указали ряд старых антигистаминных ЛС, которые в составе комплексных анальгетиков могут отрицательно влиять на бодрость и бдительность пациента. Разумеется, что ими круг антиаллергических ЛС, потенциально опасных для тех, кто за рулем, не ограничивается.

Наиболее строгие предупреждения относительно возможных рисков при вождении транспортных средств содержатся в инструкциях к таким H1-гистаминоблокаторам I поколения, как Тавегил, Димедрол, Фенистил. Не разрешается управление автомобилем и на ранних стадиях применения Супрастина, Пипольфена (прометазина), Диазолина и Перитола. В процессе дальнейшего лечения этими средствами степень ограничений зависит от индивидуальной переносимости препарата пациентом.

При занятиях, требующих повышенного внимания и скорости реакций, с осторожностью следует принимать Фенкарол и Семпрекс.

Что касается антигистаминных ЛС последнего поколения, таких, как цетиризин, лоратадин, фексофенадин, Кестин, Ксизал, Эриус, то при приеме этих средств в рекомендуемых дозах клинически значимых нарушений способности к концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций не выявлено. Вместе с тем в большинстве инструкций рекомендуется проверить индивидуальную реакцию на применяемый препарат до того, как приступать к вождению автомобиля или к выполнению других сложных задач, поскольку развитие сонливости и усталости при приеме этих препаратов все же не исключено.

Отметим, к слову, что различные производители по-разному трактуют безопасность одного и того же действующего вещества. Например, в инструкции к Кларитину (США) производителем допускается выполнение пациентом «потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенного внимания и быстроты психических и двигательных реакций, в т.ч. вождение автомобиля». А вот листок-вкладыш к российскому дженерику лоратадина – Кларотадину содержит следующую рекомендацию: «в период лечения необходимо воздерживаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций».

В этом плане достойны уважения указания в инструкции к Ксизалу (левоцетиризину): «не выявлено нежелательных явлений при приеме препарата в рекомендуемой дозе, тем не менее целесообразно воздерживаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций».

Другие противоаллергические ЛС

В контексте нашей темы не лишне упомянуть также препараты других групп, используемые для лечения аллергических заболеваний.

Так, воздержание от потенциально опасных видов деятельности, связанных с необходимостью повышенного внимания, необходимо при приеме стабилизатора мембран тучных клеток кетотифена. А вот перед использованием антибронхоконстрикторного средства Эреспала пациенту надлежит пройти тест на индивидуальную чувствительность к препарату, поскольку при его приеме возможно развитие сонливости.

Производители препаратов Аколат и Сингуляр – ЛС из группы ингибиторов лейкотриеновых рецепторов – отмечают, что фактов, свидетельствующих о том, что их прием влияет на способность управлять автомобилем или движущимися механизмами, не выявлено. Однако в инструкции отмечено, что при приеме Аколата возможны повышенная утомляемость и апатия, связанные с возможной дисфункцией печени, а также головная боль; все это, как и в случае с Эреспалом, обуславливает необходимость проведения оценки индивидуальной реакции пациента на препарат.

Прием Сингуляра, в свою очередь, в соответствии с инструкцией, может сопровождаться появлением побочных эффектов со стороны ЦНС (галлюцинации, сонливость, раздражительность, возбуждение, включая агрессивное поведение, утомляемость, бессонница, очень редко судорожные припадки), что в случае их развития, очевидно, предполагает отказ от управления автотранспортом.

Читайте также:  Чем и как вылечить цистит

Мы подробно рассмотрели обезболивающие, противопростудные, противомикробные и антиаллергические препараты, прием которых может отрицательно сказываться на управлении транспортом, выполнении работы, требующей повышенной скорости реакций и концентрации внимания. Разумеется, перечисленными лекарствам круг «опасных» для водителей ЛС отнюдь не ограничивается.

Кардиоваскулярные препараты

Среди сердечно-сосудистых препаратов потенциальную опасность для пациентов, находящихся за рулем, таят сразу несколько групп лекарств. Так, уменьшать скорость психомоторных реакций способны практически все нитраты – как различные лекарственные формы нитроглицерина (таблетки, аэрозоли, трансбуккальные и трансдермальные формы), так и препараты продленного действия – изосорбида динитрат (Изокет, Кардикет и др.) и изосорбид мононитрат (Моносан, Эфокси др.). Избегать управления машиной следует и при приеме нитратоподобного препарата молсидомина (Сиднофарм) – особенно в начале лечебного курса.

Необходимо воздержаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенного внимания и быстроты психомоторных реакций, и при приеме ряда бета-адреноблокаторов – прежде всего соталола (Сотагексал, Соталекс) и карведилола (Дилатренд, Акридилол и др.). Что же касается других представителей этой группы (препараты атенолола, бетаксалола, бисопросола, метопролола, небиволола), то их водителям автотранспорта необходимо применять с осторожностью, только после прохождения оценки индивидуальной реакции на указанные ЛС.

Из-за возможности появления индивидуальных негативных реакций в виде сонливости, головокружения и ряда других побочных эффектов, индивидуальный тест на чувствительность необходим водителям и перед приемом некоторых блокаторов кальциевых каналов (БКК), таких как верапамил (Финоптин, Изоптин и др.), дилтиазем (Кардил и др.), амлодипин (Норваск, Нормодипин и др.), фелодипин (Фелодип). Другой БКК – нифедипин (Коринфар, Нифекард и др.) – требует воздержания от вождения автомобиля в первые дни приема. В дальнейшем степень ограничений зависит от индивидуальной переносимости ЛС пациентом.

Другие сердечно-сосудистые ЛС

Определенные противопоказания к выполнению «реактивно-скоростной» работы имеют место при приеме ряда других сердечно-сосудистых ЛС. Так, решительно следует избегать потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенного внимания, быстроты психических и двигательных реакций, при прохождении курса лечения резерпин-содержащими антигипертензивными ЛС, к коим относятся Адельфан, Кристепин, Бринердин, Трирезид К, клонидином (Клофелин, Гемитон), метилдопой (Допегит). Применение препаратов из группы ингибиторов АПФ (эналаприл, фозиноприл, лизиноприл, каптоприл и др.) предполагает большую осторожность при управлении транспортными средствами, т.к. на фоне их приема возможно головокружение, особенно после приема начальной дозы.

Осторожного применения в начальном периоде лечения при управлении автотранспортом требуют и антагонисты рецепторов ангиотензина II, часто назначаемые при непереносимости ингибиторов АПФ пациентом, – лозартан (Козаар, Лозап), телмисартан (Микардис), валсартан (Диован). В идеале, пациент должен пройти тест на индивидуальную чувствительность к этим ЛС.

Еще одна группа препаратов, потенциально способная снижать расторопность и бдительность водителя, – диуретики фуросемид (Лазикс) и гидрохлоротиазид (Гипотиазид). Не разрешается вождение транспортных средств в начале приема этакриновой кислоты (Урегит). Следует соблюдать осторожность и в начале курсового применения индапамида (Индап, Арифон), особенно при его сочетании с антигипертензивными препаратами.

Урологический ряд

Как известно, у мужчин одними из самых востребованных лекарств являются препараты для лечения эректильной дисфункции. Что можно сказать о них в контексте нашей темы?

На фоне приема силденафила (Виагра) прямого отрицательного влияния на способность управлять автомобилем или другими техническими средствами не наблюдалось. Однако при приеме этого препарата возможно снижение артериального давления, развитие хроматопсии (изменение восприятия оттенков цвета), затуманенного зрения, что, как очевидно, затрудняет вождение транспорта. Риск подобных эффектов возрастает в начале лечения и при изменении режима дозирования ЛС, о чем следует проинформировать посетителя аптеки при отпуске ему препарата.

Пациентам, деятельность которых связана с вождением транспортных средств и управлением механизмами, следует определить индивидуальную реакцию и на другие препараты этой группы. Это объясняется тем, что на фоне приема тадалафила (Сиалис) возможны головокружение, отек век, боль в глазах. Уденафил (Зидена) может вызвать покраснение глаз, затуманенное зрение, боль в глазах и повышенное слезотечение. Последний эффект, а также нарушение яркости зрения иногда отмечаются и при использовании варденафила (Левитра). 

Читайте также:  Как быстро вылечить конъюнктивит у детей

Способность управлять автомобилем и механизмами может ухудшаться (особенно в начале лечения и при увеличении дозы) при приеме ряда препаратов для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Речь о доксазозине (Кардура, Артезин и др.), теразозине (Сетегис и др.), тамсулозине (Омник, Тасулозин и др), альфузозине (Дальфаз).

Урикозурические и гипогликемические ЛС

Нарушения зрения, а также головокружение, сонливость, атаксия (расстройство координации произвольных движений), повышенная утомляемость могут сопровождать прием противоподагрического препарата аллопуринола.

Пациенты с сахарным диабетом I типа, получающие заместительную терапию инсулином, должны знать, что снижение скорости психомоторных реакций и способности к концентрации внимания может отмечаться при первичном применении инсулина, смене его вида или при наличии значительных физических или психических стрессов.

Что касается пероральных сахароснижающих препаратов, то от вождения автомобиля следует воздерживаться при приеме глимепирида (Амарил, Глемаз). Глибенкламид (Манинил) может замедлять скорость психомоторных реакций в начале лечения, при изменении дозы препарата и при нерегулярном приеме препарата. Вообще, в период подбора (титрования) оптимальной дозировки потенциальную опасность для водителей таят практически все гипогликемические ЛС, используемые при сахарном диабете II типа.

Спазмолитики и регуляторы моторики ЖКТ

Из спазмолитиков наибольшую потенциальную опасность для автолюбителей представляют препараты на основе экстракта красавки (Бекарбон, Беллалгин и др.), который, с одной стороны, нередко вызывает головокружение, а с другой – обладает широким диапазоном негативных влияний на органы зрения (парез аккомодации, мидриаз и др.). Из-за риска головокружения лицам, занятым «реактивно-скоростными» видами деятельности, надлежит быть осмотрительным и при использовании мебеверина (Дюспаталин). Еще один спазмолитик, требующий повышенной осторожности при частом нахождении пациента за рулем, – гиосцина бутилбромида (Бускопан).

Среди препаратов, регулирующих моторную функцию ЖКТ, «несовместимым с автомобилем» является известное противорвотное средство метоклопрамид (Церукал и др.). Особого внимания заслуживает и популярный противодиарейный OTC-препарат лоперамид (Имодиум, Лопедиум и др.), который нередко приобретается автомобилистами перед длительными путешествиями. В большинстве случаев он не нарушает быстроту психомоторных реакций, однако в отдельных случаях после его приема могут возникать чувство усталости, сонливость или головокружение. В связи с этим в целях перестраховки пациент должен пройти тест на индивидуальную чувствительность к этому блокатору опиоидных рецепторов кишечника.

Противоязвенные и гепатологические ЛС

Индивидуальная чувствительность должна учитываться и при назначении «автомобильным» пациентам ряда противоязвенных (антисекреторных) препаратов. Речь о H2-гистаминоблокаторах – циметидине, ранитидине (Зантак, Ранисан и др.) и фамотидине (Квамател, Фамосан и др.), а также об ингибиторах протонной помпы – омепразоле (Омез, Ультоп и др.), эзомепразоле (Нексиум), рабепразоле (Париет). Первая группа лекарств способна вызывать все те же головокружение и чувство усталости, вторая – сонливость, возбуждение или подавленность.

В группе гепатологических препаратов «ограничительными знаками» для автомобилистов помечены гепатопротектор орнитин (Гепа-Мерц) и интерфероны (Роферон-А, Интрон-А, Реальдирон и др.), используемые в комплексной терапии вирусных гепатитов. При приеме орнитина разумно воздерживаться от вождения машины на протяжении всего курса лечения, в случае применения интерферонов – в начале терапевтического курса и вплоть до периода стабилизации действия препарата.

В завершение еще раз подчеркнем, что аптечный специалист является важным звеном контроля «совместимости лекарства и автомобиля». Это объясняется тем, что нередко врач, прописывая больному лекарство, попросту упускает из виду этот «второстепенный» аспект безопасности. И уж тем более высока ответственность «первостольника» за благополучие дорожного движения в том случае, если он самостоятельно рекомендует клиенту-автолюбителю какое-либо лекарство в допустимых рамках самолечения.

Без знания круга безрецептурных препаратов, способных негативно влиять на процесс управления автомобилем (рис.), сделать это самолечение ответственным, т.е. исключающим перевес вреда над пользой, практически невозможно.

Источник: https://vechnayamolodost.ru/pages/vashezdorovye/dopkpdchiinklechaaf.html

Источник