Как вылечить запинки в речи

Как вылечить запинки в речи thumbnail

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос: Как избавиться от заикания?. Хотя, при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Содержание

  • Что такое заикание? — Секреты нашего мозга
  • 4 главные причины заикания
  • 10 проверенных советов как избавиться от заикания
  • Другие методы избавления от заикания
  • Заключение

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

как избавиться от заикания

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

10 проверенных советов как избавиться от заикания

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

Техника массажа.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа  и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Читайте также:  Как вылечишь кишечник народными способами

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей», вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Другие методы избавления от заикания

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Вот ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые, при желании, вы тоже можете применить как с помощью специалистов, так и самостоятельно:

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет!!!

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные.  Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Читайте также:  Как вылечить молочницу кремом

Источник

Родителям нравится наблюдать за развитием ребенка и его изменениями. В раннем возрасте можно обнаружить первые признаки проблем. Дефекты и нарушения речи у детей проявляются по-разному: кто-то совсем не говорит, а кто-то испытывает сложности с произношением отдельных звуков. Чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов на исправление. Поэтому не стоит пренебрегать визитом к специалисту.

Основные признаки недоразвития речи дошкольников

Многие родители начинают беспокоиться, когда трехлетний ребенок не начинает разговаривать или его словарный запас ограничен 2-3 словами. Подобные проблемы могут указывать на алалию — задержку речевого развития.

Ребенок плохо говорит

Важно! Точный диагноз можно поставить только после полного обследования у ряда специалистов.

Влиять на развитие ребенка может множество факторов: это внутриутробное развитие, протекание беременности, болезни и травмы первого года жизни.

Если было проведено экстренное кесарево сечение или роды были тяжелыми, ребенка вносят в группу риска. Родителям в таком случае обязательно нужно знать основные признаки и проявления недоразвития речи дошкольника.

При определенных нарушениях, например, ринолалии, дети могут разговаривать, но с определенными особенностями — голос слабый, звукопроизношение искаженно.

Как аденоиды влияют на речь ребенка

Аденоиды — это патологическое увеличение миндалин, которое приводит к нарушениям слуха, затруднению носового дыхания и другим проблемам. При проблемах со слухом ребенку становится сложно воспринимать обращенную речь.

В дошкольном возрасте это очень опасно, так как идет активное развитие и формирование устной речи. Если что-то начинает мешать процессу, то происходит регресс. При проблемах с дыханием мозг не получает кислород в достаточном объеме, что негативно сказывается на его работе.

Обратите внимание! Патологические разрастания видны при визуальном осмотре. Провести его может отоларинголог.

На приеме у ЛОРа

Со временем речевые проблемы только увеличиваются. Звукопроизношение становится носовым. Слова звучат искаженно, неправильно, нечетко. Эти недостатки не исчезнут сами со временем. Ребенка нужно показать врачу для назначения лечения.

После удаления аденоидов обязательно назначают консультацию у логопеда. Он проводит занятия по исправлению нарушения. Если помощь оказана своевременно, то речь не успеет пострадать. Такие дети используют существительные, глаголы и другие части речи. Страдает у них только произношение.

Какая часть мозга отвечает за речь ребенка

Центр Брока — это участок коры, который отвечает за моторную сторону произношения. При ее поражении человеку сложно переключаться с одной артикуляционной позиции на другую, воспроизводить отдельные звуки и слова.

К сведению! Находится это место в задней части лобной извилины левого полушария (у левшей правого полушария)

Центр Вернике — это часть коры, которая отвечает за восприятие речи. Это касается и устной, и письменной. Он находится в заднем отделе верхней височной извилины правого полушария.

При поражении центра Вернике человек способен произносить слова, но связать их в фразу у него не получается и выходит полная бессмыслица. Последние исследования показали, что центры Верника и Брока взаимосвязаны и нельзя четко разграничить их функции.

При афазии может происходить частичная утрата речи. Больной может отвечать на вопросы, но подбор антонимов вызовет затруднение. Иногда появляются сложности с вспоминанием названий категорий предметов. Подобные особенности указывают на то, что части мозга работают взаимосвязано.

Генетические причины недоразвития

Современное развитие медицины позволяет делать новые теории о факторах, которые влияют на появление разных нарушений развития. Определенные анатомические дефекты могут передаваться по наследству. Это укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т. п.

Общее недоразвитие речи тоже может развиваться у детей, чьи родители имели такие нарушения. Пока точных сведений о том, как наследуется проблема, нет.

Обратите внимание! Генетика начала активно изучаться не так давно, поэтому нарушения речи не всегда связывают с хромосомными дефектами.

Считается, что ребенок может начать заикаться из-за генетических проблем. Чаще всего эта патология передается по женской линии. Если нарушение есть и у отца, и у матери, то у ребенка она будет со 100 % вероятностью.

Эхолалии в детской речи

Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.

Особенности психического и эмоционального развития ребенка

Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.

Иногда таким образом ребенок заменяет слово «да», т. е. на вопрос он отвечает тем же предложением, но в утвердительной форме. После первого года жизни подобное явление должно исчезнуть.

При сомнениях в нормальности явления родителям стоит обратиться к логопеду

Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.

Что необходимо знать об этом виде нарушения

Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.

Эхолалии иногда указывают на аутизм.

Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

Заикание, речевые запинки

Наблюдательные родители могут заметить, что во время разговора их ребенок начинает задерживаться на произношении слов. Это проявляется в повторении определенного слога, растягивании гласных. Подобные запинания не всегда относятся к заиканию. Иногда это вполне физиологическое явление. Поэтому родителям нужно знать, как отличить заикание от запинок у своих детей.

Отличительные моменты

При заикании нарушается плавность, темп, ритм речи. Причиной становится судорога мышц. Чаще всего подобная проблема возникает с 2 до 5 лет. Но со временем дефект может усилиться и стать причиной комплексов.

Особенность заикания заключается в том, что при подобном нарушении требуется комплексная помощь специалистов и длительная реабилитация. Самостоятельно проблему не удастся решить.

Важно! Не стоит затягивать с началом коррекционного процесса. Чем дольше длится заикание, тем сложнее его исправить.

Запинаться же ребенок может по вполне физиологическим причинам. Из-за несовершенства работы нервной системы ему тяжело соотносить свою деятельность со словами. Его переполняют эмоции, и это заставляет говорить очень быстро. Подобное явление называют итерацией. Оно возникает на почве несовершенства работы слухового и речедвигательного анализаторов.

Мышление опережает речевые возможности — это нормальный этап развития. С возрастом это проходит самостоятельно. Часто подобное явление наблюдается у детей с ОНР или ЗПР. Такие нарушения сопровождаются задержкой развития речи. Дети не используют фразы из 4-5 слов, затрудняются с описанием предметов. Они не применяют предлоги и затрудняются с построением высказывания.

Читайте также:  Как вылечить если застудили шею

При интеллектуальных проблемах возникают сложности не только с речью, но и с другими психическими функциями. У ребенка плохая память, низкий уровень мышления и внимания. Слова в речи несклоняемы, а фраза состоят и 2-3 слов.

Как не пропустить заикание

При появлении первых признаков судорог речевого аппарата нужно незамедлительно показать ребенка специалисту. До этого момента не нужно настаивать на длительном разговоре или правильном произношении.

Первый тревожный признак — это постоянство запинок в речи

Насторожиться стоит, если ребенок начинает резко молчать час или два. После этого у него снова возникают запинки. Для облегчения процесса произношения дошкольник начинает искусственно растягивать слова или добавлять к ним гласные звуки.

Обратите внимание! Иногда дети начинают фразу и резко прерывают ее. При заикании не страдает грамматическая часть речи. Нарушение затрагивает только темп, ритм и плавность.

Для подтверждения диагноза потребуется осмотр нескольких специалистов и обследование. Иногда назначается лечение в отделении неврологии, которое позволяет получить полную картину нарушения.

Профилактика заикания

Благодаря основным методам изучения детской речи логопеды получили возможность предупреждать развитие нарушений. Родители должны соблюдать режим дня ребенка, создавать ему психоэмоциональные условия для нормальной жизни.

У тревожных детей часто возникают страхи. В таком случае нельзя заставлять их преодолевать свои проблемы, так как это приведет к еще большему испугу. Например, если малыш боится темноты, то стоит с ним спокойно посидеть перед сном или включить ночник.

Просветительская работа ведется не только с родителями, но и с воспитателями. Не стоит настаивать на быстром раннем развитии, так как перегрузка нервной системы может привести к заиканию.

Методики лечения заикания

Детям с подобным нарушением требуется комплексная помощь специалистов: медицинских, психологических и педагогических работников. Каждый выполняет свои задачи, и вместе они помогают преодолевать заикание. Родители тоже полноправные участники процесса.

Важно! Нельзя отказываться от лечения или коррекционных занятий у логопеда. Только разностороннее воздействие гарантирует устранение нарушения.

Специалисты могут использовать разные материалы для успокоения ребенка. Дидактические игры для детей с серьезными нарушениями зрения обладают разной текстурой. Это позволяет использовать их для сенсорного развития.

Медикаментозное лечение

Подбор лекарственной терапии не такое простое дело. В нее входят противосудорожные препараты и транквилизаторы. При легкой форме заикания подбирают седативные лекарства. Подобные препараты обладают серьезными побочными действиями, поэтому конкретные назначения и дозировки должен подбирать только врач.

Народные средства

Массаж для детей делается для развития речи и расслабления мышц артикуляционного аппарата. Он может быть ручным или зондовым. Выполняет его логопед, проводить манипуляции лучше курсами по 10-12 занятий.

Дыхательная гимнастика позволяет расслабиться и снять мышечные зажимы. Она направлена на то, что человек учится делать вдохи носом и резкие выдохи ртом.

Важно! В качестве успокоительных средств помогает чай из ромашки, мелиссы, мяты. Для приготовления 1 ст. ложку травы достаточно залить 1 ст. кипятка. Полученный настой пьют 2-3 раза в день.

3 причины заикания

Прежде чем разбираться, что такое запинки в речи у ребенка, как с этим бороться, нужно понять почему они появляются. Все причины можно разделить на три большие группы.

Первая — это физиологическая. К ней относят менингиты, энцефалиты, травмы головы, проблемы внутриутробного и родового периода. Некоторые болезни могут ослаблять работу нервной системы — корь, коклюш, тиф и др.

Важно! Редко, когда действует одна причина на ребенка. Чаще бывает совокупность нескольких неблагоприятных факторов.

Вторая — психическая. Резкий испуг или большая радость могут негативно сказаться на работе нервной системы ребенка. Переизбыток негативных эмоций, как и положительных, приводит к заиканию.

Третья — социальная. Эта группа представляет собой разные факторы риска. Это может быть двуязычие, подражание, переучивание леворукости и т. п.

Полную характеристику нарушения составляет логопед после детальной диагностики. Это позволит получить информацию о состоянии всех частей речи.

Средства для развития мелкой моторики

Родителям детей с заиканием стоит приготовиться к длительной борьбе с проблемой. Предстоит заниматься с разными специалистами, и на коррекционные мероприятия может уйти несколько лет. Дефект лучше устранить до школы. До семи лет идет сензитивный период развития речи, поэтому больше шансов на исправление нарушения.

Простые упражнения с зеркалом

Существует множество методических разработок, которые можно использовать для домашних занятий. Они могут быть направлены не только на устранение дефекта, с их помощью развивают познавательную сферу, решают психологические проблемы.

Можно учить с ребенком животных разных стран, особенности времен года, классификацию предметов. На основе этих материалов уже делать дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Существуют определенные средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. К ним относят лепку пластилином, глиной, тестом, аппликации, рисование, собирание бус и сортировка разных предметов.

Изобразительная деятельность благотворно влияет на творческое развитие. В нее можно внедрять элементы арт-терапии. Для нее используют краску, фломастеры, карандаши, специальные баллончики и многое другое. Подобные упражнения можно делать не только в классе, но и дома.

Развитие общей моторики

У детей с нарушениями речи отмечается плохая координация, и им сложно переключаться с одного движения на другое. Поэтому с ними нужно больше гулять, прыгать через скакалку, играть в мяч.

Важно! На прогулке можно кататься с горки, качаться на качелях и каруселях. Все это стимулирует работу мозжечка.

Двигательные упражнения можно давать ребенку в виде презентации, которая будет сопровождаться музыкой. Один слайд — одно задание. Такой формат нравится детям, и они с удовольствием выполняют предложенное.

Для занятий можно брать упражнения из книг Т. Ткаченко или других логопедов. В них есть весь необходимый материал и пошагово расписано, что нужно делать.

Для развития речи тоже есть готовые пособия, которые позволяют прорабатывать лексику, грамматику и другие проблемы. Некоторые люди делятся личным опытом преодоления заикания.

Запинки в речи могут появляться по разным причинам. Родителям нужно внимательно следить за ребенком. При появлении проблем лучше проконсультироваться со специалистом. Самолечение только навредит.

Источник