Неврозоподобное заикание как вылечить

Автор Клинова М.Ю. На чтение 4 мин. Просмотров 251 Опубликовано 30.11.2019 Обновлено 13.01.2020

Заикание –  частая проблема, с которой обращаются к логопедам и коррекционным педагогам. Для всех пациентов требуется индивидуальный подход, тщательная диагностика и выбор коррекционных воздействий. При этом лечение зачастую требуется длительное и комплексное.

Возрастные рамки

Особенность неврозоподобной формы – проявление в интервале между 3 и 4 годами. То есть первые симптомы сопряжены с развитием фразовой речи. Признаки нарастают постепенно, при этом нет никаких внешних объективных причин, которые могли бы спровоцировать заикание.  Это стресс или испуг, но в случае с неврозоподобной формой причины лежат глубже и носят физиологический характер.

Что становится причиной

Не зря его второе название – органическое заикание. То есть проблемам с развитием речи предшествует поражение центральной нервной системы. В группе риска дети из неблагополучных семей, чьи мамы во время беременности употребляли алкоголь или курили. Также способствует внутриутробная гипоксия, родовые травмы. Конечно, не все дети из группы риска  сталкиваются с заиканием.

Этапы развития патологии

Речевой дефект развивается на фоне снижения активности коры головного мозга. Кора включает механизмы торможения, поэтому при такой ее дисфункции подкорковые структуры становятся гиперактивными. Если в норме от речевых центров идет обратная связь, и в результате речь совершенствуется, становится плавной, то здесь эти связи нарушены. Раз мы говорим про органическое поражение коры, то само по себе выздоровление не наступает. Выраженность дефекта можно уменьшить занятиями.

Как проявляется неврозоподобное заикание

Сложность в том, что существует две формы развития дефекта речи. В одном случае дети повторяют звуки и слова, в другом – задержка их проговаривания. Еще одна особенность развития неврозоподобного заикания заключается в волнообразном течение. Дефект речи становится то ярко выраженным, то более умеренным. При этом полного прекращения заикания не происходит. Если не заниматься с ребенком, то болезнь прогрессирует. Параллельно с развитием речевого дефекта ухудшается координация движений.

Развитие детей с неврозоподобной формой заикания

Родители начинают обращаться к логопедам после двух лет. Но часто специалисты предлагают подождать до трех лет, поскольку развитие у всех идет индивидуально. Но и в первые годы жизни ребенка есть ряд сигналов, на которые нужно обращать внимание. Он капризный, тяжело засыпает и плохо спит.

Обратить внимание нужно и на отставание физического развития. Если ребенок поздно начал поднимать голову, садится или ползать – это повод обратится к неврологу. Неврозоподобную форму заикания предвосхищает расторможенность, ребенок не понимает, что можно делать, а что нельзя. Таким детям сложно даются точные, скоординированные движения.

Расстройства вегетативной нервной системы можно заметить еще раньше. Если ребенок младше 6 месяцев начинает беспокоится в замкнутом пространстве, в транспорте, то нужно уделить этому внимание и проконсультироваться с врачом.

Диагностика неврозоподобного заикания

Врач обращает внимание на анамнез. Его интересует течение беременности, особенности всех этапов родов, поэтому на приеме должна быть мама, вместе с выписками. Диагностика включает три направления:

  • Невролог уже на ранних осмотрах ребенка в 1 или 2 года замечает задержку психомоторного развития. Врач опрашивает сопровождающего родителя, проводит ряд координаторных проб.
  • Диагностика устрой речи и слухоречевой памяти проводится при помощи специальных упражнений.
  • Органическую патологию выявляют при помощи инструментальных обследований.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание как правило имеет невротические симптомы. В свою очередь при невротическом заикании можно наблюдать смазанные признаки органического поражения коры головного мозга. Чтобы разделить эти два понятия врачи исследуют особенности появления речевых нарушений. Имеет значение предшествующее событие и характер появления дефекта речи (сразу или постепенно).

Важно отличать заикание, как отдельную нозологию, о нарушений речи, которые является следствием ряда неврологических заболеваний. Поскольку спектр достаточно большой, без опытного невролога сделать это не удастся.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Первое и основное отличие – это отсутствие значимого фактора, который стал причиной появления речевого дефекта. Кроме того, заикание будет наблюдаться всегда, в любой ситуации, тогда как при невротической форме заикание наблюдается лишь в присутствии других людей, на фоне волнения и тревожности.

Различным является и поведение детей. При неврозоподобной форме ребенок вспыльчивый, он не слушается родителей, практически никогда не сидит на месте. При невротическом заикании малыш – прямая противоположность. Он робкий, обидчивый, тревожный.

Коррекционное или терапевтическое воздействие

Полностью вылечить неврозоподобное заикание не получается, но можно значительно сгладить его проявления. Для этого потребуется комплексная работа невролога, логопеда и психолога.

  1. Медикаментозное лечение включает использование ноотропов, метаболических и рассасывающих препаратов. Дополнительно используются лекарственные средства для уменьшения внутричерепного давления.
  2. Занятия с логопедом способствуют постепенному уменьшению речевого дефекта.
  3. Занятия с психологом нужны для лучшей адаптации и стимулированию психомоторного развития.

Заключение

Неврозоподобное заикание – это сложное заболевание, в основе которого лежит органическое поражение головного мозга. Потребуется длительная коррекционная и восстановительная терапия, чтобы свести его проявления к минимуму. Поэтому с появлением первым симптомов важно не затягивать с обращением к врачу.

Источник

Логоневроз (более привычное название – заикание) – это недуг, от которого страдают взрослые люди, ощущая определенные проблемы при общении. Данное заболевание может быть вызвано различными факторами, но ученым пока не удалось выявить все причины логоневроза, поэтому избавиться от недуга не так просто, как кажется на первый взгляд.

Заикание – это серьезная болезнь, связанная с определенными речевыми нарушениями, которые становятся заметными, когда человек начинает вести активную беседу. Подобными отклонениями, как правило, занимаются логопеды, взаимодействующие с психиатрами, неврологами и другими специалистами.

Основная причина развития логоневроза у взрослых – непроизвольные сокращения некоторых органов речевого аппарата. Прежде всего, речь идет о дыхательных мускулах, губах, небе и языке. Люди старшего возраста страдают от подобного недуга не так часто. Как правило, он является следствием определенных заболеваний, перенесенных человеком в детстве, которые оказали негативное влияние на центр Брока в коре мозга.

Читайте также:  Как вылечить нервный тик тела

Это центр управляет работой языка, лицевых мышц, глотки и прочих систем, напрямую связанных с речевыми возможностями человека. Если же характерные импульсы доходят в соседние отделы мозга, то начинает страдать дыхательная мускулатура. Своеобразные отклонения особенно заметны во время стрессов или серьезных эмоциональных потрясений.

Логоневроз может быть следующих видов:

  • Тонический. Характерные симптомы – повторение различных звуков (порой не совсем понятных), а также длительные паузы во время активного разговора.
  • Клонический. Включает в себя повторение определенных звуков, слогов или слов.
  • Смешанный тип.

Также заикание бывает невротическим или неврозоподобным. Примечательно, что от недуга можно избавиться без особого труда, поскольку он возникает на фоне нервных потрясений. Второй вид заболевания практически не поддается лечению, так как является следствием нарушений в работе головного мозга.

Полноценная диагностика логоневроза

Как правило, паузы во время беседы не являются чем-то необычным. Их делает абсолютно каждый человек, добавляя в разговор различных эмоций, в зависимости от ситуации. Поэтому следует пройти специальные тесты, проконсультировавшись с медиками, прежде чем говорить о каких-либо речевых отклонениях.

Если перерывы, которые делает человек между словами, незначительны, то он здоров, в противном случае – патология. Обычно у заикающихся длина паузы составляет, как минимум, несколько секунд. Также не стоит забывать, что даже при наличии характерных симптомов, поставить правильный диагноз довольно сложно. Сделать это может только квалифицированный специалист, который должен предварительно осмотреть пациента.

Как избавиться от заикания?

Если у человека есть определенные проблемы с речью, то ему нужно обязательно обратиться к медикам, так как все попытки самолечения могут существенно усугубить ситуацию. Как показывает практика, без слаженной работы опытных специалистов добиться успеха в борьбе с недугом довольно трудно. При этом лечение должно быть комплексным – прием лекарственных средств и психологическое восстановление.

Также многое будет зависеть от квалификации логопеда, основная задача которого сводится к тому, что исправить речевые дефекты человека. Специалист обязан научить своего пациента многим важным вещам: управление дыханием, лицевыми мышцами и органами, которые задействованы при разговоре. Человек должен понять, что все слова можно произносить с легкостью и спокойствием.

Довольно часто при лечении заикания медики применяют иглотерапию. Данный метод также является достаточно эффективным, так как иглы помогают специалистам воздействовать биологически активные точки головного мозга. Так можно улучшить кровообращение, избавившись от излишнего напряжения.

Полезными также будут занятия в тренажерном зале под руководством опытного инструктора, знающего толк в своем деле. Комплексное лечение подобного рода, как правило, приводит к положительному результату, вплоть до полного устранения дефектов речи.

Будьте здоровы! Больше полезной информации на нашем канале. Подписывайтесь и ставьте лайк.

Источник

Логоневроз у взрослых (заикание) встречается намного реже, чем в детском возрасте. Так называется патология речи, при которой происходит частое повторение человеком отдельных звуков, слогов, или целых слов.

Иногда происходит их пролонгация, и возникают паузы. Затрудненное общение приводит к психологическим проблемам, поэтому решать ее необходимо. Согласно статистике патология проявляется чаще у мужчин.

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Эта форма заикания проявляет себя только в период сильного нервного перенапряжения. Кроме того, у людей с таким расстройством речи нет определенных труднопроизносимых слогов или звуков. Например, во время экзамена человек может с затруднением произносить букву «с», а в конфликтной ситуации испытывать трудности с каким-либо слогом.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Причины развития у детей

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Читайте также:  Как вылечить лямблии одной таблеткой

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

  1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
  2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
  3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
  4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
  5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
  6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Симптомы и поведение

Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

Читайте также:  Силикоз легких как вылечить

Симптоматика

Отличительной особенностью неврологической разновидности заикания считается неравномерность проявления речевой дисфункции. У одних и тех же детей выраженность симптомов отличается в разное время, никогда нельзя сказать точно, в какой ситуации и продуктивность речевого контакта будет минимальная. Зачастую в привычной для пациента обстановке среди близких родственников болезнь проявляется незначительно, человек заикается слегка.

Интенсивность симптомов усугубляется при нервозности, психологическом напряжении, возникновении чувства ответственности или повышенной значимости того или иного процесса. Все пациенты, у которых диагностировали логоневроз, утверждают, что симптомы быстро усиливаются, когда нужно разговаривать с незнакомым человеком, выступать перед множеством людей.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

  • невроз депрессивного типа;
  • нарушение сна;
  • астения;
  • неврастения;
  • истерия;
  • фобии;
  • энурез;
  • ипохондрия.

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

Психологический портрет

Чаще всего детское заикание впервые проявляется в возрасте от 2 до 6 лет. Именно в это время происходит активное развитие речи и накопление словарного запаса. Замечено, что мальчики страдают в 3-4 раза чаще девочек, а всего проблема охватывает 2% детского населения. Обычно логоневроз развивается у ранимых и тревожных, быстро утомляющихся, чувствительных к стрессу малышей, а также у детей, чьи родители или другие родственники заикаются.

Нередко оказывается, что заикающийся ребенок живет в внешне благополучной, но конфликтной обстановке. Если члены семьи постоянно ругаются, а атмосфера в доме тяжелая и недружественная, невроз может проявиться очень ярко. При этом с самим ребенком могут сюсюкать и играть, но этого недостаточно – родители должны уважительно общаться друг с другом и другими родственниками, это необходимо для гармоничного развития ребенка.

Диагностика

Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют. Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.

  1. Электроэнцефалография.
  2. Эхоэнцефалография.
  3. Реоэнцефалография.
  4. Магнитно-резонансная томография.
  5. Компьютерная томография.

Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

Как лечить логоневроз

Ввиду того что логоневроз представляет собой один из видов неврозов, патологическое состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями речевого аппарата.

Клиническая терапия

В основе рассматриваемой проблематики лежат нервные расстройства, поэтому лечение логоневроза у взрослых и детей проводится с помощью седативных препаратов, успокаивающих нервную систему:

  • «Афобазол»;
  • «Глицин»;
  • «Грандаксин».

Для устранения спазма речевых мышц применяются «Мидокалм», «Магнерот» и другие спазмолитические лекарства. Дополнительно в лечении патологического состояния используются препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Принципы психотерапии

При логоневрозе лечение, основанное на психотерапевтических методиках, предусматривает проведение сеансов:

  1. Рациональной психотерапии. Метод позволяет устранить негативные мысли о себе и окружающей обстановке, а также сформировать положительный взгляд на проблему.
  2. Суггестивной психотерапии. Этот поход предполагает гипнотическое воздействие на психику пациента.
  3. Аутотренингов. Данный способ помогает пациенту обучиться контролю собственной речи.

По окончании психотерапевтического лечения пациент должен избавиться от заикания.

Логопедические занятия

Занятия с логопедом дают наиболее ощутимый эффект в лечении логоневроза, если сочетаются с приемом седативных препаратов и посещением психотерапевта.

Логопед работает над постановкой правильного произношения отдельных звуков или слогов. При этом в случае заикания, возникающего в раннем возрасте, логопедическое лечение составляет основу терапии патологического состояния.

Лечебная физкультура

Лечение посредством ЛФК, как и другие формы терапии, направлено на нормализацию состояния нервной системы. Аналогичную цель можно достигнуть, посещая мануального терапевта.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения, как и ЛФК, относятся к практике йоги. Этот способ лечения позволяет восстановить состояние нервной системы, избавиться от тревожности и страха. Дыхательные упражнения эффективны в стрессовых ситуациях. Порядок и правила выполнения подобных занятий следует уточнять у лечащего врача.

Методы психотерапии

Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

  • психоанализ;
  • психокоррекция;
  • арт-терапия;
  • психологические тренинги;
  • психотерапия.

Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.

Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Источник