Сочинение приставкин как вылечить совесть

Сочинение приставкин как вылечить совесть thumbnail

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат, и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колѐсах, пушкарь у той пищали Первушка Фѐдоров».

(9)И словно бы всѐ ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фѐдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колѐсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелѐнная на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всѐ это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронѐс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фѐдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объѐмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жѐлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фѐдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фѐдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941! (23)А пока ты есть, Первушка Фѐдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей. (А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Широкую известность принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987)

Вступление. Проблема.

Музеи.. Это кладовые, где веками хранятся культурные ценности. В таинственной тишине музея человек погружается в другой мир, соприкасается с исторической тайной. Какое влияние оказывают исторические культурные ценности на человека? Об этой проблеме рассуждает писатель А.Приставкин.

Комментарий.

Его героя привлекла оригинальная опись 1641 года об оружии и пушкаре Первушке Федорове. Перед его глазами живо встали ожившие картины прошлого. Он явно представил пушкаря, сильного, синеглазого, в домотканой рубахе, уверенного в себе. Этот образ волнует рассказчика, человека духовно богатого, волнует, потому что пушкарь – образ собирательный, воплощение лучших качеств простого русского человека.

А еще дорог Первушка тем, что он – патриот родины, не покинул пищаль ни в 1641году, ни в 1941 году! Герой текста чувствует свое духовное родство с Первушкой, он сам- продолжатель патриотических традиций. Он понимает, что пока живы эти традиции, пока есть на земле Первушка и его преемники, будет жить земля русская.

Мужество таких людей спасало Россию от невзгод и страшных испытаний.

Позиция автора очевидна: музейное искусство помогает постичь прошлое, открыть и определить место в истории, сохранить преемственность поколений. В музее герой текста воспринимает пушкаря как родного, близкого по духу человека. Он понимает, какая лежит на нем самом ответственность за судьбу России.

Трудно не согласиться с позицией автора: музейное искусство показывает людям истину, укрепляет дух, позволяет постичь уроки прошлого. Оно помогает нам найти свое место в жизни, определить свои приоритеты. Я часто посещаю Тобольский музей, часто останавливаюсь возле кольчуги Ермака, колокола, высланного из Углича… начинаю представлять, каким был атаман…

Прочитав текст А.Приставкина, я поняла, какую важную роль играет искусство в постижении уроков истории, в самопознании человека. Стоит только заинтересоваться, каждая музейная вещь может рассказать удивительную историю. Глубинная связь с прошлым делает нас нравственно крепкими и стойкими.

Источник

Олимпиада по филологии НГУ и ИФЛ СО РАН

Литература

9 класс

Итоги отборочного тура №

ФИО

Баллы

1

Несмиянова Алина Алексеевна

69

Задание 1. Выполните комплексный анализ рассказа А. И. Приставкина «Шефы».

Комплексный анализ текста

Выполнила: Несмиянова Алина,
ученица 9 класса МБОУ Кыштовской СОШ №1.
учитель:Голактионова Л.В.

Тема детства всегда была актуальна в литературе, к ней обращались писатели во все времена. Но особенно выделяется тема трудного детства, которая также является одной из ведущих для русской литературы.
Известный писатель Анатолий Приставкин на личном опыте испытал все тяготы детства, искалеченного войной. Именно трудное детство повлияло на его творчество и нашло отражение в его произведениях: «Фотографии», «Ночевала тучка золотая». События рассказа «Шефы» также основаны на его собственном жизненном опыте, на опыте детдомовца, повидавшего всю войну. Всё происходящее в рассказе дано через призму детского восприятия. События в нём развиваются как раз в послевоенное время, что становится понятно с развитием сюжета. Раскрывая тему трудного детства в представленном рассказе, Приставкин поднимает проблемы, так называемого, «жестокого милосердия» (поневоле напрашивается такой оксюморон) и безразличия взрослых. Читая название рассказа «Шефы», мы представляем, что речь пойдёт о благородных поступках и людях, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Так сначала и есть, но эта иллюзия быстро рассеивается, автор «срывает все маски», и нам открывается жестокая правда. Шефами движет далеко не благородство и не желание помочь, их просто заставляют заниматься шефством, они «вынужденные шефы». На самом деле им совершенно нет никакого дела до сироты, их намного больше интересны свои собственные проблемы. Почему их должен волновать какой-то чужой, тем более детдомовский, ребёнок? И после прочтения всего рассказа мне кажется, что в названии «Шефы» подразумеваются далеко не только люди-шефы, в нём больше подразумевают заветное слово «шефы», так много значившее для сироты, но оставившее после всего только глубокую ранку.
Читая же сам рассказ, я вспомнила и другие произведения автора, и в первую очередь «Фотографии». Несмотря на то, что события двух этих произведений (данного и «Фотографии») связаны с войной, ни в одном из них ничего не говорится о таких атрибутах войны, как например, кровь, «свит пуль» или стрельба. Так же они, как мне кажется, очень похожи одним элементом: в «Фотографиях», со смертью мамы и папы мальчик всё больше и больше надеется на тётю, но в конечном итоге она предает осиротевших брата с маленькой сестрёнкой, она оставляет их в детдоме, бросает и отказывается от них. Похожее происходит и в «Шефах», когда повествование достигает кульминации, когда мальчику открывается правда. Эти рассказы объединяет чувство некой отрешённости и безучастия взрослых по отношению к детям-сиротам. И после этого начинаешь задумываться, а только ли война и потеря родителей оставили душевную рану детям? Можно заметить, как строится рассказ в начале и в конце. Если вначале автор использует для повествования более распространённые предложения, содержащие больше описаний, то ближе к кульминации они более простые, короткие, неполные. Уместно писатель использует многоточие. Мне кажется, что автор это делает, чтобы дать читателям самим сделать моральные и нравственные выводы. Композиция рассказа – линейная. События начинаются с того, что ребят Кизлярского детдома , «живших без родных много лет и совсем забывших, что такое семейный уют», пригласили к себе в гости шефы-железнодорожники. Один из этих приглашённых сирот и является главным героем, вокруг которого разворачивается сюжет данного рассказа и от лица которого ведётся повествование.

Читайте также:  Как вылечить застой в малом тазу

Шефом для главного героя стал дядя Вася, толстый и весёлый начальник. Он со своей женой приняли парнишку весьма радушно, накормили простой, но вкусной едой, побеседовали, да дали погулять по комнатам их дома. Казалось бы, что же в этом такого особенного? Но не для нашего героя. Для него это было значимо, парнишка был очень рад этому. Расхаживая по комнатам, ему даже казалось, что он словно плавает в каком-то счастливом дыму и ему совсем не хотелось уходить. Он, как герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче» радуется этим счастливым мгновениям. И это, пусть и совсем недолгое событие, заняло особое место в сердце главного героя, и не только в его, но и в сердцах остальных детдомовцев. «В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чём другом не могли говорить». Наш герой в честь данного события, вырезал слово «шефы» на обратной стороне своей парты в школе, рядом с остальными его заветными словами. Пусть слов было совсем немного, до этого всего три, но все они были очень значимыми для него. Ясно, что он писал лишь то, что для него было по-настоящему дорого, то, что он хотел бы увековечить, запечатлеть, а не всё подряд. Так ребёнок пытался выразить свои чувства и эмоции, и вырезал он слова не для кого-то, а только для себя. Парнишка захотел рассказать хорошее про дядю Васю другим детдомовским ребятам и решил показать его им, приведя их к нему на работу. И что мы видим? Дядя Вася предстаёт перед нами совершенно по-другому…Шеф оказался занят. Автор противопоставляет прежнего дядю Васю и настоящего, показывая его истинное лицо. Он уже не тот радушный и весёлый начальник, он хмуро посмотрел на ребят, а нашему герою сказал приходить в воскресенье, домой.. И мальчик пришёл, снова ел тыкву, снова расхаживал по комнатам и снова тихое счастье не покидало его. Но что же в этот раз пошло не так? Наш герой, прогуливаясь, случайно услышал разговор дяди Миши с женой. Из него выясняется, что, оказывается, они это делают далеко не из-за хороших побуждений и желания помочь, им просто не оставили выбора, их заставили, так решили на общем собрании. А для них это очень неудобно. Так они говорят…, а мальчик всё это слышит. Жена называет детей странными: «Неужели они не понимают, что всё время ходить нельзя?» Но как это может понять ребёнок, тем более сирота? Что пришлось пережить мальчику, услышав эти слова»? Как же после этого должны были исказиться его представления о милосердии, добре, сочувствии? Об этом автор и предлагает поразмышлять читателю, поставив многоточие…

Читайте также:  Как вылечить чирик домашних условиях

В рассказе не говорится, как детдомовец покинул дом шефа после услышанного им, мы видим, что он «тихо-тихо брёл по улицам». Возможно, он вышел, ничего даже не сказав хозяевам дома, чтобы не беспокоить их, чтобы не причинить им очередные неудобства. Мальчик слишком искренне воспринял и наивно поверил в доброту и сострадание шефов. Весь остаток дня сирота провёл в одиночестве в пустой школе, чтобы никто не спрашивал, почему он ушёл раньше. Заключительная фраза, финал рассказа является итогом всех переживаний ребёнка. Мальчик расковырял ножом последнее вырезанное слово, и его теперь никто не мог прочесть. Никто не будет знать, что именно здесь когда-то было написано, кроме него самого. Автор метафорически говорит о выцарапанном слове, называя его «глубокой ранкой». Это ранка не только на мебели, но и на сердце. Возможно, метафорична здесь не только рана, но и сама парта. Она символизирует душу и сердце сироты, с «вырезанными» на ней самыми сокровенными воспоминаниями и вещами! И мальчик расковыривает это последнее слово, пытается его забыть, но на детской душе уже осталась рана. И автор выделяет её контрастом: «белая глубокая ранка» на фоне остальной чёрной парты. Главный герой остался один в школе для того, чтобы другие сироты не узнали правды, которая может также ранить их, как его. Он не хотел, чтобы это случилось ещё с кем то, помимо него самого. Этот поступок вызывает восхищение у читателя, показывает богатство внутреннего мира маленького героя, его превосходство над лжешефами. Можно также заметить, что имя главного героя ни разу не называется за всё произведение. Даже дядя Вася назвал его просто «мальчик». Возможно, это значит, что на месте главного героя мог подразумеваться любой из этих детдомовцев или вообще сирот. Каждый из них хотел получить надежду на лучшее в этой жизни, но также остался с раной на душе. Всем ходом повествования, отбором художественных деталей, образами героев автор утверждает, что не только война искалечила детские души, но и жестокость, безразличие, незащищённость со стороны взрослых.
Несмотря на небольшой объём рассказа, он оставляет огромное впечатление и заставляет задуматься не только о том, какие тяготы выпали на долю детей военного времени, но и о том, что такое предательство, жестокость взрослых; рассказ восхищает нас внутренней силой, «взрослостью» не по возрасту детей-детдомовцев, их нравственное превосходство над «шефами».

Задание 2. Зачем нужна поэзия в ХХI веке.

Стихи…Поэзия…Такие, казалось бы, простые слова. Но сколько скрывается в них! Сколько силы и тепла, способного разжечь не одно ледяное сердце!.. Мы живём в эпоху третьего тысячелетия — времени мощных информационных ресурсов и технологического прогресса. Сегодня телевидение и Интернет вошли практически во все сферы жизни, заменив, к сожалению, чтение книг. Поэзия для большинства вообще постепенно уходит на последний план. Но способны ли технические информационные средства обогатить нашу душу тем, в чём она так нуждается? Сегодня люди начали забывать об эстетических ценностях и духовном развитии. К сожалению, часто приходится слышать: зачем нужна сегодня поэзия? Многие также говорят: “Зачем тратить время на стихи? Всё это для романтиков и мечтателей…”

Конечно, без поэзии мир бы не стал другим, но он стал беднее в духовном плане. Поэзия, я считаю, действительно возвышает душу и прививает тягу к прекрасному. Она всегда была и будет важной частью литературы и всего искусства в целом. Поэзия, как и любое искусство, будет актуальна и нужна во все времена. Одна из функций поэзии в любые времена – это передача чувств, эмоций и мыслей автора. Она часто может быть легка в прочтении и в восприятии, а это уже помогает донести смысл и идею произведения. А ещё, по этим же причинам, стихи намного сильнее врезаются в память, особенно по сравнению с прозой. И не стоить думать, что произведения поэзии не могут содержать такой же глубокий смысл, как проза. Да, возможно, проза может быть более точна в передаче мысли, но не стоит из-за этого настолько сильно принижать поэзию. Об этом очень хорошо говорил Николай Глазков:

Зачем нужны стихи? Какая польза?
От ритма, рифм и прочих пустяков?
А Вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов.

Лично для меня поэзия — это не просто слово, это жизненная необходимость. Это то, что согревает мою душу, заставляет смеяться, плакать, наслаждаться прекрасным. Я не понимаю, как можно обойтись сегодня без поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева? Сколько эстетических строк подарили нам эти великие поэты, которые своим словом пытались достучаться до каждого человека, затронуть его душу. Именно их поэзия еще с детства учит нас любить Родину, свою семью, быть хорошим другом и сильной личностью. Становится горестно на душе, когда наблюдаешь, что сейчас поэзия потеряла свою ценность, что теперь это лишь материал учебников в школе. Сегодняшние школьники учат стихи наизусть, чтобы получить оценку и вскоре забывают их. И это неправильно. Потому что с ними забывается история, культура народа. Исчезает уверенность в завтрашнем дне. А ведь именно в красоте и могуществе родного слова живет и процветает наш народ. Поэзия заставляет нас видеть прекрасное, чувствовать, сопереживать, потому, что в ней вложена часть души поэта! Поэзия обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

Читайте также:  Как я вылечил чесотку

В современный технический век в суете проходят наши дни, а мы даже не успеваем оглянуться на красоту этого мира. И как хорошо было бы посидеть в уютном кресле, с любимой книгой стихов. В тишине мы постигаем покой; в чтении стихов любимого поэта учимся сопереживать , открывать сердце, видеть чувства других. А ведь всего этого сегодня так не хватает нам, жителям третьего тысячелетия. Возможность видеть мир другими глазами нам тоже даёт поэзия. Где ещё мы получим такой шанс? Кто нам расскажет о своих переживаниях, идеях, откровениях, как не она?
Для меня поэзия – удивительная вещь. Она заставляет меня по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Я считаю, что в ХХI веке поэзия – это не ненужная вещь, а потребность души в прекрасном, как и потребность в любом возвышенном искусстве. Поэзия – это искусство, а искусство- вне времени, оно вечно.

Источник

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (3)Музей этот очень богат. и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица. (18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок. (19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров. (20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!

(23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей.

(А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Проблема исторической памяти. (Кто является подлинным героем нашей истории?)Историю творят не только князья и цари, но и простые люди, весь народ.
Проблема мужества и стойкости русского человека.(Что помогло России выстоять в многочисленных испытаниях?Благодаря мужеству простых русских людей, таких как пушкарь Первушка Фёдоров, Россия преодолела все смуты, войны, другие невзгоды ииспытания и сохранилась как государство.

Источник