Советы логопедов как вылечить заикание

Советы логопедов как вылечить заикание thumbnail

Мне, как логопеду, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда папа или мама, с заплаканными глазами, рассказывают о том, что ещё вчера всё было хорошо, а сегодня ребёнок стал заикаться и как избавиться от заикания они не знают. Или взрослый человек, с детских лет страдающий этим речевым нарушением, получает работу своей мечты. А на пути к заветной должности, стоит проклятый недуг.

Однако, паниковать не нужно. Существуют определённые методы, изучив которые вы, возможно, найдёте ответ на вопрос: Как избавиться от заикания?. Хотя, при таком сложном речевом нарушении, отказываться от помощи специалистов не стоит ни в коем случае.

Содержание

  • Что такое заикание? — Секреты нашего мозга
  • 4 главные причины заикания
  • 10 проверенных советов как избавиться от заикания
  • Другие методы избавления от заикания
  • Заключение

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Согласно теории речеобразования, речевой процесс представляет собой некий круг передачи информации между тремя мозговыми центрами, расположенными в коре больших полушарий – речевым (центр Брока), слуховым (центр Вернике) и ассоциативным.

С помощью ассоциативного центра мы подбираем необходимые слова, расставляем их в нужной последовательности, то есть строим фразу. Из ассоциативного центра информация передаётся в речевой, который обрабатывает её, испускает необходимое количество нервных импульсов и посылает их к мышцам речевого аппарата (губ, языка, голосовых связок, гортани), а также мышцам, принимающим участие в акте дыхания (диафрагмы и грудной клетки). Человек, выдыхая, говорит, при этом информация в виде речи поступает в слуховой центр. Слуховой контроль позволяет судить о правильности речи, и, если всё произнесено правильно, информация об этом снова возвращается в ассоциативный центр. Это является сигналом для построения следующей фразы.

Из этой схемы становиться понятно, что плавная речь возможна только при синхронной работе всех трёх центров, то есть когда они передают информацию с одинаковой скоростью. При заикании эта синхронность как раз и нарушается. «Виновником» этого является речевой центр Брока. В силу различных причин его активность значительно повышена, что заставляет его вырабатывать больше нервных импульсов и передавать их мышцам речевого аппарата. Это вызывает их дополнительные сокращения, что на выдохе приводит к появлению запинок судорожного характера.

как избавиться от заикания

Существуют две основные формы речевых судорог:

  • Клонические – судороги, вызывающие многочисленные речевые повторы (ло-ло-ло-жка, ку-ку-ку-кла);
  • Тонические – судороги, которые длительно сковывают речевые движения (т…….топор, м……..машина);

Чаще всего в речи заикающегося встречается обе формы.

4 главные причины заикания

  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

10 проверенных советов как избавиться от заикания

1 Совет. Научитесь делать самомассаж. Массаж очень полезно делать при заикании, так как он несёт несколько очень важных функций. Активизирует нервные окончания, расширяет периферические кровеносные сосуды, положительным образом влияет на нервную и другие системы организма.

Сначала необходимо выполнять гигиенический самомассаж. Он выполняется методом поглаживания. Расслабляет все мышцы тела, в том числе мимические и речевые. Ослабленные мышцы, после этого массажа, напротив, активизируются.

Техника массажа.

  • Проводим лёгкими, поглаживающими движениями от середины лба к вискам;
  • От середины лба к вискам и вокруг и под глазами до переносицы;
  • От крыльев носа к ушам;
  • Гладим щёки круговыми движениями, по часовой стрелке;
  • Гладим шею;
  • Рук, плеч в направлении к туловищу;
  • Живота круговыми движениями по часовой стрелке.

Делаем вибрационный самомассаж методом энергичных постукиваний.

Техника вибрационного массажа.

  • По лбу с произнесением звука М, по верхней губе с произнесением звука В, по крыльям носа с произнесением звука М.
  • По нижней губе с произнесением звука З;
  • По верхней части груди с произнесением звука Ж;
  • По спине слева и справа на звуке М.

Вибрационный самомассаж лучше проводить стоя. Затем сделайте 5-10 медленных и спокойных вдохов и выдохов.

Полный комплекс массажа  и артикуляционной гимнастики вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

2 Совет. Развивайте и укрепляйте мышцы, участвующие в речевом процессе. Для этого необходимо выполнять упражнения для рта, челюсти, губ и языка.

Читайте также:  Как вылечить отек на глазу

Упражнение 1. Широко раскрыть рот. Первым условием чёткой и плавной речи, является свободно и широко раскрывающийся рот. Исходное положение – рот закрыт, губы и челюсти расслаблены, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Делаем вдох носом, рот при этом закрыт и длительно произносим звук А (аааааа), затем звук У (уууууу), О (оооооо), Ы (ыыыыыы).

Упражнение 2. Показать зубы, растянув губы в широкой улыбке. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. Вытягивание губ «в хоботок». Длительно произносим звук У. поворачиваем «хоботок» несколько раз вправо, влево, вверх и вниз (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую – вправо, влево. Повторит 3-4 раза.

Упражнение 4. Широко открыть рот. Поворачиваем язык в правую, затем в левую сторону. Повторить 4-5 раз.

3 Совет. Тренируйте дикцию. Специального внимания требует тренировка губ и языка, которые должны стать подвижными, легко управляемыми и эластичными.

Упражняйтесь в проговаривании слогов, слов, маленьких фраз и текстов. Очень полезно зажать между зубами небольшую пробку так, чтобы её внутренняя сторона не касалась языка, а зубы были обнажены. И в этом положении тренировать дикцию.

Если это упражнение делает ребёнок, то чтобы он не испугался, можно сказать ему, что вы играете в крокодильчики. Делайте упражнение вместе с ребёнком.

Начинать нужно со звуков Й, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Л, Ль, Д, Дь, соединяя их с гласными, то есть с тех звуков, при произнесении которых не включаются губы. Например,

  • лага-лада-лапа-лана
  • лаго-ладо-лало-лано
  • лагу-ладу-лалу-лану

Затем переходим к проговариванию слов и фраз. Лучше всего это делать на скороговорках. Скороговорки произносятся быстро, слитно, с многократным повтором отдельных слов и всей фразы.

В моей статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей», вы найдёте много интересных и забавных скороговорок, для тренировки дикции.

4 Совет. Учитесь шёпотной речи. Давно известен парадокс, что шёпотом многие заикающиеся говорят совершенно нормально.

Тонированная речь и декламация. Сюда мы относим простейшую тонированную речь, ритмическую речь, монотонную и речь низким голосом.

Простейшую форму тонированной речи представляет собой прибавление к каждому звуку произносимого слова равносильно, в сущности, изменения его слогового состава. Слово «страх» превращается в трёхсложное «сэ-тэ-рах».

Монотонная речь – это речь, лишённая естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно, но не так безусловно, как ритмическая речь. Влияние низкого тона на уменьшение заикания давно известно.

5 Совет. Попробуйте говорить медленнее. Медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для устранения приступов заикания и в этом отношении мало уступает ритмической речи, имея пред последней все преимущества более естественного влияния, не поражая слушателя своей искусственностью, как речь ритмическая.

Существует три вида тонированной речи, а именно речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом.

6 Совет. Совмещайте эти три вида речи. Говорите медленно, низким голосом однообразным тоном. Вероятно такой совет покажется вам немного несуразным, но вам и не предлагается так говорить постоянно. Так нужно тренироваться произносить тексты, слова, скороговорки. И чем больше, тем лучше.

7 Совет. Дышите правильно. Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функцией, которые, с одной стороны, обеспечивают жизнедеятельность организма, а с другой – поддаются эффективному волевому контролю. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Лёгкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого «органа».

Более подробно о развитии речевого дыхания вы можете прочитать в статье «Игры для развития речевого дыхания».

Часто частота и сила речевых судорог зависит от того говорит человек сам (отвечает на вопросы или что-то рассказывает) или он говорит вместе с кем-то, по образцу. Отраженная и сопряженная речь.

8 Совет. Говорим сопряжено. Вместе с педагогом произносим фразы и слова.

9 Совет. Пересказывайте сказки, рассказы, увиденный фильм или мультик.

В пересказе уже есть моменты, которые облегчают речь заикающегося. Запомнив последовательность изложения, он создаёт для себя образец. Это и есть помощь в данном случае.

10 Совет. Рассказывайте самостоятельно о том, что видите.

Рассказ является самостоятельной речью и неотъемлемой частью работы с заикающимися. Поэтому, активно включайте его в речевую тренировку.

Определённое облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь сопровождают движениями. Так как движения, являются отвлекающим факторов в данном случае.

Другие методы избавления от заикания

Для того чтобы избавиться от такого тяжёлого недуга, как заикание, необходимо подключать все доступные методы. Выше я постаралась изложить в форме советов, что необходимо предпринять.

Вот ещё несколько способов борьбы с заиканием, которые, при желании, вы тоже можете применить как с помощью специалистов, так и самостоятельно:

  • Точечный массаж;
  • Физиотерапевтические процедуры, к ним относится: мезодиэнцефальная модуляция; электросон; магнитопунктура;
  • Лечение отварами, настоями и настойками;
  • Устройства и компьютерные программы.
Читайте также:  Как можно вылечить зубы в домашних условиях воспаление

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет!!!

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные.  Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Источник

                Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

 В последнее время очень часто в своей логопедической практике сталкиваюсь с таким речевым расстройствам, как заикание, которое проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказываться. Порой у многих людей не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь ребенка и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую фразу.

Что мешает заикающимся детям говорить «нормально»?  Каковы причины заикания? Чем и как можно помочь ребенку? Куда и кому обратиться? Существует ли лекарство от заикания? Это наиболее актуальные вопросы,  которые задают родители, посещая мои консультации и практические занятия в детском саду.

Дорогие родители, если у Вашего любимого ребенка появились паузы, запинки в речи, стоит задуматься, сходить на консультацию к специалистам. Вам сообщили, что это заикание – не стоит расстраиваться, но и не надо расслабляться. От Вас зависит очень многое!

Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух – пяти лет. Это период наиболее активного развития речи. Именно поэтому проблемы речевого характера происходят в эти годы. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек. Заикание возникает в три – четыре раза чаще. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить, это длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

А теперь поговорим о причинах заикания. Прежде всего, причиной появления заикания является, ослабленность центральной нервной системы. Поводы  к возникновению заикания, могут быть различными, оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. Нередко заикание возникает при раннем речевом развитии. Если родители читают слишком много стихов, сказок, обращаются с просьбами: «расскажи», «повтори». Телевидение, компьютер также могут стать причиной появления запинок в речи. Иногда у детей, поздно начавших говорить, в результате бурного развития речи возникает и заикание. Следует иметь ввиду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой.

Уважаемые родители знания первых признаков и причин возникновения заикания поможет Вам своевременно обратиться к специалистам (психологу, невропатологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Как специалист,  рекомендую ряд профилактических мер, чтобы предупредить заикание.

Прежде всего, это укрепление здоровья детского организма, нервной системы, полноценное питание, хороший сон. Необходимо всячески оберегать ребенка от психотравмирующих ситуаций, вызывающих испуг. Ограничение просмотра телевизионных передач, игры на компьютере и конечно Ваша речь родители, поскольку у некоторых детей заикание появляется по подражанию.

И наконец, подошли к самому главному вопросу нашей беседы как помочь детям и родителям, куда обратиться.

Заикающимся детям, разумеется, можно эффективно помочь. Следует подчеркнуть, что для этого необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей, так как без подобного комплексного подхода успех невозможен. Очень часто родители меня спрашивают к кому надо обращаться при появлении запинок в речи? Назову основных специалистов, участвующих в коррекции запинок у детей.

Читайте также:  Как вылечит опухоль крайней плоти

Не обойтись без консультации врача – психоневролога, который назначит медикаментозную терапию.

Весьма желательно привлечь к лечению детей психолога. Немало важная роль в коррекции заикания принадлежит логопеду. В своей практике использую приемы правильного речевого дыхания, голосовую гимнастику, работаю над темпом речи, режим молчания. Рекомендую использовать речь на распев. Замечено, что, когда ребенок или взрослый поет, запинки  в речи исчезают.

Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью помочь ребенку. Часто, когда необходимо вылечить заикания у ребенка, начинать надо с себя. Позвольте в конце нашей беседы дать вам ряд рекомендаций.

Прежде всего, уважаемые родители, не надо паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свое беспокойство ребенку. Нельзя стыдить и наказывать ребенка и сообщать ему о том, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Постарайтесь говорить меньше не торопясь, короткими и понятными фразами.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком, так, чтобы его не подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. Для снятия напряжения нервной системы рекомендую игры с песком и водой.

Ваш ребенок может помочь вам делать обычные домашние дела. Для мамы девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а для папы мальчики охотно возятся с рабочими инструментами. Кроме того необходимо следить, чтобы у ребенка была постоянно физическая нагрузка. Итак, родители не забывайте, что спокойная семейная обстановка, разумный режим, здравый смысл относительно требований к ребенку гораздо важнее, чем экзотические методы лечения или надежда на чудодейственную пилюлю.

Дорогие родители, желаю Вам всего самого доброго!

Источник

Когда малыш начинает разговаривать, его родители могут заметить заикание в детской речи. И, разумеется, тут же начинают волноваться и искать специалиста, который поможет решить эту проблему.

Куда бежать? Чаще всего сразу записываются на прием к логопеду. Однако психотерапевт Наталья Зайцева убеждена: поначалу нужны другие специалисты.

Заикание – это психическое заболевание, которое чаще всего начинается в детском или подростковом возрасте. Преходящее заикание регистрируется у 1 из 25 детей, стойкое – у 1 из 100. Мальчики страдают им в 2-10 раз чаще, чем девочки (разные исследователи дают разные цифры).

Заикание развивается как остро, так и постепенно. Его течение может быть:

  • прогредиентным (постепенное, неуклонное усиление симптоматики);
  • регредиентным (уменьшение или исчезновение симптоматики);
  • рецидивирующим (возобновление симптомов болезни после кажущегося выздоровления).

Есть 2 варианта заикания:

НЕВРОТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ = ЛОГОНЕВРОЗ развивается на стыке психотравмирующих событий (испуг, тяжёлый внутрисемейный конфликт, разлука с родителями) и личностных особенностей ребёнка (преобладание в характере тревожно-мнительных черт).

НЕВРОЗОПОДОБНЫЙ = ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ развивается вследствие органического поражения головного мозга (родовые травмы, инфекции, интоксикации), эпилепсии.

Явления логоневроза хорошо поддаются лечению, в 50-80% случаев исчезают полностью или значительно сглаживаются. Расстройства речи органического генеза плохо поддаются коррекции и обычно сохраняются всю жизнь.

Поэтому однозначный ответ на вопрос, можно ли вылечить заикание, дать невозможно. Заикание заиканию рознь. А ещё заикание нужно отличать от других нарушений речи, типичных для других болезней.

Как разобраться в ситуации? Алгоритм минимальной диагностики такой:

  • тщательный сбор анамнеза (наследственность, течение беременности и родов у матери, перенесенные заболевания, наличие или отсутствие психотравмирующих обстоятельств, изучение обстановки в семье, особенности поведения и реагирования);
  • клинический осмотр и беседа с человеком (выявление других симптомов, которые сопровождают нарушения речи; например, для первого варианта типично нарушение сна, плаксивость, боязнь выступлений перед аудиторией, фиксация на имеющихся речевых проблемах, для второго – усиление выраженности нарушений на фоне интоксикаций, травм, инфекций, отсутствие серьёзных переживаний по поводу заикания);
  • патопсихологическое обследование;
  • ЭЭГ;
  • консультация невролога.

И только после этого можно ставить вопрос о лечении, его методах, делать прогноз.

Мамочки, дети которых страдали заиканием, в своих комментариях также отметили, что лечение этого заболевания должно быть комплексным.

Я с ребенком пошла сначала к логопеду, она перенаправила к неврологу, невролог сказала, что данное заикание от мышечного спазма и что это наследственное, действительно у мужа тоже такое же заикание.

В 15 лет случайно мы, группа заик, по направлению оказались у очень классной женщины врача. На двери была табличка «невролог». Сейчас я понимаю, что она была классным психологом прежде всего. И именно она дала нам путевку в жизнь без заикания. Именно она научила нас, подростков, не бояться и не стесняться.

А вам знакома проблема заикания?

Читайте также:

  • Совет дня: как сделать детскую речь богатой и яркой
  • Гениально! Этот алфавит с картинками легко учат дети с 3-х лет
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
Все фото: Depositphotos

Источник