Как мы вылечили зпр

Как мы вылечили зпр thumbnail
  • Дочке 3 г 5 мес. Есть подозрение на ЗПРР. Девочки, кто чем и как лечил ребенка? Какие центры, развивающие занятия, лекарства используете? И главное – какие результаты?? Очень жду ваших ответов.

  • У вас есть подозрение, а не конкретный диагноз, поэтому что-то посоветовать, особенно лечение – никто здесь не сможет!
    Обратитесь сначала к неврологу, логопеду, хотя бы в районную пол-ку. Далее по ситуации.

  • Дело в том, что я не прошу подтвердить или опровергнуть диагноз у нас, а прошу рассказать что было у вас!! И главное, какова вероятность излечения. Естественно, поход ко врачам уже запланирован.

  • Здравствуйте! Коротко расскажу о нас. Мы удочерили девочку год назад, сейчас ей 2г7мес. Диагноз поставленный в доме ребенка-грубая ЗПРР, там-же была оформлена инвалидность. За год пребывания дочки дома мы были на нескольких сеансах у остеопата, на приеме у Зайцева в “Невро-меде” , сейчас записаны к эндокринологу, сурдологу и генетику. Зайцев не согласен с поставленным ранее диагнозом. Хотя, на момент приема дочь не говорила ни одного слова, не лепетала , не ходила. Мы и до сих пор этого не умеем,хотя прогресс есть. Стала больше играть с игрушками, очень любит смотреть мультики,слушает классическую музыку для малышей.Любит купаться в бассейне, очень спортивная (кувыркается, подтягивается, стоит на голове). С ходьбой хуже, ходит уверенно только в пределах огороженного пространства, т.к. качается и падает. Пойдем сделаем перед следующим приемом невролога ЭЭГ. Да, и месяца 4 мы пили ноотропил и цераксон. А у вас какие проявления ЗПРР?

  • Генриетта, напишите какие признаки указывают на ЗПРР у Вашей девочки? Что у нас, это : очень неуверенная походка, нет лепета и речи, не откликается на обращенную к ней речь.Умеет играть в ладушки, гуси-гуси, сорока-ворона , повторяет упражнения (не всегда)с пальчиками, помнит (очень хорошо) в каком месте надо аплодировать в мультфильмах.В остальном все замечательно, спит и ест хорошо. Вот и не понятно мне , ЗПРР это или последствия пребывания в доме ребенка. Она ведь в полтора года не умела даже игрушку держать и не улыбалась….

  • Сначала расскажите, что у вас. А то не понятно. Подозрение на ЗПРР – это как-то ни о чем.

  • Девочки, у нас так. Начну сначала. Во время беременности были отеки, гипоксия плода и ФПН 1 степени. Роды через плановое кесарево по показаниям со стороны моих проблемных глаз. Дочка родилась в оч хорошем весе – 3560 и 51 см. Гипотонус, тремор. Лечение актовегином. Отставание в моторном развитии. Не критичное, но на нижней границе нормы. К примеру – голову стали держать только к 3 месяцам. Пошли в год и 2 мес. Что имеем сейчас – речь не очень, приходила логопед, сказала, что не критично, но ЗРР поставила, отставание на полгода. Велела купить книжки и заниматься, занимаемся. В целом – память оч хорошая, довольно легко запоминает длинные стихи, на имя реагирует, но не речью, так сказать. Говорит в целом понятно, но без падежей склонений часто. Часто просто общая мысль ясна, так сказать. Предложения из 3 слов. Пошли в сентябре в сад. Начались навязчивые движения – покашливания через каждые 5 мин. Врач прописала Глицин и Валерианахель. Ходит в целом неплохо, болеет, правда, часто. И вот на днях мне в саду одна из воспиталок сказала, что дочь как-будто на своей волне, не делает со всеми вместе то, что говорит воспиталка. Не занимается со всеми вместе, только если индивидуально с ней занимаются. Не откликается на имя… Во время занятий сама себе поет песенки, смеется… Надоело ей заниматься, встала, пошла игрушками играть. Воспиталка говорит, давайте, мол, нашего психолога позовем, пусть посмотрит дочку. В пятницу психолог заходила к ним в группу, но пока не сказала результат и пока нам никто еще ничего не говорил и диагноз ЗПР не ставил, НО я порылась в инете на тему “Последствия гипоксии. Заболевания” и шаг за шагом нашала про ЗПР.. И многое прям про нас, мне кажется. Мне страшно… И что – коррекционный сад? Из этого нас попрут?
    Вот тут прям про нас –
    ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм.
    Для таких детей характерна беспомощность, бурное проявление эмоций, которые через минуту могут поменяться на противоположные. Такой малыш очень зависим от матери, ему трудно принимать самостоятельные решения, то есть наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Задержку в психическом развитии у таких малышей диагностировать достаточно сложно, так как его отставание не бросается в глаза, но если сравнить его со сверстниками, то становится понятно, что он младше своего возраста.
    Вот сравниваю дочку с остальными детьми в группе и мне кажется, что она прям младше как-будто. Неврологи к нам претензий не имеют (их было 5 штук за все время), ставят “интеллект соответствует”. Педиатр наша тоже не согласна, говорит, у дочки социализация медленная, она адаптируется еще только… И все же, все же… Какие мнения?

  • Вы ставите телегу вперед лошади. Вам еще никто ничего не диагностировал. И уж конечно, не выгнал из садика
    Если что, моя .. отставала на год, ну я так примерно определила. Ничего, догнала. Говорить более-менее начала в 4 года. И тем не менее, успешно в саду справлялась. А вся дочкина несобранность действительно может объясняться адаптацией.

  • Может аутичные черты?..Дети с ЗПР и на имя откликаются и в себя не уходят и стихи запоминают с трудом.В любом случае,ну есть у ребенка проблемки,но они совсем небольшие.

  • А какие у вас отношения? Детки, которые выглядят младше, обычно находятся под гиперопекой.

  • Занятия, занятия и занятия. И желательно с дефектологом. Зоотерапия, игротерапия, цветотерапия. Нейрокоррекция.
    Еще посоветую детского психиатра Симашкову в НЦПЗ на Каширке.
    ЗПРР – фигня, вообще не диагноз, так, временное состояние Те же аутичные черты (АЧ) со временем угасают. В большинстве случаев угасают. Но бывает, что становится хуже. Так что, если сомневаетесь и переживаете, то лучше покажите ребенка врачам (на подобных проблемах специализируются именно психиатры, не бойтесь их). Вполне возможно Вам порекомендуют специализированный садик (логопедический) или группу для детей с ЗПР, тоже не пугайтесь, там и детей в группе меньше, и занятия ежедневные.

  • Да, мамская очень (( Залюбленная, чего у там ((

  • Спасибо за наводку, запомню фамилию доктора. И вообще, спасибо за позитивный настрой. Воспитатели говорят, что дочка уже лучше занимается и вообще ведет себя. Будем надеяться, что большей частью у нас не проблемы, а адаптационные моменты.

  • +1, очень похоже на аутизм по симптомам.

  • Источник

    У моего сына не зпр а зрр была. Он звукоподражания начал выдавать после двух лет. Первое слово мама – в 2,5. До 2х лет ни одной согласной, ничего. Я чего только с ним ни делала, куда ни водила((( он так то смышленый был. Цвета спросишь – пальцем тыкнет, формы, буквы, кто где живет, что ест и т.п. А вот речь никак. Плюс поведение… Это тихий ужас. У врача как открывал рот так и орал пока из пк не выйдем. У невролога уходил в глухую несознанку. После того как в 2 года невролог сказала что у нас УО (ребенок в очередной раз отказался общаться, не показал глазки и т.п.) муж стукнул кулаком по столу: никаких врачей.

    Надо сказать что я заподозрила проблемы в речи месяцев в 8. У подружки доча гулила а мой молчком. Вот я и начала его развивать как умела. Накупила книжек, перелопатила интернет. Оказалось что очень тяжело найти занятия для совсем неговорящих детей. Во всех пособиях отталкиваются от того что ребенок хоть слоги говорит, хоть что-то говорит. Егор до двух лет говорил две буквы. И и Е. Собирала информацию по крупицам. Пробовали центры. Он там только орал. После 2х лет пробовали логопедов – на контакт не шел. Вот и делала сама. Рисовала, лепила, клеила с ним. Читала. Самое тяжелое для меня было “болтать в пустоту” т.е. чего-то показывать, рассказывать когда обратной связи никакой. Это был очень тяжелый период. Я много плакала, переживала за сына.

    Читайте также:  Как быстро вылечить шишку с синяком на лбу

    В 3 года случайно нашли логопеда с которой сын начал заниматься. С тех пор она к нам ходит домой 3 раза в неделю. Тогда же, в три года, я все же уговорила мужа на еще один рейд по врачам. Мы сделали узи гм, допплер сосудов шеи, ээг и пришли к новому неврологу. И о чудо! Мы получили диагноз!!! Не какое-то там зрр или онр а дизартрию. Эта же врач нам прописала лечение – массаж воротниковой зоны (который мы конечно делали не раз до этого) в сочетании с электрофорезом на область щек. Плюс нам дали направление в реабилитационный центр для деток с проблемами. В этом центре мы все процедуры прошли бесплатно в режиме садика. Т.е. ребенка утром приводишь, вечером забираешь. А там специалисты: дефектолог, психолог, логопед, массаж и физио, плюс занятия. У каждого ребенка своя программа. Дети спят, гуляют, обедают. Все как в обычном садике. Но деток меньше, и у каждого ребенка свой диагноз. У кого дцп, у кого грубая зпр и т.п. Сыну там было тяжеловато. Ибо детки конечно там разные. Но какой эффект! После первого курса физио ребенка не узнать. После второго курса речь пошла так что сын начал заикаться. Очень сильно, не мог слова сказать. Сам смеялся и говорил: “мама, не могу”. Но говорил! Мы пришли в центр в 3,5 года. В активе были только первые слоги слов. А через 3 месяца у сына были полноценные предложения. В итоге, речь появилась к 4 годам. После огромной работы. Мне всегда говорили все специалисты, что не было бы этого результата, если бы я не занималась. Т.е. “подождите, сам заговорит” – это не наш случай. Это толчок, который наконец обнаружил что все эти годы я не в пустоту разговаривала. Я делаю этот акцент не чтобы показать какая я молодец. А чтобы уточнить, не физио нам помогло, а систематические занятия. Много и долго. А физио дало долгожданный толчок.

    Сейчас сыну 4,5. Речь не всегда можно разобрать. Очень много звуков не на месте и никто не дает мне гарантий как дизартирия поведет себя при чтении и письме. Но мы продолжаем заниматься. Есть и плюс. В плане содержания речи, рассказа, сын переплюнет многих школьников. Потому что владеет всеми частями речи и может связно рассказать про авиационные двигатели)))

    Вы в самом начале пути. Занимайтесь. В таком возрасте да еще и при задержке речи зпр не показательна. К тому же, она преодолима, особенно если речь не об органике а о вторичной зпр из-за отсутствия речи. Я общалась с огромным количеством мам и в интернете и в центре, чьи детки справились. Но работы предстоит много. Перед вами интернет, там есть все. Найдите форум местный, или просто что-то типа рмс. Там, кстати, неплохие игры есть и методики. Успехов! Все обязательно получится.

    Сорри за сумбур и много букв. Близкая и больная тема.

    Источник

    Развитие ребенка в 3,7. От ЗПРР к ЗРР.

    Уважаемые доктора, здравствуйте!
    Уже второй день читаю темы, пока не нашла того, что подошло бы под наше описание. Решила создать свою. Если я ошиблась с разделом, очень прошу перенести тему.
    Итак, есть мальчик, сейчас ему 3 года 7 месяцев. Он старший ребенок, есть еще младшая сестра, ей 1,10 месяцев. Благополучная семья, любящие родители. Я, мама, не работаю, по образованию педагог, занимаюсь домом и детьми в настоящий момент.
    Итак, про сына. Родился на сроке 37 недель, роды вызывали, у меня был гестоз. Безводный период 10 часов, 7-8 по Апгар, вес 3460, рост 51 см. После родов ребенка забрали в детское отделение, меня отвезли в реанимацию, где я пролежала сутки, сбивали мое высокое давление. Во время родов была использована эпид. анестезия, чтобы сбить мне давление. Рожала ребенка на окситоцине. На третьи сутки у сына повысился билирубин, анализ крови показал 255 единиц. Забрали под лампу на сутки. Потом еще сутки я светила его в палате. Через двое суток фототерапии билирубин снизился незначительно, стал 230. С таким нас и выписали из роддома.
    Желтушка держалась до 3 месяцев. В полтора месяца сдали анализ из вены, билирубин был 130. В 2,5 месяца две недели пропили Хофитол и к началу третьего месяца жизни ребенок побелел. Развивался по срокам в норме. Сел сам в 7 месяцев, гулил, издавал звуки, интересовался окружающим миром. Но был спокойным, малоподвижным ребенком. Пошел сам ровно в год. В 1,3 отказались от коляски, везде ходил пешком. В 1,10 уверенно поднимался и спускался сам по ступеням на 3 этаж. В это же время у меня родился второй ребенок.
    Ближе к двум годам стали понимать, что речи нет. Было несколько слов, меньше 10. Ребенок очень эмоциональный, просил жестами, интонацией, часто психовал, если мы не понимали его с первого раза. После двух лет стал часто истерить, хныкать. Речи так и не было.
    Мы поначалу мало внимания на это обращали, так как мой муж тоже стал поздно говорить, после 3 лет. И почти до школы у него были проблемы со звуками.
    В 2,10 нашему свекру показалось, что у ребенка аутизм. Сын не говорил, не играл с детьми родственников (видел детей достаточно редко), любил играть один и в одни и те же игры. Например, мы приехали к свекру, там во дворе домик детский. Ребенок “завис”, постоянно открывал двери-выходил-закрывал двери. И обратно. И так же окна. Если туда заходили другие дети-психовал, выталкивал их. Так же посуда. Брал посудку, складывал ее в шкафы, закрывал. Открывал, вытаскивал посудку, закрывал. И так раз по 10.
    Дома тоже любил так играть, откроет шкаф, положит туда что-то, закроет. И обязательно надо, чтобы кто-то комментировал это. Я или моя мама по скайпу. Мол, открыл дверь. Закрыл . Помимо этого, сын любил кататься на машинке-толокаре, мог собирать конструктор, катать машинки. Гуляем мы на детских площадках, примерно с полутора лет. То есть детей видит постоянно.
    В общем, переполошились мы с аутизмом. Нашли врачей. Обследовали. Диагноз-ЗПРР. Стали заниматься с дефектологом и пить ноотропы. Пропили пантогам, кавентон, тенотен, нейромультивит, пикамилон, биотредин. В конце курса были еще уколы кортексина. Но я не стала колоть.
    В общем, после 4 месяцев занятий с дефектологом, ребенок стал говорить предложениями, речь еще смазанная, мало понятная, но домашние его хорошо понимают.
    На данный момент диагноз снят, стоит диагноз ЗРР. Продолжаем заниматься с логопедом. Касательно речи, есть замена “т” и “д” твердых на “г” и “к”, мягкие “д” и “т” есть (тетя, дядя, но гом-дом, покакать-покатать, сюга-сюда). Есть дизартрия, то есть во рту как бы каша. И очень быстрый темп речи. Последнее время стал заикаться, например, ААаааня, иди сюда. Или Хахахахачу….заикается на первом слоге. Если попросить повторить медленнее, повторит уже без заикания. Спешит, когда эмоции сильные. Бывает день вообще нормально, а бывает день, что заикается постоянно. Пока не пойму, от чего зависит.
    Что еще беспокоит в ребенке на данный момент. Он не играет с детьми. Он играет только с младшей сестрой, но она еще маленькая и игры получаются примитивные, догонялки, бесятся в основном вместе. НА улице вместе катаются на качелях. Часто зовет ее в игры. Играет в ролевые-как будто кормит ее.
    А вот с детьми на площадке не играет. Никакой инициативы. Редко, если попадется спокойный ребенок, может покатать с ним машинки. А так, играется в песочнице сам, со мной или с бабушкой. На других детей внимания не обращает. Если они берут его игрушки-не отдает, забирает обратно. При этом пользуется речью, “не трогай, это мое ведро”, “отдай, зачем взял”. Если я вмешаюсь, попрошу поделиться-поделится, если не вмешаюсь-сам почти не делится.
    Еще очень любит двери. Прямо фетиш. Закрыть-открыть. Если ругаем его-обижается и убегает. Проходит время, он опять подходит-начинает открывать-закрывать. Или подходит ко мне и спрашивает разрешения. А так, если идем в ванну, не дает мне закрыть дверь, только сам. Но прям зависания нет. Переключается, если ругаем-уходит сразу.
    В общем, на данный момент, имеем 2 проблемы.
    Это общение. Не играется со сверстниками. И даже не пытается. (говорит мне, что не умеет говорить), может стеснительность его еще сказывается. Он очень застенчивый.
    Вторая, эти двери..когда это пройдет? И вообще , что это?
    И третья, речь, логопеды уверяют, что к 5 годам выправится. Но пока улучшения есть, но и проблем еще много остается.
    Хотелось бы узнать, что я могу сделать как мама?
    В сад не ходим и не ходили. Наша невролог отсоветовала. Ребенок очень ранимый, эмоциональный, впечатлительный.
    Например, если обольется, прям трагедия. Сразу хнычет. Мы стыдим, объясняем, что не страшно. Вытерся и все. Но в след. раз все по-новой.
    Боится лазать, хочет, но боится залезть высоко, просит помощи. С нашей помощью лезет, но приговаривает, что боится упасть. Хотя никогда не падал. Вообще очень осторожный ребенок.
    На занятиях ведет себя хорошо.Слушается, занимается с удовольствием. Считает до 5 уверенно, до 10 с подсказкой. Но мы специально не учим. По навыкам развит по возрасту. Рисует человечка (плохо), линии, режет ножницами, красками рисует аккуратно, лепит. Понятия много-мало, близко-далеко и тд по возрасту. Все есть. Занимаюсь с ним и я , по Земцовой, книги для детей 3-4 лет. Почти все задания выполняет на отлично. Хорошая память.
    Папа наш хочет видеть в сыне супермена. Уверенного, шустрого, бойкого, лидера. Но по факту все наоборот.
    Я так понимаю, надо отстать от ребенка в этом плане. Дальше заниматься речью, потихоньку сводить со сверстниками (он стал играть с детьми родственников, но там дети тихие, послушные) и по возможности подбадривать его, хвалить за успехи.
    Может кто из специалистов даст свой комментарий. Или совет.
    Простите, что так много. Хотела описать как можно подробнее.
    Еще смущает то, что ребенок мычит, когда играет один, или задумывается. Если одергиваю-он тут же замолкает. Но если забудется-опять мычит. Со стороны выглядит странно.Особенно на улице..

    Читайте также:  Как вылечить вальгусную деформацию стоп у ребенка

    Источник

    Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

    Рыжая девочка сидит за столом с книгой

    Что такое задержка развития и виды

    Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
    развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
    возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

    • ЗРР – задержка речевого развития;
    • ЗПРР – психоречевого;
    • ЗПР – психического;
    • ЗМР – моторного;
    • ЗПМР – психомоторного.

    В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
    Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
    выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
    обратились за помощью.

    Задержка речевого развития (ЗРР)

    Речь присуща только людям и является основой общего
    развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
    воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
    Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
    мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
    собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

    Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

    В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

    Ребенок закрыл рот рукой

    ЗРР может возникать в результате:

    • поражения центральной нервной системы:
      • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
        что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
        функция говорения, но и понимания речи другого человека);
      • алалии – полное отсутствие или грубое
        недоразвитие речи;
      • дизартрии – неправильное произношение или
        сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
    • Развития функциональных нарушений в ее работе:
      • заикание – частое повторение звуков, их
        удлинение, постоянные остановки в речи;
      • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
        обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
        сохраняется;
      • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
        утрата речи.
    • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
      • ринолалия – искажение многих звуков, что
        обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
      • механические дисплазии – изменения строения
        органов, принимающих участие в произношении звуков.

    Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
    фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
    считается, что ЗРР может быть вызвана:

    • родовыми травмами разного рода;
    • патологиями беременности;
    • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
      развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
    • нарушениями слуха;
    • травмами головы;
    • нарушениями развития мышц лица и ротовой
      полости.

    Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

    Маленький мальчик разводит руками

    Когда нужно обратиться к врачу

    В качестве повода для обращения к специалисту стоит
    расценивать следующие признаки:

    • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
    • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
    • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
    • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
    • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
    • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
    Читайте также:  Как вылечить зубы кормящей маме

    При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
    инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
    нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
    однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
    связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

    Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

    Ребенок с ДЦП

    Диагностика ЗРР

    Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
    ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
    исследований, включающий:

    • оценку уровня речевого развития и степень
      отклонения от нормы;
    • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
      сурдолога;
    • тесты, направленные на оценку степени понимания
      речи;
    • психологические тесты и анализ характера
      взаимодействия взрослых с ребенком;
    • КТ;
    • МРТ;
    • ЭЭГ;
    • электромиографию;
    • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

    Тем не менее часто точно установить причину возникновения
    ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
    характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
    направленное на улучшение работы нервной системы.

    МРТ для детей

    Лечение ЗРР

    Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
    легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
    на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
    но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
    обнаруженных проблем.

    Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

    • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
    • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
    • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

    Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

    Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
    является мануальная терапия с элементами остеопатии.

    Мальчик выполняет логопедическое упражнение

    Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

    Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
    детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
    органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
    функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
    следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
    последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
    предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
    развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
    отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
    толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
    любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

    Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

    Девочка и растущий график

    При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
    мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
    психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
    и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
    может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
    только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
    психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

    ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
    чего различают:

    • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
      развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
      тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
      форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
      характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
      условии проведения грамотного лечения.
    • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
      возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
      сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
      к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
      но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
      дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
      ребенка.
    • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
      развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
      тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
      психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
      психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

    Мальчик собирает пазл

    Признаки

    Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
    любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
    Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

    • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
      чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
    • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
      быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
    • отсутствие попыток поднимать голову при
      переворачивании на живот.

    При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
    нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
    следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
    психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
    слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
    3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
    запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
    перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

    Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
    таком случае на наличие отклонений может указывать:

    • низкий уровень выраженной активности во время
      общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
    • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
      лепета;
    • отсутствие способности брать предметы 2-мя
      пальцами;
    • отсутствие попыток встать, ребенок не может
      самостоятельно сесть и плохо ползает.

    Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

    К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

    Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
    году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
    насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

    • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
      часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
      контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
      в коллективе сверстников, например, в детском саду;
    • расстройство внимания – ребенку трудно
      концентрироваться на