Как вылечить болезнь духа

Как вылечить болезнь духа thumbnail

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Читайте также:  Как можно вылечить дивертикулез толстой кишки

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

Источник

Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а наоборот стремиться к счастью. Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья-лекарства. Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет ещё предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она ещё не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому невозможны изменения к лучшему. Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы-дэ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление. Представляем здесь самое основное, и даём таким образом возможность понять, откуда что возникает, и ниже приводим

CТО ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

* Не соблюдать постоянства в радости и гневе – это болезнь.

* Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду – это болезнь.

* Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-дэ – это болезнь.

* Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви – это болезнь.

* В гневе желать кому-то смерти – это болезнь.
* В безудержной алчности, не видеть собственных прегрешений – это болезнь.

* Унижая людей, возвышать себя – это болезнь.
* В произвольных изменениях попустительствовать себе – это болезнь.

* В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях – это болезнь.

* Ради сохранения комфорта доходить до совершения плохих поступков – это болезнь.

* Из-за превосходства в знаниях презирать людей – это болезнь.

* Пользуясь властью, творить произвол – это болезнь.

* Отрицая других, утверждать себя – это болезнь.
* Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними – это болезнь.

* Пользуясь силой, побеждать людей – это болезнь.
* Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени – это болезнь.

* В речах стремиться к победе над человеком – это болезнь.

* Брать взаймы и забывать о возвращении долга – это болезнь.

* Считать людей кривыми, а себя прямым – это болезнь.

Читайте также:  Как вылечить локоть правой руки

* Прямотой наносить вред людям – это болезнь.
* Делая зло людям, радоваться себе – это болезнь.
* В радости и гневе гордиться собой – это болезнь.
* Считать людей глупыми, а себя мудрецом – это болезнь.

* Восхвалять себя за свои заслуги – это болезнь.
* Обсуждать прегрешения людские – это болезнь.
* Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться – это болезнь.

* Пустое принимать за реальное – это болезнь.
* С радостью говорить о чужих просчётах – это болезнь.

* Гордиться перед людьми своим богатством – это болезнь.

* В связи с высотой положения презирать людей – это болезнь.

* Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных – это болезнь.

* Будучи бедным, завидовать богатству – это болезнь.

* Клеветой на людей добиваться расположения – это болезнь.

* Выставлять на показ свою моральную силу – это болезнь.

* Ставить себе в заслугу победу над другим человеком – это болезнь.

* Из-за своих интересов нарушать справедливость – это болезнь.

* Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу – это болезнь.

* Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя – это болезнь.

* Ревновать мужчину или женщину – это болезнь.
* Из-за вспыльчивости идти наперекор – это болезнь.

* Много ненавидеть и мало любить – это болезнь.
* Обсуждать правоту или неправоту других людей – это болезнь.

* Стараться переложить ответственность с себя на других – это болезнь.

* Из-за любви к искусству отвергать монашество – это болезнь.

* Определять достоинства и недостатки других людей – это болезнь.

* Считая, что люди претворяются, ждать веры по отношению к себе – это болезнь.

* Не проявлять милости по отношению к несущему наказание – это болезнь.

* Делая добрые дела, ждать воздаяния – это болезнь.

* Отдав что-то людям, сожалеть об этом – это болезнь.

* Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки – это болезнь.

* Ругать любую живую тварь – это болезнь.
* Сбивать с пути-дао и чинить препятствия людям – это болезнь.

* Злословить по поводу больших талантов – это болезнь.

* Таить зло на людей, которые превзошли тебя – это болезнь.

* Добавлять в питьё ядовитые снадобья – это болезнь.

* Не сохранять равновесия в сердце-это болезнь.
* Шумно суетиться по поводу мудрости – это болезнь.

* Хранить в памяти старую неприязнь – это болезнь.
* Не принимать увещеваний и советов – это болезнь.
* Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность – это болезнь.

* Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг – это болезнь.

* Беседовать с глупцом – это болезнь.
* В нападении не соблюдать законов-правил – это болезнь.

* Любить себя за то, что поступаешь правильно – это болезнь.

* Много сомневаться и мало верить – это болезнь.
* Смеяться над сумасшедшими и безумными – это болезнь.

* Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала – это болезнь.

* Некрасивые высказывания и злые слова – это болезнь.

* С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя – это болезнь.

* В тяжёлой ситуации совершать легкомысленные действия – это болезнь.

* Плохие манеры и недостойные реакции – это болезнь.

* В запутанных ситуациях полагаться только на себя – это болезнь.

* Стремиться к веселью и любить смеяться – это болезнь.

* Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям – это болезнь.

* Быть двуличным и льстивым – это болезнь.
* Стремиться к приобретению посредством обмана – это болезнь.

* Если слишком болтлив, так, что тебе нельзя довериться – это болезнь.

* Напившись допьяна, разнузданно распевать песни – это болезнь.

* Ругаться по поводу ветра и дождя – это болезнь.
* Говоря злые речи, желать погибели – это болезнь.
* Поучать людей делать аборты – это болезнь.
* Вмешиваться в чужие дела – это болезнь.
* Подглядывать тайно в отверстия и щели – это болезнь.

* Занимая, не помнить о необходимости вернуть – это болезнь.

* Взять в долг и уклоняться от уплаты – это болезнь.

* Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения – это болезнь.

* Любить угнетение и жестокое обращение – это болезнь.

* Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым – это болезнь.

* В связи с заблуждениями наносить вред людям – это болезнь.

* Шаря в гнезде, разбивать яйца – это болезнь.
* Вырезать зародыш и расчленять тело – это болезнь.

* Причинять вред водой и огнём – это болезнь.
* Смеяться над слепыми, глухими и немыми – это болезнь.

* Побуждать людей выйти замуж или жениться – это болезнь.

* Побуждать людей совершать нападение – это болезнь.

* Подстрекать людей делать зло – это болезнь.
* Покидать любимых из-за несчастья в доме – это болезнь.

* Навлекать беду, нарушая закон-дао – это болезнь.
* Увидев, тут же стремиться к обладанию – это болезнь.

* Силой отнимать принадлежащее другим – это болезнь.

Лао-Цзюань говорит:

Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ
Лао-Цзюань молвит:

С древних времён человек мудрости, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшие движения. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств. Приведём эти сто лекарств.

* Соблюдение норм ритуала в движении и покое – это лекарство.

* Податливость тела и мягкость характера – это лекарство.

* Милосердие в действиях и гармония в сердце – это лекарство.

* Соблюдение ритма в движениях и паузах – это лекарство.

* Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти- это лекарство.

* Избавление от желаний в сердце- это лекарство.
* Довольствуясь своей судьбой, воспринимать всё как должное-это лекарство.

* Не брать того, что достаётся тебе сверх положенного – это лекарство.

* Преодолевая гнев, сохранять любовь – это лекарство.

* Стремиться к непринуждённому и свободному взаимодействию – это лекарство.

* Желать людям счастья – это лекарство.
* Спасать в беде и помогать в трудностях – это лекарство.

* Перевоспитывать глупых и наивных – это лекарство.

* Призывать к исправлению склоняющихся к смуте – это лекарство.

Читайте также:  Чем и как вылечить простатит

* Предостерегать и увещевать молодых и неопытных – это лекарство.

* Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся – это лекарство.

* Помогать старым и слабым – это лекарство.
* Использовать силу, чтобы помогать людям – это лекарство.

* Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких – это лекарство.

* Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние – это лекарство.

* Имея высокое положение, дружить с простыми людьми – это лекарство.

* Быть скромным и уступчивым в разговоре – это лекарство.

* С почтением и уважением относиться к младшим по рангу – это лекарство.

* Не требовать возвращения старых долгов – это лекарство.

* Искренне и с верой сочувствовать и утешать – это лекарство.

* Говоря конкретно, быть прямым и искренним – это лекарство.

* Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением – это лекарство.

* Не спорить об истинном и ложном – это лекарство.
* Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо – это лекарство.

* Претерпев позор, не хранить обид – это лекарство.

* Развивать стремление к добру и уходить от зла – это лекарство.

* Отказываясь от красивого, брать безобразное – это лекарство.

* Отказываясь от многого, брать малое – это лекарство.

* С восхищением относиться к добродетели мудрых – это лекарство.

* При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя – это лекарство.

* Не проявлять себя, выставляя напоказ – это лекарство.

* Отвергать заслуги и брать на себя труд – это лекарство.

* Не хвастаться своими устремлениями к добру – это лекарство.

* Не скрывать чужих заслуг – это лекарство.
* Не досадовать при тяжёлой работе – это лекарство.

* Воспринимая реальность, хранить прочность веры – это лекарство.

* Скрывать тайное стремление ко злу – это лекарство.

* Будучи богатым, представлять себя нищим – это лекарство.

* Почитая продвижение других людей, побеждать себя – это лекарство.

* Не относиться к самому себе слишком уважительно – это лекарство.

* Радоваться достойным поступкам других людей – это лекарство.

* Не стремиться к разврату в половой жизни – это лекарство.

* В процессе обретений и потерь смотреть на самого себя со стороны – это лекарство.

* Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия – это лекарство.

* Не ругать ничего живого – это лекарство.
* Любить говорить добрые слова – это лекарство.
* За беды и болезни возлагать вину на самого себя – это лекарство.

* Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться – это лекарство.

* Делая благо, не надеяться на воздаяние – это лекарство.

* Желать людям исполнения их стремлений – это лекарство.

* Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать как в храме – это лекарство.

* В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость – это лекарство.

* Не помнить старого зла – это лекарство.
* Исправляя заблуждения, избавляться от зла – это лекарство.

* Услышав порицание, принять его как стимул к изменению – это лекарство.

* Не вмешиваться в чужие ситуации – это лекарство.
* В гневе и раздражение контролировать себя – это лекарство.

* Разрешать в мыслях интеллектуальные проблемы – это лекарство.

* Оказывать почтение по отношению к пожилым людям – это лекарство.

* И за закрытой дверью, в уединении строго блюсти себя – это лекарство.

* Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим – это лекарство.

* Искоренять зло и поощрять добро – это лекарство.
* В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой – это лекарство.

* В помощи людям хранить верность – это лекарство.
* Помогать во время солнечных и лунных затмений – это лекарство.

* Бороться с ревностью и побеждать сомнения – это лекарство.

* Быть спокойным, непринуждённым и великодушным – это лекарство.

* Думать о духовности и помнить о пути – это лекарство.

* Чтить и возвышать тексты мудрецов – это лекарство.

* Побуждать к достижению мудрости – это лекарство.
* Выполняя трудную задачу, не томиться этим – это лекарство.

* Чтить Небо и уважать Землю – это лекарство.
* Оказывать почтение и уважение по отношению к трём светилам – это лекарство.

* Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений – это лекарство.

* Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым – это лекарство.

* Любить жизнь и ненавидеть убийство-гибель – это лекарство.

* Не стремиться к накоплению большого богатства – это лекарство.

* Не нарушать заповедей и запретов – это лекарство.

* Честность, бескорыстность, верность и вера – это лекарство.

* Не жаждать богатства – это лекарство.
* Не жечь горных деревьев – это лекарство.
* Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз – это лекарство.

* Прямо критикуя, сохранять верность и веру – это лекарство.

* Радоваться тому, что человек обладает моральной силой – это лекарство.

* Стремиться помогать обездоленным – это лекарство.

* Нести тяжесть вместо пожилого человека – это лекарство.

* Искоренять эмоции, избавляться от любви – это лекарство.

* Быть добрым в сердце и сострадательным в мыслях – это лекарство.

* Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро – это лекарство.

* Пользуясь богатством, творить милосердие – это лекарство.

* Пользуясь высоким положением, творить добрые дела – это лекарство.

Лао-Цзюань молвит:

Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не осознавая их сути и не видя истинных причин. Как следствие этого появляются недуги. А непосредственные причины состоят в воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, дыхание-ци которых вызывает болезнь. Так, как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-шэнь приходит в состояние, при котором души-хунь исчерпываются, а души-по погибают. А если их нет в телесной форме, тогда материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-цзин и дыхание-ци. Потому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм. Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия. Даже занимая великие должности, он не осмеливается извлечь из этого выгоду. Он соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит. Питается лишь в меру потребности организма. Будучи богатым и знатным, не потакает своим желаниям. Даже если он беден, и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда и изнутри его не поражают болезни. Так разве можно не относиться к этому серьёзно?

Источник