Как вылечить ребенка от зависимости к телефону

Как вылечить ребенка от зависимости к телефону thumbnail

ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Проблема зависимости ребенка от
гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и
как отучить ребенка от планшета и смартфона – рекомендациями поделилась с РИА Томск семейный психолог, ведущая тренинговой программы для родителей Ирина
Кустова.

Как ранее сообщали
“Известия”, расходы на смартфоны и планшеты, которые родители
приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно
выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали
тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%. 

Кто приучил?

“Когда ко мне приходят родители с
ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета,
то возникает логичный вопрос к родителям: “Кто приучил?”, – говорит Кустова.

По ее словам, порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами,
в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

Ирина рассказала, что причин, по
которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая –
занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

“Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и
без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит
время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает
исключительно гаджетами”, – такие причины отмечает психолог, говоря о детях
от года до шести лет.

Зачем “яблоко” школьнику?

Психолог рассказала о самой
частой причине появления “навороченных” телефонов у детей уже школьного
возраста. По ее мнению, родители видят в этом способ сблизить ребенка с
одноклассниками и сверстниками.

По словам Ирины, на вопрос, зачем
семилетнему ребенку телефон за 12 тысяч рублей, родители часто отвечают,
что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным “он
будет изгоем среди них”.

“В такой ситуации именно эти
телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того?
Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты,
родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с
друзьями”, – уточнила семейный психолог.

Начать работу над возникающими трудностями она призывает родителей
именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой
ситуации, не обвиняя ребенка.

В чем опасность

Специалист поделилась, что
различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к
цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией
внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.

© предоставил Артур ШугуровКак вылечить ребенка от зависимости к телефону

“Порой говорят, что
“сейчас другое время и дети другие”. Я согласна, но мозг также
нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в
этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление,
воображение, речь, развитие моторики”, – пояснила собеседница.

Частично проблема в том, что на
экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю
сфокусироваться и осмыслить информацию.

“Ребенок становится
информативно “всеядным”, а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что
ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным.
Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не
тренировано, мышление не развивается”, – сказала Кустова.

Что делать?

Шаг 1: пересмотреть отношения

“Во время консультаций я
спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но
это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи
заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в Горсаду, но
этого мало”, – говорит собеседница.

Ирина сравнивает отношения между
родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.

“Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает,
обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он
появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас
устроят такие отношения? Нет. А с детьми это нормально: накормили, одели,
обули, игрушки купили. А любовь где?” – замечает специалист.

По словам Кустовой, первый шаг –
проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый
день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями,
просите ли советов.

“Если дитя уходит в
гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он
чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и
несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство”, – говорит психолог.

При этом в компьютерных играх, в
общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным
героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители
позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: “Не хочу, лучше в
телефоне посижу”.

На этой стадии
“нездоровых” отношений с техникой собеседница рекомендует обращаться
за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.

Шаг 2: найти замену

Как правило, самый популярный
метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то
специалист рекомендует подумать о том, что дать взамен.

“Нельзя у ребенка забрать
удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть
уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся
глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или
плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий.
Представляете, как повысится самооценка ребенка”, – поясняет Ирина.

Читайте также:  Как вылечить хронический бронхит у взрослых навсегда

В борьбе с гаджетами главное
оружие – это родительская мудрость. Кустова добавляет, что в ее практике были
примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, но ищет там что-то
развивающее и полезное.

“У меня племянница увидела
на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки
сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае
гаджет объединил семью и помог принести радость”, – говорит психолог.

Шаг 3: общаться вживую

Специалист рекомендует завести
семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Она приводит пример:
основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться
гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Что страшного – выпустить из рук на
вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или
пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

Шаг 4: быть примером

“У нас самих у многих зависимость
(от гаджетов. – Ред.), это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой
досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример
мы показываем своим детям”, – поясняет собеседница.

Шаг 5: приучать к
ответственности

Отвечая на вопрос, сколько
времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, психолог отметила, что
важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в
общей сложности от 5 до 15 минут в день.

Пяти-шестилетнему дошкольнику не
повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам
временные границы можно расширить от часа до полутора.

При этом специалист рекомендует
совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать
время.

“Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы
становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки
будет играть?” – отметила психолог.  

Она советует в случаях нарушения договоренностей
говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и
искать варианты как это можно исправить.

“Наша задача – показывать
нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках”, – подытожила Ирина
Кустова.

Источник

“Дочь постоянно в телефоне, устала бороться. Что делать?”  “Мой 13-летний сын целыми днями играет с планшетом, отказывается что-либо делать дома, грубит и скандалит, если прошу выключить гаджет. Прошу совета, помогите!”

Как отучить подростка от смартфона? Можно ли наказать ребёнка, забрав телефон? Как преодолеть зависимость детей от гаджетов? Этим вопросом задаются многие родители. В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Ирина Гладких расскажет вам о том, чем опасна телефонная зависимость подростков и как справиться с этой проблемой. 

Что делать, если подросток постоянно залипает в телефоне?

Гаджет-зависимость у подростков

Как часто вы можете увидеть на улице, в магазине, в любом другом общественном месте подростка или ребёнка с гаджетом в руках? А как часто вы встречаете детей с книгой или просто общающихся между собой без гаджетов? Как часто ваши собственные дети проводят время с гаджетами, предпочитая их общество общению с вами, друзьями, чтению книг и пр.? Вопрос взаимодействия детей и подростков с гаджетами далеко не праздный. С каждым годом их контакт становится всё прочнее, в то время как контакт с реальным миром ослабевает. Почему так происходит и что с этим делать?

Современных подростков, тех кто родился после 2000 года, часто называют поколением Z.  У поколения Z, или как его ещё называют – поколения iGen (Internet Generation), много особенностей, основными из которых являются:

  • повышенная лабильность в получении и добывании информации;
  • разница в восприятии информации (эти дети и подростки не умеют читать тексты, особенно длинные, и предпочитает короткие тексты, видеоролики и картинки).

Поколение Z – первое поколение, выросшее в эпоху онлайн трансляции, не знающее жизни без сотовых телефонов, смартфонов и прочих гаджетов. Даже компьютерная мышка для многих из них – анахронизм. iGenы не мыслят себя без Интернета. Подростки не готовы подолгу концентрировать внимание на чём-либо. Средний максимальный период концентрации на одном объекте подростка из  поколения Z – 8 секунд, информация потребляется маленькими порциями, как бы “перекусами”. В идеале информация должна быть наглядной – иконки, смайлики и картинки. Зачастую наглядная информация заменяет текст. При этом нельзя говорить о том, что подростки сейчас глупее, чем раньше, – напротив, сейчас модно быть умным и развивать свой интеллект.

Онлайн среда для подростков – это ведущее измерение реальности, потому что в Сети легче общаться и делиться информацией, проще  искать информацию и удобнее покупать вещи. Но для поколения Z онлайн общение не заменяет, а дополняет общение реальное. Современные дети не бывают одни. Мы стали намного сильнее опекать детей, и даже если никого нет рядом физически, всегда есть кто-то в онлайне. Одиночество зачастую страшит подростков,  так как нет навыков проживания жизни в одиночку. Подростки очень зависимы от оценки окружающих и боятся “выпадения” из социума. Поколение Z умеет бесконфликтно взаимодействовать, не бунтуют открыто (в том числе и в семье), больше времени проводят дома. Всё это вызвано постоянной жизнью в онлайне и навыками постоянного нахождения в контакте с кем-либо. Дети стараются следовать общепринятым нормам поведения, более реалистично смотрят на жизнь и “откладывают” своё взросление.

Согласно одному из исследований, средний возраст детей, получающих первый смартфон в США, сейчас составляет 10,3 года. Многие из этих телефонов являются телефонами мам или пап, но среди детей от 12 до 17 лет почти 80% идентифицируются как пользователи смартфонов.  Масштабные исследования на территории Росси не проводились, но то, что вы каждый день встречаете детей с гаджетами перед собой, говорит о повсеместной “гаджетизации” детей и подростков.

Читайте также:  Как вылечить простудный прыщ на попе

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Вроде бы не всё так страшно. Да, подростки живут с гаджетами, но сейчас такое время. Так чем же опасна зависимость ребёнка от гаджетов?  

Основные опасности можно разделить на 2 группы: опасность для здоровья и опасность социально-психологическая.

Опасность для здоровья заключается в непосредственном воздействии гаджетов на организм. Работа гаджетов меняет работу мозга и сам мозг. При постоянном взаимодействии с гаджетами происходит рассосредоточенность внимания (как уже говорилось выше – максимальное среднее время сосредоточенности на одном объекте – 8 сек), снижается объём памяти, так как отпадает необходимость удерживать в голове постоянно большие (а иногда уже и небольшие) объёмы информации. Зачем что-то запоминать, если это можно узнать в интернете за несколько секунд?

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Проверьте основные способности мозга с помощью инновационного онлайн теста

Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что частое использование гаджетов уменьшает количества серого вещества в мозге. В эксперименте участвовали 75 человек, которые должны были ответить, как сильно они зависят от различных медиа-устройств, начиная от мобильных телефонов и компьютеров и заканчивая телевизором (кроме того, в опросник были включены также печатные издания). Результаты опроса совместили с результатами МРТ мозга, и оказалось, что у тех, кто больше всего пользуется медиа-электроникой, меньше серого вещества в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных задач и помогает контролировать эмоции. 

Постоянное использование гаджетов снижает качество и общую продолжительность сна.  Использование соцсетей, мессенджеров и пр. вызывает страх пропустить что-то “важное” или не увидеть чью-то “важную” новость. Это заставляет проверять сообщения и свои страницы в соцсетях постоянно. Исследования показали, что подавляющее большинство пользователей гаджетов (около 80 %) проверяют свой телефон непосредственно перед сном и сразу после пробуждения.

Подростки спят со своими телефонами рядом с подушкой практически все, без исключения. Они проверяют сообщения и обновления в т.ч. и ночью – сразу, как только проснутся.  Постоянное внутреннее напряжение мешает полноценному сну и не даёт возможность заснуть вовремя. Согласно исследованию, проведённому в 2012-2015 годах в США, число подростков, которые спят меньше 7 часов в сутки, увеличилось на 22%.

Помимо беспокойного и неполноценного сна здесь таится ещё одна опасность. Воздействие света от экрана гаджета воспринимается нашим мозгом как продолжение светового дня: это приводит к изменению  циркадных ритмов организма (внутренних часов), изменению в выработке мелатонина и бессоннице. Также, как оказалось, наши глаза особенно чувствительны к синему свету, который излучают экраны современных устройств. Поэтому после использования гаджетов перед сном человеку (а подростку особенно) сложно уснуть, а если он и засыпает, то сон его очень беспокойный.  

Давно известен тот факт, что при концентрации взгляда на каком-либо объекте происходит уменьшение количества морганий. Когда мы моргаем, то одновременно смачивается роговица глаза, и глаз получает краткосрочный отдых. Чем меньше мы моргаем, тем суше роговица (это может привести к её воспалению, эрозии и прочим неприятным последствиям вплоть до серьезной потери зрения), и тем больше утомлён наш глаз.

Чем опасна зависимость от гаджетов

Помимо всего сказанного, предпочтение гаджетов общению сверстниками приводит к изменению физической активности. Если добавить к этому повсеместную доступность жирной и калорийной пищи, то опасность возникновения ожирения становиться очень ощутимой.  Также снижение социального (живого) общения в отсроченной перспективе приводит к росту депрессивных состояний. Опрос Monitoring the Future показал, что подростки, которые проводят больше среднего времени за “экранной” деятельностью, с большей вероятностью несчастливы, а те, которые больше занимаются “неэкранной” деятельностью – счастливы.

Опасность социально-психологическая заключается  в том, что в сети вы не можете защитить своего ребёнка от нежелательных контактов, не можете проконтролировать получаемую им информацию и не знаете точно с кем именно общается подросток. Благодаря анонимности в социальных сетях и интернете в целом, общение там в основном идёт инкогнито.  В социальных сетях, на форумах подростки могут подвергаться кибербуллингу. Не все могут адекватно противостоять такому агрессивному воздействию и защищать себя в сети. Зачастую подростки беззащитны перед оценкой окружающих, которая выливается на их страницы и комментарии к их фото, постам, блогам, заметкам и пр.

Подросток может подвергаться воздействию жестокого контента, даже если он не желал его просмотра. Агрессивная реклама в интернете, гиперссылки, рассылки, навязывание контента,  может привести к просмотру видео, фото или получению иной информации нежелательного содержания.

К сожалению, наших детей и подростков не учат грамотному поведению в интернет-пространстве так же, как учат переходить улицу, правилам дорожного движения, поведению в лифте и пр. Интернет и жизнь онлайн прочно вошли в нашу жизнь, и подросткам нужно знать правила поведения там так же, как  и правила поведения в обычной жизни. Необдуманно размещённая фотография личного или интимного содержания, необдуманный пост или комментарий легко могут привести в шантажу автора. Расскажите своим детям о правилах безопасности в сети, научите их безопасному взаимодействию в социальных сетях и форумах.

Читайте также:  Как вылечить разрыва уздечки

Доверчивые дети, и дети, особенно зависимые от общения,  могут вступать в разные группы, известные среди взрослых как “группы смерти“. В этих группах дети играют в некие “игры”, в которых им “куратор” даёт разные задания, а ребёнок их выполняет и отчитывается. Для ребёнка эта игра, которая зачастую заводит очень далеко.

Способность мыслить критически – это то, что спасёт вашего ребенка в данной ситуации. Как развить критическое мышление? Объясните ему, что всегда нужно задавать себе вопрос – зачем мне это делать? Почему я должен это делать? Кто этот человек, который меня просит это сделать? И  много-много других вопросов. Главное – уметь анализировать поступающую информацию и задавать вопросы – возможно, неудобные для “кураторов” и лиц, провоцирующих вступление в подобные группы, но это поможет обезопасить ребенка.

Можно ли отучить подростка от гаджета?

Отучить подростка от гаджета: ошибки родителей

Большинство родителей обеспокоены постоянным взаимодействием подростков и гаджетов.  Первое действие, которое зачастую предпринимают родители для минимизации зависимости от гаджетов, – это запрет на взаимодействия подростка и гаджетов. Родители лишают ребенка гаджета, при этом сами продолжают их активное использование и не предлагают подростку никакой альтернативы. Можно ли наказать подростка за чрезмерное увлечение гаджетами, отобрав у него телефон или планшет?

Путь в корне неверный. Подросток найдёт способ использования гаджетов (просмотр контента совместно с друзьями в школе, игры на гаджетах друзей, в конечном итоге, разблокировка гаджетов родителей и их использование). Родители не понимают, что многие из подростков научились пользоваться смартфонами и планшетами раньше, чем научились ходить и говорить, и для них гаджет – такая же часть мира, как для их родителей, например, телевидение, радио или книги. Для ребёнка большая часть общения с внешним миром происходит именно через гаджет, и забрав его у ребёнка, вы по факту лишаете ребенка общения, изолируете его от общества.

Можно ли избежать гаджет-зависимости и как это сделать?

Так можно ли избежать зависимости от гаджета?  Ответ, на мой взгляд, очевиден – избежать гаджетов невозможно. А вот минимизировать возникновение зависимости от них и их воздействие – можно. Используйте гаджеты в качестве помощников!

Для начала родителям нужно понять, что гаджеты в жизни их ребёнка -такое же естественное  явление, как телевидение или радио в мире родителей. Подростки практически “родились со смартфонами в руках”. Исходя из этого, приходит понимание, что взаимодействовать с подростками нужно по-другому. Учить их тоже нужно по-другому. Множество проблем современной педагогики растёт из непонимания особенностей современного взаимодействия подростка и мира.  Подростки болезненно отреагируют на запрет гаджета, но на аргументированное ограничение времени использования могут пойти весьма спокойно.

Предложите ребёнку обучающие программы, которые можно проходить онлайн, используя гаджет. Покажите ему возможности персональных когнитивных онлайн тренировок, повышающих внимание и развивающих интеллект. На сайте СogniFit (“КогниФит”) вы найдёте множество игр, способных увлечь как ребёнка, так и подростка.

Существует огромная разница между обычными онлайн играми и играми для ума, эффективность которых доказана научным путём. Только такие игры действительно помогут развить ваши когнитивные способности. Результативность игр CogniFit подтверждена экспертами и независимыми научными исследованиями.

Также вы можете предложить подростку пройти когнитивные тесты, для выявления своих сильных и ослабленных когнитивных сторон, и когнитивные стимуляции для усиления способностей, нуждающихся в улучшении. Тренировки развлекут подростка, одновременно тренируя его мозг, и снизят ваше внутренне напряжение от мыслей, что ребёнок бесцельно зависает в интернете. Постоянные тренировки на виртуальных тренажёрах существенно повышают интеллектуальные способности и облегчают усвоение информации в оффлайне.

Тренируйте когнитивные способности с помощью персональной онлайн тренировки

Также можно использовать приложения с дополненной реальностью для обучения специализированным дисциплинам. Например, существует множество приложений с дополненной реальностью для будущих врачей. Эти приложения помогают изучить анатомию человека, животного и любого органа в дополненной виртуальной реальности.

Как отвлечь ребёнка от гаджета? Советы родителям

Но как же отвлечь ребенка от гаджета? Неужели они теперь все будут некими существами с гаджетами у глаз? Конечно нет. Но если вы хотите оторвать ребёнка от гаджета, то вам нужно самому стать своеобразным оффлайн другом, собеседником и пр. , с которым ребенок будет общаться.  Итак, что можно предложить на замену гаджетам?

конструкторы. Сейчас в продаже есть множество разнообразных конструкторов: от наборов робототехники и моделирования дронов до деревянных конструкторов, моделирующих механизмы.

наборы для постройки домов, печей, замков и пр. – из кирпичей и брёвнышек. Развивают мелкую моторику и воображение.

настольные игры. Да, да!!! Но только с увлечёнными игроками, которые заменят общение в онлайне.

наборы для творчества. Все дети любят творить и делать что-то своими руками, а особенно, если это потом радует их родителей. Станьте творцами и ценителями прекрасного вместе со своим ребёнком!
Подводя краткий итог: гаджеты – не враги, гаджеты – не друзья. Они – часть мира ваших детей. Примите их и обратите себе на пользу. Станьте другом и собеседником своему ребёнку, и вы увидите, что общение с гаджетом станет меньше. Подростки поколения Z по-другому воспринимают информацию. Научитесь говорить с ними на одном языке, и проблемы с зависимостью от гаджетов существенно снизятся или исчезнут совсем.

Источник