Как вылечить тугоухость у новорожденного

Как вылечить тугоухость у новорожденного thumbnail

Аудиологический скрининг новорожденного на фото при помощи специального аппарата

Проблемы со слуховым аппаратом у младенцев формируются еще в утробе матери, если они не носят приобретенный характер. Это проявляется как нарушение слуха у новорожденного в неонатальный период либо в более позднем возрасте. Обычно заболевание выявляется на третьи сутки после родов при помощи специального обследования.

Есть ли нарушение слуха у новорожденного ребенка? Как и для чего проверять?

Понять, плохо ли слышит младенец после рождения, крайне необходимо для того, чтобы избежать дальнейших проблем в развитии. Обязательной процедурой во всех родильных домах является аудиологический скрининг, который помогает определить наличие тугоухости у новорожденного при помощи специальной аппаратуры.

Для проведения данного мероприятия используют устройство, оборудованное специальным программным обеспечением и наушниками с микрофоном. Для проверки нарушения слуха у новорожденного необходимо поместить один наушник в ушную раковину младенца и задать запрограммированный импульс.

Проверяем нарушение слуха у новорожденных в домашних условиях

Проверяем нарушение слуха у новорожденных в домашних условиях

На наконечнике размещен датчик, который улавливает реакцию головного мозга ребенка и передает ее на монитор устройства. Проверяются таким образом оба ушка. При наличии подозрений на тугоухость проводят дополнительные исследования в 1, 3, 6 месяцев, а при подтверждении нарушения прибегают к срочной терапии.

Мамам на заметку! Аудиологический скрининг в родильном доме новорожденному проводится, когда ребенок спит.

Как развивается слух у новорожденных детей

Для полноценного формирования у ребенка слухового аппарата, который не имеет дисфункций, потребуется 1-1,5 месяца. За это время кроха учится распознавать знакомые звуки и голоса. Если в первые сутки разбудить младенца будет тяжело, то уже спустя несколько недель потревожить его сможет даже шорох.

Слух у новорожденного формируется поэтапно, поэтому не всегда сразу можно выявить нарушение

Слух у новорожденного формируется поэтапно, поэтому не всегда сразу можно выявить нарушение

В возрасте 1,5-2 месяцев кроха начинает реагировать на окружающие звуки: он замирает, если слышит знакомый голос, старается прислушиваться к нему и реагировать улыбкой или смехом. Если подобные реакции отсутствуют, обратитесь за консультацией к педиатру на плановом осмотре.

Тугоухость у грудничка: симптомы

Что такое тугоухость у грудничка – это нарушение деятельности слухового аппарата ребенка, связанное с различными факторами. Если не удалось обнаружить проблему в роддоме, то родители смогут это сделать в домашних условиях по прошествии срока, когда слух у малыша должен окончательно наладиться. При прогрессировании патологии замечается, что:

  • младенец не реагирует на шум и резкие звуки;

    Если наблюдается нарушение слуха у новорожденного, он отстает в развитии

    Если наблюдается нарушение слуха у новорожденного, он отстает в развитии

  • ребенок не слышит высокочастотного звона или трели птиц;
  • в три-четыре месяца кроха не агукает, не вздрагивает от чужого крика или незнакомого голоса;
  • в 5-6 месяцев малыш не реагирует на собственное имя и шуршание пакетом, звук, издаваемый погремушкой;
  • грудничок до года не имеет словарного запаса, не произносит некоторые слоги, звуки;
  • отсутствует понимание речи, ребенок плохо сидит, не ползает, не пытается сделать первые шаги.

Перечисленные симптомы – это следствия нарушения слуха у новорожденного. Заторможенная речь и физиологическое состояние требуют вмешательства специалистов.

Говорят дети! Спрашиваю дочку:
— Ты слушается в садике?
— Конечно, слушаюсь! Сколько скажут в углу сидеть, столько и сижу…

Тугоухость у новорожденного: причины и последствия

Степени нарушения слуха у младенцев зависят от провоцирующего фактора. Существует четыре степени сложности патологии, характеризующиеся следующими симптомами:

  • первая – кроха может слышать звуки и речь вблизи от себя, а на удаленный шум у него полностью отсутствует реакция;
  • вторая – малыш способен различить разговоры взрослых с расстояния не более 4 метров, а шепот не более 1 метра;
  • тугоухость у новорожденных 3-й степени сопровождается безразличием к речи шёпотом и различением громких звуков только с расстояния двух метров;
  • при четвертой степени малыш не способен различать разговоры даже вблизи. Эта стадия считается самой сложной.

Лечить тугоухость у новорожденного стоит только по показаниям. Самостоятельные действия приведут к осложнениям.

Лечить тугоухость у новорожденного стоит только по показаниям. Самостоятельные действия приведут к осложнениям.

Когда у младенца нарушен слух, и он не различает звуки, превышающие по силе порог 91 дБ, медики смело ставят диагноз – полная глухота. Каждая из этих стадий появляется, если у матери во время беременности были приобретенные инфекции (герпес, опоясывающий лишай, токсоплазмоз); имеют место наследственные проблемы (то есть, когда один из родителей имеет подобную патологию); в случае получения родовых травм ребенком или других осложнений: желтушка у новорожденного тяжелой формы, поражения головного мозга (менингит, энцефалит); влияние имеют прием медикаментов и вредные привычки при беременности.

Читайте также:  Как вылечить ларингит бронхит

В этом видеоролике рассматривается, как проводится аудиологический скрининг новорожденного, чтобы выявить раннее нарушение слуха.

Обратите внимание! Все нарушения слуха у новорожденных приводят к тяжелым осложнениям в психическом, физическом и эмоциональном развитии ребенка. Это не дает ему нормально адаптироваться к окружающей среде и расти со сверстниками.

Грудничок плохо слышит: способы лечения тугоухости

Терапия относительно нарушения слуха у детей до года начинается с комплексной диагностики, которую в первую очередь осуществляют неонатологи. Если проблем не обнаружено, у деток присутствуют все безусловные реакции: расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса.

Говорят дети! Спускаемся по лестнице на прогулку, я несу дочкину куклу. Она (3 года):
— Мамочка, повнимательнее, под ноги смотри.
— Я смотрю, Ариша.
— Не вздумай мою Васю уронить… А то будешь в углу у меня прозябать весь вечер.

Среди детей, которые попадают в группу риска с тугоухостью, проводят аудиометрию и кемертональное исследование слуховой функции, а также отоаккустическую эмиссию. Использование такой диагностики позволяет говорить о степени сложности патологии и дальнейшей ее терапии. Не стоит забывать об обязательной консультации сурдолога и слухопротезиста.

Для лечения снижения слуха у малышей может применяться немедикаментозная и медикаментозная терапия. Иногда для грудничков достаточно провести чистку серных пробок и удаление инородных предметов, чтобы решить проблему тугоухости, в оставшихся ситуациях принимают решение о назначении лекарств.

Лечить тугоухость нужно при помощи специального оборудования в условиях медицинского учреждения

Лечить тугоухость нужно при помощи специального оборудования в условиях медицинского учреждения

Когда наблюдается тугоухость из-за проблем с сосудами внутреннего уха, прописывают препараты, оказывающие положительное действие на кровоснабжение слухового органа. Применяют Винпоцетин, никотиновую кислоту, Бендазол. Если у малыша причиной поражения слуха является инфекция, назначают антибиотики: Аугментин, Флемоксин, Амоксиклав; а при признаках интоксикации проводят дезинтоксикационные процедуры, в список препаратов включают глюкозу.

Применяют и немедикаментозные процедуры, а именно: массаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапию, электрофорез. При симптомах тяжелой степени глухоты для ребенка показано слухопротезирование с последующей реабилитацией у логопеда, сурдопедагога и психолога.

Мамам на заметку! В Сети есть несколько форумов, посвященных здоровью детского слуха. Там обсуждаются самые обширные и проблемные темы, а также рассказывается о способах восстановления после лечения.

Профилактика тугоухости у новорожденных

Если не соблюдать профилактические меры по предотвращению проблем со слухом у детей до года, существует риск вырастить немого ребенка с отклонениями в физическом и психоэмоциональном развитии. Чтобы этого не случилось, нужно:

  • отказаться от вредных привычек на этапе планирования беременности и вынашивания;
  • выполнять все рекомендации врачей;
  • пройти полное обследование после зачатия;
  • не принимать медикаментов без разрешения гинеколога;
  • вести здоровый образ жизни (включить правильное питание и умеренные физические нагрузки).

Если в вашем роду кто-то страдал тугоухостью, обязательно скажите об этом в женской консультации.

Рекомендуем посмотреть видео с объяснением, из-за чего развивается снижение слуха у новорожденного. Также здесь рассматривается, какие признаки требуют особого внимания.

Источник

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1.  Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2.  Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3.  Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

Читайте также:  Васкулит как вылечить народным средством

4.  Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5.  Токсикозы беременности.

6.  Асфиксия новорожденного.

7.  Внутричерепная родовая травма.

8.  Гемолитическая болезнь новорожденных.

9.  Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  •  в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  •  в 2-4 месяца появляется гуление ;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  •  в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах. 

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим.  Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике.  Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

Читайте также:  Как физическими упражнениями вылечить остеохондроз

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия.  Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции.  Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные.  Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается.  В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Источник